Галина Репина
Репина
руководитель структурного подразделения
информационного
и учебно-методического
обеспечения Окружного методического центра
Северо-Западного окружного
управления образования
Департамента образования,
Москва
Детское чтение сейчас малопопулярно, не модно: некогда, не найдёшь интересную книгу для подростка в школьной библиотеке. Эти и другие проблемы стоят очень остро, но работать в направлении пропаганды и поддержки чтения надо обязательно. Проблемами чтения мы в своём округе занимаемся систематически – через семинары, тематические консультации, встречи с авторами и издательствами, участие в проведении Недели детской книги и т.д. Поэтому появилась необходимость разработать программу поддержки и развития чтения в рамках округа.
Цель разработки программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной и читательской компетентности учащихся, их родителей, сотрудников образовательных учреждений.
При подготовке программы мы провели длительную работу: просматривали массив информации по проблемам чтения в Интернете, читали профессиональную литературу.
В основу был положен проект Национальной программы, разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Российским книжным союзом. Конечно, этот документ масштабный – для всей страны, но для округа его пришлось переработать.
Очень помогли статьи таких известных профессионалов, как В.П.Чудинова, Н.Н.Сметанникова и Е.И.Голубева. Их многолетний опыт в изучении проблем чтения бесценен.
Программа долгосрочная – быстрые результаты в данном направлении работы невозможны. Задачи, поставленные программой, предусматривают многолетний кропотливый труд воспитателей, учителей, сотрудников библиотек образовательных учреждений, родителей.
Обязательно необходим координационный совет (см. раздел 6), который призван координировать и корректировать работу.
План проведения мероприятий (см. раздел 7) определяли разные структурные подразделения Окружного методического центра. При разработке учитывалось, что в самом начале необходимо изучить проблему – провести мониторинг среди сотрудников библиотек образовательных учреждений, учителей и учащихся округа. Далее следует обработка результатов, рекомендации в адрес учителей, сотрудников библиотек, психологов, родителей и т.д.; затем проведение мероприятий, направленных на пропаганду и поддержку чтения, их анализ и рекомендации на будущее. В 2007 году каждый месяц планировалось проводить от 5 до15 мероприятий. В этой работе обязательно необходима системность.
И конечно, очень важен внешний вид программы. Мы поняли, что она должна быть яркая, красочная, с фотографиями читающих детей и книжной символикой.
Предложенная программа, конечно, не эталон, но она поможет написать свою окружную, городскую или иной адресности программу, поможет в решении главной задачи – вернуть интерес детей и подростков к чтению, желание общаться о прочитанном на красивом и звучном русском языке, развивать культурную компетентность, что в дальнейшем даст положительные результаты в адаптации к «взрослой» жизни.
Департамент образования города Москвы
Северо-западное окружное управление образования, Окружной методический центр
ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ
Москва, 2007 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование: Программа поддержки и развития чтения.
Программа комплексная, окружная, организационно-методическая.
Основной заказчик: Северо-западное окружное управление образования.
Программа адресована руководителям образовательных учреждений, учителям русского языка и литературы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, сотрудникам библиотек образовательных учреждений СЗОУО Департамента образования города Москвы.
Автор-разработчик программы: руководитель структурного подразделения информационного и учебно-методического обеспечения ОМЦ СЗОУО Репина Г.Ю.
Совместно со структурными подразделениями дошкольного образования, начального школьного образования, воспитывающей деятельности, предметно-методическим, аттестации и диагностики ОМЦ СЗОУО.
Консультанты: методист ОМЦ СЗОУО заслуженный учитель Российской Федерации Черноусова Ф.П., методист структурного подразделения информационного и учебно-методического обеспечения ОМЦ СЗОУО Баханская Е.В.
Программа открыта для участия других организаций, заинтересованных в её дальнейшей разработке и реализации.
ВВЕДЕНИЕ
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и её носителя, человека читающего, в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и читательская грамотность (или читательская культура личности) сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003–2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. 2007 год объявлен ЮНЕСКО годом чтения.
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 70–80-х годах прошлого века возник и разделялся многими миф о России как о «самой читающей стране мира». Конечно, это был сравнительно устойчивый образ-миф, но в сравнении с другими странами наши дела в сфере массового чтения были вовсе не плохи. Россия была обществом, которое социологи называли «литературоцентричным». Высокий престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьёзной» литературы, классики, произведений в «толстых журналах», книгособирательство и создание своих домашних библиотек – всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как о читающей стране.
Но на рубеже веков ситуация значительно изменилась. Тяжело идущие реформы, крайняя неравномерность в экономическом развитии, трудности в издании и распространении книг, сравнительно высокие цены на них в условиях бедности большинства населения – все эти и другие изменения приводят к значительным переменам в чтении. Исподволь накапливающиеся проблемы, часть из которых далеко не всегда сразу осознаётся, привели к тому, что картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились.
В последнее два десятилетия, начиная с 1990-х годов и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение детей и юношества. Но для того чтобы воочию увидеть, прочувствовать эти процессы и понять происходящие тенденции, нам необходимо посмотреть на чтение в широком социальном контексте – «глобально», увидеть чтение целостно, как особый социокультурный феномен, посмотреть на его роль в жизни общества и различных социальных групп. Применительно к детскому чтению это означает, что чтение – не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, не только задача родителей заинтересовать ребёнка какими-то художественными произведениями и не только задача библиотекарей показать лучшие книги. Дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе.
Чтение пронизывает практически все сферы нашей жизни, и проблемы чтения затрагивают также все аспекты: уровень грамотности и культуры граждан, занятость и рынок труда, безопасность общества и многие другие. Ведомственное мышление и отсутствие широкого взгляда на проблему мешают увидеть её целостно. Министерства и ведомства в отраслях науки, культуры, образования, средств массовой информации работают в отрыве друг от друга. В результате этого образуется разрыв в стратегических подходах и конкретных планах по решению сходных (нередко – одних и тех же) проблем.
Создать полную и достоверную картину чтения детей сегодня очень сложно: в последние десятилетия в России не было проведено ни одного объёмного всероссийского исследования детского чтения. В благополучной Великобритании в 1994 году такое исследование было проведено сразу после того, как британцы обнаружили что в стране падают навыки чтения у детей и подростков. Полученные данные дали толчок к принятию ряда государственных программ. Потом и в Германии, и в других ведущих странах мира также были проведены исследования и приняты меры против снижения уровня чтения.
Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.
Определение «слабый читатель» указывает на уровень овладения культурными навыками. Обычно «слабого читателя» представляют как человека, у которого нет времени для чтения. В действительности же речь идет о причине психологического характера: ни его жизненные обстоятельства, ни профессиональная ориентация не способствуют превращению чтения в постоянную привычку. Он читает от случая к случаю, не тратит на это много времени, считая это занятие нецелесообразным. В чтении такие читатели обычно ищут «полезную» информацию, то есть информацию, носящую практический характер. Кроме того, в окружении этого человека чаще всего мало читают, редко говорят (либо вообще не говорят) о книгах. Для этой категории читателей мир культуры находится за порогом собственной необразованности, библиотека вызывает чувство робости и ассоциируется с учреждением, предназначенным для посвящённых, книжные магазины также предлагают слишком большой выбор, что скорее является препятствием, чем стимулом, побуждающим к чтению.
Школьное литературное образование, полученное в детстве и брошенное на малоподготовленную почву, вызывает скорее отторжение от литературы – во многом благодаря принудительному характеру обучения – и также не способствует развитию интереса к чтению и навыкам самообразования.
Многие исследователи «слабого чтения» и функциональной неграмотности полагают, что причины развития этих явлений лежат в раннем детстве и проистекают не только из школьного, но из дошкольного периода развития личности ребенка. И огромную решающую роль здесь играют семья, её социокультурная среда и читательская культура родителей.
Очевидно, что умения и навыки чтения и письма (грамотности) должны целенаправленно формироваться на должном уровне в начальной школе, но дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть связана с их развитием на других уроках, что предполагает владение учителями всех предметов приёмами, стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение стратегиям чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разножанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность и тем самым удовлетворять понятию целостности образовательного процесса.
Необходимо осознать значение чтения и письма, грамотности как базовой учебной компетенции, позволяющей человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры и радость от чтения лучших произведений мировой литературы, как способа создания своего внутреннего мира.
В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, гендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.
В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается. Роль чтения в развитии у ребёнка воображения, освоения языка классической литературы и развития речи, построения своей индивидуальной модели культуры огромна.
Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьёзные перемены, которые носят глубинный характер. Многие родители, педагоги, библиотекари по-прежнему ориентированы на старую литературную модель, тогда как большинство сегодняшних детей и подростков имеют совсем другие предпочтения и иное восприятие книжной культуры. Они относятся к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. Таким образом, в какой-то мере между поколениями происходит разрыв в передаче бытовавшей долгое время традиции освоения литературной культуры. Утверждается «новая модель» детского чтения, точнее – «новые модели» чтения для детей и подростков разных возрастов, и эта изменившаяся реальность ставит иные задачи воспитания юного читателя.
Программа призвана помочь в реализации политики в области книги и чтения. Она приведёт к повышению интеллектуального потенциала учащихся, ускорению адаптации к современным условиям информационного общества, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка.
Раздел 1
Приоритетные направления, цели и задачи программы
Программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, согласованно реализуемых заинтересованными субъектами на каждом из этапов её воплощения на территории Северо-Западного округа города Москвы.
Цель разработки и реализации данной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной и читательской компетентности учащихся, их родителей, сотрудников образовательных учреждений Северо-западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы.
Читательская компетентность понимается как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.
Рост читательской активности (охвата и интенсивности) учащихся – субъектов чтения понимается как соответствующий уровню успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.
Задачи программы:
- Смена отношения к чтению. Читать – престижно, модно, интересно.
- Упорядочение социокультурного пространства чтения.
- Укрепление библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
- Создание эффективных механизмов координации и системы эффективного информационного обмена по вопросам поддержки и развития чтения.
- Разработка мер для финансового и ресурсного обеспечения системы работы по программе.
- Модернизация системы подготовки кадров на базе ОМЦ СЗОУО.
Раздел 2
Основные направления реализации программы
Характеристика проблемы
Формированию основополагающей читательской компетентности в образовании уделяется недостаточное внимание.
Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов пока отсутствуют в образовательных стандартах.
Нарушена преемственность между уровнями развития читательской компетентности на разных стадиях и в разных подсистемах образования: требования, предъявляемые к специалистам, не находят отражения на более ранних ступенях.
Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. При этом упрощённый подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у обучающихся интереса к чтению, в том числе как способу проведения досуга. Даже тот ограниченный объём времени, который отведён на развитие читательской компетентности, постепенно замещается частными учебными дисциплинами. В результате у учащихся не формируются в достаточной степени навыки для обработки больших объёмов специализированной информации.
Не учитываются в полной мере и особенности различных групп обучающихся, в частности значимые для интеграции детей с ограниченными возможностями и детей иммигрантов в общеобразовательные учреждения Москвы. Общеобразовательные учреждения не оснащены необходимыми учебными пособиями, оборудованием. Несмотря на имеющиеся в стране наработки в области современных технологий и подходов к обучению чтению, педагоги не имеют достаточной квалификации для их использования.
Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия преподавателей разных предметов для совершенствования навыков чтения.
В удручающем состоянии находятся основные фонды библиотек образовательных учреждений округа – они на 80% состоят из учебников. Поступление художественной и научно-популярной детской и юношеской литературы в библиотеки минимально. Объём ветхой литературы возрастает. Скудные уже сегодня, через 5–6 лет основные фонды (отраслевой и художественной литературы) вообще перестанут соответствовать современному потоку информации и необходимому уровню знакомства обучающихся с познавательной и досуговой литературой.
Существует и ещё целый ряд проблем: отсутствие помещений для хранения, недостаток компьютерной, копировальной, аудио-, видео- и другой техники, низкий социальный статус сотрудника библиотеки и ещё много других.
Школьная библиотека практически разрушена как центр читательского развития не только обучающихся, но и самих работников образовательных учреждений.
Проблема подготовки школьных библиотекарей тоже стоит достаточно остро.
Система учреждений дополнительного образования в области развития читательской компетентности в принципе не сформирована, имеются лишь некоторые разрозненные инициативы.
В целом существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимый сегодня уровень читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать её недостатки. В результате значительная доля окончивших общеобразовательную школу оказывается не готовой к эффективному освоению всё усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний.
Предпосылки для реализации программы
На сегодняшний день система общего обязательного образования для многих граждан является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируется их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы зависит дальнейшая судьба развития в стране науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока остаётся единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.
В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чтению детей, в том числе с ограниченными возможностями (система специальных коррекционных учреждений); более 90% учителей, работающих в области обучения чтению, имеют высшее образование; действует курсовая система подготовки кадров и др. Под руководством Северо-Западного окружного управления образования и окружного методического центра можно достичь положительных результатов в реализации программы поддержки и развития чтения.
Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой или продолжают знакомство. В систему общего обязательного образования СЗОУО города Москвы входит развитая сеть учреждений; она охватывает 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.
В последние годы система образования претерпевает серьёзные изменения, особенно с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, в сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы образования, переориентирования её на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.
Вывод
Отношение к чтению – важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так и о том, что учебные нагрузки, низкий уровень преподавания литературы, отсутствие нужных изданий в библиотеке вкупе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах, что, в свою очередь, отрицательно влияет на уровень культурной компетентности.
Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живём ещё в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской пассивности детей и подростков.
Проблемы в чтении детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Среди таких проблем, прежде всего, недостаточность знаний о чтении детей и подростков в масштабе страны, отсутствие организаций, в функции которых входило бы фундаментальное изучение детского чтения и литературы для детей. Изучением социологических, психологических аспектов чтения, педагогических основ и методик обучения чтению, социальных и экономических последствий отторжения от чтения занимаются лишь немногие специалисты.
Учитывая вышеизложенное, специалисты Северо-западного окружного управления образования города Москвы пришли к выводу о необходимости разработки и реализации программы поддержки и развития чтения на уровне округа.
Сроки реализации программы
Первый этап – 2007–2010 годы.
Второй этап – 2011–2015 годы.
Третий этап – 2016–2020 годы.
Раздел 3
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
На современном этапе проблемы культурной компетентности, грамотности, образования, культуры чтения становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Педагоги и библиотекари являются теми специалистами, которые, как правило, играют в решении этих проблем ключевую роль.
Для реализации целей и задач программы в Северо-Западном округе используются:
- мониторинг и диагностика состояния инфраструктуры чтения,
- разработка рекомендаций по вопросам чтения,
- разработка мер для финансового и ресурсного обеспечения системы работы по программе,
- укрепление институтов инфраструктуры чтения,
- применение определённых видов работы с адресными группами читателей,
- применение новых учебных программ и развитие новых методик обучения,
- выявление успешных образцов работы с читателями,
- обобщение опыта работы педагогов, сотрудников библиотек,
- совершенствование системы повышения квалификации,
- применение наглядной агитации,
- мониторинг результатов эксперимента.
Принципы программы:
- системность,
- открытость и прозрачность,
- гибкость.
Ожидаемые результаты программы в целом:
- повышение культурной компетентности,
- повышение читательской компетентности,
- повышение грамотности,
- изменение отношения к чтению,
- рост читательской активности,
- развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению,
- создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге,
- позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы,
- укрепление фондов библиотек образовательных учреждений,
- воспитание уважения к книге,
- изменение структуры досуга.
Раздел 4
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в 3 этапа.
Первый этап (2007–2010) – создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения.
Данный этап направлен на выявление возможностей улучшения ситуации, на поиск и отбор эффективных механизмов укрепления инфраструктуры чтения.
На первом этапе планируется углублённое изучение текущего состояния дел в сфере чтения в образовательных учреждениях СЗОУО.
Задачи первого этапа
- Определение адресности мониторинга и диагностики.
- Мониторинг и диагностика проблем чтения.
- Мониторинг качественного состава фондов библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
- Подготовка рекомендаций в адрес учителей и сотрудников библиотек образовательных учреждений.
- Разработка плана мероприятий в поддержку чтения.
- Мобилизация и объединение активных и компетентных работников образовательной сферы.
- Определение мер по консолидации и координации деятельности различных структур при проведении мероприятий.
- Систематизация подходов в вопросах поддержки и развития чтения среди различных категорий педагогов.
- Координация межпредметных связей в вопросах поддержки и развития чтения.
- Координация межведомственных связей в вопросах поддержки и развития чтения.
- Разработка педагогами СЗОУО инновационных программ поддержки и развития чтения, защита программ на научно-методическом совете ОМЦ СЗОУО.
- Апробация инновационных программ в образовательных учреждениях СЗОУО.
- Укрепление основных фондов библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
- Поддержание информатизации библиотек образовательных учреждений на должном уровне.
- Позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы.
- Модернизация курсовой системы ОМЦ: введение обучения по вопросам поддержки и развития чтения.
- Пропаганда поддержки чтения среди родителей, способствование детскому и семейному чтению.
- Анализ итогов первого этапа реализации программы.
Второй этап (2011–2015) – системное укрепление инфраструктуры.
На этом этапе происходит распространение позитивных результатов первого этапа, достраивание отсутствующих элементов инфраструктуры поддержки и развития чтения в образовательных учреждениях СЗОУО города Москвы.
Задачи второго этапа
- Внедрение инноваций.
- Преемственность и интеграция программ.
- Развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала детей и педагогов.
- Создание элементов системы управления поддержки и развития чтения.
- Проведение мониторинга.
- Координация межведомственных связей в вопросах поддержки и развития чтения.
- Развитие новых форм взаимодействия образовательных и культурно-просветительских учреждений.
- Пополнение основных фондов библиотек образовательных учреждений СЗОУО.
- Анализ итогов второго этапа реализации программы.
Третий этап (2016–2020) – реализация заложенного потенциала, интенсивный рост качества культурной компетентности.
Задачи третьего этапа
- Достижение ключевых результатов.
- Организация научно-практической конференции.
- Мониторинг состояния и перспектив развития системы деятельности по поддержке и развитию чтения.
- Анализ достигнутых результатов.
- Издание сборника материалов из опыта работы.
Раздел 5
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Развитие нормативно-правовой базы
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 |
Разработать план мероприятий на 2007 год |
Март 2007 |
ОМЦ СЗОУО |
2 |
Разработать план мероприятий на каждый последующий год |
2008, |
ОМЦ СЗОУО |
Работа с руководящими и педагогическими кадрами, сотрудниками библиотек
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Ознакомить руководителей образовательных учреждений СЗОУО с программой |
2007 |
СЗОУО |
2 |
Разработать и провести мониторинг по вопросам поддержки и развития чтения (педагогов, воспитателей, сотрудников библиотек) |
2007 |
ОМЦ СЗОУО |
3 |
Рекомендовать участие в конкурсах и др. мероприятиях для поддержки и развития чтения |
Ежегодно |
СЗОУО |
4 |
Рекомендовать к использованию наглядную агитацию (для учеников и родителей) |
Ежегодно |
ОМЦ СЗОУО |
Научное обеспечение
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Образовать координационный совет |
2007 |
СЗОУО |
2 |
Разработать концептуальные основы осуществления психологического сопровождения поддержки чтения |
2007/08 |
ОМЦ СЗОУО |
3 |
Определить перечень актуальных тем для диагностики и мониторинга |
2007 |
ОМЦ СЗОУО |
4 |
Осуществить введение в курсовую систему подготовки педагогических кадров, кадров сотрудников библиотек образовательных учреждений (проводимых на базе ОМЦ СЗОУО) серии лекций и практикумов по проблемам поддержки и развития чтения |
2007/08 |
ОМЦ СЗОУО |
5 |
Провести ряд семинаров, тематических консультаций, открытых уроков, мастер-классов и др. для различных категорий работников образовательных учреждений СЗОУО по поддержке и развитию чтения |
2007/08 |
ОМЦ СЗОУО |
6 |
Провести научно-практическую конференцию |
2015/2016 |
СЗОУО и ОМЦ СЗОУО |
Программно-методическое и информационное обеспечение
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственный |
1 |
Разработать методические рекомендации по организации, содержанию и деятельности по поддержке и развитию чтения в адрес педагогов, воспитателей, сотрудников библиотек образовательных учреждений СЗОУО |
2007/2008 < |