Нина Колоскова
[роман для мл. сред. шк. возраста] /
Пер. с фр. А. Полосиной;
ил. Д. Шибанова. –
М.: Самокат, 2007. – 128 с.: ил.
НА XX МОСКОВСКОЙ международной книжной выставке-ярмарке в выставочном павильоне «Читайка» прошла презентация книги французского писателя Анри БоскО «Малыш и река».
Главный редактор издательства «Самокат» Ирина Балахонова заявила книгу как экологическую. И конечно же, сразу возникло желание познакомиться с этим романом поближе. Должна оговориться – с тем, что произведение носит экологический характер, можно спорить. Но то, что книга имеет ярко выраженную природоохранную направленность и затрагивает проблемы экологической этики и воспитания экологической культуры, – бесспорно. Автор сам бесконечно любит природу родного Прованса. Умеет видеть всё великолепие животного и растительного мира и передать своё восхищение, свои чувства и переживания читателям. И наделяет этими способностями героев своего романа.
Анри Боско (1888–1975) – один из самых печатаемых во Франции писателей. Автор более 30 романов, детских книг и поэтических произведений. Первый свой роман он написал в 7 лет. По мнению Натальи Шаховской, написавшей к книге дополнение «Об авторе», что-то из этого раннего произведения, написанного в 1945 году, отозвалось в книге «Малыш и река». В десять лет Анри Боско был отдан в пансион, откуда однажды сбежал домой к своей любимой кормилице. И впечатления от этого побега также нашли отражение в повествовании о маленьком Паскале – герое книги «Малыш и река». Гастон Башляр (1884–1962) – французский философ, эстетик, исследователь психологии художественного творчества называет Анри Боско «большим мастером домашней грёзы»1. Конечно же, говоря это, Башляр не имел в виду именно данное произведение. Но действие романа «Малыш и река» также строится на драматическом конфликте между «домашней» и «природной» стихиями и к тому же его можно в полной мере назвать романом психологическим.
Читатель погружается в книгу сразу. И с головой уходит в мир переживаний маленького героя.
Как понятно уже из названия, в книге два главных героя – малыш и река. Река – один из главных героев повествования в полном смысле слова. Её образ не просто дан автором в развитии. Река для маленького Паскале – символ свободы. Она даёт ему возможность реализовать свою потребность в ней, стремление вырваться из-под опеки домашних, узнать самого себя и… вернуться в любимый дом.
И читатель-ребёнок вместе с Паскале пускается в увлекательное и опасное приключение. Эта книга – открытие мира. Она очень многому научит ребенка. Например, смотреть в звёздное небо, отыскивать ковш Большой медведицы и называть каждую звезду по имени. Рыбачить. Разводить костёр. Печь на разогретых камнях рыбу. Добывать питьевую воду с помощью камыша. Он узнает о розе ветров. А главное – научится видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Автор, ко всему прочему, еще и мастер пейзажа. Причём описания природы даются образно и очень лаконично и совсем не утомляют маленького читателя.
Боско вообще очень умело передаёт атмосферу, окружающую героя. Например, кладовой на чердаке старого дома (её маленькому Паскале категорически запрещалось посещать) с загадочными звуками, которые оттуда раздаются, и с не менее интригующими старыми вещами, которые нашли там приют. Дикой и пустынной таинственной бухты, куда однажды забрёл маленький герой романа. Или деревни, жители которой были чистосердечны, терпеливы и спокойны.
В процессе чтения книги малыш существенно обогатит свой словарный запас. Познакомится с огромным количеством представителей животного и растительного мира. Что касается живой природы, то в небольшой по объему книге (при весьма приблизительном подсчете) упомянуто 35 представителей животного мира и 28 – растительного.
Но и этого многообразия животных и растений Паскале и его другу Гатцо мало. И ребята придумывают ещё одно, фантастическое, животное и сами начинают верить в его существование. Они называют его Ракаль (от французского racaille – безобразный, уродливый, отталкивающий). Это был ракаль, огромный ракаль размером с осла, а стало быть, ракаль опасный. К тому же, это был одинокий бродячий ракаль, из тех нервных ракалей, которых раздражает любой пустяк. Он бросается на вас чудовищным, хорошо известным у ракалей прыжком, превосходящим прыжок тигра… Царствуя в пустыне, ракаль бродит в одиночестве и с возрастом набирается такой свирепости, что даже боевой бык и буйвол обращаются в бегство при его появлении. На него не охотятся. Мясо ракаля твёрдое, как кожа. Раненый ракаль – крайне опасный противник. Он бродит по ночам, поэтому его никто не видел. Впрочем, в наших краях ракали встречаются всё реже. Скоро они совсем исчезнут. Вероятно, мы видели одного из последних ракалей нашего времени. Мы замирали от удовольствия и сладкого ужаса…
Иллюстрации к книге сделаны художником Денисом Шибановым. И о них разговор особый. Это тот случай, когда художник в полной мере является соавтором писателя. И даже больше. Он помогает маленькому читателю освоить мир Анри Боско, полный тайн и приключений. Вникнуть в детали, не пропустить ничего сколь-нибудь значительного. Кажется, что очень простые графические изображения предметов, сопровождающих повествование, сделаны рукой ребёнка. Так и видится, как герой книги – маленький Паскале выводит тонким пёрышком контуры зверей, птиц и насекомых. Рисует звёздное небо или следы на прибрежном песке.
И в заключение – несколько умных мыслей от Анри Боско.
…тот, кто тиранит ближнего, тиранит сам себя.
Когда есть оружие, так и тянет из него стрелять. Просто так, ради выстрела.
Истинная мудрость, если она существует в реальной жизни, не бывает мрачной. Она или вдохновляет людей, или будит воображение…
По мнению главного редактора издательства «Самокат», у каждого человека должна быть своя река. И надо обязательно предоставить возможность малышу «войти в свою реку».
При подготовке материала использованы интернет-сайты:
http://www.narniacenter.ru/go/bukhina16
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/bachelard=poetika_prost=ann.htm#_Toc85913633
1 Башляр Г. Избранное : Поэтика пространства : Пер. с франц. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 376 с. – (Серия «Книга света»).