Ольга Громова
Часть 1. Странные вопросы и простые ответы
Для чего нужна система в расстановке книжного фонда библиотеки? Странный вопрос для специалиста, не правда ли? Да и ответ очевиден: для того, чтобы в нём можно было найти нужную книгу. Это, конечно, главное. Ради нахождения нужной книги и придумали разные системы расстановки фонда. Но почему этих систем существует много? Не проще ли было бы обойтись одной? Или, на худой конец, двумя-тремя: для открытого фонда и для книгохранилищ…
Раз люди придумали много способов расставлять книжные фонды, значит, у них были разные цели? Конечно, скажет наш профессиональный читатель, кто же этого не знает?
Вспомним азы библиотечного дела. Не для того, чтобы просто повторить всем известное, а чтобы разложить их по целям, для которых эти системы придуманы.
В большинстве библиотек главный поисковый признак – содержание книги. То есть отраслевая расстановка, независимо от того по каким таблицам она ведётся, позволяет собрать вместе все книги по одной теме. Это очень удобно для читателей при открытом доступе к фонду или его части, а также для библиотекарей, которые подбирают книги по тематическому запросу читателя (как чаще всего бывает в школьных и детских библиотеках), а не по требованиям на конкретное издание. При открытом доступе она позволяет не только найти конкретную книгу, но и раскрыть перед читателем / библиотекарем содержание всего раздела (темы).
Вот она – главная цель отраслевой расстановки: раскрытие фонда, а не просто удобство поиска конкретной книги.
Однако, если в библиотеке хорошее, интенсивное комплектование, фонд время от времени приходится двигать: то в одном разделе, то в другом не хватает места.
Поэтому в закрытых фондах книгохранилищ часто используют крепостную и другие формальные системы, при которых за каждой книгой закреплено определённое место, данное ей по определённому признаку (дате поступления, например), но не зависящее от её содержания. Эта расстановка позволяет сэкономить место.
Всем специалистам, однако, известно, что не так проста и однозначна расстановка фонда даже в небольшой школьной или сельской библиотеке. Существует ещё множество вариантов так называемой специальной расстановки фонда или его части. О них подробно писала С.Г.Матлина в нашей газете. Библиотекари, вводя разные виды этой расстановки, имеют в виду множество разных целей. Одна из главнейших – учёт особенностей аудитории пользователей. Таким образом, каждый вариант специальной расстановки имеет ещё какие-то цели, кроме основной – нахождение издания.
Какие функции может выполнять определённая расстановка фонда, например, в школьной или детской библиотеке? Если наша аудитория – дети и подростки, а доступ к фонду библиотеки – свободный, то одна из важных целей расстановки такого фонда – ненавязчивое обучение читателей алгоритмам поиска и сортировке информации. Вполне, между прочим, педагогическая функция, но упоминаемая обычно специалистами как-то между делом: заодно – учим поиску.
А видели ли вы систему расстановки фонда школьной библиотеки, которая сама была бы некоей обучающей и развивающей структурой, включённой в канву учебного процесса. Мне довелось её разрабатывать в новой тогда, экспериментальной школе. И «обучала» эта расстановка вовсе не только поиску и сортировке информации.
Библиотека формировалась «с нуля», а педагогические задачи и методы работы учителей школы были самыми передовыми. И требования к библиотеке – соответствующими. Главным из них было: любое посещение библиотеки должно быть для ученика очередной точкой обучения и развития. И чем незаметнее для него – тем лучше. Из полугода работы библиотекаря и всех методических объединений сложилась та система расстановки фонда, которая формально считается неправильной, но точно имеет те самые функции обучения и развития, о которых мечтали учителя. Мне она казалась ещё и удобнее в работе. О том, как создавалась и как работала «неправильная» расстановка и будет этот рассказ.
• • •