Ольга Громова
На одном из мастер-классов «методика чтения с остановками» самое большое затруднение, даже недоумение вызвало одно правило: не оценивать мнения слушателей при обсуждении текста и не пытаться привести всех к одному верному выводу.
– Как же так? – недоумённо спрашивали меня. – А если они не поймут того, что хотел сказать автор? А если они неправильно поймут? Они же дети, их ещё надо учить думать…
Учить думать надо. Вопрос в том, что мы под этим понимаем. Мы намерены учить думать самостоятельно или думать правильно, то есть так, как нам кажется верным? Разные вещи, которые мы нередко путаем.
И всё больше путаница эта – с креном в одну сторону: дети должны сделать из прочитанного правильные выводы и непременно понять всё, что хотел сказать автор. Даже если произведение сложное, многослойное и постигать его глубину кто-то начнёт сейчас, а кто-то – через несколько лет, а может, и через полжизни. А мы торопимся всё объяснить, показать все слои, указать, что правильно, а что – нет, объяснить и разложить, чтобы правильно поняли главную мысль... Но меня часто мучают два вопроса.
Первый: а надо ли так обсуждать произведение, чтоб не осталось неясностей, чтобы все всё поняли? Может, именно недосказанность и заставляет нас возвращаться к каким-то произведениям через несколько лет… или через полжизни? Не она ли, недосказанность, и может составить для ребёнка прелесть чтения даже сложной (и – признаемся! – столь нелюбимой) школьной программы?
И второй вопрос: не упрощаем ли мы великую классическую и лучшую детскую литературу, сводя её к набору очень правильных и, возможно, очень глубоких выводов, которые ребёнок и даже старший подросток не всегда в состоянии постичь? Просто им ещё ни опыт, ни психическое развитие не позволяют. А мы торопим, навязываем – из лучших побуждений, конечно. А сами-то всегда верим в то, что объясняем им? И почему они непременно должны верить нашим (или критиков) выводам?
Одной учительнице, всю жизнь работавшей в старшей школе, как-то пришлось вести уроки литературы в третьем классе. Знаете, что она сказала детям, читая (непременно вслух!) и обсуждая с ними сказку «Гадкий утенок»?
«Читать эту сказку будет ещё интереснее, когда вы станете взрослыми». И добавила: «Пишите домашнее задание: “Перечитать сказку через 10, 15 и 25 лет”. И сохраните свои тетрадки с тем сочинением, которое мы будем писать сегодня. Вам будет интересно сравнить. А тема у нас такая: “За что и почему обижали гадкого утенка?”»
И никаких «правильных» выводов на уроке не обсуждали! Вот она, тайна недосказанности! Они сейчас проживут эту историю не один раз, пока напишут свою страничку текста, а уже потом (хотя бы тогда, когда станут читать своим детям) вспомнят и это задание.