Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2008

Павел Лернер

Лернер
Павел Семёнович Лернер,
член-корр. Академии педагогических и социальных наук, ведущий научный сотрудник Центра профессиональной ориентации и самоопределения школьников ИСМО РАО, канд. техн. наук, доцент, член Союзов журналистов Москвы и России, главный редактор журнала
«Инструментальный мир»

МНОГИМ, как и мне, 98 год прошлого столетия мерзкопамятен дефолтом. Но не только им. Тогда я носился с проектом ещё одного приложения к славной газете «ПС», с которой как мог сотрудничал аж с № 17, ещё со времён Маросейки1. Я придумал приложение с условным названием «Призвание и профессия», то есть издание меж- и наддисциплинарное.

Тогда создание новых предметных приложений было бурным. И вдруг среди них – «Библиотека в школе», которое уже по названию показалось мне и неожиданным, и своевременным, и привлекательным.

То ли на одном из первых марафонов, то ли на Соловейчиковских чтениях меня представили О.Громовой. Так начались мои многолетние и многоплановые отношения с газетой, тогда выходившей в свет чуть ли не под однозначными номерами.

И вот что удивительно. Обычно знакомства я начинаю с кучи личных предложений, планов, проектов. И обычно нормальные люди отгораживаются от них, если не от всех сразу, то от большей части. Ольга же Константиновна заинтересовалась всем пакетом – приезжайте, присылайте, поговорим.

Сейчас уже сложно вспомнить, на Киевской или на Платовской была встреча, но она окрылила – были найдены точки соприкосновения, общий язык и единочувствование. Да и громовская команда оказалась тёп­лой, симпатичной и преданной библиотечной проблеме вообще, школьной в частности. Для меня она ассоциировалась с культурой чтения, любовью к книге, интересом и уважением к печатному слову, русскому языку. А дамы в команде были и остаются живыми, интересными (во всех отношениях) и привлекательными.

Я тогда очень хотел в газете реанимировать свою – двадцатилетней давности – рубрику «Эхо поэтической строки», сделанную для зиловской многотиражки «Московский автозаводец». Почти ничего из этого не получилось, но при поддержке Татьяны Рудишиной в газете был осуществлён другой проект – литературный конкурс для школьников «Инкогнито»: по портрету и дайджесту ребятам предлагалось не только узнать поэта или писателя, но и написать эссе об открытии для себя их творчества.

Был у меня и практически не востребованный школой учебник «Труд человека» (как альтернатива курсу «Технология»), ориентированный на свободную групповую познавательную работу учащихся 5–9-х классов (на фасилитацию, а не преподавание!), на включение их в проблематику труда и проектирования будущих профессиональных планов. До сих пор глубоко признателен Ольге Громовой за понимание замысла и, конечно, за удивительно бережное опубликование глав очень нетрадиционного учебника: «Технологии сохранения здоровья», «Человек и книга». Замечу, что солидные книжные издательства до сих пор не оценили не только инноватику учебника, но и коммерческую привлекательность его – повязаны издательства БУПами и путами стандартов.

Потом придумал я другой учебник (также не для традиционного преподавания, а для групповой учебной работы) – «Одиннадцать шагов в профессиональную будущность. Профессионально-технологические пробы самоопределения. для 9–11-х классов». Из него столь же уважительно к авторскому замыслу была опубликована глава «Свободное время». А с книжными издательствами всё повторилось, да и профильность обернулась предметной «углублёнкой» – победное шествие ЗУНов продолжается по модернизированному образованию.

Рисунок1

Потом у меня вышло учебное пособие для профильных классов «Инженер третьего тысячелетия». Разумеется, я подарил редакции (как единомышленникам и единочувственникам) авторский экземпляр. Так что вы думаете, они всей редакцией прочитали книгу, местами даже пофыркали. И представили её в газете.

Поражает меня и их журналистский кураж (в лучшем смысле). Как помню, на юбилее «ПС» (в театре Н. Сац) я рассказал им, что у меня хранится «Акция спасения» (было такое дело в судьбе газеты С.Л.Соловейчика). Реакция была мгновенной – напишите, опубликуем, воспроизведём. Так и сделали!

Или другой документ – моя переписка с «Пионерской правдой» пятидесятилетней давности как факт уважительно-доброго отношения к письмам пионеров. Сделали материал, опубликовали!

Многие годы я культивирую навязчивую привычку: раза два в год наносить визит приязни в редакцию с разговорами о литературных новинках и общественно-педагогических явлениях; обязательно приезжать на марафон в день «Библиотеки…» и на Соловейчиковские чтения, чтобы повидаться; раза два в месяц звонить, дабы (чаще всего от Тамары Николаевны) узнать – как дела. Или чтобы поделиться новостями, информацией и даже слухами. Или чтобы «чушь прекрасную снести» терпеливым собеседникам.

С молчаливого их согласия я регулярно посылаю разные свои текстики (научные, публицистические, журналистские) – просто чтобы было! Это ведь надо – они их читают! И вообще они замечательно чувствуют нерв многострадальной отечественной педагогики. Наверное, не только статус, но и принадлежность к уникальной семье «Первое сентября» обязывает?

Когда был открыт сайт газеты, просматривал все номера. И всегда находил повод поздравить с профессиональным успехом (как это у К.Симонова: «…чтобы между прочим был фитиль всем прочим»). Помню, как они нашли легендарного лётчика и писателя Анатолия Маркушу, как блестяще подали его на полосах газеты с рисунками полковника (настоящего!) Вл.Романова.

Моя привычка становится традицией. Наверное, это стало дружбой, которая укрепляется радостью от нечаянных встреч то на книжной ярмарке, то в Доме учёных, то на семинарах. Или радостью от обнаружения интервью с Т.Рудишиной в «Литературной газете».

Рисунок2

Кстати, есть у меня ещё одна навязчивая привычка. Бывая в школах, я обязательно посещаю библиотеку. А там, разумеется, прошу показать мне подшивку газеты «Библиотека в школе» – иногда случаются и конструктивные беседы. Использование ресурсов школьных библиотек для информационного обеспечения перехода к профильному обучению, не без моего участия, попало в научные и нормативные материалы, в проекты образовательной среды школы.

Сам я в издательско-журнально-газетном деле давным-давно. Это позволяет мне искренне восхищаться подвижничеством и выносливостью микроскопического коллектива редакции. Подготовка и выпуск двух номеров в месяц немаленького объёма (а ещё брошюр и пр.), да ещё обеспечение неуклонного роста тиража заслуживают подлинного уважения – ничего не скажешь, работа настоящих профессионалов!

Но 10 лет – изнурительный срок. Тем более что в профессиональной психологии есть мрачный термин – выгорание (burnout). Выгорают учителя, офисные клерки, менеджеры, да и журналисты. Так вот, это явление в редакции – как в номерах, так и в людях – мною, по крайней мере, пока не замечено. Спасаются они непрерывным движением, придумыванием всяких «фишек», проектов. И «благоговейным отношением к жизни».

Мне кажется, что ещё лет на десять их хватит. Подозреваю, что они не откажутся от планов увеличения тиражей раз в пять–десять, расширения авторского актива тоже в разы. Дай им волю (то есть благосостояние школ, библиотек и учительства), пошли бы они и на увеличение периодичности, и увеличение объёма издания. Они такие!

Чувствую я, что мои дружеские привычки перерастают в любовь, которую уже разделяют десятки тысяч постоянных и новых читателей. А по востребованности газета уже состоялась. Вероятно, навсегда.


1 Именно на этой старой московской улице начиналась в 1992 году газета «Первое сентября» и её приложения.