Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2008

Елена Иванова

Выступление на круглом столе
«Чтение и грамотность: социокультурный аспект»
в рамках XIII конференции РБА

Истоки проблемы

Наступление было предпринято
по всем фронтам.

До определённого времени вопросы чтения были ВОПРОСАМИ, а не проблемами. В последние десятилетия ситуация резко изменилась: одна из наиболее важных проблем – непрерывное «сокращение» чтения. Причём достижение нижнего предела допустимости рассматривается не в качестве абстрактной возможности, а как вполне реальная угроза. Кроме того, явно изменилось содержание чтения: оно стало весьма низким по качеству.

Давно пора широко и внятно обсудить, действительно ли мы ценим интеллект и рациональное, критическое мышление.

Специалистов разных областей тревожит положение дел как с уровнем интеллектуального развития людей в целом, так и с количеством и качеством чтения – в частности. В прессе появились публикации, в которых рассматривается такое явление в современном обществе, как антиинтеллектуализм, который часто проявляет себя как оборотная сторона тяги государства к демократизации образования, культуры, религии.

Один из последних материалов на эту тему – статья Сьюзен Джейкоби в газете «Вашингтон пост» от 19 февраля 2008 года. Автор считает, что интеллекту людей угрожает большая опасность: год от года неуклонно повышается «терпимый порог тупости» (слова автора). И происходит это из-за совокупного воздействия ряда сил, которым пока невозможно противостоять. Первым и главным двигателем нового антиинтеллектуализма является видео, триумф видеокультуры над культурой печатного слова. (Причём под словом «видео» автор подразумевает все формы цифровых СМИ, а также более ранних электронных.)

Сегодня никого не удивишь сообщениями о непопулярности чтения книг, газет, журналов. Безразличие к слову ярче всего выражено среди молодёжи, но оно продолжает шириться, захватывая людей всех возрастов, вне зависимости от уровня их образованности. Экспонентное увеличение числа нечитающих школьников совпадает по времени с бумом персональных компьютеров, компьютерных игр, веб-сёрфинга. Под воздействием видео формируется ещё один тревожный сигнал – массовый синдром рассеянного внимания и «клиповое» мышление.

Свою «лепту» в развитие антиинтеллектуализма вносит существующая диспропорция между формальным уровнем образования людей (он-то повышается) и их смутными представлениями об основах наук, их действительными знаниями.

При этом отсутствие каких-либо элементарных знаний не воспринимается молодёжью как недостаток, как пробелы в образовании. Они не просто не знают. Они не хотят знать. Речь идёт не просто о невежестве как таковом, но о горделивом упоении этим невежеством.

От этой эпидемии антиинтеллектуализма не существует быстродействующей панацеи. Более того, люди, являющиеся олицетворением данной проблемы, её абсолютно не осознают. Согласитесь, мало кто сам себя считает противником мысли и культуры. Давно пора широко и внятно обсудить, действительно ли мы ценим интеллект и рациональное, критическое мышление.

И одна из первых, самых важных тем в этой связи – вопросы сохранения, развития, продвижения чтения в обществе.

Полагаю, нет необходимости напоминать, что проблема чтения возникла не случайно и не вдруг. Этому способствовал целый ряд факторов: от кризиса советской интеллигенции с её просветительской идеологией в 1990-е гг., утраты библиотеками – главными институтами организации чтения в советскую эпоху – своей ведущей культурной роли в обществе до коммерциализации издательской деятельности и развала прежней системы книгораспространения.

Последствия проблемы

Чтение и семья. Не читает поколение взрослых людей и не приучает к книге своих детей. Дети не читают потому, что не видят с книгой своих родителей. Проблема чтения возникает не тогда, когда ребёнок начинает читать, а гораздо раньше, когда мать ещё носит его в утробе, когда ребёнок лежит в своей детской кроватке. Ушло в прошлое чтение детям вслух (сказки, колыбельные, потешки, прибаутки) – мамам некогда. Значительно сократились домашние библиотеки, не читают в молодых семьях.

Чтение и школа. Специалисты признают, что отечественной системе образования не удаётся решить задачу приобщения ребёнка к чтению. По данным исследований (Левада-Центр, декабрь 2006 г.), интерес к чтению резко падает при переходе от начальной школы к средней. К 9-му классу интенсивность чтения у школьников снижается, нарастает отношение к нему как к принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно. Совершенно очевидно, что курс литературы не приучает, а отлучает от книги. Видимо, поэтому решено совсем отстраниться от данной работы: в этом году российским выпускникам школ не придётся в обязательном порядке сдавать литературу на едином госэкзамене.

Новость о том, что литературу исключили из списка обязательных предметов при сдаче ЕГЭ, уже активно обсуждается, в частности, в блогосфере. Здесь кипят принципиальные споры и расплёскиваются в разные стороны эмоции: «Уничтожен единый культурный стандарт России, – пишет один из пользователей. – Отныне выпускники российских школ могут относиться к литературе как к второстепенному предмету – труду или пению. Очень скоро мы начнём пожинать результаты этой реформы. Чтение “Муму” Тургенева станет недостижимым уровнем культуры, а Гоголя от Гегеля станут отличать разве что редкие литературные снобы».

Улыбаетесь? Тогда я позволю себе ещё немного «поразвлекать» вас. Познакомлю с результатами опроса на знание русской классической поэзии, который был проведён всё в том же интернет-пространстве. Рассказывает питерский литератор, переводчик и блогер Ольга Серебряная (данные с сайта «Радио Свобода» от 27 марта 2008 г.):

«Опрос или тест на знание русской классической поэзии появился 7 марта нынешнего года в журнале Максима Александрова. Были опубликованы три поэтические строчки, и читателям предложено назвать авторов этих строк, не консультируясь при этом с Интернетом. Строки известные, знакомые каждому бывшему советскому школьнику:

“Сижу за решёткой в темнице сырой…”

“Зима. Крестьянин, торжествуя…”

“Ты жива ещё, моя старушка…”

По состоянию на 26 марта в опросе приняли участие 735 человек. Первый же ответ, который появился буквально через минуту после опубликования теста, приписал все три стихотворения А.С.Пушкину, что, несомненно, говорит об успехе государственной пропаганды поэта.

Наиболее распространённым вариантом ответа стала триада Лермонтов – Некрасов – Пушкин. Часто встречается вариант Пушкин – Некрасов – Есенин. Интересен тот факт, что среди юзеров, предложивших неверные версии, нет ни одного человека, который не имел бы высшего образования. То есть все люди, приписавшие пушкинского “Узника” Лермонтову, пятую главу “Евгения Онегина” – Некрасову, не только сдавали выпускное сочинение по литературе, но и писали вступительное».

Да, наверно, тот вариант экзамена, который был раньше, тоже не самый лучший способ проверки знаний. И методика преподавания литературы была далека от совершенства. Уроки литературы превращались в скучные уроки литературоведения. Они не воспитывали у школьников любовь к чтению как творческому процессу. Не поощрялась иная, отличная от канонической, точка зрения на произведение, на автора. Всё это в совокупности сформировало нелюбовь к книге и чтению.

Вторая проблема современного образования, напрямую связанная с первой, – катастрофическое падение общего уровня гуманитарного знания в школе. Это касается не только литературы, истории и других предметов гуманитарного цикла, преподавание которых непрерывно сокращается. Речь идёт о навыках владения русским языком и способности адекватно выражать свои мысли. Ученики старших классов зачастую спотыкаются при чтении небольшого текста, не умеют его связно пересказать, не говоря уже о том, чтобы оценить и прокомментировать прочитанное. «Надо срочно менять культурную и образовательную ситуацию, при которой классический литературный текст стал недоступен для понимания школьника» – примерно так оценит положение дел любой современный человек. Но не чиновник! У чиновников другая реакция: «Не умеют читать, не осиливают классику? Да и ладно, пусть не читают!» И делают литературу предметом по выбору.

По мнению идеолога ЕГЭ, до недавнего времени главы Рособрнадзора Виктора Болотова, все трудности с предметом (литературой) существуют и без единого экзамена. Он полагает, что корень проблем – не в форме экзамена, а в современном «клиповом» мышлении подростка, которое формируется компьютерными технологиями. Ребёнок сегодня перестаёт читать тексты длиннее одной страницы. Он «скачивает» из Интернета сочинения и выдаёт их за собственные материалы.

Может быть, и правда – время такое? Плееры, телевизоры, чаты просто вытесняют традиционное образование, когда человек читал и находил в этом занятии удовольствие? Может быть, в погоне за инновациями мы это всё уже оставили в прошлом? Интернет – это да, это нужно! А книги, библиотеки – зачем?.. Судя по вложению денег, государственная политика развивается именно согласно этим положениям.

А мы не забыли, что все технические нововведения – всего лишь удобные современные способы распространения и получения информации? Кстати, вы заметили, что слово «интернет» теперь стали писать с маленькой буквы?..

Не новые технологии формируют «клиповое» мышление, а неумение ими пользоваться. И не столь уж велика разница, откуда читать текст – с монитора или книжной страницы. Надо только, чтобы школа учила читать и понимать прочитанное.

Чтение и библиотеки. Число общедоступных библиотек сокращается, как падает и число читателей в них. Библиотеками не пользуются свыше трёх четвертей взрослых россиян (по данным опроса Левада-Центра, 2005 г.).

Не новые технологии формируют «клиповое» мышление, а неумение ими пользоваться. И не столь уж велика разница, откуда читать текст – с монитора или книжной страницы. Надо только, чтобы школа учила читать и понимать прочитанное.

Кстати, а вы знаете, где находится ближайшая в вашему дому библиотека? Давно ли вы брали там книги? Сегодня книги – и для чтения и для учения – мы чаще покупаем или берём на время у друзей, чем ищем в библиотеке. И на вопрос «почему?» найдём целый ряд объяснений.

Хочется обратить внимание ещё на один аспект общей проблемы чтения – подбор произведений для детей и проблема свободы выбора чтения. Мы постоянно бросаемся из крайности в крайность: то потакаем вкусам детей, то навязываем читать то, что, по нашему мнению, является «классикой». Программы привлечения к чтению должны обязательно предоставлять свободу выбора согласно интересам и предпочтениям детей: выбор литературы, выбор формата, выбор объёма. Убеждена, что свобода выбора – важный элемент в привлечении к чтению. При этом разумное, мудрое руководство чтением никто не отменяет.

В зоне особого внимания библиотек должны обязательно быть неохотные читатели, те, у кого изначально низкая мотивация и неуверенность в чтении. Среди них много мальчиков и пап.

Школьные библиотеки. Куда приходит ребёнок в первую очередь, в какую библиотеку? Правильно, в школьную. О состоянии школьных библиотек в последние годы говорят много и пафосно. Хотя положение их такое, что и обсуждать, откровенно говоря, нечего. Надо просто вкладывать в них средства, ведь из воздуха пространство чтения не формируется. В очень многих школьных библиотеках российских глубинок (то есть почти повсеместно) за последние 7–9 лет не появилось НИ ОДНОЙ новой книги. Как приобщать детей к чтению?

Но деньги – не самое главное. Ключевой момент – это системная работа по подготовке и переподготовке специалистов, способных изменить в лучшую сторону окружающую реальность и стать настоящими библиотечными лидерами. Сегодня детские и школьные библиотекари уже могут пройти обучение в Педагогическом университете «Первое сентября» по курсу «Школа библиотечного лидерства: библиотечный проект и его успешная реализация в школьной и детской библиотеке». Кроме того, можно обучаться на местах. Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» при поддержке газеты «Библиотека в школе» проводит в разных регионах страны цикл проектно-аналитических семинаров «Система библиотечного лидерства как средство изменения ситуации в местном сообществе».

Чтение и общество. Популярность чтения снижается не только среди малообразованных слоёв, но и в среде интеллигенции. Давайте зададим себе вопрос: что стало с нами в последние годы как с читателями? И честно признаемся: читать мы стали меньше, равно как и ходить в театры, на выставки, в музеи и библиотеки. Куда как проще посмотреть телевизор или, покопавшись в сети, найти нужный текст, видео. И что же нам делать, если всё это – реальность нашей жизни?..

Продвижение чтения – это не только пропаганда книг и рапорты о достижениях в их чтении. Это создание особых условий для потенциального чтения. Сегодня необходимо ориентироваться на формирование соответствующих этических установок. Нужно преодолеть тенденцию горделивого упоения невежеством среди молодёжи. Нам нужны дети, взрослые, семьи, которые читают, потому что они любят это и потому что они оценивают важность чтения, а не потому, что все вокруг говорят, как это важно.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Некоторые предложения и примеры

Надо знакомиться с чужим опытом и не бояться представлять на суд специалистов свои наработки и рекомендации. Надо обращать внимание на уже существующие программы продвижения чтения. Так, например, на страницах газеты «Библиотека в школе» регулярно публикуются материалы, которые знакомят с российским и зарубежным опытом работы. Ежегодно первый номер газеты полностью посвящён чтению. Мы писали о проекте «Вся Польша читает детям» (№ 1, 2008), о парковом проекте в Астрахани «С книжкой на скамейке» (№ 1, 2007), о фестивале чтения на Арбате (№ 1, 2007), о детском фестивале чтения в Хасавюрте (№ 10, 2006).

Дошкольная программа привлечения к чтению. необходима регулярная, системная работа с молодыми семьями, с беременными женщинами, в детских садах. Пример: в Великобритании существует и успешно развивается национальная программа «Стартуем с книгой», которая стимулирует родителей читать книги вместе с детьми. Приступать к этому, по мнению авторов программы, необходимо как можно раньше, буквально с первых дней жизни ребёнка. Библиотеки дарят книги совсем маленьким детям, передают бесплатные наборы книг в семьи через детские поликлиники и даже через женские консультации. Программа контролируется и финансируется государством.

Домашнее чтение. Надо возрождать чтение вслух, чтение пап с сыновьями. Кстати, влияние родителей на чтение детей иллюстрирует их авторитет, статус, значимость. Пример: всё в той же Великобритании существует программа для родителей детей среднего возраста «Имеешь детей – читай с ними». Взрослым раздаются плакаты, книги, открытки, которые поясняют важность совместного чтения в семье. Специальная серия наглядных материалов разработана для пап. Так, например, на одной из открыток изображён бреющийся мужчина и написано: «На это требуется всего лишь 5 минут – чтобы побриться или чтобы обсудить с ребёнком прочитанную книгу».

Виртуальное пространство обязательно должно быть полем пропаганды и продвижения чтения. Оно позволяет любому человеку быть как автором, издателем или критиком, так и читателем.

Школа. Стоит обратить внимание на педагогический коллектив: люди, которые сами много читают, будут влиять на количество и качество чтения своих учеников. И это совсем не обязательно будут учителя литературы. Мой сын сел за «Швейка» после того, как на лекциях в университете преподаватель физики сказал, что любит эту книгу. (Уж не знаю, в какой связи был начат разговор!)

Библиотеки. В первую очередь – достойное финансирование и регулярное комплектование фондов. Чтобы было что продвигать и пропагандировать. Второе – вспомним пословицу «один в поле не воин» – работа в сотрудничестве с самыми разными людьми, поиск партнёров и ведение совместных проектов по продвижению чтения. Например, можно пригласить школьников к созданию привлекательного (по их мнению, а не по нашему!) пространства для чтения в библиотеке. В этой связи приведу пример специального проекта для подростков, который называется «Основное пространство» (Великобритания). В 20 библиотеках – участницах данного проекта подросткам предоставили возможность организовывать своё пространство для чтения в библиотеке: выбирать понравившиеся им книги, мебель, принимать участие в подборе библиотечных кадров, работать официантами в кафе при библиотеке. Фактически молодым людям доверено управлять библиотекой. «Основное пространство» – это новое название и новый проект, который не на словах, а на деле развивает партнёрство между подростками и библиотеками. Дочерним проектом стала разработка подростками своего веб-сайта, который запустили в марте 2008 года. Этот сайт должен стать виртуальным читательским клубом, центром чтения, который создали не взрослые, а дети сами для себя, используя новые для нас и привычные для них технологии.

Интернет. Кстати о сайтах. Огромный процент пользователей сети – подростки и молодёжь. Поэтому виртуальное пространство обязательно должно быть полем пропаганды и продвижения чтения. Оно позволяет любому человеку быть как автором, издателем или критиком, так и читателем. Причём – активным читателем, который приглашает к чтению других, обсуждает, рекомендует прочитанное.

Изменения, которые несут технологии, подвигают нас пересмотреть традиционные библиотечные направления продвижения чтения. В этой связи особого внимания заслуживают веб-основанные программы поощрения чтения. Например, разработка на библиотечных сайтах страниц, посвящённых летнему чтению, создание тематических, жанровых сайтов (например, для любителей поэзии, фантастики, приключений и т.д.).

К сожалению, библиотечные сайты часто представляют собой образец неумения библиотек продвигать свою работу, свои продукты и услуги. Зачастую страницы сайтов, посвящённых книгам и чтению, состоят из длинных списков ссылок, которые не привлекают, а отпугивают читателей. Даже сотрудники библиотеки с трудом ориентируются на сайтах и находят в предложенных разделах значительную путаницу. Структура, содержание и навигация на таких сайтах сложны, запутанны, ориентированы скорее на библиотекарей, чем на пользователей. Именно поэтому, на наш взгляд, и важно изучать опыт коллег. (Читайте в газете «Библиотека в школе» материал о проекте Bookspace в поддержку продвижения чтения.)

Системность работы

Тактика «малых дел»

Есть много довольно простых шагов, которые любой человек (не обязательно библиотекарь!) может предпринять прямо сейчас.

Деятельность:

• Создайте благоприятные места для чтения на своей работе, превращая в мини-библиотеки старые курительные, устраивая места для тихого чтения, «углы для чтения» – тихие, удобные, комфортабельные места для делового и неделового чтения. В школе это может быть учительская и традиционное неформальное место «тусовки» школьников.

• «Вначале было слово». Начните свою деятельность: поместите у себя на работе информацию о книгах и чтении на видном месте на стене. В школе разместите книги в многолюдных, ключевых местах: в учительской, столовой, у главных входов и т.д., пригласите друзей, коллег, детей к обмену книгами.

• Начните представлять «истории о чтении в новостях» вне стен библиотеки и пригласите штат и учеников выбирать самые важные или захватывающие истории дня.

• Понаблюдайте за коллегами, школьниками, педагогами, читающими необычные вещи в необычных местах. Снимите это на камеру и покажите плакатную версию съёмки всей школе. Попробуйте это и в среде местного «сообщества» (с разрешения тех, кого снимали!): снимите людей, читающих автобусные расписания, телефонные сообщения, письма, списки в магазинах, меню в ресторанах, деловые бумаги и т.д.

• Сделайте короткие видеосъёмки людей (коллеги, школьники, педагоги и проч.), которые говорят о том, что они читают или почему (пропаганда чтения).

• Поощряйте различные группы читателей использовать Интернет, чтобы узнать, что читают другие, и добавлять собственные записи. Создайте библиотечный блог с обсуждением прочитанного и пригласите школьников вносить туда свои записи (беседы о прочитанном).

• Создайте «пакеты чтения», содержащие журналы, книги, игры, сайты и т.д. по жанрам, интересам или особым темам для читателей или поощряйте старших школьников создавать такие «пакеты чтения» для младших учеников (рекомендательное чтение).

• Организуйте встречу (поездку) с сотрудниками местного почтового отделения, газетного офиса, издательства. Выполните обзор любимых газет (или сайтов) педагогов, библиотекарей или учеников. Покажите результаты – расскажите о них на собрании (комплектование, подписка).

Да, необходимо предотвратить дальнейшее сокращение и ухудшение качества чтения. Но при этом ошибочной является прямолинейная примитивная стратегия, которая ставит своей задачей научить всех и каждого любить читать. Надо ставить реальные, достижимые, конкретные задачи и поэтапно, системно их решать. И тогда мы сможем действительно вызвать долгосрочные изменения в отношении к чтению.