На форуме словесников России обсуждался вопрос о выпускном экзамене по литературе. Сегодня в системе ЕГЭ определены обязательные экзамены по двум предметам. Литературы среди них нет.
Школьные и детские библиотекари разделяют тревогу учителей по этому поводу.
Итоговый документ Форума словесников России
1. Участники Форума словесников России, проходившего 7–8 ноября 2007 года в Москве и собравшего 239 преподавателей литературы и методистов из 24 регионов страны, обсудили один из важнейших вопросов, стоящих сейчас перед литературным образованием, – вопрос о выпускном экзамене по литературе. Этот экзамен был обязательным для выпускников средних учебных заведений ещё до революции и сохранялся в этом качестве в течение многих десятилетий. Сегодня в системе ЕГЭ определены два обязательных экзамена. Экзамена по литературе среди них нет.
Однако литература как школьный предмет в образовательной системе обеспечивает нравственное и эстетическое формирование личности; обучает умению понимать как художественные произведения, так и научные, публицистические, другие тексты; вырабатывает навыки устной и письменной речи, становящиеся интеллектуальным фундаментом человека на всю жизнь. Литературное образование – та общая платформа, на которой объединяются люди разных поколений, народов, культур, создаётся основа национальной безопасности.
Без обязательного экзамена многолетнее школьное литературное образование теряет смысл.
Участники Форума выражают свою обеспокоенность сложившейся ситуацией и требуют от Минобрнауки и Рособрнадзора принятия решения о сохранении за экзаменом по литературе статуса обязательного выпускного экзамена за курс полной средней школы.
2. Ключевой вопрос – в какой форме проводить этот обязательный экзамен. Участники Форума пришли к выводу, что оптимальным вариантом экзаменационного сценария является следующий.
Обязательный экзамен по литературе разделяется на два уровня: базовый (завершающий школьное литературное образование) и профильный (позволяющий продолжить литературное образование в вузах). Право выбора уровня экзамена предоставляется ученику в зависимости от его профессиональных планов на продолжение образования.
На базовом уровне предлагается проводить экзамен в следующих формах: письменная работа с отметкой по литературе (анализ и интерпретация одного художественного произведения, развёрнутый ответ на проблемный вопрос), устный ответ (по билетам или в форме собеседования), защита исследовательских работ и проектов. Право выбора формы экзамена предоставляется ученику. Проводится этот экзамен силами школы и проверяется в соответствии с выработанными на федеральном уровне рамочными критериями.
На профильном уровне экзамен по литературе проходит в формате ЕГЭ (как и по другим предметам). Его результаты принимают соответствующие вузы (факультеты): филологический, журналистики и т.п. Поскольку этот экзамен профильный и сдавать его будут те, кто дальше связывает свой путь с филологией и другими гуманитарными дисциплинами, то оптимальным жанром такого экзамена, по мнению участников Форума, является письменная работа, связанная с анализом и истолкованием одного литературного произведения (с независимой экспертной проверкой). Критерии проверки должны быть широко обсуждены профессиональным сообществом.
3. Анализ КИМов по литературе 2008 года, проведённый участниками Форума, показал, что их разработчики тоже осознают необходимость отказа от тестовых форм при итоговой аттестации по литературе. Однако изменения, внесённые в КИМы, по мнению участников Форума, недостаточны. Предложенный вариант ЕГЭ не может адекватно выявить уровень литературной подготовки учащихся.
4. Участники Форума понимают, что новый сценарий экзамена потребует пересмотра существующего стандарта 2004 года и соотнесения с ним Базисного учебного плана, в котором на изучение литературы должно быть отведено не меньше 4 часов в неделю для базового и 5–6 для профильного уровня. Корректировка стандарта и БУПа должна пройти всестороннее обсуждение профессиональным сообществом.
5. Реализация этих предложений невозможна без изменений в законодательной базе. Участники Форума считают необходимым внести соответствующие поправки в Закон об образовании и обращаются к Министерству образования и науки с требованием инициировать этот процесс.
6. Участники Форума словесников убеждены, что решение вопроса об экзамене в рамках представленного в настоящем документе подхода позволит сохранить всю систему литературного и – шире – гуманитарного образования в России.
Подписи участников Форума можно увидеть на сайте http://slovesnik.1september.ru/index.html Сбор подписей в поддержку Итогового документа продолжается. Вы можете прислать их в редакцию по электронной почте lit@1september.ru или письмом.