Ирина Ковалик
Ковалик
заведующая библиотекой
гимназии «Мариинская»,
г. Таганрог
У каждой истории есть своё начало. История библиотеки гимназии «Мариинская» началась в 1875 году, когда в городе открылась женская гимназия. И вот уже второе столетие приходят в библиотеку дети.
Проходят годы, меняется жизнь, меняется гимназия, меняется читатель, меняется библиотека.
Почему происходят перемены? Что служит толчком к изменению такой, казалось, незыблемой структуры, как библиотека? В нашем случае толчком к реорганизации послужило сразу несколько факторов. Это, в первую очередь, возвращение гимназии в 2004 году исторического названия «Мариинская» и необходимость соответствовать этому статусу, соответствовать возрастающим потребностям учащихся и педагогического коллектива, отвечать потребностям учебного процесса, имеющего гуманитарную направленность. Основным сигналом к внедрению инноваций послужил отток из библиотеки читателей, не удовлетворённых информационной и справочно-библиографической деятельностью библиотеки, уровнем её технической оснащённости.
Чтобы измениться, нужно было понять, какие перемены необходимы, проанализировать потребности читателей, определить место библиотеки в образовательном и информационном пространстве гимназии, составить программу действий, в которой связать изменения в библиотеке с изменениями, происходящими в учебном заведении. Инновации ради инноваций никому не нужны, главное было – понять, что в итоге мы хотим получить.
Для определения направления движения был организован мониторинг потребностей учителей и учащихся в библиотечном обслуживании. Мониторинг включал в себя изучение запросов читателей, фигурирующих в картотеке «Неудовлетворённого спроса», опрос преподавателей и учащихся о месте библиотеки в гимназии, анкетирование «Чтение и библиотека в твоей жизни», анализ количественных показателей работы библиотеки: посещаемости, обращаемости, количества читателей и книговыдачи.
По итогам работы было проведено несколько заседаний административного совета гимназии. Главным решением стало сохранение библиотеки как системообразующего элемента гимназии. Гуманитарному образовательному учреждению нужна не медиатека, не информационный центр, а библиотечно-информационный центр, где на первом месте стоит книга.
Какая книга нужна, а от какой лучше отказаться? Здесь на помощь библиотекарю пришли коллеги-педагоги. Председатели методических объединений изучили все отделы фонда, оценили каждое издание с точки зрения его необходимости и пользы для учебного процесса, отобрали устаревшие книги и составили список предложений по приобретению новых. Изменилась и система комплектования фонда. Закупка книг стала производиться не только библиотекарем на основании выявленного спроса, но и учителями-предметниками, выезжающими «книжным десантом» в книготорговые организации города и области для отбора нужной литературы. Такая система работы позволила создать небольшие по количеству, но удобные в использовании отраслевые фонды.
Одним хорошим фондом, однако, читателя в библиотеку не возвратить. Современному читателю нужны современные информационные и технические ресурсы, новые возможности, органично сочетаемые с традиционными библиотечными формами работы. Необходимо было сформировать позитивный образ библиотеки как значимой организационной структуры школы, не только обеспечивающей качественное сопровождение учебного процесса, но и предоставляющей новые возможности для познания и саморазвития. Стояла задача сделать библиотеку равноправным участником педагогического и воспитательного процесса. Решение этой задачи возможно только на основе использования новых технологий.
Внедрение инновационных технологий в работу библиотеки – процесс длительный, требующий последовательных, планомерных действий. Здесь большую роль приобретают планирование и анализ работы. С целью решения поставленных задач была подготовлена «Программа реорганизации библиотеки в библиотечно-информационный центр». Ежегодно в плане работы намечается программа действий на учебный год, в годовом отчёте подводятся итоги, даётся анализ достигнутых результатов. Такой подход к проблеме необходим для своевременной корректировки действий, анализа происходящих изменений и их влияния на учебный процесс.
Следующий шаг – это обучение информационно-компьютерным технологиям библиотечных кадров, ознакомление с опытом ведущих городских библиотек по внедрению ИКТ, анализ существующих АИБС.
Выбор АИБС имеет определяющее значение для развития библиотеки. Необходимо понимать, что внедрение АИБС в одной отдельно взятой библиотеке – это только начало пути. Автоматизация библиотечных процессов предполагает в итоге создание единого библиотечного пространства школьных библиотек, библиотек всего города, региона. Единая для всех библиотек АИБС даёт возможность кооперации школьных библиотек в вопросах обработки литературы, создания каталогов и картотек, что значительно сокращает временные затраты на эти трудоёмкие процессы – ведь мы получаем одинаковую литературу и подписные издания. Использование единой АИБС позволяет организовать обучение библиотекарей и создать консультационную площадку, организовать обмен опытом.
Именно так и поступили в нашем городе, обеспечив все школьные библиотеки АИБС МАРК–SQL. Все библиотекари получили одинаковую базовую подготовку, что позволило одновременно осваивать АИБС. А на базе нашей гимназии с 2004 года работает консультационная площадка, для ведения которой библиотекарь прошёл подготовку по программе тьюторов в ИПКиПРО в городе Ростове-на-Дону. Таким образом, были созданы хорошие условия для постепенного, планомерного внедрения процессов автоматизации в деятельность школьных библиотек и заложены основы для организации совместной работы. Осталось самое сложное – убедить коллег, что компьютер не обуза, а надежный помощник и его надо активно использовать.
Одновременно с библиотекой свой сложный путь внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс проходила гимназия. Новые технологии внедрялись не только в систему управления гимназией, когда автоматизируются процессы бухгалтерского, материально-технического и кадрового учёта, но и в образовательный процесс. Создавалось единое информационное пространство гимназии, неотъемлемой частью которого была библиотека.
Для осуществления этого процесса в гимназии создана информационно-аналитическая служба. Её задачи: изучение опыта внедрения ИКТ в образовательных учреждениях, отбор и внедрение лучших идей, анализ полученных результатов и общее руководство процессом создания единого информационного пространства гимназии. В состав информационной службы вошли: руководитель гимназии, зам. по информационным технологиям и методической работе, учитель информатики, инженер-программист, зав. библиотекой.
Работа библиотекаря в информационно-аналитической службе гимназии позволила совместить изменения в библиотеке с изменениями в учебном заведении, определить своё место в преобразованиях, взять на себя те направления работы, которые никто другой выполнить не может. Основная задача библиотеки – создание электронных каталогов и картотек, доступных для работы через локальную сеть гимназии, информационное обслуживание читателей, создание каталога образовательных программ «Спутникового канала», организация библиотечной страницы на сайте гимназии, комплектование фонда медиаизданий.
Реорганизация библиотеки потребовала изменения как её внешнего облика – зонирование библиотечного пространства, выделение компьютерной зоны, зоны прессы, детского отдела, так и совершенствования технического оснащения. Сегодня мы имеем три компьютера, принтер, сканер, ксерокс.
В штате библиотеки всего один сотрудник, поэтому очень важной частью работы стало создание библиотечного актива из числа учащихся гимназии, участвующего во всех библиотечных процессах. На плечи добровольных помощников легло проведение массовых мероприятий, информационная работа среди учащихся начальной школы, создание библиотечной страницы на сайте гимназии и компьютерной презентации деятельности библиотеки, участие в городских, областных и всероссийских читательских конкурсах.
Четыре года работы по внедрению новых технологий в деятельность библиотеки ещё раз подтвердили, что невозможно, начиная дело, предвидеть и предусмотреть всё. В процессе реализации любой программы приходится вносить коррективы в намеченное, ускорять или откладывать на время отдельные процессы; к любому опыту, к любой разработке нужно относиться критически, соотнося всё с условиями конкретной школы, конкретной библиотеки.
Намечая пути реорганизации библиотеки, мы изучили имеющиеся публикации по этой теме, познакомились с опытом других библиотек, но опирались в своей работе на собственный опыт, силы и ресурсы, не строили иллюзий, не ставили невыполнимых задач, а последовательно, шаг за шагом шли к намеченной цели. Если администрация школы, педагогический коллектив, библиотека работают сообща, вместе ставят задачу и вместе добиваются её решения, то результат обязательно придёт. Этот результат – новая библиотека в старых стенах и благодарные читатели.