Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2001

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНТЕРНЕТ ДОЛЖЕН УЧАСТВОВАТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ

 

 

ВНАЧАЛЕ БЫЛИ ПРОСТО КЛАССЫ

Информатизация школ в нашем городе началась, как и во всей стране, в начале 90-х годов с оснащения одной школы компьютерным классом SANYO. Другие школы в последующие годы оснащались разными по типу компьютерными классами, как правило отечественными.
Нужно отметить, что установка этих классов позволила в то сложное время преподавать информатику на хорошем уровне, хотя и на компьютерах разных типов. Но время шло вперед, компьютеры типа IBM, а также соответствующее им программное обеспечение стали широко распространяться. Очевидно, что выпускники школ должны владеть знаниями, умениями и навыками для работы с этими типами компьютеров. Ситуацию, когда в школах продолжали обучать на морально устаревших компьютерах, необходимо было менять по следующим причинам:

  • невостребованность умений и навыков, получаемых на уроках информатики;

  • моральное устаревание программных и технических средств;

  • отсутствие технических и иных возможностей для использования Интернета в учебном процессе;

  • отставание в применении компьютерных передовых технологий, особенно телекоммуникаций.

В 1997 году был осуществлен городской проект компьютеризации школ. Были оснащены компьютерные классы (Pentium 133) в восьми школах. Это был первый этап городского проекта, и оснащение касалось только кабинетов информатики. Все компьютеры в каждой школе были объединены в локальную сеть.
Сама идея компьютеризации школ родилась за три года до ее реализации, и суть ее состояла в том, чтобы во всех школах стояла единая по типу компьютерная техника и преподавание велось по единым базисным учебным планам. Мы, учителя информатики, начали эту работу с написания эскизного проекта, и после согласования его на различных уровнях наш проект был реализован. Путь от идеи до осуществления проекта не был легким. Но сегодня мы имеем прекрасно оснащенные классы информатики и возможность обучать детей новейшим компьютерным технологиям.
В настоящий момент мы приступили к воплощению в жизнь второго этапа проекта, задачами которого являются:

  • внедрение компьютеров в учебный процесс в качестве инструмента педагога для проведения уроков, подготовки наглядных и других материалов, организации учебных банков знаний и баз данных;

  • создание условий для использования компьютеров учащимися на уроках по различным предметам и во внеурочное время;

  • повышение эффективности и качества всех форм обучения, подготовки и переподготовки педагогических кадров и повышения квалификации на базе широкого внедрения новых инновационных технологий и достижений современной электроники и вычислительной техники;

  • повышение оперативности и эффективности управления системой образования города в целом за счет широкого внедрения инновационных систем и безбумажных технологий управления;

  • информационная поддержка научных исследований в школах города;

  • интеграция системы образования города в мировую информационную систему, предусматривающая обеспечение доступа к международным информационным ресурсам в области образования.

ИНТЕРНЕТ В ШКОЛЕ

В гимназии, а она единственная в городе, компьютерную сеть сразу подключили к Интернету в режиме on-line. Перед нами встал вопрос: как связать возможности Интернета с учебным процессом в гимназии? Ведь Интернет должен появиться в школе как средство решения ее основных задач? Что может дать Интернет школе?
Да многое. Поиск информации для научной, исследовательской работы как учеников, так и учителей; доставка информации в электронном виде; участие в учебных телекоммуникационных проектах, в телеконференциях учителей и возможность использования электронной почты.

С одной стороны, Интернет – это доступ к огромным информационными ресурсам. Возможность достаточно быстро получать необходимую образовательную информацию учащимися, которые пишут, например, реферат или научную работу на заданную тему. Это, бесспорно, сильный аргумент в пользу применения Интернета в школе.
С другой стороны, Интернет – это информационные ресурсы самого различного направления. Это и всякого рода реклама, хакерские программы, порно и насилие. И объем этих составляющих Интернет-ресурсов постоянно возрастает. Ведь Интернет – это свободная сеть, и в ней в первую очередь размещается информация, которая будет востребована широким кругом пользователей. И эта информация отнюдь не образовательная.

В настоящее время появилось очень много страниц в Интернете, на которых размещена псевдообразовательная информация, информация об информации. И здесь без совета специалиста в области информации, каким, на наш взгляд, является школьный библиотекарь, не обойтись. Ведь только он сможет сказать, что та или иная информация является полной и достоверной, а источник заслуживает доверия. За школьным библиотекарем должен быть признан статус специалиста с квалификацией в области информации. А отправлять учащегося в свободное плавание в Интернет без контроля со стороны преподавате-ля  – вещь совершенно недопустимая. Значит, необходимо предоставлять учащимся доступ в кабинет информатики в послеурочное время. А это, согласитесь, уже совсем другая специфика работы учителя информатики.
Конечно, в гимназии организовали дополнительные занятия по изучению языков программирования, предназначенных для создания Интернет-страниц, и, как результат такой работы, в гимназии уже второй год существует своя Интернет-страница www.sc127.snz.ru. Дело это интересное, но и ответственное. Уже третье поколение наших гимназистов проходит школу создания Интернет-страниц. Но ведь это можно делать и не имея постоянного выхода в Интернет.

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

По моему мнению, Интернет в школе должен быть предоставлен учащимся и учителям через кабинет школьной библиотеки. Ведь библиотека – это источник информации в школе. Режим работы библиотеки соответствует задачам применения Интернета в школе. Трудно переоценить роль школьной библиотеки в образовательном процессе школы. Необходимо еще учесть, что каждая библиотека ориентируется на профиль своей школы. Так должно быть, но давайте заглянем в школьную библиотеку. Состояние библиотечного фонда, да и оснащение необходимым оборудованием оставляют желать лучшего. Состояние школьных библиотек, даже если в них есть компьютеры,
в основном характеризуется:

  • слабым оснащением компьютерной техникой (устаревшие модели);

  • отсутствием телекоммуникационных связей;

  • отсутствием современной программы для ведения ЭК (электронного каталога);

  • слабой подготовленностью персонала школьных библиотек для работы с современными информационными технологиями. Многие библиотекари не так молоды, им трудно самим привыкнуть к новым информационным системам и обучить детей.

Наша задача – обеспечить доступом в Интернет и учителей, и учеников, использовать Интернет для повышения квалификации учителей, для проведения учебных телекоммуникационных проектов, поиска информации по учебным вопросам.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Прежде всего вспомним задачи, которые стоят перед школьной библиотекой. Они подробно рассмотрены в статье Ларисы Коршуновой «Станут ли новейшие технологии достоянием наших читальных залов» (см. БШ № 3 (27), 2000).
Итак, перед школьными библиотеками стоят следующие задачи:

1. Автоматизация внутрибиблиотечных процессов (частично централизованное комплектование, учет, подписка периодики).
2. Создание ЭК (электронного каталога) всего имеющегося библиотечного фонда.
3. Обеспечение возможности поиска и получения необходимой информации с помощью электронной системы доставки документов.
4. Создание банка данных всех имеющихся методических разработок и программ.

К трем перечисленным в вышеуказанной статье пунктам я добавил еще один (пункт 4). Ведь в каждой школе накоплен богатейший методический опыт, который остается невостребованным в должной мере. Предоставление этого материала в Интернет дает возможность распространять этот опыт и засчитывать его учителям-авторам как публикации.

Реализация задачи электронной доставки документов невозможна без доступа в Интернет.
Теперь попытаемся создать модель школьной библиотеки, встраиваемой в локальную сеть школы, имеющую выход в Интернет (смотри рисунок).
Количество и тип компьютеров в школьной библиотеке определяются финансовыми возможностями. Можно начать и
с одного компьютера, желательно включенного в локальную сеть школы.
Что касается программного обеспечения, то, наверное, имеет смысл обратить пристальное внимание на такие системы, которые приобретают широкое распространение. Например, система автоматизации библиотек ИРБИС. Она отвечает всем международным требованиям, предъявляемым к современным библиотечным системам. При ее закупке для образовательных учреждений делаются существенные скидки. Наша публичная библиотека приобрела эту систему и успешно работает с ней вот уже второй год. Если смотреть в будущее, то видна перспектива создания корпоративной сети города с включением в нее и школьных библиотек. Поэтому и закупать необходимо то программное обеспечение, которое уже установлено в других библиотеках и заслужило положительную оценку.

Иначе вся громадная работа по созданию ЭК может оказаться напрасной из-за несовместимости программных продуктов.
Далее на основе вышеизложенного материала пишется проект и составляется калькуляция расходов. Затем проект надо защитить перед бюджетными органами.
Решая проблему техническую, необходимо понимать, что важной составляющей работоспособности будущей структуры является проблема кадров. Нужно предусмотреть все аспекты, связанные с деятельностью библиотеки в новых условиях с применением технических средств. Это, в первую очередь, обучение персонала. Люди, которые будут работать в библиотеке, должны владеть компьютером, уметь работать в локальной сети и иметь навыки работы в Интернете. Без такой подготовки идея информатизации библиотек будет обречена на провал. Не менее сложная проблема – создание электронного каталога (ЭК). Здесь помощь могут оказать школьники. В каждой школе найдутся ученики, которые захотят освоить новый программный продукт, умение работать с которым обязательно пригодится в будущем (во многих вузах страны устанавливаются такие и подобные им программы, обеспечивающие поиск литературы). При создании ЭК нужно учитывать то, что библиотечные фонды во многих школах можно условно поделить на четыре категории

  • учебники;

  • учебная литература для поддержки предметов по общей учебной программе;

  • учебная литература для поддержки предметов по профилю школы;

  • художественная литература вне программ.

Такое условное деление дает возможность в одной школе, например, записать в ЭК только учебники по русскому языку и литературе, в другой школе – только по математике и физике и так далее. Это позволит распределить часть работы по созданию ЭК фонда первых двух категорий между школьными библиотеками, уменьшить трудовые и временные затраты. (Даже при декларируемом разнообразии в выборе учебников, это вполне реально, особенно для небольших городов или одного района. – Ред.)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Решение вопросов по созданию информационной инфраструктуры дает возможность вывести школьные библиотеки на современный уровень обслуживания учащихся и учителей. Автоматизация работы библиотек с применением новейших компьютерных технологий позволит интегрировать различные библиотечно-информационные процессы, то есть предоставит возможность однократной обработки и ввода информации в ЭВМ при многократном и многоцелевом её использовании, повысит оперативность и точность обслуживания абонентов. А в связи с применением Интернет-технологий можно с уверенностью утверждать, что получаемая информация будет наиболее полной.

Объединение всех школьных библиотечных ресурсов в единый комплекс создаст условия для выполнения библиотеками поставленных перед ними задач:

  • повысить оперативность, полноту и точность получаемой информации при обслуживании абонентов;

  • сократить трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);

  • расширить номенклатуру оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;

  • оптимально использовать документальные и информационные ресурсы как своей библиотеки, так и других организаций,
    в том числе имеющих ведомственную, территориальную и государственную принадлежность, в интересах пользователей;

  • повысить комфортность работы пользователей и персонала библиотек;

  • удовлетворить потребность учителей и учащихся в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств (для самостоятельной работы по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса);

  • создать и развивать в школьных библиотеках информационные центры (медиатеки) с организованным доступом к информационным образовательным средствам и ресурсам.

Только решив все вышеизложенные задачи, мы начнем переход от образования в условиях закрытого школьного учреждения к образованию в условиях неограниченного доступа к информации.

Валерий ЯСКЕВИЧ,
учитель информатики,
г. Снежинск,
Челябинская обл.

Спонсор публикации статьи: компания «Ритуал СТ» - производство и продажа гробов. Воспользовавшись предложением компании «Ритуал СТ», Вы сможете по выгодным ценам приобрести ритуальные принадлежности , элитные лакированные, полированные и обитые тканью гробы, с доставкой на дом. Подробнее ознакомиться с предложением, а так же прочесть полезные статьи на похоронную тематику, можно на сайте компании «Ритуал СТ», который располагается по адресу ritualst.ru