Татьяна Рудишина
Валентин Берестов. Дружеский шарж Кира Булычева
ЮБИЛЕЙ Валентина Дмитриевича Берестова для многих наших читателей оказался не просто очередным поводом провести дежурное мероприятие. Со дня ухода поэта минуло 10 лет, а память об этом обаятельном человеке – умном, мудром, интеллигентном, мягком, ироничном – не отпускает.
В нашей газете было опубликовано несколько материалов, приуроченных к юбилею поэта («Тайная опора Валентина Берестова» М.Коротковой в № 5/2008; «Редкий экземпляр» В.Лунина в № 7/2008). Но продолжают приходить письма, в которых вы предлагаете свои сценарии праздника, размышления о творчестве поэта. И это так понятно, потому что хочется читать и перечитывать Валентина Дмитриевича Берестова. В материале Марии Сергеевны Андреевой раскрывается тема чтения. Тут и знаменитые строки «Как хорошо уметь читать…», и разговор о читательских интересах Валентина Дмитриевича, и колкости в адрес коллег по цеху под заголовком «Надпись на Справочнике Творческого Союза»:
Пухлый Справочник Союза.
Телефоны. Адреса.
Хоть к кому-нибудь, о муза,
Загляни на полчаса!
В том же материале автор предлагает стихи-загадки. Проверьте себя, о ком из писателей идёт речь?
И прежде, чем возникнуть на странице,
Войти в очередной заветный том,
Они – митрополиты и царицы,
Купцы, дьяки, злодеи и провидцы –
Спешили пред историком явиться
В остафьевской аллее за окном.
Правильно, речь идет о Николае Карамзине. Ещё попробуем?
В лесу сегодня странный посетитель,
А ну-ка, что он записал в дневник?
«В лес я вхожу как ученик,
Из леса выхожу я как учитель».
Это «Запись в дневнике. Памяти Пришвина», ему В.Д.Берестов посвятил цикл стихотворений.
На одной из весенних литературных пятниц в Гайдаровке с воспоминаниями о поэте, человеке, друге выступала литературный критик Ольга Борисовна Корф. А мне – ведущей эту встречу – надо было просто предоставить ей слово. Но непроизвольно я начала читать из Берестова своё любимое. Одно за другим. Остановиться было невозможно.
Валентин Дмитриевич умел несколькими штрихами объяснить отличие психологии невзрослого и уже взрослеющего человека (чему обычно посвящены тома педагогических творений):
Ведь надо же! Брат ещё верит всерьёз
Тому, что давно для меня
под вопросом.
Когда он пыхтит, он ещё паровоз.
А мне уже больше не быть паровозом.
Как это здорово – находить у автора подтверждения твоих собственных чувств, мыслей, тревог, к примеру, о пагубности ранней славы (стихотворение так и называется):
«Поэт! Поэт!» – кричали вслед.
Поэту было мало лет.
Он не мечтал о славе.
Мечтал он о расправе
Со всеми, кто поэту вслед
Кричал: «Поэт! Поэт!»
А вот ещё две строчки. О ком это и когда написано?
Что-то грустно. На сердце тоска.
Не ввести ль куда-нибудь войска?
Вам это ни о ком не напоминает? Сверим внутренние часы. Стихотворение написано в 1979 году!
Вот и опять увлеклась. А, собственно, надо было сказать совсем про другое.