Татьяна Рудишина
ЗАВЕРШЁН третий сезон Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». Три года – срок, когда можно сказать, что у Премии уже сложились традиции и одновременно с этим каждый год что-то новое появляется в структуре «Заветной мечты». Три года – пора взросления, и можно спокойно порассуждать о тенденциях развития современной литературы для детей и подростков на фоне большого числа прочитанных за три года рукописей и поданных на конкурс изданных книг (всего около пяти тысяч!).
Самая трудная работа по отбору текстов в финал достаётся членам Литературного совета. Вкусы у них разные, литературный и, главное, читательский опыт велик, и каждый из них – рыцарь или хранитель, если хотите, детской литературы. Вопросы ко всем были одинаковые:
- Что удивило, что обрадовало, что огорчило в третьем сезоне «Заветной мечты»?
- За какие произведения вы, как читатель-первооткрыватель текстов, особенно переживали, хотя и читали их, чаще всего не зная имён авторов?
Ксения Молдавская (стаж работы в Литературном совете премии 3 года):
Удивило и обрадовало, что на третий год существования премии не иссякает поток текстов. Причём часть текстов пишется теперь уже специально «под “Заветную мечту”», авторы ждут конкурса и готовятся. «Заветная мечта» заняла свое место в культурном календаре. Обрадовало, что по сравнению с прошлыми годами, когда было засилье сказок и фэнтези, появилась психологическая проза. Расстроило, что практически не было на этот раз текстов для старшего возраста. Столкнулась с тем, что по положению о премии нет номинации для научно-познавательной литературы. Хорошие новые научно-художественные тексты как никогда нужны, а их, современных, увлекательных, практически нет. Внесла предложение на рассмотрение учредителей премии.
Член литсовета должен быть неподкупен, но сейчас, когда работа уже кончилась, можно сказать, что очень переживала за молодого автора Сергея Переляева и за Андрея Ядрышникова. Понравилась повесть Юрия Лигуна «Железный Булкин».
Мария Порядина (стаж работы в Литературном совете премии 2 года):
Порадовал хороший юмор в профессионально написанных текстах. Была «первооткрывателем» и от всей души рекомендовала в финал повести Станислава Востокова «Президент и его министры», Натальи Николаевой «Приключения Геннадия и Карбюратора» и Андрея Ядрышникова «Индеи и ковбойцы».
Разочаровывали некоторые решения членов литсовета: следовало бы быть строже в отборе текстов. Громкое имя автора на книге или так называемая «актуальность проблематики произведения» порой заставляют членов литсовета быть снисходительными к довольно слабым текстам.
Я лично болела за повесть Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги». Честная, суровая и очень ответственная проза, как и другие произведения этого автора.
Несколько разочаровали детективы. Второй год ловила себя на том, что во время чтения рукописей во мне просыпается редактор, которому так хочется «отжать» текст, снять досадные стилистические огрехи.
Ольга Мяэотс (стаж работы в Литературном совете премии 2 года):
Результатами этого года я в целом недовольна. Интересных вещей читала мало. Но меня сейчас больше волнует общая тенденция размывания основ детской литературы. Авторы не пишут адресно, а фраза: «Я пишу для ребенка, который жив во мне», – опасна для детской книги. Это элементарное неуважение к читателю, которому адресована книга. Из детской литературы уходит профессионализм. Критику детской литературы заменило рецензирование книг для детей. Время «Чёрной курицы» – сплошного свободного эксперимента – прошло. Нужна добротная детская литература, выдержанная в хорошей традиции.
Из отмеченных премией произведений понравилась проза Марины Аромштам, рассказы Сергея Переляева.
Я бы премировала всех лауреатов хорошим редактором и литературным семинаром.
Алексей Копейкин (стаж работы в Литературном совете премии 1 год):
Читал не очень много произведений. Больше попадалась фантастика. Общий уровень поданных на конкурс вещей в моём любимом жанре был невысок, но вместе с тем в Большой премии оказались два номинанта фантаста – Эдуард Веркин («Кошки ходят поперёк») и Екатерина Мурашова («Гвардия тревоги»). Увы, этих авторов мне почитать не удалось, а личным открытием стал нефантастический роман Олега Раина «Слева от Солнца». В альманахе его очень точно охарактеризовали слоганом «Если не он, то кто же?». Понравились и сюжетные линии, и то, как показана действительность. Мне оказались близки герои, к которым неравнодушен автор, это реальные характеры, а не функции. Как правило, произведения о нашей действительности, написанные для подростков, у меня вызывают большое недоверие.
Очень рад за Станислава Востокова. Реально современный автор, сознательно работающий в детской литературе, имеющий свой взгляд, выработавший свой узнаваемый стиль, умеющий творить в разных жанрах.
Из разочарований и негодований. Создалось впечатление, что многие авторы, включая финалистов, слабо представляют себе того читателя, для которого пишут. Витиевато написанные рукописи, не имеющие к действительности никакого отношения. Это скорее взрослые игры в детскую литературу. При этом выказывается большое желание воспитывать, поучать читателя. Видно непонимание того, что детская литература – это особая субкультура, в которой существуют свои законы, и их следует знать автору, вступающему на поле детской литературы.