Татьяна Аницына
Существует два вида знаний:
либо знания о предмете как таковом,
либо знания о том,
где найти информацию о предмете.
Самуэль Джонсон
Аницына
методист
по школьным библиотекам
Красноярского края,
ККИПКРО (ИБЦ)
В условиях нарастания объёма информации в обществе меняются не просто функциональные потоки, но и сами способы отслеживания информации, способы её отбора, систематизации, хранения и построения информационного пространства с соблюдением следующих принципов:
- Принцип релевантности предполагает смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.
- Принцип креативности предполагает непрерывное развитие, поиск новых решений.
- Принцип плюрализма в библиотечном обслуживании означает, что библиотекарь обязан предоставить своим пользователям условия свободного доступа к информации, обеспечить данными о самых разных точках зрения на интересующие читателя темы.
Школьная библиотека призвана, согласно Положению 2004 года, обеспечивать информационную поддержку работы педагогического и ученического коллективов.
Это создает новую парадигму деятельности библиотеки, поскольку существенным образом влияет на реализацию её информационной функции и не только обуславливает необходимость обладания библиотекарем традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать методы предоставления информации и обучения пользователей основам работы с информацией.
Таким образом, и для образовательных учреждений, и для библиотек организация информационного образования представляет задачу первостепенной важности, а сами библиотекари становятся ключевыми фигурами, от которых зависит успешность образовательного процесса в ОУ.
В декабре 2007 года в ИБЦ ККИПКРО прошёл трёхдневный семинар по теме «Аналитико-синтетическая переработка информации».
Программа семинара:
- Библиотека ОУ в развитом информационном пространстве (слайд-лекция).
- Систематизация и предметизация информации (лекция; практические занятия).
- Информационно-библиографическое сопровождение для педагогов и учащихся (слайд-лекция).
- Создание информационно-библиографических продуктов в практике работы библиотеки ОУ (слайд-лекция).
- Знакомство с государственными стандартами:
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание;
ГОСТ 7.82-2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных документов. Общие требования и практика.
- Электронный каталог в программе «МАРК–SQL, версия для школьных библиотек». Проблемы. Опыт.
- Творческая лаборатория «Библиографирование информации».
Слушатели семинара имели возможность проанализировать информацию из педагогических журналов, написать аннотацию и реферат на какую-то статью.
В результате участники семинара стали авторами собственного информационного продукта – «Образование в XXI веке. Дайджест».
По содержанию дайджест может оказать информационную услугу, и прежде всего администрации ОУ, педагогическому коллективу.
Туда включена вторичная информация по вопросам управления ОУ, по воспитанию и социализации личности, о компетентностном подходе к образованию, по маркетингу и мониторингу образования и т.д.
К сожалению, на практике у школьных библиотекарей нет возможности самостоятельно готовить информационные продукты такого содержания. «Один в поле не воин»…