Ольга Козлова
Проект рекомендаций для обсуждения
Ольга Викторовна
Козлова
председатель секции
школьных библиотек РБА,
ст. преподаватель МИОО,
Москва
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ общества особо остро поставила вопрос грамотного представления в Интернете отечественных библиотек с их электронными продуктами и услугами. Аудитория российской части Сети сейчас превысила 25 млн человек.
Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему нашего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году (http://www.rost.ru). В рамках этого проекта решалась задача подключения к Интернету в 2006–2007 годах более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах России. В Сети имеется довольно много информации об удачном решении этой задачи. В частности, на «Уральском образовательном портале» отмечается, что в 2007 году завершено подключение к Интернету всех школ Уральского федерального округа.
Сайт образовательного учреждения предоставляет возможность оперативной подачи актуальной информации участникам образовательного процесса. При работе над этой статьей автор руководствовалась желанием поделиться своими соображениями о состоянии школьных сайтов вообще, сайтов школьных библиотек и страниц школьных библиотек на таких сайтах в частности, а также предложить к обсуждению некоторые требования к сайту школьной библиотеки и перечень необходимых или желательных рубрик.
***
Сбор информации о школьных сайтах начался, конечно, с Москвы.
Существует сайт «Лучшие школы Москвы». На нём представлены 25 образовательных учреждений: 13 гимназий, 6 лицеев, 4 образовательных центра, специальная школа и СОШ.
В Интернете находим определение хорошего школьного сайта (www.loiro.ru/tutor/06/01/12.html). Сайт считается хорошим, если:
- содержит справочную информацию, интересующую родителей при поступлении их детей в школу (в том числе об учителях, учебных программах, традициях…);
- отражает происходящие в школе события (праздники, конференции, конкурсы...);
- отражает в развитии постоянно действующие направления в работе школы (школьный музей, участие в проектах и т.д.);
- является местом, где ученики могут представить свои творческие работы (в том числе юмористические);
- предоставляет возможность учителям разместить свои материалы (вплоть до отдельного раздела по предмету или кафедре);
- содержит элементы дистанционной поддержки обучения (например, виртуальный консультационный пункт);
- поддерживает личные страницы учеников, учителей, страницы целых классов;
- содержит специальный раздел для выпускников;
- представляет образовательное учреждение международному сообществу.
Здесь же отмечается, что у существующих в Интернете школьных сайтов разные «весовые категории» с точки зрения технических возможностей школы, профессионального уровня разработчиков и финансовой поддержки. Некоторые школы имеют свой сервер и, соответственно, гораздо большие возможности. Иногда к созданию школьного сайта привлекаются специалисты профессиональных дизайн-студий.
***
Создаётся впечатление, что большинство школ не обладают всеми необходимыми для выполнения поставленных целей ресурсами. А под ресурсами специалисты понимают определённые умения и знания, нужные для создания сайта, без которых трудно обойтись и которые необходимы для размещения информации.
На наш взгляд, большинство таких сайтов – представительские, а не рабочие. Видно, что люди понимают необходимость представить лицо школы в Сети, но нет отчетливого видения, что и для кого это лицо должно изображать. Следствием этого является отсутствие важных рабочих компонентов сайта. В частности, ни в одной «лучшей школе Москвы» нет не только странички школьной библиотеки, но и упоминания о существовании её в стенах школы.
Исключение составил Образовательный центр ОАО «Газпром». У него в рубрике «Учёба» есть подрубрика «Библиотека», а в рубрике «После уроков» библиотека присутствует в «Плане мероприятий».
***
Мы просмотрели материалы сайта «Уральский образовательный портал». На нём представлена информация о конкурсах школьных сайтов. Первый конкурс школьных интернет-сайтов проводился в 2006 году для территории Курганской, Свердловской и Челябинской областей. Организаторы отмечают, что он вызвал большой интерес у общественности регионов и нашёл поддержку в органах управления образованием. В 2007 году к участию в конкурсе были приглашены школы всего Уральского федерального округа и Пермского края. В этом соревновании приняли участие 128 школ из городов и населённых пунктов, а наибольшее количество заявок было подано учащимися Пермского края и Челябинской области. На сайте констатируется, что организаторы конкурса 2007 года и члены жюри отметили заметно возросший уровень школьных интернет-ресурсов: многие из заявок являются профессионально сделанными сайтами, возросло количество информации, представленной на сайтах, появились новые интерактивные сервисы для школьников.
Критериями отбора лучших сайтов конкурса «Уральского образовательного портала» являлись: информативность, интерактивность, инновационность, актуальность, дизайн.
Сейчас в каталоге сайтов региона 36 образовательных учреждений. И мы не поленились просмотреть все эти сайты. Надо отметить, что упоминание о школьной библиотеке или медиатеке – редкость на их страницах.
Приятно удивила информация МОСШ № 19 Нижневартовска. В рубрике «Коллектив» после фото директора и его заместителей помещена фотография библиотекаря школы.
Более подробно ознакомились с сайтами победителей конкурса. В соответствии с требованиями к сайтам определены и номинации конкурса.
В номинации «Самый лучший сайт» первое место занял сайт школы № 70 г. Тюмени. Сайт действительно отвечает всем указанным требованиям. Однако в рубрике «Педагогическое сообщество» мы не нашли библиотечных работников. И библиотека вообще никак не «просматривается». А подрубрика «Школьные учебники» содержит только перечень учебников.
В номинации «Самый лучший сайт поселковой школы» победила Юргамышская средняя школа. Сайт порадовал. Одна из главенствующих рубрик – «Медиацентр», а в рубрике «Наши учителя» находим информацию о заведующей библиотекой и библиотекаре.
Ещё одна номинация – «Самый информативный сайт». Здесь у многопрофильного лицея № 1 (г. Магнитогорск) в рубрике «Подразделения лицея» фигурирует также и библиотека. Возможно, о библиотечных делах можно было бы дать информации и побольше, но презентация Дня лицеиста им определённо удалась.
В других номинациях – «Самый оригинальный дизайн» и «Самый удобный интерфейс» – у победителей нет упоминания о библиотеке.
***
Далее мы просмотрели и изучили сайты в Интернете, представленные по адресу http://www.library.ru/3/biblionet/, а также сайты, представленные на конкурс «Мудрая сова» (2003–2004 годы), и некоторые другие.
Укажем замеченные нами особенности сайтов школьных библиотек.
- Информация о библиотеке зачастую «встроена» в сайт общеобразовательного учреждения, т.е. информация носит не автономный характер.
- Видно недостаточное понимание целей и задач организации и поддержки сайта.
- Отсутствие в рубриках конкретного «адресата» (дети, педагоги, родители).
- Есть значительная доля «бегунов на короткую дистанцию», чьих запала и сил хватило только на непродолжительную поддержку сайта (2003–2005 годы).
- Малая информативность (краткость – сестра таланта?).
- Слабое структурирование информации, нечёткая система её подачи.
- Наличие ненужной информации (типовой служебной документации: должностных инструкций, положений, правил).
- Статичность, редкое обновление информации.
- Редко встречающиеся ссылки на другие ресурсы (наших ведущих библиотек).
- Отсутствие оперативности (для новостной рубрики характерно значительное отставание во времени).
- Как правило, кадровое обеспечение библиотеки – 2 человека (что отражается, конечно, и на её сайте).
***
Чтобы подойти вплотную к требованиям, предъявленным к информации о школьных библиотеках, остановимся на тех, которые предъявляются к библиотечным сайтам на конкурсах. Они очень разные.
Например, в положении о проведении II Всероссийского конкурса публичных библиотек перечислены следующие, на наш взгляд, максималистские требования.
«Основные критерии оценки сайтов.
Содержание:
- полнота представления информации о библиотеке (история, структура, ресурсы, услуги, наличие контактной информации);
- наличие на сайте информации о регионе (муниципальном образовании), её полнота и качество;
- наличие на сайте материалов (текстовых, аудиовизуальных и т.п.); представляющих интерес для широкого круга пользователей Интернета;
- наличие новостного блока;
- наличие электронных каталогов и обеспечение доступа к корпоративным и иным каталогам, размещённым на сайтах других библиотек и организаций;
- наличие дополнительных библиотечно-информационных сервисов (виртуальной справочной службы, виртуального читального зала, электронной доставки документов и т.п.);
- частота и регулярность обновления материалов.
Дизайн и эргономичность:
- визуальное удобство восприятия информации,
- стилевое единство разделов,
- художественное оформление (оригинальность, наглядность),
- простота и единообразие навигации (наличие общего меню, карты сайта, поиска по сайту).
Технологичность:
- наличие интерактивных форм взаимодействия с пользователем (справочных служб, форумов, гостевых книг и т.п.),
- наличие и уместность мультимедийных элементов,
- корректное отображение сайта в различных браузерах,
- скорость доступа к ресурсам сайта.
Посещаемость сайта».
Конкурс сайтов школьных библиотек «Мудрая сова» проводился в основном силами издательства «Кирилл и Мефодий». И этот факт наложил отпечаток на требования к сайтам. В частности, такие: «На конкурс “Мудрая сова 2004” могут быть выставлены информационно-справочные веб-сайты школьных библиотек, на которых отражена информация об имеющемся библиотечном фонде. Для участия в конкурсе на сайте достаточно отобразить классификационную структуру библиотечного фонда. Но наиболее правильным будет и размещение в этой структуре библиографических описаний книг (и иных источников информации).
Следующим уровнем школьного библиотечного информационно-справочного веб-сайта может быть размещение в структуре кратких описаний (дающих большее представление о произведении – аннотация, содержание, выдержки и т.п.) или возможности доступа к полнотекстовым источникам. Критерии оценивания:
Основным критерием оценки конкурса будет тот факт, что конкурсный веб-сайт даёт представление о библиотечном фонде, готовит посетителя библиотеки к осмысленному поиску нужной информации или (в идеальном случае) непосредственно предоставляет доступ к нужной информации».
В этих требованиях всё сведено только к фонду и возможности его представить.
***
Возникает вопрос: каким же должен быть сайт школьной библиотеки?
В статье «Сайт органа муниципального управления как инструмент трансляции культуры региона» (см. http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_sites.php) коллеги из Кемеровского государственного университета культуры и искусств обозначили следующие функции любого сайта.
- Имиджевая, представительская.
- Информационная.
- Коммуникативная.
- Инвестиционная.
- Рекламная.
На наш взгляд, две первые функции должны реализоваться сайтами общеобразовательных учреждений и школьных библиотек. Относительно первой функции (имиджевой, представительской) понятно, что здесь основная задача – создать привлекательный и запоминающийся образ образовательного учреждения, школьной библиотеки. Взвесив свои силы, необходимо определить, какими будут сайт или страничка: просто визитной карточкой или проводником актуальной информации.
Актуальная информация – основа библиотечного сайта. И чтобы информация работала, на начальном этапе необходимо ответить на ряд вопросов: для чего создается сайт? какие потребности планируется им удовлетворить? чьи потребности? как это всё будет выглядеть (дизайн)? кто постоянно будет этим заниматься и с точки зрения содержания, и с технической?
Очевидно, что для успеха библиотечного сайта более важным, чем владение HTML, является хорошее содержание (content – контент) сайта и способность организовать и представить информацию на его страницах. Практика показала также, что создание сайта не есть «одноразовая» акция. Именно на этом и «горят» многие школьные библиотеки. Это продолжающийся процесс, который длится столько времени, сколько сайт находится в Интернете и является доступным для широкого пользования. Его страницы должны регулярно поддерживаться и обновляться.
Сначала остановимся на том, чего точно не должно быть на сайте школьной библиотеки. На наш взгляд, – документов библиотечной «кухни» (если нет специальной рубрики «Библиотекарям»): планов, отчетов, положений о… должностных инструкций и т.п., тем библиотечных курсов и уроков, кратких (на 3 страницы мелким шрифтом!) автобиографий библиотекарей. Исключение: правила пользования школьной библиотекой, если они написаны просто, лаконично и дружелюбно.
При разработке перечня рубрик можно воспользоваться мини-исследованием рейтинга рубрик, которое базировалось на контент-анализе 50 библиотечных сайтов, созданных в разных странах: США, Канаде, Австралии, Швеции, Сингапуре, Ирландии, Кувейте, Новой Зеландии и Норвегии (http://kharkiv.iatp.org.ua/filippova/libr-web-artcl.html). В результате анализа этого исследования можно получить «типовую» модель содержания библиотечного сайта.
Из обобщенной таблицы, которая приводится на указанной выше в скобках странице, определились следующие наиболее используемые рубрики содержания (контента) 50 библиотечных сайтов.
Название учебного заведения и библиотеки – 41 сайт из 50.
Ссылки на избранные ресурсы Интернета – 31.
Информация о библиотеке (распорядок работы и пр.) – 29.
Интерактивные контактные
e-mail адреса – 28.
Ссылка на первую страницу учебного заведения – 24.
Отсюда легко сделать вывод о насущной необходимости отдельных компонентов библиотечного сайта.
Исходя из сказанного, предполагаем, что сайт школьной библиотеки как минимум должен содержать (при условии, что в штате не менее двух библиотекарей):
- информацию общего характера о библиотеке, режиме работы, правилах пользования и работниках;
- информацию о поступлениях в фонд для учащихся (книги, интересные статьи из журналов);
- информацию о поступлениях в фонд для педагогов;
- перечень медиаресурсов по предметам;
- информацию (оперативную) о мероприятиях, проводимых библиотекой;
- ссылки на избранные ресурсы Интернета («Полезные ссылки»).
Если создан электронный каталог, необходимо предоставить возможность им пользоваться.
При создании сайта неоценимую услугу окажут разработки в области «сайтостроения» коллег из Кемеровского государственного университета культуры и искусства и Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы под руководством Н.И.Гендиной (http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_sites.php).
В дальнейшем, в развитие темы создания сайтов школьных библиотек, будет опубликована курсовая работа слушательницы курсов повышения квалификации Московского института открытого образования об опыте создания и структуре сайта библиотеки. Свои соображения по теме могут представить на наших страницах все желающие.
Сама себя раба бьёт, коли нечисто жнёт.
Русская народная пословица