Людмила Сухова
По страницам наших газет за февраль 2008 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Абрамов Д. «Нева вздувалась и ревела...» : Петербургские наводнения: как власти и жители боролись с последствиями слепой стихии / Д. Абрамов // История. – 2008. – № 3. – С. 25–34. – (Забытый сюжет).
Материал для подготовки интегрированного (история, география, литература) урока или занятия по краеведению.
Горящее сердце солдата... Урок мужества и внеклассное мероприятие, посвящённые 65-летию победы советских войск под Сталинградом // История. – 2008. – № 3. – С. 35–41. – (Я иду на урок).
Гусева В. «Хотелось придумать что-нибудь непременно для мальчишек» : Классный час к Дню защитника отечества / В. Гусева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 3. – С. 28–31. – (Внеклассная работа. Школьный праздник).
Джурабаева Г. Поздравление с 8 Марта : Проект по технологии / Г. Джурабаева // Начальная школа. – 2008. – № 3. – С. 18–21. – (Система Занкова).
Дорожкина Н. Мы знаем всё!.. / Н. Дорожкина // История. – 2008. – № 4. – С. 44–47. – (Я иду на урок).
Историко-литературная игра с использованием информационных технологий.
Малахова Е. Обыкновенное чудо : Подборка материалов для проведения уроков, классных часов, внеклассных мероприятий / Е. Малахова. О. Мельник // Начальная школа. – 2008. – № 3. – С. 10–13. – (Учителю на заметку).
Об истории появления соли. Соль на Руси.
Мурашова О. Агрессия : Классный час. 4-й класс / О. Мурашова // Начальная школа. – 2008. – № 3. – С. 30–35. – (В союзе с психологией).
Разработки занятий, которые включают в себя информационные и практические работы с классным коллективом (классные часы: «Тренинг социальных навыков», «Дружный класс», «Разрешение конфликтов»).
Сидоренкова Н. Колесо истории : Урок-игра. 4-й класс / Н. Сидоренкова // Начальная школа. – 2008. – № 3. – С. 26–27. – (Учимся играя).
Сценарий урока «Железнодорожный транспорт».
Охотникова Т. Ю. Путешествие в загадочный мир : Ролевая игра, 8-й класс / Т. Ю. Охотникова // Биология. – 2008. – № 3. – С. 9–14. – (Я иду на урок).
Чернова М. Далёкому мужеству верность храня... / М. Чернова // История. – 2008. – № 3. – С. 42–45. – (Я иду на урок).
Сценарий игры, посвящённой Сталинградской битве.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Александрова Е. Скорая помощь для подростка : Решение проблем посредством индивидуальной траектории развития / Е. Александрова // Школьный психолог. – 2008. – № 3. – С. 40–45. – (Стихия воды).
Дискуссионный клуб.
Болсуновская Н. Тайм-менеджмент для школьников: методы, приёмы, инструменты / Н. Болсуновская // Школьный психолог. – 2008. – № 3. – С. 27–33. – (Стихия огня).
Авторская мастерская.
Мастер-класс.
Сачкова М. Маленький принц : Психологическая игра / М. Сачкова // Школьный психолог. – 2008. – № 4. – С. 46–47. – (Игротека).
Задачи: прояснение системы представлений участников о себе и других и актуализация субъективных отношений, существующих в группе.
Игра позволяет определить, кто из участников является популярным, кому в большей степени симпатизируют, а кого избегают и почему, какие межличностные отношения в целом доминируют в группе.
Степанова И. «Учись учиться» : Развивающая программа для начальной школы / И. Степанова // Школьный психолог. – 2008. – № 4. – С. 11–13. – (Метод в теории и на практике).
Хухлаев О. Не такой, как все : Психологическая адаптация детей-мигрантов из инокультурной среды в начальной школе. Материалы к тренингу / О. Хухлаев // Школьный психолог. – 2008. – № 3. – С. 19–21. – (Стихия воздуха).
Мастер-класс.
Чапкова Т. Заветная мечта : Развивающее занятие с детьми младшего школьного возраста / Т. Чапкова // Школьный психолог. – 2008. – № 4. – С. 38–39. – (Наши дети).
Задачи: знакомство с различными природными явлениями; тренировка способности детей сотрудничать друг с другом; повышение уверенности детей в себе и др.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Болсуновская Н. Почему трудно примирить старших и младших детей в семье / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2008. – № 3. – С. 17. – (Детный мир).
Жижикина М. О стилях поведения и методах воспитания / М. Жижикина // Школьный психолог. – 2008. – № 4. – С. 36–37. – (Вместе с родителями).
Сценарий родительского собрания с элементами тренинга; занятие с элементами тренинга для родителей будущих первоклассников.
Иваницкая Е. Уроки личной безопасности : Задача родителей и учителей – научить детей мерам предосторожности, которые помогут им не оказаться в рискованной ситуации / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 3. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).
Корчагина Ю. Дети и деньги / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 3. – С. 39–41. – (Вместе с психологом).
Каким образом финансовое состояние семьи сказывается на отношении ребёнка к деньгам? С какого возраста ребёнок может иметь карманные деньги? Должен ли ребёнок быть в курсе финансовых проблем родителей? Правильно ли оплачивать хорошие отметки, полученные ребенком? Что делать, если ребёнок ворует деньги?
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Кондакова М. Сетевой учитель и палитра его возможностей / М. Кондакова, Е. Подгорная // Управление школой. – 2008. – № 3. – С. 27–31. – (Профильное обучение. Сетевой преподаватель).
О новой педагогической специальности – «сетевой преподаватель».
Резапкина Г. Творческие работы : Рекомендации к восьмым занятиям в 5–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 4. – С. 40–43. – (Работа с классом. Профориентация школьников).
Резапкина Г. Уроки самоопределения : Профориентационные занятия в 5–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 3. – С. 42–48. – (Работа с классом. Профориентация школьников).
Шестой урок в 5-м классе. Что я знаю о профессиях.
Шестой урок в 6-м классе «Классификация профессий».
Шестой урок в 7-м классе «Профессия. Специальность. Должность».
Шестой урок в 8-м классе «Ролевая игра “Оптимисты и скептики”».
Шестой урок в 9-м классе «Мотивы выбора профессии».
Резапкина Г. Экскурсия на предприятие, встреча с профессионалом : Рекомендации к седьмым занятиям в 5–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 4. – С. 39–40. – (Работа с классом. Профориентация школьников).
ПОДРОСТОК
Болотова В. «Умные каникулы» : Возможности развития познавательной мотивации подростков / В. Болотова // Управление школой. – 2008. – № 3. – С. 38–43. – (Школьный уклад. Учёба + отдых).
Шумилова О. Свой бизнес? Да, это возможно! : Деловая игра с элементом тренинга для старших подростков / О. Шумилова // Школьный психолог. – 2008. – № 4. – С. 34–35. – (Психолог у доски).
Цели занятия: знакомство с новыми профессиями на рынке труда; развитие навыков целеполагания и планирования; формирование информационного пространства; формирование умения работать в команде.
ПРОБЛЕМА
Домбровский А. Матерясь над гнездом кукушки : Размышления по поводу материалов об ученическом сквернословии в № 7 за 2007 год / А. Домбровский // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 3. – С. 4–6. – (Работа с учениками. Ученическое сквернословие).
Корчагина Ю. О зависимом поведении / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 4. – С. 36–39. – (Вместе с психологом).
Курение, алкоголь, наркотики, компьютерные игры… Почему специалисты объединяют эти проблемы?
Пантеева О. Украшение или агитация? / О. Пантеева / Здоровье детей. – 2008. – № 4. – С. 40–41. – (Опасность).
О «безобидном» листочке конопли.
Считаете ли вы изображение листа конопли способом агитации?
Слуцкий В. Дети-парии : что эти дети чувствуют, почему они такие и как классный руководитель может им помочь? Три портрета и три ответа / В. Слуцкий // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 4. – С. 19–22. – (Работа с учениками. Дети-изгои).
Степанов С. Почему они разговаривают матом? : Попробуем разобраться в причинах, которые стоят за использованием ненормативной лексики / С. Степанов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 3. – С. 7–8. – (Работа с учениками. Ученическое сквернословие).
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Айзман Р. Метод оценки / Р. Айзман, Н. Айзман, В. Рубанович, А. Лебедев // Здоровье детей. – 2008. – № 4. – С. 19–21. – (Технология).
Как оценить здоровье ученика в целом и сравнить его со здоровьем одноклассника? Новосибирские физиологи предлагают свою методику.
Алейникова И. Проверка под аплодисменты / И. Алейникова // Управление школой. – 2008. – № 3. – С. 9–11. – (События. Аккредитация школы).
Как провести День общественной аккредитации (из опыта московской «Школы сотрудничества»).
Александрова Е. Учимся быть посредниками между родителями и ребёнком : Несколько советов, помогающих учителю сделать это посредничество эффективным / Е. Александрова // Первое сентября. – 2008. – № 3. – С. 13. – (Школьное дело. Педагогический треугольник).
Алексеева Т. Изюм из булочки : Обзор праздничных сценариев, посвящённых 23 февраля / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 3. – С. 31–33. – (Внеклассная работа. Школьный праздник).
Алистратова Т. «Это была сенсация – ученики учат учителей!» : Опыт проведения «зачёта наизнанку» по математике в 6-м классе / Т. Алистратова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 4. – С. 26–29. – (Повышение педмастерства. Режиссура урока).
Белоногова Е. Профессиональное выгорание / Е. Белоногова // Здоровье детей. – 2008. – № 4. – С. 24–25. – (Учительская).
Бугрова Н. Гора из компетенций : К вопросу о выборе программ повышения квалификации педагогов / Н. Бугрова // Управление школой. – 2008. – № 3. – С. 17–20. – (Наука управлять. Повышение квалификации).
Ершова А. Воспитывать, обучая : О возможностях, правах и обязанностях классного руководителя / А. Ершова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 4. – С. 9–11. – (Взаимодействие с коллегами. Педсовет по воспитанию).
Зайцева В. Стресс : чем он нам грозит? : Мы часто слышим и произносим слово «стресс». А что это такое? Отчего он возникает, каким бывает? / В. Зайцева // Здоровье детей. – 2008. – № 4. – С. 14–18. – (Взгляд физиолога).
Злотников В. ТОПография школы : ТОП – это творческое образовательное пространство, в котором по-новому решается вопрос формирования компетенций / В. Злотников // Первое сентября. – 2008. – № 3. – С. 9. – (Школьное дело. Задание на завтра).
Кардашина О. «Вы нам этого не задавали!» : Что надо знать учителю, чтобы не поддаться на манипуляции учеников / О. Кардашина // Первое сентября. – 2008. – № 3. – С. 12. – (Школьное дело. Школьные ловушки).
Ключарёва Н. Школа, где единственный урок – русский язык : Первый опыт системного подхода к обучению детей-мигрантов / Н. Ключарёва // Первое сентября. – 2008. – № 3. – С. 5–6. – (Политика образования).
Копытин А. И. Фототерапия / А. И. Копытин // Школьный психолог. – 2008. – № 4. – С. 40–43. – (Психологические технологии).
Применение фотографии в целях оздоровления, прояснения и решения психологических проблем, а также развития и гармонизации человека нередко связывают с понятием фототерапии.
Современные терапевтические приёмы. Работа с детьми и подростками. Возможности и задачи использования фотографии.
Леонтьева О. Педагогика для трудных : Залог её успешности – в особом устройстве школы / О. Леонтьева // Первое сентября. – 2008. – № 3. – С. 10. – (Школьное дело. Ориентиры).
Кто такие «трудные», конфликтные дети? Есть ли особые педагогические правила, законы, соблюдая которые можно сделать образование доступным и достижимым даже для таких неуравновешенных, порой агрессивных детей?
Меркулов Ф. Совместная работа учителей : по команде или в команде? : Общие для всех педагогов школы профессиональные проблемы плодотворнее решать вместе. Но важно знать, как грамотно организовать эту деятельность. / Ф. Меркулов // Первое сентября. – 2008. – № 3. – С. 11. – (Школьное дело. Культура управления).
Опарина Г. Семинар в школе как актуализация творческого поиска педагогов / Г. Опарина, А. Роботова // Управление школой. – 2008. – № 3. – С. 33–37. – (Школьный уклад. В школе гости).
Петренко А. Стремиться к творчеству : Некоторые формы планирования воспитательной работы классного руководителя / А. Петренко // Управление школой. – 2008. – № 3. – С. 44–47. – (Партнёрство. Классное руководство).
Сергеева И. Палочка-выручалочка, или С трудными детьми нужно играть на уроке / И. Сергеева // Здоровье детей. – 2008. – № 4. – С. 28–29. – (45 минут).
Игра как метод диагностики и средство коррекционной работы с девиантными детьми. Рекомендации педагогам.
Товарницына Л. По законам природы / Л. Товарницына // Здоровье детей. – 2008. – № 3. – С. 22–26. – (Нам пишут).
О программе «Здоровье».
Трофимова Т. Педсовет – импульс к инновациям / Т. Трофимова, А. Вигуль // Управление школой. – 2008. – № 3. – С. 21–26. – (Наука управлять. Педсовет).
Вариант проведения педагогического совета как формы стимулирования инновационной педагогической деятельности.
Филякина Л. Праздник не для себя : Необычный взгляд на подарки учителям в четырёх историях / Л. Филякина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 4. – С. 37. – (Внеклассная работа. Школьный праздник).
Фролова О. Портал на скорую руку : Главный школьный сайт ничего не даёт ни ученикам, ни учителям / О. Фролова // Первое сентября. – 2008. – № 3. – С. 7. – (Школьное дело).
Что такое КОД : Информационная среда контрольно-оценочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. – 2008. – № 3. – С. 14–17. – (Система Эльконина–Давыдова).
Описание возможностей программного комплекса КОД в деятельности современной школы.
НА ЭКСКУРСИЮ
Над литературной картой Урала // Литература. – 2008. – № 3. – С. 46. – (Литературная карта).
Путешествие по литературному Уралу.
АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Белошапкина Я. Франсиско Гойя / Я. Белошапкина // Искусство. – 2008. – № 4. – С. 4–5. – (Арт-галерея).
Дьяков Л. Гравюры Дюрера / Л. Дьяков // Искусство. – 2008. – № 3. – С. 6–7. – (Арт-галерея).
ИМЕНА
Воскобойников В. Человек-праздник / В. Воскобойников // Библиотека в школе. – 2008. – № 3. – С. 27–28. – (Остров сокровищ. Записки бывалого пирата).
О Ю.Ковале.
Гагкуев Р. Г. Совесть, долг, боевое братство... / Р. Г. Гагкуев // История. – 2008. – № 4. – С. 6–15. – (Анфас и профиль).
О рыцаре Белого движения – генерале М.Г.Дроздовском.
Исаев В. А. В.И.Ковалевский: имени его почти не знают... / В. А. Исаев; подготовка публикации Ю. Супруненко // Биология. – 2008. – № 4. – С. 34–38. – (История науки).
Монахов В. Стихи на конфетных обёртках : Воспоминания о замечательном детском писателе Геннадии Михасенко / В. Монахов // Первое сентября. – 2008. – № 3. – С. 23. – (Идеи. Судьбы. Имена. Имя и слово).
Порядина М. Исследуя Атлантиду / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2008. – № 3. – С. 36–38. – (Личность. Календарь круглых дат).
О 145-летии со дня рождения В.И.Вернадского;
85-летии со дня рождения С В.Сахарнова;
75-летии со дня рождения А.М.Городицкого.
О Всемирном дне поэзии и Всемирном дне водных ресурсов.
Психологическая задача Павла Петровича // История. – 2008. – № 4. – С. 40–43. – (Я иду на урок).
Об императоре Павле I.
Сахарнов С. «Я всегда хотел быть детским писателем» / С. Сахарнов // Литература. – 2008. – № 4. – С. 34–35. – (Детское чтение).
Шмуклер Е. Г. Факты из жизни Дмитрия Ивановича Менделеева : К вопросу о личности Д.И.Менделеева, его человеческой сущности / Е. Г. Шмуклер // Химия. – 2008. – № 3. – С. 1–10. – (Галерея русских химиков).
ЧАС ЧТЕНИЯ
Костюхина М. Славянские сказки для юношества / М. Костюхина // Литература. – 2008. – № 3. – С. 40–43. – (Детское чтение).
Макарова Е. Строим пирамиды : Библиотечное занятие по рассказу «Тутар» / Е. Макарова // Библиотека в школе. – 2008. – № 3. – С. 18–20, 29. – (Работа с читателями. Я иду на урок).
Сахарнов С. Шляпа императора : Сатирическая история человечества / С. Сахарнов // Литература. – 2008. – № 4. – С. 36–37. – (Детское чтение).
Созаев А. Тутар : Рассказ / А. Созаев // Библиотека в школе. – 2008. – № 3. – С. 14–17. – (Работа с читателями. Я иду на урок).
Рассказ об одной из многочисленных трагических страниц нашей непростой истории.
Рассказ можно читать с ребятами разных возрастов.
Сухарев С. Каждый имеет право на собственное детство / С. Сухарев // Библиотека в школе. – 2008. – № 3. – С. 26. – (Остров сокровищ. Книжная витрина).
О книге Э.Веркина «Место снов».