Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2008

Ольга Козлова

Проект рекомендаций для обсуждения

Козлова

Ольга Викторовна
Козлова

председатель секции
школьных библиотек РБА,
ст. преподаватель МИОО,
Москва

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ общества особо остро поставила вопрос грамотного представления в Интернете отечественных библиотек с их электронными продуктами и услугами. Аудитория российской части Сети сейчас превысила 25 млн человек.

Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему нашего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году (http://www.rost.ru). В рамках этого проекта решалась задача подключения к Интернету в 2006–2007 годах более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах России. В Сети имеется довольно много информации об удачном решении этой задачи. В частности, на «Уральском образовательном портале» отмечается, что в 2007 году завершено подключение к Интернету всех школ Уральского федерального округа.

Сайт образовательного учреждения предоставляет возможность оперативной подачи актуальной информации участникам образовательного процесса. При работе над этой статьей автор руководствовалась желанием поделиться своими соображениями о состоянии школьных сайтов вообще, сайтов школьных библиотек и страниц школьных библиотек на таких сайтах в частности, а также предложить к обсуждению некоторые требования к сайту школьной библиотеки и перечень необходимых или желательных рубрик.

***

Сбор информации о школьных сайтах начался, конечно, с Москвы.

Существует сайт «Лучшие школы Москвы». На нём представлены 25 образовательных учреждений: 13 гимназий, 6 лицеев, 4 образовательных центра, специальная школа и СОШ.

В Интернете находим определение хорошего школьного сайта (www.loiro.ru/tutor/06/01/12.html). Сайт считается хорошим, если:

Здесь же отмечается, что у существующих в Интернете школьных сайтов разные «весовые категории» с точки зрения технических возможностей школы, профессионального уровня разработчиков и финансовой поддержки. Некоторые школы имеют свой сервер и, соответственно, гораздо большие возможности. Иногда к созданию школьного сайта привлекаются специалисты профессиональных дизайн-студий.

***

Создаётся впечатление, что большинство школ не обладают всеми необходимыми для выполнения поставленных целей ресурсами. А под ресурсами специалисты понимают определённые умения и знания, нужные для создания сайта, без которых трудно обойтись и которые необходимы для размещения информации.

На наш взгляд, большинство таких сайтов – представительские, а не рабочие. Видно, что люди понимают необходимость представить лицо школы в Сети, но нет отчетливого видения, что и для кого это лицо должно изображать. Следствием этого является отсутствие важных рабочих компонентов сайта. В частности, ни в одной «лучшей школе Москвы» нет не только странички школьной библиотеки, но и упоминания о существовании её в стенах школы.

Исключение составил Образовательный центр ОАО «Газпром». У него в рубрике «Учёба» есть подрубрика «Библиотека», а в рубрике «После уроков» библиотека присутствует в «Плане мероприятий».

***

Мы просмотрели материалы сайта «Уральский образовательный портал». На нём представлена информация о конкурсах школьных сайтов. Первый конкурс школьных интернет-сайтов проводился в 2006 году для территории Курганской, Свердловской и Челябинской областей. Организаторы отмечают, что он вызвал большой интерес у общественности регионов и нашёл поддержку в органах управления образованием. В 2007 году к участию в конкурсе были приглашены школы всего Уральского федерального округа и Пермского края. В этом соревновании приняли участие 128 школ из городов и населённых пунктов, а наибольшее количество заявок было подано учащимися Пермского края и Челябинской области. На сайте констатируется, что организаторы конкурса 2007 года и члены жюри отметили заметно возросший уровень школьных интернет-ресурсов: многие из заявок являются профессионально сделанными сайтами, возросло количество информации, представленной на сайтах, появились новые интерактивные сервисы для школьников.

Критериями отбора лучших сайтов конкурса «Уральского образовательного портала» являлись: информативность, интерактивность, инновационность, актуальность, дизайн.

Сейчас в каталоге сайтов региона 36 образовательных учреждений. И мы не поленились просмотреть все эти сайты. Надо отметить, что упоминание о школьной библиотеке или медиатеке – редкость на их страницах.

Приятно удивила информация МОСШ № 19 Нижневартовска. В рубрике «Коллектив» после фото директора и его заместителей помещена фотография библиотекаря школы.

Более подробно ознакомились с сайтами победителей конкурса. В соответствии с требованиями к сайтам определены и номинации конкурса.

В номинации «Самый лучший сайт» первое место занял сайт школы № 70 г. Тюмени. Сайт действительно отвечает всем указанным требованиям. Однако в рубрике «Педагогическое сообщество» мы не нашли библиотечных работников. И библиотека вообще никак не «просматривается». А подрубрика «Школьные учебники» содержит только перечень учебников.

В номинации «Самый лучший сайт поселковой школы» победила Юргамышская средняя школа. Сайт порадовал. Одна из главенствующих рубрик – «Медиацентр», а в рубрике «Наши учителя» находим информацию о заведующей библиотекой и библиотекаре.

Ещё одна номинация – «Самый информативный сайт». Здесь у многопрофильного лицея № 1 (г. Магнитогорск) в рубрике «Подразделения лицея» фигурирует также и библиотека. Возможно, о библиотечных делах можно было бы дать информации и побольше, но презентация Дня лицеиста им определённо удалась.

В других номинациях – «Самый оригинальный дизайн» и «Самый удобный интерфейс» – у победителей нет упоминания о библиотеке.

***

Далее мы просмотрели и изучили сайты в Интернете, представленные по адресу http://www.library.ru/3/biblionet/, а также сайты, представленные на конкурс «Мудрая сова» (2003–2004 годы), и некоторые другие.

Укажем замеченные нами особенности сайтов школьных библиотек.

  1. Информация о библиотеке зачастую «встроена» в сайт общеобразовательного учреждения, т.е. информация носит не автономный характер.
  2. Видно недостаточное понимание целей и задач организации и поддержки сайта.
  3. Отсутствие в рубриках конкретного «адресата» (дети, педагоги, родители).
  4. Есть значительная доля «бегунов на короткую дистанцию», чьих запала и сил хватило только на непродолжительную поддержку сайта (2003–2005 годы).
  5. Малая информативность (краткость – сестра таланта?).
  6. Слабое структурирование информации, нечёткая система её подачи.
  7. Наличие ненужной информации (типовой служебной документации: должностных инструкций, положений, правил).
  8. Статичность, редкое обновление информации.
  9. Редко встречающиеся ссылки на другие ресурсы (наших ведущих библиотек).
  10. Отсутствие оперативности (для новостной рубрики характерно значительное отставание во времени).
  11. Как правило, кадровое обеспечение библиотеки – 2 человека (что отражается, конечно, и на её сайте).

***

Чтобы подойти вплотную к требованиям, предъявленным к информации о школьных библиотеках, остановимся на тех, которые предъявляются к библиотечным сайтам на конкурсах. Они очень разные.

Например, в положении о проведении II Всероссийского конкурса публичных библиотек перечислены следующие, на наш взгляд, максималистские требования.

«Основные критерии оценки сайтов.

Содержание:

Дизайн и эргономичность:

Технологичность:

Посещаемость сайта».

Конкурс сайтов школьных библиотек «Мудрая сова» проводился в основном силами издательства «Кирилл и Мефодий». И этот факт наложил отпечаток на требования к сайтам. В частности, такие: «На конкурс “Мудрая сова 2004” могут быть выставлены информационно-справочные веб-сайты школьных библиотек, на которых отражена информация об имеющемся библиотечном фонде. Для участия в конкурсе на сайте достаточно отобразить классификационную структуру библиотечного фонда. Но наиболее правильным будет и размещение в этой структуре библиографических описаний книг (и иных источников информации).

Следующим уровнем школьного библиотечного информационно-справочного веб-сайта может быть размещение в структуре кратких описаний (дающих большее представление о произведении – аннотация, содержание, выдержки и т.п.) или возможности доступа к полнотекстовым источникам. Критерии оценивания:

Основным критерием оценки конкурса будет тот факт, что конкурсный веб-сайт даёт представление о библиотечном фонде, готовит посетителя библиотеки к осмысленному поиску нужной информации или (в идеальном случае) непосредственно предоставляет доступ к нужной информации».

В этих требованиях всё сведено только к фонду и возможности его представить.

***

Возникает вопрос: каким же должен быть сайт школьной библиотеки?

В статье «Сайт органа муниципального управления как инструмент трансляции культуры региона» (см. http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_sites.php) коллеги из Кемеровского государственного университета культуры и искусств обозначили следующие функции любого сайта.

На наш взгляд, две первые функции должны реализоваться сайтами общеобразовательных учреждений и школьных библиотек. Относительно первой функции (имиджевой, представительской) понятно, что здесь основная задача – создать привлекательный и запоминающийся образ образовательного учреждения, школьной библиотеки. Взвесив свои силы, необходимо определить, какими будут сайт или страничка: просто визитной карточкой или проводником актуальной информации.

Актуальная информация – основа библиотечного сайта. И чтобы информация работала, на начальном этапе необходимо ответить на ряд вопросов: для чего создается сайт? какие потребности планируется им удовлетворить? чьи потребности? как это всё будет выглядеть (дизайн)? кто постоянно будет этим заниматься и с точки зрения содержания, и с технической?

Очевидно, что для успеха библиотечного сайта более важным, чем владение HTML, является хорошее содержание (content – контент) сайта и способность организовать и представить информацию на его страницах. Практика показала также, что создание сайта не есть «одноразовая» акция. Именно на этом и «горят» многие школьные библиотеки. Это продолжающийся процесс, который длится столько времени, сколько сайт находится в Интернете и является доступным для широкого пользования. Его страницы должны регулярно поддерживаться и обновляться.

Сначала остановимся на том, чего точно не должно быть на сайте школьной библиотеки. На наш взгляд, – документов библиотечной «кухни» (если нет специальной рубрики «Библиотекарям»): планов, отчетов, положений о… должностных инструкций и т.п., тем библиотечных курсов и уроков, кратких (на 3 страницы мелким шрифтом!) автобиографий библиотекарей. Исключение: правила пользования школьной библиотекой, если они написаны просто, лаконично и дружелюбно.

При разработке перечня рубрик можно воспользоваться мини-исследованием рейтинга рубрик, которое базировалось на контент-анализе 50 библиотечных сайтов, созданных в разных странах: США, Канаде, Австралии, Швеции, Сингапуре, Ирландии, Кувейте, Новой Зеландии и Норвегии (http://kharkiv.iatp.org.ua/filippova/libr-web-artcl.html). В результате анализа этого исследования можно получить «типовую» модель содержания библиотечного сайта.

Из обобщенной таблицы, которая приводится на указанной выше в скобках странице, определились следующие наиболее используемые рубрики содержания (контента) 50 библиотечных сайтов.

Название учебного заведения и библиотеки – 41 сайт из 50.

Ссылки на избранные ресурсы Интернета – 31.

Информация о библиотеке (распорядок работы и пр.) – 29.

Интерактивные контактные

e-mail адреса – 28.

Ссылка на первую страницу учебного заведения – 24.

Отсюда легко сделать вывод о насущной необходимости отдельных компонентов библиотечного сайта.

Исходя из сказанного, предполагаем, что сайт школьной библиотеки как минимум должен содержать (при условии, что в штате не менее двух библиотекарей):

Если создан электронный каталог, необходимо предоставить возможность им пользоваться.

При создании сайта неоценимую услугу окажут разработки в области «сайтостроения» коллег из Кемеровского государственного университета культуры и искусства и Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы под руководством Н.И.Гендиной (http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_sites.php).

В дальнейшем, в развитие темы создания сайтов школьных библиотек, будет опубликована курсовая работа слушательницы курсов повышения квалификации Московского института открытого образования об опыте создания и структуре сайта библиотеки. Свои соображения по теме могут представить на наших страницах все желающие.

Сама себя раба бьёт, коли нечисто жнёт.

Русская народная пословица