Ирина Коткина
Директор школы в зеркале собственной поэзии
Коткина
заведующая библиотекой
ненецкой школы-интерната
им. А.П.Пырерки,
г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО
ИЗВЕСТНО ли вам, дорогие читатели, что практически каждый директор школы в душе поэт, самобытный и неординарный? Сложно представить? И нам тоже так казалось – до недавнего времени. 4 декабря прошедшего года, когда широкая общественность отмечала день рождения информатики, уличного фонаря и Якова Перельмана, в библиотеке Ненецкой школы-интерната 25 директоров школ Ненецкого округа дружно писали синквейны о себе самих. Начали нехотя, дескать, что это ещё за выдумки такие! Но рядом – заместитель начальника Управления образования округа Галина Ивановна Колесниченко, со всем соглашается, не удивляется. Значит, так нужно. Переговаривались, советовались, подглядывали по школьной привычке, но в итоге увлеклись не на шутку. Что из этого получилось – чуть позже.
Так начал работу трехдневный семинар-совещание для директоров основных и средних школ Ненецкого автономного округа по теме «Приоритетный национальный проект “Образование” (ПНПО) на территории НАО: итоги 2007 года и перспективы развития в 2008 году». В первый день гостей принимала Ненецкая школа-интернат, на следующий – оборону держала школа посёлка Красное. Именно они в 2007 году в рамках ПНПО стали победителями конкурса среди школ, внедряющих инновационные программы, и получили заветный миллион. Теперь им предстояло ещё раз доказать, что их не зря назвали лучшими.
Программу семинара (см. приложение) разрабатывали заранее. Главный упор – на информатизацию образования, сочетание традиционных и инновационных форм преподавания. В этот день школа показывала всё то, чем по праву гордится. Своё мастерство демонстрировали преподаватели и ученики классов профессиональной подготовки по специальности «Художник-оформитель». На уроке в мастерской все присутствующие могли узнать, что такое бумажная пластика, как правильно делать сгибание и сминание бумаги, чтобы в результате получить произведение искусства. Выставочный зал школы полон шедеврами: бумажная пластика, роспись по дереву, живопись, витражи.
Ещё один конёк школы – краеведение. Наши учителя – авторы учебников, по которым ведётся преподавание исторического, географического и литературного краеведения в окружных школах. Гости семинара могли посетить открытый урок «Тундра – раскрытая книга», который давала автор нового учебника по литературному краеведению Зоя Алексеевна Горбунова. Не только гуманитарии утолили своё любопытство. На уроке по теме «Сила трения» любители точных наук смогли убедиться: законы физики все ещё действуют, а значит, есть хоть что-то постоянное в нашем переменчивом мире!
Но нет, не только законы физики! Есть ещё одна постоянная величина в нашей школе – библиотека. Не случайно старт семинару был дан именно здесь. Первое слово – директору Римме Фёдоровне Галушиной. Она ещё раз пролистала страницы прошлого, рассказала о настоящем и поделилась планами на будущее. Мелькают кадры презентации: старенькое здание школы, первый директор и первые выпускники. Дети и педагоги в классе, в походе, на сцене и на спортивном старте – везде и всюду вместе. И это главное наше отличие – мы ведь не просто школа, мы большая семья, в которой нет места случайным людям. Участие в конкурсе лучших школ ещё раз доказало это в полной мере.
Какова же роль библиотеки в реализации образовательных проектов? Какова её истинная ценность и значимость для всего школьного сообщества? Мне приходилось выступать перед разной аудиторией, но эта особенно обязывала. Директор школы – тот человек, от которого зачастую зависит, будет школьная библиотека процветать или прозябать. Вот поэтому я чувствовала ответственность за каждое сказанное слово. Старая шутка, что «необходимость школьной библиотеки ощущается лишь тогда, когда она закрыта», набила оскомину. И в красивых слайдах презентации не свой личный опыт я хотела показать, а всю ту, невидимую, как подводная часть айсберга, работу библиотеки в осуществлении всех добрых начинаний школы. Пока этот незаметный винтик в сложном механизме школы работает, всё идёт так, как положено.
Не знаю, случайно или намеренно, но словосочетание «школьная библиотека» не включено в текст приоритетного национального проекта «Образование». А в таблице критериев, по которым оценивают деятельность инновационной школы, библиотека упомянута лишь в пункте «Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса» в перечне помещений, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса, наряду со столовой, спортивным залом и медицинским кабинетом. Тем не менее с уверенностью могу сказать, что библиотека – один из тех китов, на которых держится школа сегодня. Надеюсь, что моё эмоциональное выступление не оставило наших гостей равнодушными. Общаюсь с коллегами по цеху и знаю, что положение в школьных библиотеках округа меняется к лучшему: появляется новая мебель, выделяются средства на комплектование и подписку. Болевых точек остаётся предостаточно, но пока мы ждём помощи сверху, на местах директора школ могут хотя бы частично решить проблемы своих библиотек и библиотекарей.
Всё было очень серьёзно, а потом мы играли. Иначе не могло и быть, потому что с нами была самая несерьёзная волшебница из Швеции Астрид Линдгрен. Слова «презентация» и «проектор» шестиклассникам знакомы. Слушаем, читаем, беседуем, смеёмся над Карлсоном из любимого мультика и восхищаемся Пеппи из одноимённого фильма. Скучать некогда! Немного устали? Рассчитайсь на раз-два-три! И опять – удивлённые глаза директоров: может, мы посидим, какая игра? Но уже через пять минут команды «Пеппи», «Мио» и «Карлсон» зарабатывают очки в викторине. Борьба идёт нешуточная. В лидеры выбивается команда «Пеппи». Но у нас сегодня нет победителей и побеждённых, так решила Астрид Линдгрен. Все команды получают дипломы, «лекарство от Карлсона» (чупа-чупсы) и называют лучших игроков. Команда «Мио» – Ролан Ардеев, команда «Пеппи» – Вова Ледков и директор школы села Тельвиска Татьяна Борисовна Паюсова, команда «Карлсон» – Оля Ардеева и Евгений Михайлович Насонов, директор школы № 5.
Когда меня упрекают в излишней любви к технике, я не оправдываюсь, потому что не чувствую себя виноватой. Золотая середина, чувство меры – вот к чему я призываю педагога, работающего с детьми. Компьютер и мультимедийный проектор помогут рассказать образно о том, что на деле не так уж просто и занимательно.
Наши постоянные посетители – ученики 10–11-х классов во главе с учителем по мировой художественной культуре Ольгой Храповой. Можно с уверенностью сказать: все репродукции картин известных художников они знают «в лицо», заочно побывали в Русском музее и Эрмитаже, Третьяковке и Лувре.
Домашний кинотеатр приглашает ребят в мир учебного и художественного кино, а музыкальный центр радует качественным звучанием классики и любимых детских песен.
Вот и выигранный миллион школа потратила на покупку мобильного компьютерного класса. Это 14 ноутбуков, интерактивная доска и проектор. Теперь это чудо техники находится в соседнем с библиотекой кабинете географии, а заведует интерактивным комплексом библиотекарь Надежда Васильевна Хабарова. Ей была поручена «почётная» миссия – за две недели освоить миллионное приобретение: подключить, понять, попробовать в деле и дать открытый урок географии для директоров окружных школ (Надежда Васильевна ведёт ещё и уроки географии в 6-х классах). Честно говоря, мне не верилось, что такое возможно. Но… урок состоялся, доска писала и сказки рассказывала, ноутбуки не подвели. Немножко ребята заробели, но не от обилия техники, а от большого количества серьёзных гостей. Шутка ли – столько директоров в одном месте.
Завершал день круглый стол, посвящённый инновационной и научно-исследовательской работе педагогов и воспитанников Ненецкой школы-интерната. В это время в библиотеке готовилась презентация о дне, проведённом директорами в нашей школе, распечатывались синквейны, сочинённые гостями в начале семинара, чтобы в конце всё это представить его участникам.
Известно ли вам, дорогие читатели, что практически каждый директор школы в душе поэт, самобытный и неординарный? Сложно представить? А мы теперь представляем! И проникаемся уважением к людям, взвалившим на себя тяжёлую школьную ношу.
НЕСКОЛЬКО СИНКВЕЙНОВ
Директор школы Умненький. Озабоченный. Учит. Помогает. Показывает. За державу обидно! Судьба. |
Директор школы Строгий. Справедливый. Вникает. Учит. Наставляет. Фигаро здесь, Фигаро там. Виртуоз. |
Директор школы Умный. Прогрессивный. Замучен. Убит. Возрожден. Кто, если не я! Двигатель. |
Директор школы Мудрый. Уставший. Думает. Решает. Участвует. Честь дороже жизни. Ответственность. |
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина www.Fobis.ru. Воспользовавшись услугами интернет магазина www.Fobis.ru Вы сможете по выгодной цене купить медиаплеер Dune, плазменные панели Panasonic, интерактивные доски Hitachi, лампы Epson и другое проекционное оборудование. Помощь онлайн-консультанта, удобный рубрикатор сайта, подробное описание и фотографии всех представленных товаров помогут подобрать самое подходящее оборудование. А возможность безналичного расчета платежа и доставка по всей России позволяют совершить покупку, не покидая кресла за Вашим компьютером.
Приложение
ПРОГРАММА
семинара-совещания для директоров основных и средних школ НАО
по теме «Приоритетный национальный проект “Образование” на территории НАО:
итоги 2007 года и перспективы развития в 2008 году»
на базе ОГОУ НШИ 4 декабря 2007 года
Время |
Мероприятие, тема |
Кабинет |
Ответственный педагог |
9.00–9.40 |
Презентация школы |
Библиотека НШИ |
Галушина Р.Ф. |
«Изменение роли школьной библиотеки в контексте реализации ПНПО» |
Коткина И.В. |
||
9.50–10.10 10.10–10.30 |
Знакомство с выставкой работ воспитанников классов с профессиональной подготовкой |
Выставочный зал Учительская |
Лыкова Е.П. |
10.30–11.10 |
Урок физики «Сила трения». 7–6-й кл. |
Каб. 34 Каб. 106 |
Подхомутова О.А. Краева Н.Г. |
11.10–11.30 |
Экскурсия по школе-интернату |
|
Администрация |
11.30–12.10 |
Урок географии «Изучение мирового океана». 6-й «А» кл. |
Каб. 30 Библиотека НШИ Каб. 1 |
Хабарова Н.В. Храпова О.Н. |
12.10–12.40 |
Обед |
Столовая |
|
12.45–14.00 |
Круглый стол «Инновационная деятельность ОГОУ НШИ: |
Каб. 30 |
Вострикова Н.А. |
14.00 |
Чаепитие |
Библиотека НШИ |
|