Методические рекомендации по составлению
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА РАЗРАБОТЧИКОВ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Гончарова Раиса Александровна,
ведущий методист отдела учебно-методического обеспечения
департамента образования администрации города Омска.
Кащенко Наталья Николаевна,
заведующая библиотекой гимназии № 26.
Лещенко Ирина Владимировна,
заведующая библиотекой школы с углублённым изучением отдельных предметов № 109.
Морейнис Юлия Александровна,
заведующая библиотекой школы № 25.
Платонова Ирина Иннокентьевна,
заведующая библиотекой гимназии № 147.
Тюгашева Нина Степановна,
заведующая библиотекой школы с углублённым изучением отдельных предметов № 50.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Концепция библиотечного портфолио
Типы портфолио
Виды портфолио
Методика формирования портфолио
Организация и оформление портфолио
Приложения
- Составление резюме
- Лист самооценки профессиональной деятельности школьного библиотекаря
- Тест «Информационная культура специалиста»
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Настало время рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря-библиографа, чем занимается школьный библиотекарь в школе. Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь в школе – это не просто библиотекарь, а ещё и педагог дополнительного образования. Библиотекарь может преподавать курс «Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности», МХК, этику, эстетику, краеведение.
При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в школе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.
С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т.д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте [1].
Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ. Это возможность создать индивидуальный портрет школьного библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня [3].
Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета школьной библиотеки.
Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- разработать концепцию библиотечного портфолио;
- определить его цели, задачи, функции, выявить практическую значимость;
- представить модели и разновидности портфолио в библиотечной практике;
- разработать методику формирования профессионального библиотечного портфолио;
- представить варианты организации и оформления портфолио.
КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИО
Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.
Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше [4]. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Задачи:
- проанализировать и обобщить свою работу;
- связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
- отразить динамику профессионального развития;
- представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Функции портфолио:
- диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
- содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
- развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
- мотивационная – поощряет результаты деятельности;
- рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения [6].
Практическая значимость портфолио:
- аттестация в будущем;
- лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
- систематизация деятельности библиотекаря;
- фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Модели портфолио
Модель |
Цель создания |
Портфель достижений |
Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности |
Портфель-самооценка |
Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах |
Портфель-отчёт |
Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности |
Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.
ТИПЫ ПОРТФОЛИО
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:
Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:
- дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней);
- грамоты;
- свидетельства;
- удостоверения;
- справки;
- сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска.
В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).
Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:
- конкурсные работы;
- проекты развития библиотеки;
- тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);
- сценарии различных массовых мероприятий;
- электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;
- видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
- авторские образовательные программы и УМК к ним;
- печатные работы.
Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.
Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.
Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).
Например:
А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.
Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.
В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов [6, 7, 8, 9].
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.
Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.
Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности (см. приложение 1).
Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.
В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков (см. приложения 2 и 3).
Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень [3].
Тематический портфолио может включать:
- план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
- пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
- обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;
- программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);
- работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);
- самоанализ проведённой работы;
- фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);
- отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия;
- подведение итогов, определение перспектив.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
У большинства библиотекарей, работающих в школе более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы.
Для чего я хочу создать портфолио?
В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.
Что я включу в портфолио?
Профессиональный портфолио рекомендуется делать за последние 3–5 лет, но некоторые материалы, например грамоты или дипломы регионального и федерального уровня, можно включать и за 10–15 лет. Только вам решать, какие разработки отобрать в портфель работ и какие отзывы и рецензии в портфель отзывов – самые лучшие или все, которые есть. Это ваш портфель достижений, и его содержание определяете только вы. Помните одно – нельзя объять необъятное.
Как будет организован портфолио?
Во-первых, что это будет – файловая папка с печатными материалами или электронный вариант? Или и то, и другое? Ведь в каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.
Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.; или по уровням: школьный, районный, муниципальный, региональный, федеральный.
В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»).
Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?
Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный, расширенный – для библиотеки, другой – самое важное – для администрации. Если хранение предполагается в библиотеке и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы, если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте – лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав портфолио, представьте свою работу администрации школы и учебно-методическому отделу департамента образования. Самый лучший вариант представления – защита или презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
В настоящее время не существует единых стандартов и требований по организации и оформлению библиотечного портфолио. Возможно, вы сами найдёте или разработаете оптимальный вариант размещения ваших материалов в вашем портфеле достижений. Главное, чтобы он был логически выстроен.
Вот некоторые рекомендации и пожелания на эту тему.
- Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов.
- Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл.
- Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику.
- В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения.
- В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.
Конкурс журнала «Вестник учебной и детской литературы» «Мастер книги – 2006» подтолкнул некоторых библиотекарей к разработке собственных профессиональных портфолио. Далее представлен опыт работы по созданию портфолио заведующей библиотекой гимназии № 147 Ирины Иннокентьевны Платоновой. Чётко выстроенная структура, примеры документов и работ помогут вам в практической работе над собственным портфелем.
Портфолио документов
Дипломы |
||||
Уровень |
Год |
Наименование конкурса |
Результат |
Приложение |
Областной |
2003 |
«БиблиОбраз – 2003» |
III место |
1 |
Грамоты |
|||
Уровень |
Год |
Формулировка грамоты |
Приложение |
Муниципальный |
2003 |
За успешную работу по оказанию практической помощи учреждениям образования |
2 |
Школьный |
2004 |
За высокий профессионализм, чуткое отношение к детям, творческий подход к порученному делу |
3 |
Удостоверения о курсовой подготовке |
||||
Место проведения |
Год |
Часы |
Название курсов |
Приложение |
Омский институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО). Управление образования г. Омска |
2003 |
72 |
Проектирование развития школьных библиотек |
7 Программа развития библиотеки «Формирование экологической культуры личности» |
Справки о курсовой подготовке |
||||
Уровень |
Год |
Часы |
Название курсов |
Приложение |
Муниципальный |
2005 |
24 |
СУБД «МАРК–SQL» |
10 |
Свидетельства |
|||
Уровень |
Год |
Наименование |
Приложение |
Региональный |
2003 |
Профессиональная подготовка по обновлённой программе Intel «Обучение для будущего» |
15 |
Отзывы |
|||
Уровень |
Год |
Кто дал отзыв |
Приложение |
Муниципальный |
2006 |
Первый заместитель начальника управления образования, председатель экспертного совета |
2 |
Школьный |
2006 |
Директор гимназии № 147 |
3 |
Портфолио работ
Конкурсные работы |
|||||
Уровень |
Год |
Конкурс |
Тема |
Результат |
Приложение |
Областной |
2003 |
«БиблиОбраз–2003» |
Профориентационная работа как одно из направлений деятельности библиотеки гимназии № 147 |
III место |
Текст – прил. 1. |
Проекты, программы развития |
|||
Уровень |
Год |
Тема |
Приложение |
Школьный |
2003 |
Формирование экологической культуры личности |
Работа, презентации прилагаются на диске |
Выступления на семинарах, методических объединениях |
|||||
Уровень |
Год |
Тема |
Форма |
Где представлена работа |
Приложение |
Муниципальный |
2006 |
Формирование экологической культуры личности |
Отчет по реализации программы. |
Семинар для библиотечных работников |
5 |
Окружной |
2003 |
Обеспечение содержания образования через создание медиаресурсов в библиотеке |
Доклад по теме. |
МО библиотекарей ЛАО г. Омска |
6 |
Публикации |
|||||
Уровень |
Год |
Название публикации |
Заглавие сборника |
Место издания |
Приложение |
Региональный |
2003 |
Среда обитания |
Применение современных информационных технологий в образовании |
Омск |
9 |
Сценарии |
|||
Форма работы |
Тема |
Класс |
Приложение |
Литературно-музыкальная композиция |
Поклонимся великим тем годам |
5 |
12 |
Мультимедийный библиотечный урок |
История книги |
5 |
13 |
В течение последних трех лет большинство материалов формируется уже в компьютерном варианте. Нужно только создать электронные папки и систематизировать имеющиеся архивы. Самая простая структура электронного портфолио представлена на схеме. В процессе работы вы сами найдете наиболее приемлемый для себя вариант.
Окончание читайте, пожалуйста, в следующем выпуске «Методического дня»