Людмила Сухова
По страницам наших газет за ноябрь 2007 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Большова Н. И. «Вершина любви – это чудо великое – дети!» : Урок по половому воспитанию / Большова Н.И. // Биология. – 2007. – № 22. – С. 18–20. – (Я иду на урок).
Булыкина С. Думаем о профессии : Занятие для школьников 3-х классов / С. Булыкина // Здоровье детей. – 2007. – № 22. – С. 31–34. – (Номинация «Прикладной урок»).
Тема занятия: «Моё здоровье и будущая профессия».
Калинина Е. Мой выбор : Классный час для учащихся 8–9-х классов / Е. Калинина // Здоровье детей. – 2007. – № 22. – С. 35–36. – (Номинация «Нет – вредным привычкам»).
Цель: формирование установки на здоровый образ жизни, а также убеждения, что употребление наркотиков и других психоактивных веществ – тупик, ложный способ решения жизненных проблем.
Филиппова А. Знатоки истории / А. Филиппова // История. – 2007. – № 22. – С. 34–35. – (Олимпиады. Тесты. Конкурсы).
Игра для разновозрастной аудитории.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Как сделать так, чтобы не было проигравших? : Детский психолог Наталия Богачкина предлагает комплекс игр, которые помогут детям преодолеть болезненную застенчивость // Первое сентября. – 2007. – № 21. – С. 19. – (Детный мир. Может пригодиться).
Каменский С. В ожидании неудач : Застенчивому ребёнку живётся тяжело. Но и окружающим с ним не легче / С. Каменский // Первое сентябтя. – 2007. – № 21. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).
Как помочь застенчивому ребёнку? Профилактику застенчивости специалисты советуют начинать как можно раньше: почаще предоставлять застенчивому ребёнку возможность выражать свои чувства и желания.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Гилёва Т. Тайны островов Внутренних Сил : Программа тренинговых занятий для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы / Т. Гилёва, Т. Шихова // Школьный психолог. – 2007. – № 22. – С. 20–25. – (Методическая копилка. Номинация: «Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»).
Говор Т. Классная республика : Занятия для учащихся 5-х классов / Т. Говор // Школьный психолог. – 2007. – № 22. – С. 26–28. – (Методическая копилка. Номинация: «Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»).
Цели: установление благоприятного психологического климата в коллективе; воспитание чувства сплочённости классного коллектива.
Кирилина Т. Покорение новых земель : Два групповых занятия для учащихся 4-х классов / Т. Кирилина // Школьный психолог. – 2007. – № 22. – С. 12–13. – (Конкурс. Номинация: «Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»).
Цели: познакомить учащихся двух четвёртых классов друг с другом для дальнейшего объединения в один пятый; создание предпосылок для благоприятного психологического климата в период адаптации в 5-м классе; раскрытие индивидуальных качеств учащихся и круга их интересов.
Резапкина Г. Рождение команды / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2007. – № 21. – С. 46–47. – (Игротека).
Цель: формирование навыков самостоятельного принятия решений и действий в условиях неопределённости.
Резапкина Г. Супермен / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2007. – № 22. – С. 46–47. – (Игротека).
Интерпретация игровой методики, которую предложила психолог В. Петелина на занятиях семинара «Работа психолога в условиях профильного обучения».
Рудякова О. Маленький волшебник : Программа занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников / О. Рудякова // Школьный психолог. – 2007. – № 21. – С. 18–25. – (Методическая копилка).
Степанов С. Школьная психология и НЛП – враги, союзники, конкуренты? / С. Степанов // Школьный психолог. – 2007. – № 21. – С. 4–7. – (Психология новой эры).
Шамраева О. Нам нужны правила?! : Психологическое занятие для младших подростков / О. Шамраева, М. Михайлова // Школьный психолог. – 2007. – № 22. – С. 29–30. – (Методическая копилка. Номинация: «Работа со школьниками: игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия»).
ПОДРОСТОК
Евстратова О. Сделай свой выбор! : Программа профилактики табакокурения среди старших школьников / О. Евстратова // Здоровье детей. – 2007. – № 21. – С. 24–29. – (Номинация «Нет – вредным привычкам»).
Сакович Н. Лабиринты Мерлина / Г. Сакович // Школьный психолог. – 2007. – № 22. – С. 6–9. – (Метод в теории и на практике).
В основу игры положена легенда о лабиринтах волшебника Мерлина, жившего в период Средневековья. Каждый подросток будет иметь возможность пройти три лабиринта, многому научиться и получить ответы на волнующие его вопросы.
ПРОБЛЕМА
Краснодубова А. В школе – эпидемия детских игр : Что с этим делать? Ждать, когда «отболеют» и всё забудут? Или надеяться, что новый опыт обязательно сработает в будущей жизни, пусть и не напрямую / А. Краснодубова // Первое сентября. – 2007. – № 22. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).
Полонников А. Спастись от фоторобота : Свой страх перед неопределённой угрозой дети стараются преобразовать в игровую реальность / А. Полонников // Первое сентября. – 2007. – № 22. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).
Сунцова Н. А на уроках как сонные мухи : [беседа с нейрофизиологом Н. Сунцовой, автором исследования «Сон и его нарушения» / беседовал С. Каменский] // Первое сентября. – 2007. – № 22. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).
О причинах подростковых проблем со сном и их последствиях.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Вачков И. Профориентация на грани искусства : [по материалам беседы с Г. Резапкиной] / И. Вачков // Школьный психолог. – 2007. – № 22. – С. 14–16. – (Из первых рук).
О видеокурсе для подростков «Дороги, которые мы выбираем».
Резапкина Г. Уроки самоопределения : Профориентационные занятия в 5–7 классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 22. – С. 41–46. – (Работа с классом. Профориентация школьников).
Третий урок в 5-м классе «Мои недостатки и достоинства».
Третий урок в 6-м классе «Как развивать мышление».
Третий урок в 7-м классе «Здоровье как фактор успешной карьеры».
Резапкина Г. Уроки самоопределения : Профориентационные занятия в 8–9 классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 21. – С. 40–43. – (Работа с классом. Профориентация школьников).
Второй урок в 8-м классе – «Эмоциональный интеллект».
Второй урок в 9-м классе «Профессия и здоровье».
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Батербиев М. Формы организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах / М. Батербиев // Управление школой. – 2007. – № 21. – С. 16–19. – (Тема номера. Разновозрастное обучение).
Елагина С. Причины школьной неуспеваемости : В чем они заключаются, если психологическая диагностика показывает, что 90% первоклассников готовы к успешному обучению по общеобразовательным программам / С. Елагина // Первое сентября. – 2007. – № 22. – С. 13. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).
Ершова А. Хвали с умом : Психолого-педагогические ориентиры / Л. Ершова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 21. – -С. 12. – (Работа с учениками. Оценка успеваемости).
Многие учителя знают, как трудно научить подростков встречать с достоинством не только своё поражение, но и победу. Второе, пожалуй что, потруднее будет…
Иваницкая Е. Синдром отличника : Беда, которая заставляет задавать школе самые жестокие вопросы / Е. Иваницкая // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 21. – С. 33–35. – (Работа с учениками. Отличники и двоечники).
О проблемах отличников.
Костецкий В. Диалектика телесного наказания : История вопроса с различными концепциями и очевидными предпочтениями автора / В. Костецкий // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 21. – С. 15–18. – (Повышение квалификации. Насилие в образовании).
Кострова Т.В. Медицинские рекомендации при работе с компьютером / Т. В. Кострова // Физика. – 2007. – № 22. – С. 15–16. – (Спецвыпуск № 3 ЮЗАО, г. Москва).
О санитарных правилах и нормах работы на компьютере.
Леонтьева О. Едем в гости... на учёбу! : И не в другую страну, а в школу в соседнем районе или соседней области / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2007. – № 21. – С. 13. – (Школьное дело. Образовательные технологии).
Как помочь ребятам научиться общаться с внешним миром.
О не очень затратном, но довольно эффективном способе, позволяющем ввести школьников в реальное общение с новым, ранее неизвестным или малоизвестным для них миром.
Луховицкий В. Правовые отношения между участниками образовательного процесса : Комментарии к письмам и высказываниям учителей / В. Луховицкий // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 22. – С. 13–15. – (nota bene! Профессиональный риск).
Почему в школе нельзя обойтись без правовых отношений?
О правах ребёнка и правах учителей.
Как защитить свои права?
Меркулов Ф. Как грамотно начать урок? : Даже самое интерактивное по замыслу занятие может не состояться, если не продуманы формальные, организационные моменты / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2007. – № 22. – С. 12. – (Школьное дело. Педагогический практикум).
Олейников А. Школа астрономических возможностей : О том, как научная обсерватория создала уникальную образовательную среду для детей / А. Олейников // Первое сентября. – 2007. – № 22. – С. 6. – (Политика образования. Репортаж).
Остапенко А. Разновозрастная организация дополнительного образования / А. Остапенко, В. Миронов // Управление школой. – 2007. – № 21. – С. 26–29. – (Тема номера. Разновозрастное обучение).
Повышение качества обучения в начальной школе : Материалы исследований и рекомендации // Первое сентября. – 2007. – № 22. – С. 13–14. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).
О главных причинах учебной неуспешности учащихся в начальной школе.
Поляков С. Когда обучение навыкам общения становится воспитательной технологией : Об одном педагогическом эксперименте, прошедшем в школах Ульяновска / С. Поляков // Первое сентября. – 2007. – № 21. – С. 10. – Школьное дело. Профессиональный интерес).
Рябинина Н. Дети с особыми потребностями в обычном классе : Как перестроить учебный процесс, если нет возможности перевести их в коррекционную школу / Н. Рябинина // Первое сентября. – 2007. – № 21. – С. 11. – (Школьное дело. Встречный курс).
Ушаков К. Почему новые идеи в школах приживаются с трудом? : На этот вопрос помогают ответить знания по организационному менеджменту / К. Ушаков // Первое сентября. – 2007. – № 22. – С. 9. – (Школьное дело. Культура управления).
Фещенко Т.С. Организация труда учителя / Т. С. Фещенко // Физика. – 2007. – № 22. – С. 5–6. – (Спецвыпуск № 3 ЮЗАО, г. Москва).
Рекомендации составлены по материалам книги Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники : Методический бестселлер».
ИМЕНА
Дмитренко С. Маршак Советского Союза / С. Дмитренко // Литература. – 2007. – № 21. – С. 4–5. – (Листки календаря).
К 120-летию со дня рождения С. Я. Маршака.
Жидкова М. Я. Яков Исидорович Перельман, «доктор занимательных наук» : К 125-летию со дня рождения / М. Я. Жидкова // Физика. – 2007. – № 22. – С. 35–37. – (Имена).
Лазаревич К. С. И.А. Ефремов – геолог и фантаст / К. С. Лазаревич // География. – 2007. – № 21. – С. 34. – (Столетие со дня рождения).
Мяэотс О. Астрид Линдгрен – 100 лет! / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2007. – № 21. – С. 22–26. – (Остров сокровищ. Капитанский мостик).
ЧАС ЧТЕНИЯ
Богатырёва Н. Кораблик совести : О судьбе и книгах Виталия Коржикова / Н. Богатырёва // Литература. – 2007. – № 21. – С. 22–25. – (Детское чтение).
НА ЭКСКУРСИЮ
Печатникова Л. Образовательная экскурсия: главные правила и маленькие хитрости : Как вынести максимум впечатлений из самого обычного похода в музей / Л. Печатникова // Первое сентября. – 2007. – № 21. – С. 14. – (Школьное дело. Знания без школьных этикеток).
АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Белошапкина Я. Виктор Васнецов / Я. Белошапкина // Искусство. – 2007. – № 21. – С. 8–9. – (Арт-галерея).