Елена Иванова
Год 2007-й
Есть мероприятия, в которых сотрудники нашей газеты обязательно принимают участие. Среди них – конференция «ЛИБКОМ», проходящая поздней осенью в подмосковном пансионате Ершово. Почему же каждый год мы ездим на одни и те же мероприятия с неослабевающим интересом?
НАЗВАНИЕ конференции, если официально и целиком, расшифровывается как «Library Communication». Нырнув в словари, отмечаем, что английское «сommunicaton» – слово с широким синонимическим рядом и самой разнообразной смысловой нагрузкой. Это и «связь», и «общение», и «контакты», и, конечно же, «информация».
И всё это в полном объёме можно наблюдать на конференции.
Библиотечные связи. Участники тепло приветствуют друг друга перед началом пленарного заседания. Улыбки, восклицания, фото на память. Знакомясь на конференции, люди поддерживают контакты и после её окончания. Это такой профессиональный клуб, где свои участники, свой председатель, свои правила. Вот только клуб этот – не закрытый, и каждый год в него вливаются новые члены. Кто – посмотреть, кто – сразу включиться в эту общую жизнь. Может, пришло время эмблемку на пиджаки повесить?
Библиотечное общение. О, этого здесь достаточно! Слова «аналитическая роспись» я услышала ещё по дороге на конференцию, в электричке. И разговоры о библиотеках и ИКТ не смолкают ни в аудиториях на мероприятиях, ни в коридорах, ни в столовой. И даже перед сном – всё о том же!
Библиотечные контакты. Надо сказать, это поле успешно «возделывается», о чём свидетельствуют уже работающие проекты корпоративного сотрудничества. Некоторые из них и родились, кстати, на одной из таких конференций, а теперь развиваются, вне зависимости от расстояния между их участниками. Вместе не только «весело шагать», но и легче, продуктивнее работать.
Библиотечная информация и процесс её передачи. Это, собственно, и является не только нашей работой, но и одной из целей конференции. Затем и едем. Поэтому переходим к делу.
Главный вдохновитель и организатор конференции – генеральный директор ГПНТБ России Я.Л.Шрайберг – считает, что «ЛИБКОМ» отличает стабильность и постоянство: устоявшаяся ведущая тематика, число участников, формат работы в рамках однажды определённых секций. Нет, с генеральными директорами, конечно, не спорят, им виднее.
И всё же «ЛИБКОМ» каждый год другой. Стали больше обращаться к образовательной тематике: библиотеки для образования. Появляются не только проблемные доклады (что уже само по себе здорово!), но и выступления с анализом ситуации, с прогнозами развития библиотечной сферы в контексте совершенствования средств ИКТ. Вообще попытки прогнозирования процессов – явление для наших конференций пока редкое, но это уже тенденция.
Выделю курсивом некоторые темы, которые рассматривались на конференции.
Активно обсуждались положения нового Гражданского кодекса, связанные с соблюдением авторского права. В выступлениях сразу нескольких до-
кладчиков прозвучала озабоченность относительно ужесточения требований к репродуцированию документов, практический запрет на сканирование.
«Цифровые граждане» – так можно назвать читателей/пользователей библиотек, для которых работа с информацией – это работа с электронными документами. Таких читателей в библиотеках становится всё больше. И это повод для того, чтобы серьёзно задуматься о пересмотре концепции автоматизации библиотеки, библиотечного обслуживания, о рациональной организации работы с электронными ресурсами и электронными библиотеками. Библиотекам нужно готовиться с технологической, правовой, содержательной стороны к значительному росту использования электронных документов.
Профессор Ф.С.Воройский в своём выступлении представил прогнозы изменений в работе библиотек, связанные с развитием программно-аппаратных средств вычислительной техники и телекоммуникаций в ближайшее десятилетие. Были выделены следующие положения:
1. Поступление в библиотеки новых технических средств делает неэффективным обслуживание читателей только с использованием электронного каталога и сравнительно небольшого массива собственных данных.
2. Необходимо шире использовать внешние библиотечные и другие информационные ресурсы в телекоммуникационных режимах (включая информационный поиск, межбиблиотечное обслуживание, электронную доставку документов и др.). И это – непременное условие работы библиотек и обслуживания пользователей.
3. Развитие технических средств позволит библиотекам:
- записывать и хранить информацию в компактной форме и неограниченное время;
- просматривать одновременно один или несколько текстов;
- производить информационный поиск по всему объёму хранимой информации;
- копировать как на бумагу, так и на магнитные носители необходимые документы;
- создавать собственные тексты.
4. Долгосрочное хранение больших объёмов литературы на твердых носителях, вероятно, через какое-то время будет признано нецелесообразным.
5. Рост интереса читателей к созданию домашних или личных электронных библиотек и архивов, а также появление требований на новые формы обслуживания.
6. Вероятно появление следующих новых форм обслуживания в библиотеках:
- теледоступ к полнотекстовым, в том числе мультимедийным, гипермедийным ресурсам библиотек и их данным из дома, с рабочего места пользователя. С большой долей вероятности можно предположить рост использования «переносных электронных книг» – устройств со значительным объёмом памяти и ЖК-экраном, выполняющих функции лёгких переносных аппаратов для чтения типа плееров;
- заказ литературы на расстоянии (в том числе голосом);
- оперативные формы межбиблиотечного абонемента, включая электронную доставку документов;
- копирование и выдача полнотекстовых документов, а также видеоматериалов;
- широкое внедрение средств и форм обслуживания людей с ослабленным зрением с использованием систем с синтезаторами речи и/или панелями Брайля в режимах локальном и телекоммуникационного доступа;
- оперативное дистанционное информирование абонентов в автоматизированном режиме о новых поступлениях литературы по интересующей их тематике (режим телекоммуникационного избирательного распространения информации – ИРИ).
7. Дальнейшее развитие корпоративных форм работы библиотек. Это связано с ростом объёмов обрабатываемых, хранимых и предоставляемых документов, а также с развитием телекоммуникационных сетей.
Не могу не сказать несколько слов о работе круглого стола «Потребности библиотек в профессиональной литературе». Мероприятие было организовано издательством «Профессия», проводили его ответственный редактор журнала «Библиотечное дело» С.Г.Матлина, главный редактор ББК Э.Р.Сукиасян и ведущий редактор издательства «Профессия» Т.В.Захарчук. Это было интересно. Говорили о видах и жанрах профессиональной литературы, о рецензировании и качестве издаваемых книг, о потребности в переводной литературе, о продвижении изданий на рынке. Скажем честно, мы не завалены профессиональными изданиями, а потребность в знании основных тенденций развития библиотечно-информационной сферы велика. Что делать и кого читать? – Вот в чём вопрос!
На официальном закрытии конференции было принято две резолюции. Одна – в поддержку генерального директора ГПНТБ России Я.Л.Шрайберга, которому на протяжении последних четырёх месяцев приходится в официальных инстанциях разных уровней отстаивать доброе имя библиотеки и её руководителя. Второй документ был связан с положениями нового Гражданского кодекса. В резолюции рассматривалось решение вопросов соблюдения авторских прав и значительного ущемления в этой связи прав библиотек на многие виды работы.
P.S. Директор пансионата Ершово, на базе которого проводится конференция, сказал, что на следующий год запланировано проведение бала и катание на лошадях. Значит, не забыть положить в чемодан бальное платье и амазонку.
До встречи!