Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2008

Елена Макарова

Макарова
Елена Ивановна
Макарова

заведующая
библиотекой
школы № 1302,
Москва

Скажите, что делать школьному библиотекарю, если его поставили на замену? Любую и всякую. Да хотя бы урока биологии в 7-м классе.

Уважаемые коллеги, много вы помните из школьного курса этой науки? Я тоже что-то такое отдалённо-приблизительное. Вы, конечно, согласны, что мы в любой момент можем оказаться в подобной ситуации и приходится быть готовыми к ней всегда. Как правило, мы стараемся на замене провести что-нибудь гуманитарное, близкое нам – литературу, историю, внеклассное чтение и так далее. Но у нас ведь есть и естественно-научный фонд (хотя данный раздел нашего фонда и невелик), мы работаем и с ним тоже. Об одном из вариантов работы с естественно-научной литературой хотелось бы рассказать. Идея принадлежит газете «Библиотека в школе». Занятие строилось с использованием методики развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), о которой газета неоднократно рассказывала применительно к нашей библиотечной практике. Вот что у нас получилось.

Урок сразу задумывался как открытое меропри­ятие в рамках съёмки заочной части Московского педагогического марафона – 20081 на территории редакции с участием детей из разных школ. Были приглашены семиклассники из школы № 1302 с углублённым изучением иностранных языков (г. Москва) и из гимназии № 5 (г. Сергиев Посад Московской области). Вести урок попросили меня – заведующую библиотекой школы № 1302. До встречи я никогда не видела детей из сергиевопосадской гимназии. Ребята также никогда не встречались до этого. У нас были: семиклассники, незнакомые друг с другом, школьный библиотекарь и взрослые зрители (библиотекари, учителя, родители). Должна сразу оговориться, что никто из участников нашего мероприятия, в том числе и редакция «БШ», не знали ни темы занятия, ни его сценария, ничего абсолютно.

Задачи у нашего урока были следующие:

  1. Провести замену урока биологии в 7-м классе по методике РКМЧП силами школьного библиотекаря.
  2. Вспомнить с детьми навыки пользования справочной литературой.

Для мероприятия потребовались: дети, помещение, классная доска, некоторый набор справочной литературы (по биологии и не только), учебники биологии 7-го класса (автор В.М.Константинов и др.), бумага и фломастеры.

В кратком обращении к детям были представлены ведущий и они сами друг другу.

А затем сразу перешли к работе.

Ребятам было предложено, несмотря на то что они ещё не знакомы друг с другом, представить, что учатся они все в одной школе, например в школе «номер раз» в классе 7 «О», т.е. объединённом. И здесь по замыслу организаторов мы должны были разбить ребят на группы. Групп получалось три. Дети для этого рассчитались бы на первый-третий, как на физкультуре. А затем пересели бы по группам: все первые – слева, вторые – прямо, третьи – справа. Но ничего этого не произошло, так как дети были «зажаты», им не хотелось расставаться с друзьями, с ними же надёжнее в незнакомом месте. Поэтому на сей раз оставили ребят так, как они сели сами. Так и получились три группы.

Для начала ведущий предложил просто договориться о правилах проведения нашего несколько необычного занятия. Было решено, что ребята сами определяют, кто от групп выступает, но каждый раз выступающий должен меняться. Ответ готовится коллективный, то есть работают сообща, а выступающий высказывает выработанное мнение группы, а не своё собственное. На подготовку ответов будет отводиться очень ограниченное количество времени.

ХОД УРОКА

Фото1Итак, 7-й «О» класс готов к работе. А что же мы будем делать?

А состоится у нас замена урока биологии. Но так как учителя срочно вызвали в управление образования, то урок поручили провести мне – Макаровой Елене Ивановне, заведующей школьной библиотекой. Как вы хорошо понимаете, я – не биолог и очень надеюсь на вашу помощь. Тема нам досталась та, которую вы ещё не изучали, и нам с вами вместе придётся в ней разобраться. А тема у нас с вами – «класс птиц, общее представление». Так давайте вместе и будем работать.

Представьте, что сегодня утром вы подходите к своей родной школе, а там на ближайшем дереве сидит птица. Да не простая, а птица феникс. И директор просит (да просто умоляет!), чтобы сегодня именно ваш 7-й класс «О» присмотрел бы за ней, поухаживал бы (вывешивается любое изображение птицы феникс).

Итак, давайте разберёмся с этим чудом. Как вы думаете, откуда она могла к нам прилететь?

Дети были удивлены началом занятия и немного растеряны, поэтому отвечали поначалу неуверенно и тихо.

Ответы: из цирка, из другого измерения, из сказки.

А какой ответ вам нравится больше?

Здесь ребята были единодушны: из сказки.

Посмотрите, если написать на доске «Птица феникс», то видно, что название как бы делится на две части: реальную – птица и фантастическую – феникс. Давайте теперь просто повспоминаем, кто что помнит. Например, 1-я группа вспомнит, что они знают о птицах вообще (реальных, настоящих). 2-я группа вспомнит всё про сказочного феникса – что это и откуда взяться-то могло у нас, а 3-я расскажет про птиц в городе (например, в Москве), ведь именно сюда прилетела волшебная птица.

На подготовку ответа отводится полторы минуты.

Ответы (здесь даются конспективно):

1-я группа: птицы летают, они бывают дикими и домашними; их разводят для получения продуктов питания и для красоты.

2-я группа: птица феникс – это волшебная птица, раз в год она сгорает, а затем возрождается из пепла. Про неё рассказывается в мифах и в книгах про Гарри Поттера. Ещё её называют жар-птицей (например, в «Коньке-Горбунке»).

3-я группа: птицы давно поселились с людьми. В городе это вороны, воробьи. Птицам нелегко жить в городе (приводятся причины).

Спасибо всем за интересную информацию. Мы немного сориентировались в нашей теме.

Как я понимаю, птица нам досталась уникальная, требующая бережного отношения. Так давайте поищем дополнительную информацию. Раз я работаю в библиотеке, то, конечно же, советую вам обратиться к справочной литературе. Она у нас здесь есть самая разнообразная. Например, тематические словари. Только давайте сначала вспомним особенности справочной литературы, словарей. Как они устроены, как с ними работать?

В каком порядке в словарях даётся информация?

Дети ответили быстро: в алфавитном.

Как нам определить, тот ли словарь мы взяли для работы? (Для этого надо посмотреть название, аннотацию, содержание).

Что ещё имеется в словарях для удобства работы? (Указатели.)

Фото2

Со словарями разобрались. Теперь задания:

1-я группа даст нам научное определение, что такое птицы. (Толковый словарь русского языка, иллюстрированный энциклопедический словарь школьника.)

2-я группа найдёт нам научное определение птицы феникс. (Мифологический словарь, энциклопедия языческих богов.)

3-я группа расскажет о домашних птицах. Вдруг мы захотим приручить нашу волшебную птицу, поэтому хотелось бы побольше узнать о домашних птицах. (Энциклопедический словарь юного биолога.)

На подготовку ответа – полторы минуты.

В ходе работы ребята успокоились. Трудились в группах дружно и сосредоточенно.

Ответы давали по словарям, да ещё и с небольшими комментариями. Но… во второй группе произошёл «сбой». Не оказалось в словарях такого слова – «феникс». Дети страшно огорчились и не подумали, не посмотрели вокруг, а то бы заметили похожее слово «Финист». Здесь ведущему пришлось срочно подключиться к решению проблемы и напомнить детям, что в русском языке, а тем более – в мифологиях разных народов, может быть разное произношение и написание одних и тех же слов2. Было предложено вспомнить, где, в каких произведениях встречается «Финист». С ответом не медлили ни минуты: в сказке «Финист – Ясный сокол». А третья группа не только рассказала про домашних птиц, но и самостоятельно сделала вывод, что нам не удастся приручить и содержать нашу чудо-птицу в неволе, так как на то есть много объективных причин.

Вспомнив, что нам было известно о птицах из нашего собственного опыта, получив дополнительную информацию из словарей, давайте теперь посмотрим, что ещё неизвестного может рассказать о птицах ваш учебник биологии за 7-й класс (параграф 44, страница 35).

Задания. Каждая группа изучает свою часть параграфа и должна, разобравшись в ней, сжато сообщить всем основные сведения.

1-я группа вкратце поведает нам о строении птиц в целом;

2-я группа расскажет о таком важном элементе, как крыло, о его устройстве;

3-я группа сообщит о строении птичьего пера.

Было предложено давать только факты, очень кратко. На подготовку отводилось полторы минуты.

Здесь ребята отвечали по учебнику, но им пришлось быстро и тщательно разобраться в своей теме, чтобы вычленять только необходимое, а также ужимать или сворачивать информацию из учебника, чтобы излагать её кратко, но ёмко. Они справились и с этой задачей, а на подходе была уже следующая.

Сегодня мы с вами многое вспомнили о птицах, что-то узнали прямо сейчас, на занятии. Так скажите теперь (вопрос ко всем): что отличает птиц от других животных? Перечислите особенности птиц.

Здесь возникла какая-то удивлённая пауза, а затем ребята потихоньку стали выдавать ответы: птицы летают, у них есть перья и крылья, клюв, обтекаемое тело, мигрируют и так далее. В результате получился небольшой список признаков, который по сути являлся конспектом рассказа, сообщения о классе птиц в общих чертах, для ознакомления с ним.

Затем ребятам было предложено поиграть. Но не пошалить и повеселиться, а поиграть в литературную игру СИНКВЕЙН, что в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определенной последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два определения, потом три глагола. Следом идёт одна фраза из четырёх слов, а завершает одно любое слово.

Вот что получилось у наших семиклассников:

ПТИЦЫ
красивые, перелётные
Фото3летают, поют, каркают
птицы улетают в тёплые страны
Кукареку

ПТИЦЫ
красивые, необычные
летать, мигрировать, клЮвать (да, так и написано!)
у павлина красивый хвост
сказочно

ПТИЦА
хрупкая, непохожая
восхищает, удивляет, умиляет
птицы самые бесподобные животные
люблю

А затем ведущая пригласила ребят в школьную библиотеку, чтобы познакомиться с дополнительной интересной литературой о классе птиц. В любой школе в фонде найдётся атлас – определитель птиц, что-нибудь о редких или исчезающих пернатых о домашних питомцах – канарейках, попугайчиках и так далее. Можно вспомнить и периодику. Здесь и всем известный многие десятилетия «Юный натуралист», а также более новые журналы, такие как, например, «Свирель» и «В мире животных». Всё это может пригодиться нашим ученикам.

Таким образом, в ходе нашего несколько необычного урока-замены было сделано следующее:

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Уважаемые коллеги, мы рассказали о работе объединённой группы детей, которые ранее были незнакомы. Описали не просто урок-замену по биологии, а занятие, построенное на принципах методики развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП или РКМ – развитие критического мышления). РКМЧП – это одна из современных педагогических методик, которую можно использовать и в библиотечной практике тоже.

Несколько слов о её названии. РКМЧП – это перевод с английского. Мы в русском языке привыкли видеть в термине «критический» несколько негативный оттенок. В английском языке он обозначает «умение размышлять». Именно это умение и продемонстрировали учащиеся на нашем уроке-замене.

Любое занятие, проводимое по методике РКМЧП, состоит из трёх этапов: вызов, осмысление и рефлексия.

Первый этап – вызов. Здесь нам требуется активизировать аудиторию, заинтересовать и вовлечь в работу. При этом можно использовать элемент неожиданности, элементы игры. Неожиданностью у нас был первый вопрос из области фантастики. Задача первого вопроса именно удивить, привлечь внимание ребят к теме (на удивление можно наложить любой материал), а затем и увлечь в работу. Первый вопрос должен быть неожиданным, оригинальным, но несложным, чтобы на него было нетрудно, но интересно отвечать. Элементами игры может стать процесс знакомства (как в нашем случае с незнакомыми детьми) и формирования команд. Разбивка на группы может быть любая. Например, при входе в класс ребята тянут жребий: бумажки разного цвета или разной формы из одного пакета. В классе проще всего просто объединять рядом стоящие парты – группа из четырёх–шести человек уже готова. Четыре, на мой взгляд, – оптимальное число. Такая группа мобильна, работоспособна, в ней всем будет занятие, каждый на виду и при деле, и каждый успевает выступить. Здесь есть такой нюанс. Группы мы формируем произвольно, и попавшим в неё ребятам, чтобы выполнить задание, надо уметь договариваться. Дети учатся работать одной командой и приходить к единому мнению. Таким образом, на стадии вызова у нас происходит активизация детской аудитории, её творческой активности.

Фото4

Второй этап – осмысление. На этой стадии ребята отвечали на вопросы. Причём, как вы помните, первое задание они выполняли по памяти, вспоминали, кто что знает и помнит, то есть обращались к своим собственным «запасам» информации и собственному житейскому опыту. Здесь наши дети выдавали информацию и ответы на вопросы, которые они сами от себя не ожидали услышать, да ещё по теме, которую в школе не изучали. (Класс птиц обычно проходят в конце третьей четверти, в марте, а это занятие проводилось в феврале.) Тем не менее из тайников памяти выплыла необходимая информация. И птиц все наблюдают в реальной жизни, и сказки читали, и песни слышали. На этапе осмысления ребята самостоятельно обдумывали имевшуюся у них ранее информацию (из книг, игр, телевидения, собственного опыта), привлекали вновь возникающую информацию (появляющуюся уже в ходе работы), попутно вспоминали, как устроены словари и как с ними работать, и шагали дальше в освоении темы.

Третий этап – рефлексия, или стадия обобщения и выводов. А так как задача у нас была двоякая: и биологическая (изучить новый материал), и наша библиотечно-информационная, то на этом этапе дети размышляли о том, сможет ли выжить в современном городе чудо-птица (да и любая реальная тоже), и составляли синквейн. То есть делали выводы по теме и по своей работе тоже.

Несколько слов о синквейне. Его можно использовать на любом уроке, по любой теме, он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.

Таким образом на нашем уроке-замене мы прошли все три основных этапа по методике РКМЧП.

Занятие, как мы помним, было завершено обзором литературы из фондов школьной библиотеки по теме урока. Моё глубокое убеждение состоит в том, что любое проводимое библиотекарем мероприятие (в библиотеке, на замене урока, да где угодно) должно носить библиотечный характер. Библиотекарь провёл занятие, в конце его рассказал о том, что ещё можно почитать по изученной теме. Обязательно стоит пригласить детей в библиотеку. Это и пропаганда фонда, и поддержание интереса к школьной библиотеке.

Теперь несколько слов о роли ведущего. Должна сказать, что в методике РКМЧП существуют правила проведения занятий. По данной методике любой ответ имеет право быть высказанным, любой ответ принимается с благодарностью, ни один ответ не критикуется. Все участники занятия имеют право на ошибку, наличие которой ни в коей мере не является трагедией. То есть участники имеют возможность высказываться, не опасаясь сделать ошибку. А это раскрепощает и активизирует творческие возможности. Ошибки же при правильной постановке работы ребята постепенно обнаруживают и исправляют сами.

Итак, безоценочность, благодарность за каждое выступление и поэтапность в работе. Вопросы небольшие и на первый взгляд лёгкие, но обязательно требующие размышления или обобщения информации. В начале занятия обязательно объясняются правила «игры».

А вот что можно дополнительно почитать про методику РКМЧП:

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке : Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004. – 175 с. : ил., а также газету «Библиотека в школе» Издательского дома «Первое сентября» и журнал «Перемена» Международного консорциума «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Кроме того, советуем заглянуть в Интернет по адресам этого консорциума: (www.ct-net.net и www.rwct.net).

А напоследок взрослым зрителям открытого занятия было предложено тоже составить синквейн, но на тему «Урок», который состоялся на их глазах. Вот что мы получили:

УРОК
Интересный, виртуозный
Увлекает, объединяет, призывает
Развитие критического мышления и сотрудничества
Творчество

УРОК
Познавательный, интересный
Размышляли, думали, вспоминали
Я попробую так провести урок
Здорово!

ПЛАН БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА-ЗАМЕНЫ БИОЛОГИИ

Организационная часть

  1. Вступление.
  2. Знакомство участников.
  3. Разъяснение целей занятия и условий его проведения.
  4. Деление на группы.

Ход урока

1. Задание ученикам: «Представьте, что птица феникс сидит на ближайшем дереве во дворе школы. Предположите, откуда она могла прилететь?»

2. Каждая группа получает задание:

1-я группа. Что вы знаете о птицах вообще (реальных)?

2-я группа. Сказочный феникс – кто это и откуда мог появиться?

3-я группа. Что вы знаете о птицах в городе?

Обсуждение в группах – полторы минуты.

3. Группы получают задание найти дополнительную информацию, в том числе используя справочную литературу.

1-я группа. Дать научное определение, что такое птицы (толковый словарь русского языка, иллюстрированный энциклопедический словарь школьника).

2-я группа. Найти научное определение птицы феникс (мифологический словарь, энциклопедия языческих богов).

3-я группа. Рассказать о домашних птицах (энциклопедический словарь юного биолога).

На подготовку ответов – полторы минуты.

4. Группы получают задание найти информацию о птицах в учебнике биологии за 7-й класс (автор – В.М. Константинов и др., параграф 44, страница 35).

1-я группа. О строении птиц в целом.

2-я группа. Об устройстве крыла птицы.

3-я группа. О строении птичьего пера.

На подготовку ответов – полторы минуты.

5. Обобщение работы по учебнику. Дано задание перечислить особенности птиц, отличающие их от других животных.

6. Задание на обобщение: составить синквейн на тему «Птицы».

7. Обзор литературы по теме занятия из фондов школьной библиотеки.

Подведение итогов.

Материал проиллюстрирован фрагментами видеозаписи урока


1 Видеоматериалы с записью этого урока и двух других мероприятий можно посмотреть на сайте http://marafon.1september.ru/2008-04-18/, а также заказать диск, написав заявку в свободной форме, через Интернет или по почте.

2 Имя «Финист» представляет собой искаженное греческое «Феникс». (Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. : Сов. энциклопедия, 1991.)