Лариса Шелухина
Заметки по поводу областного конкурса сайтов школьных библиотек
Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, открывая в Интернете новый ресурс – «Школьный портал» http://portalschool.ru, уверенно заявил, что за последние два года в России произошёл «революционный прорыв» и теперь каждая школа имеет равные возможности выхода в огромный мир!
Об информатизации образования на разных уровнях говорится уже давно, и, действительно, есть определённые сдвиги.
Обратим внимание на информатизацию школьных библиотек, в частности на создание веб-страниц школьных библиотек. Чтобы стимулировать этот процесс, способствовать развитию виртуального объединения школьных библиотекарей на всероссийском уровне, «Школьным сектором» Ассоциации РЕЛАРН в 2001–2004 годах ежегодно проводились конкурсы сайтов школьных библиотек «Мудрая сова». Причём появились такие сайты в Сети именно благодаря этим конкурсам.
Можно найти ссылки на сайты школьных библиотек и в каталоге крупнейшего библиотечного портала www.library.ru (их 29, работающих – 23!). К сожалению, многие из них не обновлялись с 2003 года!
В конце 2007 года Министерство образования и науки Челябинской области и Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования провели областной конкурс лучших сайтов школьных библиотек.
К сожалению, Положение об этом конкурсе не было представлено ни на сайте ЧИКПРО http://www.ipk74.ru/, ни на сайте Министерства образования Челябинской области http://www.minobr74.ru/. Найти данное Положение удалось лишь на сайте Управления образования администрации Ленинского района г. Челябинска http://lenruo74.u-education.ru
Надо отдать должное организаторам конкурса: в Положении чётко сформулированы цели, пожелания, касающиеся содержания, и требования, предъявляемые к работам.
На участие в конкурсе было принято около 40 заявок из городов и посёлков Челябинской области. География его такова: города Челябинск, Аша, Златоуст, Еманжелинск, Касли, Копейск, Магнитогорск, Миасс, Озёрск, Трёхгорный, Верхний Уфалей; районы: Агаповский, Аргаяшский, Брединский, Каслинский, Кизильский, Уйский, Чесменский.
Вот десятка лучших сайтов школьных библиотек области:
– г. Озёрск, библиотека школы № 40 – http://www.ch-lib.ru/general/biblio/divisions/school40/index.shtml
– г. Миасс, библиотека школы № 4 – http://s4.miass.edu.ru/
– г. Челябинск, школа № 47 – http://74212s47.edusite.ru/p1aa1.html
– г. Челябинск, школа № 43 – http://www.74206s004.edusite.ru
– г. Озёрск, библиотека школы № 34 – http://www.ch-lib.ru/general/biblio/divisions/school34/index.htm
– г. Верхний Уфалей, школа № 6 – http://www.74333s006.edusite.ru
– Нижнеусцелёмовская СОШ, Уйский район – http://www.74323s025.edusite.ru/
– Новомирская СОШ, Троицкий район, п. Новый Мир – http://novmir.narod.ru/index.html
– г. Златоуст, школа № 8 – http://www.74205s8.edusite.ru
– МОУ Агаповская СОШ № 1 им. П.А. Скачкова – http://www.skachkovschool.my1.ru
Хочется отметить то, что порадовало в представленных работах.
- Основной критерий информативности был соблюдён практически во всех работах. Это полная информация о школьной библиотеке и её фонде. Много интересных рекомендательных материалов по чтению для детей и родителей, представлена документация и методическая информация для профессионального сообщества библиотекарей, отражена работа, касающаяся Года чтения в Челябинской области, представлены ссылки на интернет-ресурсы по чтению.
- Большинство библиотечных страниц располагаются на сайтах школ, и это, наверное, правильно! Просто иногда сайт школьной библиотеки возникает раньше школьного. Или структура особенная: оба озёрских сайта, представленных на конкурсе, располагаются на страницах Централизованной библиотечной системы.
- Многие работы сделаны с помощью «Конструктора школьных сайтов». Правда, при этом не остаётся возможности для оригинального представления!
- Много замечательных творческих работ читателей. Особенно хочется отметить библиотеку Новомирской школы Троицкого района.
Теперь – недостатки (а точнее, о том, что было бы неплохо, на мой взгляд, доделать или переделать).
- Очень многие сайты не выдержаны в едином стиле. Иногда складывается впечатление, что все их страницы делали разные люди! Особенно бросается в глаза пестрота цветов и шрифтов у очень хорошего сайта Миасской школы № 4.
- Отсутствие в главном меню пункта «школьная библиотека» (Златоустовская школа № 8).
- Увлечение архивами (особенно на страницах библиотеки Челябинской школы № 43). Сразу хочется уйти со страниц, где предлагается «качать» архивы. Любому посетителю хочется получить всё «здесь и сейчас»! Мне кажется, «закачки» целесообразно ставить только на большие официальные документы для специалистов-библиотекарей, не очень интересующие основную категорию читателей-школьников.
- Отсутствие удобной навигации. Посетитель должен чётко представлять, где он находится в данный момент. Для этого необходимо постоянное присутствие меню, карты сайта, логотипа библиотеки, «нажатие» на который возвращает на главную страницу библиотеки!
Необходимо посмотреть на своё творение глазами школьника, учителя, библиотекаря не только своей школы, но и любого посетителя Сети. Посмотреть, насколько качественна и востребована представленная информация, насколько сайт удобен в использовании.
И всё-таки, несмотря ни на что, все участники – молодцы, смелые и замечательные люди! Проведённый конкурс способствовал «продвижению» в Сеть веб-представительства школьных библиотек Челябинской области. «Революционный прорыв» школьными библиотеками – участницами конкурса, несомненно, сделан! Хочется пожелать, чтобы конкурсные сайты не «завяли», а расцветали новыми материалами и техническими решениями.