Елена Иванова
Большое интервью с послесловием
Писать об этой библиотеке мне очень легко и... очень сложно. Так бывает, когда хочешь кому-то рассказать о близком для тебя человеке, о любимом уголке. Разве найдёшь слова, чтобы выразить значимость, неповторимость дорогого для тебя места? Я попробую.
В школе № 186 г. Нижнего Новгорода (Нижегородская авторская академическая школа (НААШ)) совсем необычная библиотека. В самом центре школы находится огромное, светлое, двухуровневое помещение. Это – она. Автор идеи (или, если хотите содизайнер) – директор Михаил Васильевич Буров. Он придумал такую школьную библиотеку, в которую всегда хочется приходить. И приступил к её созданию.
академическая школа
Но помещение, даже столь прекрасное, – только полдела. Особое пространство школьной библиотеки требовало особого качества его использования. Потому и возникла у библиотекарей мысль о создании ресурсного центра. Такой проект появился не случайно, он был абсолютно закономерен. Дело в том, что в школе № 186 библиотека находилась, скажем прямо, на особом положении. Это было (и есть) любимое детище директора. Он делал всё возможное для того, чтобы она развивалась как информационный центр школы, чтобы фонды не просто регулярно пополнялись, а обогащались лучшими изданиями. В ней уже тогда имелись информационно-образовательные ресурсы на различных носителях, профессиональный библиограф занимался автоматизацией библиотечных процессов.
Как видите, библиотека была готова к преобразованиям, и проект создания ресурсного центра не казался несбыточной мечтой. Презентация проекта состоялась в октябре 2000 года. Были приглашены представители власти, предприниматели, пресса. Все они одобрили и поддержали идею, которая, надо сказать, несколько опередила время. Лишь в 2004 году в официальных документах Министерства образования и науки прозвучали слова о создании ресурсного центра на базе школьной библиотеки – в «Справке об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации».
В 2006 году школой были получены значительные средства из федерального бюджета – в рамках реализации национального проекта «Образование». Как и многие другие ОУ страны, нижегородская школа получила на поддержку инновационного развития один миллион рублей. Большую часть средств педагогический коллектив решил направить на развитие информационно-ресурсного центра: на приобретение книг, аудио- и цифровых образовательных изданий, на закупку дополнительной техники, мебели, на косметический ремонт помещения.
В декабре 2006 года состоялось официальное открытие обновлённого информационно-ресурсного центра. Всё. Сказка стала былью. Точка?
Нет, всё самое интересное только начинается! Да, хорошая идея получила прекрасное воплощение. Но уверяю вас, что такая необычная библиотека – ресурсный центр – это не просто предмет гордости администрации школы. Замечательно то, что он стал одним из ведущих условий осуществления всех планов развития НААШ, фактором успеха для проведения всех преобразований. Но об этом лучше расскажет директор школы, руководитель высшей категории, заслуженный учитель Российской Федерации Михаил Васильевич Буров.
Обойдясь без прелюдий (всё-таки давно знакомы), решила начать интервью с основополагающего вопроса.
Михаил Васильевич, в чём суть ресурсного центра, для чего он создавался?
академической школы (НААШ), руководитель высшей категории, отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации
Я расскажу о ресурсном центре с точки зрения политики, смысла. И начну издалека. Сегодня все говорят о качестве образования. Под этим кто-то понимает наличие условий, например: есть хорошие кадры, новые образовательные технологии в педагогическом резерве, есть компьютеры. Вроде всё это и есть качественное образование. Да, наверное, имея такой набор составляющих, можно подразумевать, что обучение в школе будет качественным. Кто-то сравнивает российское образование с зарубежным, приходя к выводу: наши дети не умеют применять знания. При этом подчёркивается необходимость формирования разных компетентностей у учеников. Каких? Единого перечня нет, как нет и целостного взгляда, общей картины. Всем заинтересованным лицам (педагогам, управленцам, родителям, детям) необходимо договориться – чего же мы хотим от школы, учитывая потребности всех участников образовательного процесса.
Убеждён, что конечный результат нашей образовательной деятельности – готовность выпускника школы к успешному продвижению в учебной, профессиональной и социальной среде. В этой связи наша школа определила пять ценностей, на достижение которых мы ориентируемся в своей работе.
1. Профильность. Задача НААШ – создать педагогические условия, в которых каждый учащийся сможет получить образование, позволяющее ему не только найти определённый профиль учебной деятельности, но и сформировать умение самостоятельно учиться, а при необходимости и переучиваться. Каждый ученик, совместно с педагогами и родителями, выстраивает индивидуальный образовательный маршрут в соответствии со своими склонностями и способностями. Данный маршрут проходит через базисное и профильное пространство школы. При этом задача педагогов – максимально расширить сферу свободы выбора учащегося в учебной среде; задача ученика – осуществить ответственный выбор образовательного маршрута в соответствии со склонностями и способностями; задача родителей – поддержать индивидуальные образовательные маршруты детей.
2. Профориентация. Важно, чтобы ребёнок правильно выбрал профессию. И наша задача в этой связи – создать условия, в которых каждый ученик сможет выбрать будущую профессию в соответствии со своими склонностями и способностями. Профориентационное пространство средней школы, профильное пространство старшей школы, образовательные центры помогают выпускнику осуществить осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.
3. Социальность. Мы выпускаем детей в большую жизнь. Стоит задуматься – каким будет их социальный статус? Ребёнку необходим набор каких-то качеств, чтобы он состоялся как личность, был уверенным, работоспособным. Задача школы – создать условия, в которых каждый ученик за время обучения в ней сможет сформировать набор компетентностей, помогающих ему активно включиться в жизнедеятельность современного социума. Толерантность, коммуникабельность, готовность к конструктивному диалогу, умение работать в команде и креативность – вот компетентности, помогающие выпускнику школы стать конкурентоспособным в нём.
4. Здоровьесбережение. Это особое направление, особая проблема. В школе необходимо создать условия, в которых совместными усилиями учителей, учеников и родителей достигаются сохранение, восстановление, совершенствование и защита физического, психического и нравственного здоровья учеников. Утверждённая в школе программа здоровьесбережения предполагает безотметочное обучение в начальной школе, физкультурно-оздоровительные мероприятия и ряд других технологий.
5. Гражданственность. Демократическая среда школы должна содействовать формированию готовности ребёнка жить по нормам гражданского общества, которое прирастает личностями, имеющими активную гражданскую позицию. Детское самоуправление, партнёрство во взаимодействии участников образовательного процесса, открытость обсуждения проблем, организация учебной и внеучебной деятельности на демократических началах – эти и другие формы школьной жизни содействуют формированию мотивации к гражданским поступкам у взрослых и детей.
ресурсов на традиционных носителях
Все перечисленные ценностные ориентиры закреплены в документах школы: в меморандуме НААШ, в её уставе.
Теперь о достижении всех этих целей. Всё очень просто. Мы, управленцы, создаём условия для развития определённых нами базовых компетенций учеников. Убеждён, что ресурсный центр – именно то место, где создаются эти особые педагогические условия для развития ребёнка. Ресурсный центр необходим для того, чтобы формировать умение работать с информацией. Это обозначено в правительственных документах – «умение учиться и переучиваться», так же как и «умение применять знания на практике». Это записано в нашем меморандуме. Это не просто дань моде, это насущная потребность.
То есть можно сказать, что ресурсный центр – это не красивая игрушка, он создавался под конкретные цели и задачи школы как необходимое условие реализации этих самых задач.
Совершенно верно. Главная задача информационно-ресурсного центра – формирование у школьников и педагогов умения самостоятельно учиться и переучиваться. Для этого они должны владеть навыками работы с информацией, общения с пользователями Всемирной сети, взаимодействия с экспертным сообществом. Центр предоставляет им свободный доступ к информации, образовательные ресурсы в различных форматах. Он обеспечивает информационную поддержку учебного процесса в базовом и авторском пространстве школы, он помогает в работе школьным образовательным центрам. Ресурсный центр поддерживает интеллектуально и творчески одарённых детей, развивает творческие возможности педагогов.
Этому центру нет аналогов, и поэтому нам непросто. Мне, как директору, интересно работать в таких условиях. Конечно, не всё ещё получается, это новое дело, но я уверен, что у него большой потенциал. Сейчас мы обращаем особое внимание на развитие, проработку педагогических технологий, реализуемых через вовлечение в работу ресурсного центра. Простраивается алгоритм, методика ведения занятий в нём. Вы же понимаете, одно дело – создать базу, даже очень хорошую. А другое – уметь эффективно всё это применять, использовать. Так что мы на пути становления ресурсного центра.
Как пересекается работа заместителя директора по информатизации школы с работой ресурсного центра и его руководителя?
Это один и тот же человек – заместитель директора по информатизации образовательного процесса и руководитель информационно-ресурсного центра Тимур Климентьевич Элькинд.
Михаил Васильевич, самый ощутимый тормоз всех нововведений – это люди, пресловутый человеческий фактор. Скажите, в связи с проводимой информатизацией образования и работой с цифровыми ресурсами, сколько учителей откликнулось, а сколько – сопротивляется нововведениям (в процентном соотношении)?
зал цифровых информационно-
образовательных ресурсов
Примерно 50 % педагогов – присматриваются, а скрытый тормоз (мы понимаем, что этому человеку не нужны никакие перемены) – примерно 10 %. Остальные учатся, пробуют, внедряют информационные технологии. Но об этом подробнее лучше поговорить с Тимуром.
И мы продолжили свой разговор с Тимуром – заместителем директора по информатизации образовательного процесса и руководителем информационно-ресурсного центра. Т.К.Элькинд провёл нас в ресурсный центр и начал объяснять.
Информационно-ресурсный центр условно (пространство открытое, никаких перегородок нет!) поделён на три зала. Первый – зал информационно-образовательных ресурсов на бумажных носителях. Это привычная глазу библиотека с кафедрой выдачи, стеллажами с книгами и периодикой. Второй – зона мультимедийных презентаций с большим экраном, соответствующей аппаратурой, тремя рядами кресел. Здесь учителя могут не только рассказывать, но и показывать детям фильмы, а дети действительно с удовольствием устраивают презентации проектов и защиты своих работ (проектная методика работы – одна из самых распространённых в школе). У нас здесь даже мебель специальная, которая легко переставляется, давая возможность моделировать новое пространство. Третий – зал цифровых информационно-образовательных ресурсов и доступа в Интернет – расположен на втором этаже центра. Здесь размещены десять компьютеров с подключением к Сети, мощный профессиональный сервер, отдельный для ресурсного центра. Создаваемая сейчас локальная сеть предоставит доступ к библиотеке цифровых ресурсов Центра из любого места школы.
Что подразумевается под библиотекой цифровых ресурсов?
Это и ресурсы Интернета, и специальные образовательные программы на дисках по предметам – физике, химии... Некоторые печатные ресурсы мы сами оцифровываем для последующего использования. Активно применяем аудиокниги. Дети знают: если нет информации в книге, её можно найти в других источниках. В планах – приступить к созданию электронной библиотеки разработок (методик) наших учителей по различным дисциплинам.
А ещё мы хотим сами начать разрабатывать мини-уроки с использованием трёхмерной графики. Например, в рамках ведения проектных работ можно предложить детям создавать 10-минутные фильмы, которые впоследствии будут использованы на уроках. Их можно снабдить рекомендациями и комментариями учителей. Можно наложить на картинку голос учителя, который расставит необходимые акценты, усиления на определённых учебных блоках.
Сегодня у нас в школе есть простенькая мини-типография. Планируем выпускать собственные методические пособия, особенно для элективных курсов, где учебников явно не хватает.
От кого исходит инициатива использования технологий в обучении? Это желание детей работать на той технике, к которой они уже привыкли, или это активность учителей, руководства, библиотекарей?
В первую очередь – от группы педагогов-новаторов, от старшеклассников, которые почувствовали в этом необходимость. Особенно ребята 10–11-х классов. Они готовы к полноценному использованию технических средств, информационных технологий, они этого хотят.
Но далеко не все учителя готовы к использованию новой техники и новых информационных ресурсов. Почти все могут создавать и использовать презентации, а на более высокий, «продвинутый» уровень замахиваются примерно 15 %. При этом своё желание осваивать и применять ИКТ учителя формулируют примерно так: «а вот мы слышали, что можно», «а вот нам бы хотелось попробовать включить в образовательный процесс интерактивную доску».
Сталкивались ли Вы с тем, что использование ИКТ приводит к необходимости изменять традиционный процесс обучения?
Смотря какие технологии используют педагоги. Если речь идёт только о презентациях, то они легко вписываются в традиционную классно-урочную схему. Учителя, ведущие проектные методы, вынуждены выходить за рамки урока. Ребята самостоятельно начинают работать в ресурсном центре, по мере необходимости обращаясь к учителю за консультациями. Для Центра привычна такая картина: учитель в окружении четырёх-пяти школьников расположился около компьютера, вокруг справочника и они вместе что-то ищут, спорят, обсуждают, подбирают материал.
Процесс изменения привычных методов и форм обучения идёт медленно. Но зато естественно. На мой взгляд, здесь революционные преобразования опасны. Сегодня наиболее оптимальной формой педагогической деятельности, простирающейся за рамки традиционного урока, оказалась проектная. Что при этом происходит? Ребята начинают больше работать самостоятельно, мы только направляем их, говоря: «Есть информация, есть книга, есть Интернет. Есть учитель в качестве консультанта, остальная работа ведётся вами самостоятельно».
То есть вы создаёте условия для выполнения проекта. Но в ходе проектной деятельности предполагается значительное время на поиск информации. Кто ребятам в этом помогает?
Помогает библиотекарь, как это было и до организации ресурсного центра. В зале электронных ресурсов и интернет-доступа всегда поможет администратор-консультант по ИКТ, который находится на этом этаже. Он готов объяснить педагогам и школьникам, как эффективней использовать электронные учебные пособия и энциклопедии, как быстрее найти в Сети нужную информацию. Кроме того, он интересен детям как собеседник, знающий, «сетевой» человек. С ним ребята обсуждают тенденции развития компьютерной техники, технические новинки, предложения. Он для учащихся – свой человек.
У нас в школе в пятых классах в этом году (2007/2008 уч.г.) стартовал проект на всю параллель, который ведёт учитель истории и краеведения. Дети под его руководством собирают краеведческую информацию из всех доступных им источников. И при этом они учатся правильно, грамотно работать с ней, с текстом. Прежде чем запустить проект, учитель истории проконсультировался с учителями информатики, со мной – как успешнее интегрировать учебную деятельность и работу в ресурсном центре.
Результаты проекта уже видны. Ребята стали намного информационно грамотнее, стали относиться к Интернету не как к игрушке, а как к орудию интеллектуального труда. А это на самом деле очень сложная проблема. Педагогически очень сложная. Компьютеры есть во многих семьях, но при этом родители не объясняют детям пользу Сети (зачастую и сами о ней не догадываются). Поэтому годам к десяти у ребёнка сформировано мнение, что компьютер – это только для игр, а Интернет – для «гуляния» по сайтам. Они смотрят с недоверием, когда им говоришь: «Ребята, Интернет – это инструмент, который может облегчить ваш труд».
Мне кажется, что проект ресурсного центра очень органично вписывается в планы по информатизации школы. Он становится рабочей моделью, способствующей реализации данных целей.
Идея ресурсного центра стала импульсом для того, чтобы шагнуть на новый уровень обучения, не отказываясь при этом от тех наработок, которые были. Важную роль сыграло провозглашение в нашей школе ключевыми компетентностного подхода и положений об умении грамотно работать с информацией, заниматься самообразованием. Все эти идеи оказались востребованы детьми, приняты родителями. В результате проект ресурсного центра получил не только развитие, но и поддержку в реализации.
Задачи Центра сегодня определены. Первое – сделать ресурсы доступными. Второе – научить правильно пользоваться ими. Третье – подтолкнуть, чтобы от обречённого «надо, так надо» перейти к осознанному желанию, глубокой мотивации, пониманию, что так – удобнее, рациональнее. Все три задачи должны решаться вместе, параллельно. Это сложно. И техника здесь – не главное. Главное и самое сложное – люди.
Скажите, а в этом информационном пространстве не теряется ли библиотека, как таковая? Не «затирается» ли она всем этим «железом» и сетями? Как обычно говорят дети: «мы пойдем в библиотеку» или «мы пойдем в ресурсный центр»?
Дети чаще всего говорят: «мы пойдем в библиотеку». И, собственно говоря, это мой и их ответ на ваш вопрос. Это показатель. Центром они чаще называют зал интернет-доступа на верхнем этаже. Мы видим, что интерес к книгам, журналам у детей не пропал. Они с удовольствием проводят время в библиотеке.
Знаете, давно, когда появилось телевидение, говорили: «Ну всё ребята, ещё немного – и исчезнет кино». Ничего подобного не произошло. Есть театр, есть кино, есть телевидение. Есть книги и газеты, при том, что Интернет предлагает книги для прочтения в Сети. Потому что книги для нас – это тепло страниц, это особые ощущения, которые останутся на всю жизнь. Для работы – да, может быть использован Интернет, можно быстро посмотреть локальные электронные ресурсы. Но от чтения с монитора не получаешь никакого наслаждения. Компьютер – это рабочий инструмент. Книга – не только для работы, она ещё и для души. Поэтому я считаю, что здесь просто речи быть не может о каком-то истреблении, выживании друг друга. Каждый из носителей информации занимает своё – очень важное – место.
Расскажите об ожиданиях, связанных с использованием локальной сети.
Локальная сеть, в первую очередь, станет инструментом доступа из каждого кабинета к информационным и цифровым ресурсам. Не всегда есть возможность обеспечить компакт-дисками все кабинеты, кроме того, всё на компакт-диски не запишешь. Не надо хранить в каждом кабинете кучу дисков, дискеток и т.д. Идёт урок истории, надо спроектировать какой-либо графический объект, звук – пожалуйста, через локальную сеть обращайтесь в информационно-ресурсный центр. Надо использовать методическую разработку коллеги – пожалуйста, находите в ресурсах, работайте. Локальная сеть – это, в первую очередь, эффективность работы с информацией.
А выводило ли использование цифровых ресурсов на необходимость проведения интегрированных уроков?
Такой опыт есть, пока он идёт на уровне работы методических объединений учителей. На мой взгляд, такие занятия надо развивать, если будет очевидна их необходимость и целесообразность по данной теме. И только тогда получится качественный продукт, дающий реальный результат, а не просто мероприятие ради галочки – «мы провели интегрированный урок».
А если бы на вас сейчас свалился ещё один миллион рублей от государства, куда бы вы его потратили?
Распределение средств по каждому гранту мы обсуждаем всей школьной командой.
Ну а если бы этот миллион достался именно Вам, как директору информационно-ресурсного центра?
Мне миллиона мало (смеется).
Первое, приобрёл бы мобильный класс на базе компьютеров Макинтош. В его состав входят 20 ноутбуков, 20 графических планшетов, принтер, мини-типография, сканер. Он рассчитан на разные группы учеников. Всё носится в одном чемодане, то есть любой урок можно проводить с использованием всей техники. Всё настроено под одно программное обеспечение, работа возможна с каждым учеником по отдельности и со всеми вместе. Идеология этого продукта – просто мечта для обучения.
Создал бы полноценную мини-типографию. У нас есть учителя, которые готовят интереснейшие дополнительные материалы к урокам, методические разработки. Выпустить их тиражом, достаточным для обеспечения всех учеников, невозможно. Типография очень помогла бы в этом.
В каждый кабинет поставил бы по ноутбуку и по проектору. Это уже давно не роскошь, а насущная потребность.
Поставил бы копировальные аппараты во множестве мест в школе, условно говоря – в коридорах.
Потратил бы деньги на приобретение лицензионного программного обеспечения.
Приобрел бы достаточное число веб-камер для проведения телемостов, конференций между школами города, страны, мира. Таким образом, не выезжая на курсы и конференции, можно обмениваться опытом с талантливыми педагогами. Так телеконференция становится способом повышения квалификации учителей.
Повесил бы при входе в школу большое электронное информационное табло. Не надо бегать к расписанию, все изменения легко вносятся, его очень удобно использовать.
Приобрел бы много хороших образовательных аудио- и видеоматериалов. Особенно обратил бы внимание на аудиокниги, в том числе и как на способ приобщения к чтению.
Вообще-то, планов – громадьё. Мне бы миллионов семь-восемь на информатизацию надо…
Информатизация в школе для вас связана с развитием ресурсного центра или это что-то другое?
Информатизация – это всё-таки несколько шире. Речь идёт об изменении содержания учебных программ, о переподготовке кадров – без этого далеко не уйти. Остаются и вопросы технического оснащения.
Ресурсный центр – это пространство, самым естественным и тесным образом связанное с процессами информатизации школы. Именно в стенах Центра происходит наполнение учебных предметов новым содержанием. Ресурсный центр – это, прежде всего, важное условие, можно даже сказать – идеологически важное, для того чтобы ребёнок мог и хотел учиться. А ещё он – необходимый инструмент проведения всех запланированных школой преобразований.
Через год, когда будет создана локальная сеть, информационные ресурсы Центра станут использоваться ещё шире. А это означает, что у него впереди – новые возможности, новые направления развития.
…А вы говорите, ТАК не бывает. Бывает. Такая школа, такая библиотека, такой ресурсный центр. И выводы делать нет необходимости.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Из отзывов гостей при открытии ресурсного центра 26 декабря 2006 года
Дорогие учителя и ученики НААШей школы!
Примите поздравления с очередным подтверждением того, что вы являетесь одной из лучших школ нашей страны! Успехов, удачи, творчества и дальнейшего укрепления материальной базы!
С уважением, депутат Государственной думы
Российской Федерации А.Е.Лихачев
Великолепная идея, требующая всеобщего распространения. Надеемся, Центр послужит для детей стимулом к учебному процессу и поможет получению ими компетентностного образования.
Администрация полномочного представителя
Президента РФ в Приволжском Федеральном округе
Мы рады, что у наших детей появилась такая замечательная возможность получать оперативно информацию.
Родители учащихся школы № 186
Мы очень рады, что именно в нашей школе появился такой замечательный информационно-ресурсный центр. Теперь каждый из нас сможет быстро получить необходимую информацию и работать с ней в комфортных условиях.
Мы любим НААШ!
Учащиеся школы
Очень жаль, что мои дети выросли без такого центра. Но в школе всегда было много интересного, нового, прогрессивного, хорошего для детей. Во многом это заслуга руководителя школы, педколлектива. Спасибо, всё, что мы прожили и пережили в этой школе, было на пользу моим сыну и дочери.
Редактор отдела газеты
«Нижегородские новости» В.А.Распопова
Молодцы! Просто здорово! Школа продемонстрировала, что она является школой будущего!
Депутат Законодательного собрания
Нижегородской области А.А.Косовских
Информационно-ресурсный центр – это фантастика тех лет, когда я учился в школе.
Всё просто гениально!
Хочется пожелать нашей замечательной школе и дальше развивать информационные технологии.
Директор ООО «ГЭМУ»
и родитель Е.С.Мещанинов
Спонсор размещения статьи – KremlinStore.ru, интернет-магазин, который позволит вам создать неповторимый вид для вашего iPad mini благодаря широчайшему выбору чехлов и других аксессуаров. Чехлы для iPad mini несут комплексную функциональность – в первую очередь это защита устройства от механических повреждений, во вторую – это подставка, обеспечивающая вашему планшету оптимальное рабочее положение, в третью – элемент стиля, подчеркивающий статус владельца или создающий ему настроение. Выбор в KremlinStore вполне достаточен для того, чтобы вы могли подобрать чехол для iPad mini, отвечающий вашим представлениям о прекрасном и правильном.