Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2008

Тамара Кардановская

Список брошюр – приложений к нашим газетам за второе полугодие 2007 года

Общее направление

Воспитание. Образование. Педагогика

Общая редакция серии «Воспитание. Образование. Педагогика»: М.Н.Сартан

Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Андреевич Иванов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6(12)).

В выпуске представлен аналитический взгляд на компетентностный подход в образовании. Педагоги, воспитатели и школьные управленцы смогут узнать, как появилось понятие «компетенция», познакомиться с зарубежным опытом.

Значительную часть занимают примеры из образовательной практики: перечни компетенций школьников, способы их презентации и контроля; профессиональные компетенции учителя.

Касицина Н. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика : Педагогика поддержки: тактика взаимодействия / Наталья Викторовна Касицина, Нина Николаевна Михайлова, Семен Михайлович Юсфин. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 5(11)).

В выпуске подробно рассказывается об одной из четырех тактик педагогики поддержки – тактике взаимодействия. Раскрываются ее цели и задачи. Даются рекомендации, как применять тактику содействия на практике.

Касицина Н. Как развить в ученике способность к выбору : Педагогика поддержки: тактика содействия / Наталья Викторовна Касицина, Нина Николаевна Михайлова, Семен Михайлович Юсфин. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 4(10)).

В выпуске подробно рассказывается об одной из четырех тактик педагогики поддержки – тактике содействия. Раскрываются её цели и задачи, даются рекомендации по применению.

Управление школой

Общая редакция серии «Управление школой»: Я.А.Сартан

Брюхова В. М. Партнёрство семьи и школы / Вера Михайловна Брюхова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 4(16)).

В брошюре представлен обобщенный опыт сотрудничества педагогического коллектива МОУ лицей № 77 г. Челябинска с родителями учащихся. Приводятся примеры школьных нормативных документов, разработанных моделей классных родительских собраний и тренингов.

Кириллова С.Г. Возможности развития образовательных сетей в субъектах РФ / Светлана Генриховна Кириллова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 6 (18)).

В брошюре рассказано о путях создания школьных сетей в различных регионах РФ. Даны описания нескольких ключевых моделей реструктуризации. Приведены примеры некоторых организационных документов. Адресована руководителям управлений и департаментов образования, директорам ОУ, управленческим командам школ.

Кириллова С.Г. Опыт создания новых систем оплаты труда педагогов : 2006–2007 годы / Светлана Генриховна Кириллова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 5 (17)).

В брошюре рассказывается об опыте введения в регионах России отраслевой системы оплаты труда педагогов. Анализируются трудности, с которыми столкнулись команды разработчиков НСОТ, приводятся мнения экспертов, модельные документы. Адресована руководителям образования, директорам ОУ, управленческим командам школ.

Библиотека в школе

Общая редакция серии «Библиотека в школе». О.К.Громова

Дети и книга : Простые приёмы привлечения к чтению : Сборник / Под ред. О. К. Громовой. – М. : Чистые пруды, 2007. – [32 с. : ил.] – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе». Вып. 6 (18)).

В брошюре собраны несколько работ из разных стран (Великобритания, Швеция, Россия), содержащих интересные приёмы, подходы, идеи, при помощи которых библиотекарь может вести работу по привлечению к чтению как с детьми, так и с родителями. Некоторые материалы сами по себе могут послужить интересным раздаточным фондом как для родителей, так и для детей.

Долгощёлова Т. Н. Библиотечная статистика : Как и зачем ее вести? / Татьяна Николаевна Долгощёлова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : [табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 4(16)).

Цель данной брошюры – помочь сотрудникам библиотек образовательных учреждений и специалистам, курирующим деятельность школьных библиотек, освоить приёмы и методы учётной и статистической работы, нормирование библиотечного труда. Здесь подробно излагается методология расчёта относительных и средних величин, их применение в анализе библиотечной деятельности.

Долгощёлова Т. Н. Проверка фонда библиотеки / Татьяна Николаевна Долгощёлова. – М. : Чистые пруды, 2007. – [32 с. : табл.] – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе». Вып. 5 (17)).

Цель данной брошюры – помочь библиотекарям, руководителям школы и методистам по учебным фондам правильно и рационально организовать и провести проверку библиотечных фондов. Брошюра содержит основные правила проверки фондов и пояснения к регламентирующим документам, методики организации работы и образцы документов для оформления результатов.

Школьный психолог

Общая редакция серии «Школьный психолог»: И.В.Вачков

Зарипова Ю. Поверь в себя : Программа психологической помощи подросткам / Юлия Ринатовна Зарипова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 4(16)).

Брошюра предназначена для школьных психологов, работающих с подростками. Юлия Ринатовна Зарипова, специалист из Санкт-Петербурга, совмещает практическую деятельность с научными исследованиями, и это нашло отражение в предлагаемом материале. Качественные и подробно описанные сценарии занятий помогут психологам-практикам выстроить научно обоснованную систему психологической помощи подросткам.

Набойкина Е. Азбука методической работы с педагогами-психологами / Елена Леонидовна Набойкина. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл., схемы] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 6(18)).

Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления : Социально-психологический тренинг / Елена Анатольевна Осипова, Елена Владимировна Чуменко. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5(17)).

Учебно-методическое пособие представляет авторскую разработку тренинговой программы, направленной на осознание конфликтного поведения личности и выбор эффективных стратегий преодоления конфликта. В программе приводится описание упражнений, а также необходимая информация для тренера. Пособие адресуется практическим психологам, педагогам-психологам, социальным педагогам и слушателям курсов повышения квалификации.

Классное руководство1

Общая редакция серии «Классное руководство»: С.Л.Островский

Букатов В. Игровая «неотложка» : Практическая помощь педагогам в формировании дружного класса / Вячеслав Михайлович Букатов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство». Вып. 6).

Выпуск посвящён теме повышения педагогического мастерства классного руководителя. Читатели, окунувшись в атмосферу дидактических игр, смогут найти в них новые возможности и конкретные материалы для разрешения экстренных ситуаций, возникающих на уроке, классных часах, во внеклассной работе. Это поможет классным руководителям повысить эффективность своих педагогических усилий.

Материалы выпуска станут хорошим подспорьем учителям в расширении своего методического багажа.

Ершова А. П. Дружественные и деловые характеристики поведения учителя : Педагогам о мастерстве общения с классом / Александра Петровна Ершова, Вячеслав Михайлович Букатов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: ил.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство». Вып. 3).

Выпуск посвящён теме повышения педагогического мастерства классного руководителя с помощью театральной «теории действий» П.М.Ершова. Она предлагает особый подход к решению проблем, связанных с преодолением и предупреждением ученической враждебности и безынициативности, случающейся в классе.

Материалы выпуска станут хорошим подспорьем учителям в разрешении многих конфликтных ситуаций как в урочной, так и во внеурочной жизни.

Ершова А. П. О том, как полезно учителю побывать в шкуре ученика : Практикум по педагогическому мастерству / Александра Петровна Ершова, Мария Владимировна Ганькина. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство». Вып. 5).

Выпуск посвящён теме повышения педагогического мастерства классного руководителя. Читатели, окунувшись в атмосферу мастер-класса по социоигровому стилю обучения, получат возможность испытать на себе чувства учеников на уроке. Это поможет классным руководителям строить не только собственные уроки, но и внеклассные мероприятия так, чтобы на них не было скучно ни ученикам, ни им самим.

Ершова А. П. Разнообразие взглядов, жестов, интонаций в работе учителя : Педагогам о мастерстве общения с классом / Александра Петровна Ершова, Вячеслав Михайлович Букатов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство». Вып. 2).

Выпуск посвящён теме повышения педагогического мастерства классного руководителя с помощью театральной «теории действий» П.М.Ершова. Знакомство педагогов с бессловесными элементами действий поможет им по-новому взглянуть на свой профессионализм и разобраться со своими представлениями о том, что же такое «сильный учитель».

Ершова А. П. Режиссура ведения современного урока : Педагогам о мастерстве общения с классом / Александра Петровна Ершова, Вячеслав Михайлович Букатов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство». Вып. 4).

Выпуск посвящён теме повышения педагогического мастерства классного руководителя с помощью театральной «теории действий» П.М.Ершова. Знакомство педагогов с режиссурой поведения учителей и учеников на современном уроке поможет учителям строить собственные уроки так, чтобы на них не было скучно ни ученикам, ни самим педагогам.

Материалы выпуска станут хорошим подспорьем учителям в расширении своего методического багажа.

Ершова А. П. Словесные воздействия в работе учителя : Педагогам о мастерстве общения с классом / Александра Петровна Ершова, Вячеслав Михайлович Букатов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Классное руководство». Вып. 1).

Выпуск посвящён теме повышения педагогического мастерства классного руководителя с помощью театральной «теории действий» П.М.Ершова. Знакомство педагогов с типологией словесных воздействий поможет им разобраться с подтекстами своего поведения в быту и в классе.

Материалы выпуска станут хорошим подспорьем учителям в разрешении многих конфликтных ситуаций в урочной и внеурочной деятельности.

Здоровье детей

Общая редакция серии «Здоровье детей»: Н.В.Семина

Жуйков Е. Школьник за компьютером : Здоро­вьесберегающие технологии / Евгений Викторович Жуйков, Людмила Александровна Леонова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: схемы] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 6(18)).

Мы все – и родители, и педагоги, и дети – много времени проводим за компьютером. Что делать с ребятами, которых невозможно оторвать от светящегося экрана? Как помочь сохранить зрение?

В этой брошюре вы найдёте информацию о влиянии компьютера на зрение ребёнка и взрослого, о правильном питании для поддержания зрения, витаминах, гимнастике для глаз и общеоздоровительных упражнениях. И конечно, об организации и правилах работы на компьютере.

Казакова Т. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении : Методическое пособие / Татьяна Николаевна Казакова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 4(16)).

В брошюре рассматривается программа организации здоровьесберегающей технологии в любой школе. Её конечная цель – оздоровление подрастающего поколения и формирование идеала здорового образа жизни. Программа актуальна еще и тем, что в ней заложены критерии эффективности, по которым можно отслеживать работу школы по оздоровлению детей.

Мингажев М. Адаптивное физическое воспитание слепых и слабовидящих детей : Методическое пособие / Мансур Бадриевич Мингажев, Надежда Павловна Абаскалова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 5(17)).

Обучение детей-инвалидов и детей с нарушениями здоровья происходит во вспомогательных и специальных дошкольных и школьных учреждениях. Этим детям требуются постоянное внимание и особый подход. Брошюра содержит методические рекомендации в помощь специалистам, работающим в ОУ со слепыми.

Спорт в школе

Общая редакция серии «Спорт в школе»: О.М.Леонтьева

Казакова Т. Н. Физическая культура в специальной медицинской группе : авторская программа для учащихся 1–11 классов / Татьяна Николаевна Казакова. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. [: табл.] – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 4 (16)).

Программа, представленная читателям в этой брошюре, апробирована автором, Татьяной Николаевной Казаковой, на базе одной из школ г. Новосибирска. Программа интересна тем, что её можно применять при работе с детьми с различными заболеваниями (для каждого вида приводятся конкретные упражнения). Даётся подробное распределение учебных часов для внедрения программы на всех ступенях общеобразовательной школы. Программа дополнена материалом из книги А. Берегиня «Целительный классический массаж».

Казин А. Бодибилдинг на уроках физической культуры : 10-й класс / Александр Львович Казин. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 5 (17)).

Методика включения элементов бодибилдинга в школьную программу заинтересует тех учителей, которые хотят разнообразить занятия на уроках по теме «Гимнастика». Автор не только подробно описывает особенности упражнений по бодибилдингу, которые могут быть доступны каждому ученику, но и приводит возможный вариант планирования уроков с включением элементов бодибилдинга во второй учебной четверти. Кроме этого, в брошюре приведены правила техники безопасности на занятиях, даются рекомендации по правильному питанию.

Брошюра может использоваться для самостоятельных тренировок.

Хропов С. М. Спортивный лабиринт : Мини-ориентирование на уроках физической культуры / Сергей Михайлович Хропов. – М. : Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 6 (18)).

Предлагаемое пособие посвящено новому виду мини-ориентирования, который называется «Спортивный лабиринт». Данную методику можно использовать для проведения увлекательных и весёлых школьных соревнований.

Для построения спортивного лабиринта потребуются знания математики, географии, истории. Поэтому предлагаемая методика будет особенно интересна тем учителям, которые хотят вовлечь своих учеников в межпредметную деятельность, чтобы они поняли: знания нужны не только для того, чтобы сдавать экзамены…

Окончание читайте, пожалуйста, в следующем номере



1 Эта серия была пропущена в обзоре за первое полугодие и потому приводится полностью за весь год.