По страницам педагогических журналов за 2007 год*
ПРАВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Кузнецова Л. Главный документ о правах ребёнка / Л. Кузнецова // Социальная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 27–30
Майорова-Щеглова С. Обеспечение и защита прав ребёнка в образовательных учреждениях / С. Майорова-Щеглова // Народное образование. – 2007. – № 4. – С. 228.
Миков П. В. Права участников образовательного процесса / П. В. Миков, А. Суслов // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2007. – № 10. – С. 46–56.
Протопопов А. Педагогический произвол в школе. Как его преодолеть? / А. Протопопов // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 4. – С.34–38.
Автор статьи приводит факты насилия в образовательных учреждениях и выносит на обсуждение читателей причины этого явления в школе.
Хмельков С. Б. Досрочное назначение трудовой пенсии педагогическим работникам / C. Б. Хмельков // Справочник руководителя сельской школы. – 2004. – № 9. – С. 15–24.
В рамках пенсионного обеспечения педагоги имеют определённую льготу – досрочное назначение пенсии. При этом исчисление сроков выхода на пенсию, трудового стажа и другие условия вызывают некоторые трудности, поэтому для разъяснения даётся статья эксперта.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Зачёсова Е. Технология «портфолио» и возможности её применения в обучении / Е. Зачёсова // Педагогическая техника. – 2007. – № 2. – С. 108–112.
Гулевич Л. А. Предпрофильная подготовка как взаимосвязанность и взаимозависимость процессов образования и профориентации / Л. А. Гулевич // Профильная школа. – 2007. – № 5. – С. 3–6.
Егорова И. П. Интеграция содержания математического образования учащихся на этапе профессионального самоопределения в системе «школа – технический вуз» / И. П. Егорова // Профильная школа. – 2007. – № 5. – С. 26–30.
Кривенко В. А. Портфолио в системе психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. // В. А. Кривенко, Н. Н. Радченко // Профильная школа. – 2007. – № 5. – С. 21–25.
Ладнушкина Н. Профильное обучение на старшей ступени школы как условие организации непрерывного образования / Н. Ладнушкина // Народное образование. – 2007. – № 5. – С. 110–120.
Пальчик Г. В. Организационно-управленческие аспекты профильного обучения (по результатам экспериментальных и мониторинговых исследований) / Г. В. Пальчик // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – № 4. – С. 31–35.
Нормативные документы по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Практика административной работы в школе. – 2007. – № 7. – С. 40–56.
Харламова И. Предпрофильная подготовка: что показал эксперимент? / И. Харламова // Народное образование. – 2007. – № 7. – С. 92–95.
Хачатурян К. Мир профессий: Что нужно знать о рынке труда современного подростка : Цикл обучающих занятий / К. Хачатурян // Школьное планирование. – 2007. – № 4. – С. 13–38.
Якупов А. М. Понятие «транспортная культура школьника» и практика её формирования в профильной школе / Я. М. Якупов // Профильная школа. – 2007. – № 5 – С. 57–60.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
Андреев С. Е. Спортивная лапта / С. Е. Андреев // Школьные технологии. – 2007. – № 4. – С. 136–144. : ил.
Автор статьи – преподаватель физкультуры, учитель высшей квалификационной категории. В своей статье он даёт технико-тактическую характеристику игры «Спортивная лапта», знакомит читателей с методикой обучения, технической подготовкой, приёмами и правилами игры. Статья хорошо иллюстрирована, даёт полное описание игры и поможет преподавателям физкультуры в их работе.
Вершкова В. Н. Программа-модуль уроков по теме «Дети и деньги» / В. Н. Вершкова // Практический журнал для учителей и администрации школы. – 2007. – № 7. – С. 53–54.
Гендерный подход в профильном образовании // Завуч. – 2007. – № 6. – С. 74–88.
Елизарова О. Крупные блоки на уроках математики / О. Елизарова // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2007. – № 8. – С. 18–23.
Автор статьи О.Елизарова – методист, учитель математики (НОУ школа «Творчество», г. Самара). Данная статья знакомит читателя с системой крупноблочного обучения. Предлагается краткое изложение последовательности действий учителя, направленных на стимулирование самостоятельной творческой учебной деятельности учащихся посредством одновременного внедрения в процесс обучения метода проектов и технологии УДЕ при использовании средств компьютерной технологии. Даны основные этапы урока изучения нового материала. Данный метод – один из путей к гуманизации образования. Статья будет полезна и интересна для учителей и администрации образовательных учреждений.
Исламова М. В. В мире удивительных характеров и судеб: Николай Степанович Гумилёв / М. Исламова // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2007. – № 8. – С. 57–61.
Дмитриева Е. Г. Художественная литература на уроках географии / Е. Г. Дмитриева // Образование в современной школе. – 2007. – № 11. – С. 21–24.
Каждый предмет нуждается в дополнительной литературе. Роль художественной литературы на уроках географии объясняется, прежде всего, особенностью географии как науки, имеющей дело с объектами и явлениями. Каждый преподаватель имеет различную дополнительную литературу, в том числе и художественные произведения.
Гончаров И. |
Описание Зондских и Филиппинских островов, Японии |
Житков Б. |
Описание животных по отдельным зоогеографическим областям |
Бианки Б. |
Описание растений и животных в различных природных зонах по временам года |
Основной вывод статьи: отбираемые тексты должны быть научно правильны, а описания географичны, т.е. должны быть раскрыты географические черты объекта или явления.
Дмитриева Е. Г. Работа с топографическими и экономическими картами в школьной географии населения России / Е. Г. Дмитриева // Образование в современной школе. – 2007. – № 10. – С. 11–14.
Соколова Е. Е. Фреймы при обучении выбору языковых средств на уроках иностранного языка / Е. Е. Соколова // Образование в современной школе. – 2007. – № 9. – С. 12–15.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОУ
Адрова И. А. Проектирование предметных диктантов / И. А. Адрова // Школьные технологии. – 2007. – № 3. – С. 130–135.
В статье представлен опыт работы учителя математики по проблеме прочности знаний.
Повторение – это учебная деятельность, являющаяся одним из условий прочного усвоения учебного материала. Как построить процесс повторения и создать предпосылки повышения прочности усвоения базовых знаний.
Кононенко Г. Проектная деятельность как способ социализации школьников / Г. Кононенко // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 3. – С. 50–57.
Ключевые слова: проект, наркотики, социализация школьников.
Если вы уже знакомы с проектной деятельностью, но хотите узнать об опыте других школ в этой области, то эта статья для вас. На примере школы № 8 г. Усть-Илимска вы убедитесь в важности этой деятельности. В качестве приложения автор предлагает пример социально значимого проекта «Наркопост – “Наркотикам – нет!”». Г.Кононенко даёт паспорт проекта, описание и обоснование его, ожидаемые результаты, смету расходов.
Маталыгина Ж. Модели семейного проектирования / Ж. Маталыгина // Школьное планирование. – 2007. – № 4. – С. 39–46.
Овсейчик О. Н. Положение о проектной деятельности / О. Н. Овсейчик, Е. К. Иванова // Практика административной работы в школе. – 2007. – № 6. – С. 68–73.
Ступницкая М. Учимся работать над проектами : Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена / М. Ступницкая // Школьный психолог – Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 13–38.
Харитонова В. Проект «Корпорация “Юный предприниматель”» / В. Харитонова, Г. Климова, Л. Совина, Е. Колеснеченко // Школьное планирование. – 2007. – № 4. – С. 47–62.
Черемных Г. Художественно-графическое представление результатов проектной работы школьников / Г. Черемных // Педагогическая техника. – 2007. – № 2. – С. 41–49.
Г.Черемных, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, член Российского философского общества.
Автор затрагивает такой важный вопрос, как отличие проекта от исследования и от проектной работы. Даёт свои рекомендации по технологии создания проектных работ школьниками. Объясняет, как влияет предпроектное исследование на выполнение проекта. Статья будет интересна для классного руководителя и всех учителей.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Науменко Ю. В. Моделирование здоровьеформирующего образования / Ю. В. Науменко // Вопросы образования. – 2007. – № 2. – С. 140–160.
Семёнова Т. А. Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся / Т. А. Семёнова // Сибирский учитель – 2007. – № 5. – С. 37–39.
Для решения задачи сохранения здоровья учащихся в школе реализуется программа «Школа, содействующая сохранению здоровья». Ежегодный медицинский осмотр учащихся в школе выявил основные отклонения здоровья:
- нарушение опорно-двигательного аппарата,
- нарушение органов зрения,
- заболевание желудочно-кишечного тракта,
- вегетососудистая дистония.
Данные мониторинга позволили сделать вывод о том, что главными причинами, ухудшающими психофизическое состояние школьников, являются:
- большая недельная нагрузка,
- неудовлетворительная организация просветительской деятельности профилактической направленности,
- двигательный дефицит.
В школе организована работа по следующим направлениям:
- профилактика утомляемости школьников, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата;
- работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- проведение дней здоровья;
- спортивные мероприятия;
- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников.
Реализация здоровьесберегающих технологий приносит свои плоды в деле укрепления и сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Харшов Ф. Ф. Проблемы и перспективы охраны и укрепления здоровья обучающихся в условиях гуманизации образования / Ф. Ф. Харшов // Народное образование. – 2007. – № 5. – С. 45–49.
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Божович Е. Д. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) / Е. Д. Божович // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 2. – С. 16–23.
Гирфанова М. С. Проективная рисуночная методика «Семья несуществующих животных» / М. С. Гирфанова // Психология и школа. – 2007. – № 3. – С. 24–41.
Родионов В. Психология здоровья школьников: технология работы : Курс лекций для школьных психологов / В. Родионов // Школьный психолог – Первое сентября. – 2007. – № 17–24.
Самуйленко С. В. О психолого-педагогическом обеспечении инновационных процессов в образовании /С. В. Самуйленко // Сибирский учитель. – 2007. – № 5. – С. 29–30.
Перед медико-психологической службой стоят задачи, отвечающие современным требованиям:
- управление психологическими рисками (преодоление инновационных барьеров, развитие инновационного потенциала педагогических коллективов, управленческое консультирование руководителей инновационных ОУ);
- психологическая экспертиза инновационных проектов, программ, технологий, дидактических средств на предмет психологической безопасности и целесообразности;
- создание междисциплинарных команд специалистов в условиях создания комплексной психолого-медико-социально-правовой службы.
Обязательной составляющей является работа с родителями, изменение их позиции по отношению к своему ребёнку, к школе, к учителю, на которого зачастую у родителя есть определённые обиды.
Селифанов А. И. Организация системы психологической поддержки учащихся в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении. /А. И. Селифанов, Е. В. Филиппова // Образование в современной школе. – 2007. – № 9. – С. 52–54.
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Каменский А. М. Классный руководитель – воспитатель или дежурный по детям? : Материал для круглого стола. / А. М. Каменский // Классный руководитель. – 2007. – № 7. – С. 50–53.
Корнетов Г. В. Образование. Воспитание. Обучение: содержание и соотношение понятий : Лекция / Г. Б. Корнетов // Классный руководитель. – 2007. – № 7. – С. 30–44.
Куприянов Б. Мониторинг деятельности классных руководителей: региональный вариант / Б. Куприянов // Воспитание школьников. – 2007. – № 2. – С. 40–45.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Баранов В. В. ЕГЭ и школьная география / В. В. Баранов // Оценка качества образования. – 2007. – № 2. – С. 14–22.
Болотов В. А. О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации в традиционной форме в 2007/2008 учебном году. / В. А. Болотов // Администратор образования. – 2007. – № 7. – С. 33–34.
В статье освещены вопросы организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации в традиционной форме в 2007/2008 учебном году согласно Федеральному закону от 09.02.2007 № 17–ФЗ. Представлен перечень официальных документов при подготовке к государственной аттестации. Статья предназначена для администрации школы.
Горковенко В. А. Готовимся к ЕГЭ : Советы психолога / В. А. Горковенко // Методист. – 2007. – № 8. – С. 47–56.
Качество образования и ЕГЭ (итоги ЕГЭ–2007, ЕГЭ и география, ЕГЭ и литература, ЕГЭ и математика, ЕГЭ и английский язык и др.) // ОКО. Оценка качества образования. – 2007. – № 2. – (Спец. выпуск).
БЕЗОПАСНОСТЬ ОУ
Безопасность образовательного учреждения : Тема номера // Образование в документах. – 2006. – № 8. – С. 35–73.
Винокур В. А. Новогодние праздники и пожарная безопасность. / В. А. Винокур // Администратор. – 2007. – № 7. – С. 88–92.
Министерство образования и науки РФ. О введении в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя руководителя по безопасности / Министерство образования и науки РФ // Администратор образования. – 2007. – № 11.
ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ
Батенова Ю. В. Психология применения информационных технологий в образовании / Ю. В. Батенова // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 1. – С. 186–194.
Габайдулина Л. Исследовательская деятельность и ИКТ-компетентность / Л. Габайдулина // Народное образование. – 2007. – № 5. – С. 155–157.
Коновалихин С. В. Путешествие с компьютером в глубины науки / С. В. Коновалихин // Практический журнал для учителей и администрации школы. – 2007. – № 7. – С. 18–26.
Нужен ли персональный компьютер в школе в кабинете физики? Цель данной статьи – попытаться ответить на этот вопрос. Нужно ли тратить силы и время на поиск новых подходов к проведению урока по физике или астрономии? Автор делится своим опытом по проведению урока с использованием персонального компьютера. Наличие постоянно используемого на уроках ПК позволяет сделать урок более содержательным, динамичным и интересным для учеников, а кроме того, существенно повышает авторитет учителя среди наиболее продвинутых из них. По данным опросов учеников 10–11-х классов, физика входит в тройку самых непопулярных, следовательно, самых трудных для их понимания предметов.
В классах учителя физики С.Коновалихина физика входит в тройку любимых предметов. Как он это делает?
Первое и самое простое: индивидуальные карточки на любой проверочной работе: раздаётся 25 вариантов любой проверочной работы (в классе 25 учеников). Если контрольная проводится в разных классах одной параллели, варьируется уровень сложности задач, а при использовании одинаковых задач намеренно вводится в номер варианта название класса, например, «10А-1» (для запутывания учеников). В сильных классах хорошим раздражителем при выполнении проверочных работ является указание вуза, в котором данная задача была на вступительных экзаменах.
Использование индивидуальных вариантов проверочных работ позволяет отбить у учеников охоту прогуливать урок, т.к. потом они получают варианты, отличающиеся от тех, которые были выданы ученикам в день проверочной работы.
Следующим способом применения ПК является решение задач в ходе урока. Текст задач, предлагаемых во время урока, высвечивается на экране с помощью МП и на экране дисплея (монитора) ПК. Последний располагается таким образом, чтобы ученик, вызванный к доске, тоже мог видеть условие задачи. Это позволяет существенно ускорить понимание условия задачи учащимися и способствует более эффективному использованию времени урока.
На уроках в 7-х классах через 3–4 минуты после начала показа условия задачи на экране можно изменить шаблон краткой записи условия задачи. Таким образом решается сразу две задачи урока. Первая: наличие шаблона помогает формированию у учащихся навыков обозначения физических величин. Вторая: знаки вопроса в условии задачи заставляют учащихся привыкать к правильному использованию размерности физических величин: учащиеся приучаются анализировать соответствие приведённых в условии задачи данных Международной системе единиц.
Ещё больший эффект получается, если использовать этот приём в старших классах. В этом случае на экране монитора показывается текст нескольких задач. Задачи подбираются разного уровня, и тот ученик, который решил самую сложную задачу быстрее, чем тот, что у доски, сразу получает «пятёрку». Такую же оценку получает ученик, решивший две задачи менее сложных. Использование ПК позволяет сделать подбор задач для классов разного уровня более гибким, приспособить его к уровню класса, чтобы не отбить у учащихся интереса к изучаемому предмету.
Особо следует отметить, что все файлы с подготовленным материалом загружены заранее, во время перемены. В течение урока для перехода из одного файла в другой должно расходоваться не более 5–10 секунд учебного времени.
При работе в классах с гуманитарным уклоном автором была создана база, в которой собрано более 1700 задач по курсу физики 10–11-х классов. Данная база находится в ПК, в любой момент можно дать учащимся одну из «припасённых» заранее задач по теме текущего урока. Это существенно в конце урока, когда остаётся всего 3–5 минут. В этом случае на экране оперативно вызывается база качественных задач по данной теме и ученикам предлагается решить несколько из них.
Существенным подспорьем являются ПК и МП при объяснении нового материала. Русская поговорка «Лучше один раз увидеть, чем три раза услышать» работает и в педагогике. Одно дело – долго и нудно рассказывать о каком-то физическом явлении или об устройстве какого-либо механизма. И совсем другой эффект получится, если это явление или устройство показать.
Использование ПК и МП позволяет существенно разнообразить объяснение материала, что способствует повышению внимания учащихся.
Также можно использовать ПК при выставлении оценок в конце четверти. Ученику предлагается решить из базы данных определённое количество задач, чтобы повысить свою оценку. Это происходит на глазах у всего класса, тестовые вопросы появляются на экране, в случае подсказки вопрос снимается.
ПК используется и при проведении лабораторных работ.
Применение ПК и МП позволяет существенно оживить преподавание курса астрономии.
Грамотное и творческое применение ПК и МП позволяет существенно интенсифицировать учебный процесс, повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, улучшить дисциплину в ходе урока.
Мухаметзянов И. Ш. Информатизация образования: здоровьесберегаюшие аспекты / И. Ш. Мухаметзянов // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 28–31.
Рулевская Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий для общения и распространения педагогического опыта / Л. В. Рулевская // Методист. – 2007. – № 3. – С. 26–27.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Калдыбаев С. Программированное обучение и педагогическое тестирование / С. Калдыбаев // Школьные технологии. – 2006. – № 6. – С. 173–176.
Князева Л. С. Адаптация первоклассников к обучению в школе / Л. С. Князева // Справочник руководителя сельской школы. – 2007. – № 6. – С. 33–39.
Любой первоклассник нуждается в адаптации к новым условиям. В школе разработана целая программа создания благоприятных условий для учебно-воспитательного процесса, успех которой во многом определяется совместным участием в ней учителей, медицинской службы, родителей и администрации.
Лизинский В. М. Диагностика педагогической деятельности: Профессиональная карта педагога / В. М. Лизинский // Завуч начальной школы. – 2007. – № 3. – С. 84–88.
Папсуев В. В. Комплекс лексико-грамматических тестов для старших классов / В. В. Папсуев // Образование в современной школе. – 2007. – № 9. – С. 5–11
Приступа Е. Н. Педагогическая диагностика социального здоровья ребенка / Е. Н. Приступа // Педагогическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 54–61.
СЦЕНАРИИ ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Козлова С. А. Вечер в литературно-музыкальной гостиной, посвящённый вальсу «Незабытый вальс» // Практика административной работы в школе. – 2007. – № 5. – С. 74–77.
Литвинова Т. И. Сказка о любви «Принц Вася» : Сценарий к Дню святого Валентина / Т. И. Литвинова // Практика административной работы в школе. – 2007. – № 8. – С. 67–70.
Сценарии школьных театральных постановок : Тема номера // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. – № 6.
Щербакова А. А. Твои ратные подвиги, Родина / А. А. Щербакова // Практический журнал для учителей и администрации школы. – 2007. – № 7. – С. 40–48.
Автором предложен расширенный календарь воинской славы Родины, который может стать большим подспорьем для учителей истории и обществознания, а особенно для заместителей директоров по воспитательной работе. В календаре представлены исторические даты и краткое описание великого события. Использовать его можно при подготовке к классному часу или мини-спектаклю, посвящённому той или иной дате. Календарь может помочь и при подготовке общешкольного мероприятия, в котором могут участвовать и ученики, и их родители.
Якимова Т. В. Сценарий праздника, посвященного Дню учителя /Т. В. Якимова // Практика административной работы в школе. – 2007. – № 5. – С. 71–74.
* Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в номере 9–2008.