Людмила Сухова
По страницам наших газет за март 2008 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Алексеева Т. Жизнь и борьба за колючей проволокой / Т. Алексеева, В. Сердюк // История. – 2008. – № 5. – С. 44–45. – (Я иду на урок).
Интегрированный урок истории и литературы.
Беседина Г. Михаил Иванович Глинка / Г. Беседина // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 2–6. – (Традиционная школа).
Разработка интегрированного урока в начальной школе (окружающий мир, музыка, литературное чтение).
Варламова А. В. «Скажем наркотикам: нет!» : Проектная работа учащихся 11-х классов / А. В. Варламова, И. П. Игнатова // Химия. – 2008. – № 6. – С. 22–27. – (Творчество юных).
Васюкова М. В. Викторина «Времена года» / М. В. Васюкова // Биология. – 2008. – № 6. – С. 47–48. – (Биология малышам).
Гудков С. «Малые олимпийские игры» : Сценарный план физкультурного праздника для 6-х классов / С. Гудков, Д. Колонецкий // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 22. – (Здоровьесбережение. День здоровья).
Гусева В. Экспедиция «Пленники реки» : Выйдем из четырёх стен класса, чтобы попасть на урок этнографии, географии, биологии и экологии одновременно / В. Гусева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 26–29. – (Внеклассная работа. Образовательное путешествие).
Дубикова С. Литературная игра по книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера» / С. Дубикова // Литература. – 2008. – № 5. – С. 8–9. – (Я иду на урок: 5-й класс).
Каркачёва Н. Весёлые нотки : Музыкальный конкурс / Н. Каркачёва // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 40–43. – (Учимся играя).
Разработка конкурса для учащихся начальной школы.
Каркачёва Н. А. Школьный праздник «Наши пернатые друзья» / Н. А. Каркачёва // Биология. – 2008. – № 5. – С. 10–14. – (Я иду на урок).
Малыхина М. Охота на оленей / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2008. – № 5. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Подвижные игры народов Севера и Сибири.
Минина С. Жизнь без курения : Сценарий классного часа в 5–6-х классах / С. Минина // Здоровье детей. – 2008. – № 6. – С. 38–41. – (Опасность).
Павлова Н. А. Посвящение в химики : Химический марафон. 8-й класс / Н. А. Павлова // Химия. – 2008. – № 6. – С. 42–44. – (Из опыта работы).
Пантеева О. Изучаем журналы для тинейджеров / О. Пантеева // Здоровье детей. – 2008. – № 6. – С. 24–25. – (Вне урока).
Сидоренкова Н. День птиц / Н. Сидоренкова // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 28–33. – (Праздники).
Разработка праздника «О совушке хищной замолвите слово».
Синицына Ю. В. Игра-путешествие «В мире слов» / Ю. В. Синицына // Русский язык. – 2008. – № 6. – С. 4–5. – (Учение с увлечением).
Разработка игры для 5–6-х классов.
Сотникова Л. Б. «...И жизни их прошли не зря : деянья их угодны были миру» / Л. Б. Сотникова, Е. Н. Широкова // Физика. – 2008. – № 6. – С. 7–10. – (Орловский выпуск. Конкурс «Я иду на урок»).
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью некоторых немецких учёных-физиков.
Спасенова Е. Н. Менделеев – химик, философ, географ : Урок-проект / Е. Н. Спасенова // География. – 2008. – № 5. – С. 39–40. – (Опыт. Я иду на урок).
Угрик Э. Программа телепередач : Сценарий «Последнего звонка» / Э. Угрик // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 19–21. – (Внеклассная работа. Школьный праздник).
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Болсуновская Н. Договариваемся или торгуемся? : В воспитании порой уловить эту грань довольно сложно / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 17. – (Детный мир).
Иваницкая Е. Арифметика карманных расходов : Советы родителям, которые хотят научить ребенка распоряжаться деньгами с умом / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 6. – С. 19. – (Детный мир. Семейная экономика).
Карасёва Н. Почему они капризничают? : Так дети пытаются сообщить нам о внутреннем напряжении, с которым они не могут справиться / Н. Карасёва // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 19. – (Детный мир. Психология поведения).
Корчагина Ю. Подросток – жертва правонарушения : Подростки не только иногда совершают преступления, но нередко и сами становятся пострадавшими / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 6. – С. 32–36. – (Вместе с психологом).
Что делать, если ваш ребёнок стал участником или свидетелем чрезвычайного происшествия?
Костина М. Меняем цели родительского собрания : Вместо того, чтобы говорить об отметках и поведении, попробуем обсудить наиболее сложные проблемы воспитания, возникающие в семьях / М. Костина // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 14. – (Школьное дело. Педагогический треугольник).
Мишина Н. Родительские собрания как форма сотрудничества : Личный опыт создания содружества взрослых и детей в классе / Н. Мишина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 6–8. – (Работа с родителями. Родительские собрания).
Соловьёва Д. Как общаться с собственным ребёнком? : Программа семинарских занятий для родителей учащихся начальных классов / Д. Соловьёва // Школьный психолог. – 2008. – № 5. – С. 37–39. – (Вместе с родителями).
Программа состоит из трёх блоков: «Мы строим семью!» (психология семьи); «Ребёнок. Как с ним общаться?» (детско-родительские отношения); «Тренинг детско-родительских отношений».
Удивить, обрадовать, рассмешить : Психолог Александр Романов разработал систему игротерапии для капризных детей // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 19. – (Детный мир. Психология поведения).
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Пацакула И. Звери в яме / И. Пацакула // Школьный психолог. – 2008. – № 6. – С. 46–47. – (Игротека).
Игра основана на сказке «Звери в яме» и включает такой приём работы со сказкой, как продолжение сказочного сюжета.
Задачи игры: развивать умение понимать друг друга; формировать навыки эффективного взаимодействия с партнёром по общению.
Пацакула К. Путешествие к звёздочке / К. Пацакула, И. Пацакула // Школьный психолог. – 2008. – № 5. – С. 46–47. – (Игротека).
Игра состоит из трёх этапов, на каждом из которых группе предлагается решить сказочные задачи, зашифровать волшебное письмо, придумать волшебную сказку. Игра предназначена для детей 10–13 лет, может быть использована в системе тренинговых занятий, а может – автономно.
ПОДРОСТОК
Гусев В. Работа на вырост : Промоутером может стать любой, кому исполнилось 14. Карьерного роста ждать не стоит, зато можно получить опыт общения с людьми / В. Гусев // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 18. – (Детный мир).
Иваницкая Е. Выбор будущей профессии определяют... стереотипы : К такому выводу пришли социологи, обратившиеся к старшеклассникам и выпускникам школ с вопросом об их возможной трудовой деятельности / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 18. – (Детный мир. Социология возраста).
Корчагина Ю. Подросток-правонарушитель / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 5. – С. 37–41. – (Вместе с психологом).
Материал посвящён анализу психологических причин подростковой преступности.
ПРОБЛЕМА
Николаева Е. Леворукий ребёнок: обучение и воспитание / Е. Николаева // Школьный психолог. – 2008. – № 5. – С. 21–32. – (Книга в газете).
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Резапкина Г. Уроки самоопределения : Профориентационные занятия в 5–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 40–48. – (Работа с классом. Профориентация школьников).
Девятый урок в 5-м классе – «Задатки и способности».
Девятый урок в 6-м классе – «Конструктивные способности».
Девятый урок в 7-м классе – «Мыслитель или художник».
Девятый урок в 8-м классе – «Коммуникативные способности», «Профессии социальной сферы».
Девятый урок в 9-м классе – «Человеческий фактор».
Резапкина Г. Уроки самоопределения : Десятые профориентационные занятия в 5–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 40–44. – (Работа с классом. Профориентация школьников).
«Круг чтения» – в 5–6-х классах по сказке Е. Пермяка «Самоходные лапти».
«Круг чтения» – в 7–9-х классах по рассказу В. Лялина «Изограф».
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Аксёнова Н. Образовательный процесс под контролем / Н. Аксёнова, Колеватова Т. // Здоровье детей. – 2008. – № 6. – С. 12–17. – (Технология).
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Антохина Н. Чему можно научиться, придумывая задачки по математике : Умения, которые приобретают при этом дети, пригодятся не только в школе / Н. Антохина // Первое сентября. – 2008. – № 6. – С. 11. – (Школьное дело. Предметный разговор).
Биричева Т. Ученическое самоуправление / Т. Биричева // Здоровье детей. – 2008. – № 6. – С. 10–11. – (Нам пишут).
Вольнова С. Творчество на экране / С. Вольнова, Н. Медников // История. – 2008. – № 5. – С. 36–39. – (Уча учимся. Педагогика и история).
Методические советы для проведения медиаурока.
Горяченкова О. Разъяснять, убеждать и учить : Особенности взаимодействия с родителями при внедрении новых способов оценивания / О. Горяченкова // Управление школой. – 2008. – № 5. – С. 24–25. – (Тема номера. Альтернативное оценивание).
Ершова А. Чем руководствоваться при подготовке выпускных вечеров? : Три совета классным руководителям 4, 9 и 11-х классов / А. Ершова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 8. – (Внеклассная работа. Школьный праздник).
Каверина М. То артист, то зритель : Здоровьесберегающие технологии в московской гимназии / М. Каверина // Здоровье детей. – 2008. – № 5. – С. 20–21. – (Нам пишут).
Калужская М. Блеск и нищета школьной науки / М. Калужская // Управление школой. – 2008. – № 6. – С. 20–23. – (Наука управлять. Организация НМР).
О проблемах научно-методической работы в школах.
Кожурина Л. IТ-сотрудничество – новые возможности : Первые шаги к использованию педагогического потенциала информационных технологий / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 10. – (Школьное дело. Учитель с компьютером).
Куценко Е. Отличник – фигура трагическая : Психологи решили проверить, насколько устоявшиеся обществом в сознании стереотипы соответствуют действительности / Е. Куценко // Первое сентября. – 2008. – № 6. – С. 9. – (Школьное дело. Двойной стандарт).
Леонтьева О. «Повторите ещё раз, я не успеваю» : Приём, который помогает учителю соизмерять скорость изложения материала с возможностями восприятия своих учеников / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 13. – (Школьное дело. Встречный курс).
Мирошников В. Школьный конкурс учительских инициатив : Он может стать особым управленческим проектом директора / В. Мирошников // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 9. – (Школьное дело).
Мишина Н. «Кто в школе важнее?!» : Вопросы и размышления о классном руководстве / Н. Мишина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 28–29. – (Повышение квалификации. Зеркало для классного руководителя).
Натарова И. Экологическая работа в школе: первые шаги : Рекомендации для тех, кто планирует активные и регулярные выходы с учениками на природу с образовательными целями / И. Натарова // Первое сентября. – 2008. – № 6. – С. 13. – (Школьное дело. В направлении любознательности).
Паншина О. У нас будет своя семья : Программа по формированию брачно-семейных представлений у воспитанников детского дома юношеского возраста / О. Паншина // Школьный психолог. – 2008. – № 6. – С. 17–32. – (Книга в газете).
Пахомова А. Последний аккорд в школьной оратории : Идеи и сценарные ходы для организации праздника окончания учебного года в начальной и средней школе / А. Пахомова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 4–7. – (Внеклассная работа. Школьный праздник).
Петриченко Г. Открытый урок по методике Базарного / Г. Петриченко // Здоровье детей. – 2008. – № 5. – С. 18–19. – (Технология).
Реутский С. День здоровья как ресурс воспитательной работы : О сверхзадаче любого школьного мероприятия / С. Реутский // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 6. – С. 14–19. – (Здоровьесбережение. День здоровья).
Скворцова Г. Компетентностный урок: критерии экспертизы : Как в рамках нового подхода определяются показатели обучающей деятельности учителя / Г. Скворцова // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 11–12. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).
Торшилова Е. Может ли школа стать школой вкуса? : Почему эстетические представления у детей с возрастом становятся всё более примитивными / Е. Торшилова // Первое сентября. – 2008. – № 6. – С. 18. (Детный мир. Предпочтения детства).
Тюттерин Д. Что такое участливое воспитание : О принципах педагогической концепции школы «Знак» / Д. Тюттерин //Первое сентября. – 2008. – № 6. – С. 10. – (Школьное дело. Цели и ценности).
Фомина Л. Достоверная картина : Какое направление методической работы лучше сделать основным / Л. Фомина // Управление школой. – 2008. – № 5. – С. 27–29. – (Наука управлять. Мониторинг).
Методическая и научно-экспериментальная работа в школе – это социальный комплекс практических мероприятий. Он базируется на достижениях науки, передовом педагогическом опыте и направлен на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя. Его основная задача – помощь росту творческого потенциала педагогического коллектива в целом. А в конечном счёте – увеличение уровня качества и эффективности образовательного процесса.
Юдина Е. Взаимодействие учителя и ребёнка: между партнёрством и авторитаризмом : Выводы исследований неутешительны... / Е. Юдина // Первое сентября. – 2008. – № 6. – С. 12. – (Школьное дело. В фокусе исследования).
НА ЭКСКУРСИЮ
Кособок М. Музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково» / М. Кособок // Литература. – 2008. – № 6. – С. 45–46. – (Литературная карта).
ИМЕНА
Дмитренко С. Судьбы взрослых ткут подростки : Валентин Берестов / С. Дмитренко // Литература. – 2008. – № 6. – С. 6–7. – (Листки календаря).
К 80-летию Валентина Дмитриевича Берестова.
Ключарёва Н. «Я никогда не искал себе поклонения... я всегда мечтал о том, что буду нужен» : Фрагменты дневников Андрея Тарковского / Н. Ключарёва // Первое сентября. – 2008. – № 5. – С. 24. – (Идеи. Судьбы. Времена. Имя и слово).
Короткова М. П. «Тайная опора» Валентина Берестова / М. П. Короткова // Библиотека в школе. – 2008. – № 5. – С. 15–20. – (Картотека опыта. Работа с читателями).
К 80-летию В.Д. Берестова.
Порядина М. Опа, опа – Америка, Европа! / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2008. – № 5. – С. 38–40. – (Календарь круглых дат. Личность).
К 220-летию со дня рождения Вашингтона Ирвина; к 190-летию со дня рождения Томаса Майн Рида; к 165-летию со дня рождения Генри Джеймса.
Просалкова Ю. О сказке и сказочном у Радия Погодина / Ю. Просалкова // Библиотека в школе. – 2008. – № 5. – С. 21–23. – (Остров Сокровищ. Капитанский мостик).
ЧАС ЧТЕНИЯ
Богатырёва Н. «В Русь одну поверил...» : Размышления над книгой / Н. Богатырёва // История. – 2008. – № 5. – С. 28–35. – (Книгочей).
О книге Кузьминой И. и Лубкова А. «Князь Шаховской : Путь русского либерала» ( М.: Молодая гвардия, 2008).
Валикова Д. На солнечной стороне жизни / Д. Валикова // Литература. – 2008. – № 5. – С. 44–45. – (На полях книги).
О книге Рубиной Д. «На солнечной стороне улицы» (М.: Эксмо, 2007).
Волкова О. Битва не закончится никогда / О. Волкова // Литература. – 2008. – № 6. – С. 32–35. – (Детское чтение).
О книге Жана-Клода Мурлева «Зимняя битва» (М.: Самокат, 2007).
Дворецкая Т. А. О новой книге Г.Г.Граник и Л.А.Концевой / Т. А. Дворецкая // Русский язык. – 2008. – № 5. – С. 39–40. – (Наши рецензии).
О книге Граник Г.Г., Концевой Л.А. «Русская литература : От былин до Крылова» (М.: Баласс, 2007).
Денисов Д. Оправдание Даниэля Штайна / Д. Денисов // Литература. – 2008. – № 5. – С. 37–41. – (На полях книги).
О книге Улицкой Л. «Даниэль Штайн, переводчик» (М.: Эксмо, 2007).
Дмитренко С. Биография писателя как вызов литературе / С. Дмитренко // Литература. – 2008. – № 5. – С. 42–43. – (На полях книги).
О книге А. Варламова «Алексей Толстой» (М.: Молодая гвардия, 2007). Книга вышла в серии «Жизнь замечательных людей».
Колибаб А. Пистолетов пара / А. Колибаб // История. – 2008. – № 6. – С. 6–7. – (Книгочей).
О книге Вострикова А. «Книга о русской дуэли» (СПб.: Азбука-классика, 2004).
Рудишина Т. Бабочки щекочут в сердце / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2008. – № 5. – С. 27–28. – (Остров сокровищ. Книжная витрина).
О книге Стиана Холе «Лето Гармана».
Шенкман В. Освобождаясь от пыли лжи / В. Шенкман // Литература. – 2008. – № 6. – С. 42–43. – (На полях книги).
О книге Головко В.М. «Через Летейски воды...» : Марина Цветаева в воспоминаниях, письмах и документах.