Документ без комментариев*
Тов. Постышев, Вам близки просвещенческие дела. Я хотела бы обратить Ваше внимание на две вещи.
Первое – библиотечное дело. Таких вопиющих безобразий, как на этом фронте, кажись, нигде нет.
Материальное положение библиотекарей прямо ужасное. Все квалифицированные работники бегут с библиотечного фронта. Прилагаю одну красноречивую открытку. Таких писем немало.
Но это одна сторона дела. Другая – так называемая «чистка». Завели последнее время фонд
«Н.Д.М.» – «не давать массам» – куда отправляют «подозрительные» издания: «устаревшую» брошюру Ленина о продналоге, «Коммунистический Манифест» с разъяснениями Рязанова, книжки по философии Гегеля и т. д. и т. п. Рабочие массы, колхозные массы трактуются, как несмышлёныши, которым надо давать лишь злободневные агитки и переводные романы, а решает кто какие книги давать – библиотекарь. Детские библиотеки сейчас уничтожены и разбазариваются по школам.
Я в Наркомпросе отравила всем жизнь, скандаля по поводу библиотек, но толку из этого решительно никакого.
Теперь новая беда – библиотеки переводят на хозрасчет и посему целый ряд книг изымается на предмет продажи. Теперь уж Книжная палата разаппетитилась – и желает получить право изымать из библиотек ценные книги и ими торговать.
Ведь прямо стыд и срам – в стране строящегося социализма такое состояние библиотечного дела.
В Наркомпросе у нас на библиотечном деле – две девицы и парень. Бьются как рыба об лёд, но никто их не слушает.
Второе дело – положение ребят в колхозах. Дети колхозников – форменные лишенцы – не говоря уже о том, что вообще положение ребят в колхозах тяжелое. Недавно объявились тут председатель и секретарь одного колхоза моего имени из Ц. Ч. О. – хлопотать о мануфактуре для ударников. Делают доклад. Хвастают, как всё хорошо. Колхоз животноводческий. Молоко всё сдают куда-то, в Маслоцентр, что-ли. Вспомнила я Ильичёво «обеспечить каждому ребёнку бутылку молока» и спрашиваю: «А вы оставляете для детей-то молоко?» – «Нет, всё до капли сдаем». И половина населения из колхоза сбежала.
Но это так, попутно.
А я вот о чём хочу сказать. Дети колхозников закидывают письмами – их не пускают из колхоза учиться, ибо они нужны, как рабочая сила. От ребят старше 12 лет (кончивших 4-летку) требуют трудодней, и ребята вынуждены бросать школу. Весной – все ребята ШКМ’овцы были мобилизованы (школьные каникулы не согласовываются с периодами страды) и им пришлось в ряде колхозов бросить учёбу, т. к. с них требуют трудодни. Мы стремимся сблизить деревню с городом, и именно в деревне, в колхозах ставим свирепые рогатки, делающие невозможным для ребят, кончивших 4-летку, дальнейшую учёбу. Дети единоличников учиться вольны, а дети колхозников не вольны. Получается недопустимое противоречие. Прилагаю письмо девочки пионерки, которая не знает, что ей делать, хочет учиться, а ей учиться не дают. Писать в колхоз я не могу, конечно. Но нужно общее какое-то постановление.
Колхозцентр линии тут не имеет.
В прошлом году труд детей шёл под контролем школы, в это лето школа отстранилась от этого дела, постов охраны детского труда нет, и детский труд эксплуатируется сверх меры. Уборка свёклы идет на детском труде. Какая уж тут учёба.
Думается, к 15-летию существования советской власти надо бы изменить положение библиотекарей, запретить растаскивание и изничтожение библиотек, наладить их снабжение. ЦК надо бы в это дело вмешаться.
И другое, к 15-летию надо бы урегулировать вопрос с детским питанием и детской учебой в колхозах.
С коммунистическим приветом Н. Крупская
И ещё один вопрос. Необходимо поддерживать инициативу мест по культурной линии. Много лет я уж добиваюсь того, чтобы мы не топтали в грязь того, что создаётся на местах, а поддерживали бы эту инициативу. Американцы на этот счёт очень ловки. У них практикуется такая вещь – население создаёт какое-нибудь учреждение – скажем – детский сад, правительство выдаёт субсидию в том же размере, какое затратило на дело население. Конечно, это принцип неправильный, ибо попадает больше на те учреждения, в которых заинтересованы богатые. Мы должны идти другим путём, премировать инициативу в развёртывании массовых учреждений, а мы часто премируем лиц, а дело, создаваемое ими, топчем. Прилагаю письмо тов. Захаровой. Оно очень характерно. Конечно, ей я напишу и детскому саду как-нибудь поможем, но надо, чтобы поддержка была не со стороны Бубнова, Крупской и др., а была введена в сметы, была бы нормирована. А у нас так бывает: избу-читальню построили крестьяне, а РИК распоряжается помещение взять под склад, выстроят крестьяне школу, а им в школу учителя не дают: не по плану-де. По плану-де через 2 года только в это село полагается учитель. Надо в культурной области развязать инициативу, поддержать её. Тут также нужно указание ЦК.
Надо бы было также объявить библиотеки, избы-читальни, клубы, школы и пр. общественным имуществом и запретить их разбазаривание кем бы то ни было, а то одной рукой строим, другой разрушаем, часто под предлогом... реорганизации.
1932 г.
* Печатается по: Родина № 4–1989.