Энвер Азизов
Материалы к библиотечному занятию в 6–8-х классах
Азизов
заведующий библиотекой
школы № 821
«Школа здоровья»,
Москва
КомпьютерныЙ мир – привычная среда для современных детей. Но обыденность не означает простоту. Мир информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) сложен, и стихийное плавание в нём чревато ошибками, заблуждениями и реальными угрозами. В нашей школе библиотека стремится быть навигатором информационного пространства и откликаться на запросы детей и педагогов. В отличие от учителей информатики, работающих по своим планам, библиотекарь может гибко реагировать на конкретные нужды, и ко мне обращаются с самыми разными предложениями.
Классный руководитель 6-го класса увидела проблему в том, что дети, имея дома компьютер с выходом в Интернет, не ориентируются в возможностях ИКТ, не умеют использовать их в процессе учения. Мы решили провести специальное разовое занятие, посвящённое особенностям использования Интернета, которое при необходимости может быть развёрнуто в цикл занятий или проектно-исследовательскую работу. Цели же перед собой поставили следующие: дать общее представление о сети Интернет, её основных возможностях и роли в жизни людей; подвести к пониманию необходимости соблюдения информационной безопасности при использовании Интернета; активизировать личностное отношение, касающееся выработки правил безопасного веб-сёрфинга и следования им.
Занятие можно проводить как с выходом в Сеть и использованием установленных программ, так и без выхода – в обычных классных условиях.
Хотел бы подчеркнуть два принципиально важных, на мой взгляд, момента. Первый заключается в том, что учить безопасной работе в Интернете надо превентивно, до того как подростки станут активными пользователями и завсегдатаями Сети. Второй состоит в том, что эффективна будет только личностно принятая позиция. Контролировать и руководить невозможно – можно помочь самоопределению в этой сфере. На это и направлены наши усилия.
Урок начинается с задания.
ДЕНЬ ИНТЕРНЕТА
30 сентября Россия отмечает День Интернета. Его отмечают и в других странах, но в другие дни. Почему же в России принято это число? Об этом поговорим позже, а сейчас постарайтесь дать ответ на «простой» вопрос:
• Что такое Интернет?
Выслушав ответы детей, знакомим их с определениями или предлагаем зайти в словари в Интернете или в Википедию – открытую энциклопедию Интернета – и найти ответы там.
Интернет (пишется с прописной (заглавной) буквы, хотя с недавних пор как нормативное принято и написание с маленькой буквы, читается [интэрнэт], от англ. Internet) – всемирная система добровольно объединённых компьютерных сетей. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть. Известен также жаргонизм Инeт. Когда сейчас слово Интернет употребляется в обиходе, то чаще всего имеется в виду не сама физическая сеть, а информация, что связано со следующим понятием.
Всемирная паутина (англ. World Wide Web) – глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре Интернета. Всемирная паутина вызвала настоящую революцию в информационных технологиях и бум в развитии Интернета. Для обозначения Всемирной паутины также используют слово веб (англ. web) и аббревиатуру WWW.
Если строго различать эти два термина, то запомним, что Интернет – это сами приборы (компьютеры) и соединяющие их сети, а Всемирная паутина – информация, которой можно обмениваться через компьютеры.
Следующий вопрос учащимся:
• Что такое Рунет?
Выслушав ответы детей, знакомим их с определением или предлагаем найти ответ самим в справочных службах и словарях Интернета.
Рунет (с прописной буквы, читается [рунэт]) – русскоязычная часть всемирной сети Интернет. Более узкое определение гласит, что Рунет – это часть Всемирной паутины, относящаяся к национальному домену .ru.
Слово домен вам известно из истории Средних веков. Тогда так называли владения короля или феодала. А в Интернете так теперь называют определенную зону в системе имен Интернета, которую выделяют владельцу, например стране. Так, домен .ru принадлежит России.
Отмечать День Интернета 30 сентября предложила российская компания IT Infoart Stars. В 1998 году компания разослала сообщения с просьбой поддержать инициативу её сотрудников: десять лет назад в этот день была проведена первая перепись пользователей Рунета. Тогда их количество достигло 1 млн человек. С каждым годом число пользователей Рунета растёт всё большими темпами. По некоторым данным, оно увеличилось уже в 25 раз с момента первой переписи, а значит День Интернета вполне может перерасти во всенародный праздник.
• 25 млн подключённых. Много это или мало по отношению к населению страны?
Дополнительные вопросы и комментарии. Как это узнать? Где найти необходимые данные? Можно сравнить со всем населением России, с количеством только работающих, с числом семей. Построить график роста, диаграмму.
ОТ РУЧЕЙКА К ОКЕАНУ
Самым началом Интернета считается объединение компьютерных сетей четырёх научных учреждений в США в 1969 году, на которое были выделены средства Министерством обороны США.
• Как вы думаете, почему наибольшую заинтересованность проявило именно Министерство обороны США?
Этот вопрос, на первый взгляд выпадающий из контекста урока, мне кажется благодатной точкой, содержащей ростки интересных размышлений и выводов. Например, можно на следующих занятиях или «в дополнительном чтении» поговорить с детьми об истории научно-технического соперничества сверхдержав, закономерностях процессов глобализации. Или ещё интересней: увидеть эту тему как пример победы мира над войной, созидания над разрушением, гуманизма над агрессией или виртуального над реальным. Тема широкая. А пока – на этом уроке – только «зацепим» её краешком.
После запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году министерство посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации.
В 1973 году Сеть стала международной: к ней были подключены через трансатлантический телефонный кабель первые иностранные организации – Великобритании и Норвегии.
Сеть изначально предназначалась для военных целей, но быстро стала достоянием простых людей. Согласно данным мировой интернет-статистики, на 10 июля 2007 года насчитывалось 1,133 миллиарда пользователей Интернета.
- К 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по Сети, и она сразу стала очень популярна.
- В 1988 году в Интернете стало возможно общение в реальном времени (чат).
К популярнейшим возможностям Интернета относятся также:
- поисковые системы,
- форумы,
- «перекачка» файлов,
- игры.
Миллионы пользователей ценят сеть Интернет за то, что она удовлетворяет их потребности в важных сферах жизни.
• Как вы думаете: в каких именно? Предложите свои варианты.
Обобщая ответы групп, получаем следующую схему.
Интернет – самое важное открытие XX века, века информации.
• Что означает выражение «век информации»?
На этом этапе тоже возможна работа в группах с поиском, формулированием и представлением своих вариантов ответов, раскрывающих многогранный и многоплановый характер данного понятия.
• Какие ещё факторы популярности Интернета вы можете назвать?
Сейчас наиболее популярные услуги Интернета – это:
Блоги |
Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») – это веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Блоги обычно публичны, предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором. |
Вики-проекты |
Веб-сайты, структуру и содержимое которых пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самими сайтами. |
Интернет-магазины |
Совокупность программ, работающих на веб-сайте, которые позволяют покупателю «дистанционно» выбрать товар из каталога и оформить заказ на этот товар. Функции витрины и торгового зала выполняют страницы с иллюстрированным каталогом товаров, а консультантов – подсказки, инструкции и описания. Всё остальное – как в обычном магазине. |
Интернет-аукционы |
Аукционы, проводящиеся посредством Интернета. В отличие от обычных аукционов проводятся «дистанционно», в них можно участвовать, делая ставки через интернет-сайт или компьютерную программу аукциона. |
Электронные платёжные системы |
Технология, позволяющая производить расчёты напрямую между контрагентами. В данном случае отсутствует необходимость перевода денег с одного счёта на другой в банке или другой финансовой организации. |
Интернет-радио |
Группа технологий передачи потоковых аудиоданных через Интернет. Также под этим термином может пониматься радиостанция, использующая для вещания одну из технологий интернет-радио. |
Интернет-телевидение |
Система, использующая цифровой сигнал и преобразование его в стандартные телевизионные сигналы. |
IP-телефония |
Система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Интернет. |
Мессенджеры |
Название класса программ, предназначенных для обмена сообщениями через Интернет в реальном времени. Передаваться могут текстовые сообщения, звуковые сигналы, картинки, видео. Такие программы могут применяться для организации телеконференций. |
FTP-серверы |
Технология для хранения и передачи файлов в компьютерных сетях. |
Интернет-реклама |
Любая реклама, размещаемая в Интернете; специфические формы рекламы, использующие технические особенности сети Интернет; реклама интернет-ресурсов независимо от того, где и как размещается сама реклама. |
Для многих миллионов современных пользователей Интернет стал частью жизни. К информационным, коммуникационным, развлекательным функциям добавились, может быть, ещё и более ценные для человека возможности.
• Работая в группах, предложите свои модели и перспективы использования Интернета в учении, работе, творчестве. Расскажите, что вы знаете об авторском праве, плагиате, «скачивании» рефератов и о своем отношении к этим вещам.
Обсуждение работы групп.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА
Неудивительно, что со временем в некоторых странах забили тревогу по поводу интернет-зависимости. Этот новый термин официально определяется как «навязчивое желание войти в Интернет, находясь вне Сети (офлайн) и неспособность выйти из Интернета, будучи на связи (онлайн)».
Таким образом, некоторые люди увлекаются виртуальным миром настолько, что начинают предпочитать Интернет реальности. Их число, по данным различных исследований, составляет около 10% пользователей во всём мире.
• Что означает термин «виртуальный мир», или «виртуальная реальность»?
От лат. virtus – потенциальный, возможный; лат. realis – действительный, существующий – моделируемый техническими средствами образ искусственного мира, передаваемый человеку через ощущения, имитируемые в соответствии с этим образом.
Оказывается, кроме Дня Интернета некоторые предлагают отмечать ещё и День без Интернета. В 2000 году некоммерческая организация DoBe.org (сайт больше не действует) призвала сообщество пользователей Сети хотя бы один день в году прожить исключительно в реальном мире.
Какие ещё опасности таит в себе Интернет?
- «Помойка» недостоверных и недобросовестных материалов.
- Мошенничество.
- Пиратство.
- Троллинг – психологическое и социальное явление, подмеченное в Интернете в 1990-х годах и мешающее нормальному общению в Сети. Интернет-троллями или просто троллями (англ. troll) во Всемирной сети называют людей, которые намеренно публикуют провокационные статьи и сообщения, оскорбления и т.п.
Как видим, кроме умения пользоваться возможностями сети Интернет, необходимо также уметь обезопасить себя от её негативных проявлений. Давайте поможем себе сами и вместе выработаем правила информационной безопасности при пользовании Интернетом.
• Разбейтесь на группы и выработайте правила безопасного здорового веб-сёрфинга (путешествия по Интернету).
Для предотвращения распространённой ошибки следует сразу пояснить, что речь идёт не об аппаратных или программных средствах защиты (копирование данных, применение брандмауэра, антивирусов и т.п.), а о правилах поведения в информационной среде.
Для стимулирования процесса можно рассказать ребятам о средневековом учёном-энциклопедисте Исидоре, которого часть пользователей считает неформальным покровителем Интернета. Обладая обширными познаниями в разных областях, Исидор написал многотомную энциклопедию – свод знаний того времени, прообраз информационного богатства Интернета. Познакомьте ребят с молитвой, обратив внимание не на форму, а на суть, где выражается морально-ценностное отношение к использованию информационного пространства, даётся верный ориентир, который каждый человек развивает дальше самостоятельно.
Текст молитвы: «Боже Всемогущий и Вечный, молим Тебя, сделай так, чтобы по примеру святого Исидора, епископа и доктора, в наших путешествиях через Интернет мы направляли наши руки и глаза только на то, что приятно Тебе, и с милосердием и терпением относились ко всем, кого встретим на этом пути. Аминь».
Обсудив полученные результаты работы групп, обобщив и оформив правила информационной безопасности, сравниваем наш проект с рекомендованными фирмой Microsoft семейными правилами использования Интернета.
Соглашение о кодексе поведения в Интернете
Я обязуюсь:
- Обращаться к моим родителям, чтобы узнать правила пользования Интернетом: куда мне можно заходить, что можно делать и как долго позволяется находиться в Интернете.
- Никогда не выдавать без разрешения родителей личную информацию: домашний адрес, номер телефона, рабочий адрес или номер телефона родителей, номера кредитных карточек или название и расположение моей школы.
- Всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в Интернете что-либо тревожащее меня или угрожающее мне; сюда входят сообщения электронной почты, сайты или даже содержимое обычной почты от друзей в Интернете.
- Никогда не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым я познакомился в Интернете, без разрешения родителей.
- Никогда не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет или обычной почтой.
- Никогда никому, кроме своих родителей, не выдавать пароли Интернета (даже лучшим друзьям).
- Вести себя в Интернете правильно и не делать ничего, что может обидеть или разозлить других людей или противоречит закону.
- Никогда не загружать, не устанавливать и не копировать ничего с дисков или из Интернета без должного разрешения.
- Никогда не делать без разрешения родителей в Интернете ничего, требующего платы.
- Сообщить моим родителям моё регистрационное имя в Интернете и имена в чате.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Заканчиваем занятие рефлексией.
- Насколько интересна эта тема?
- Что было непонятно? Трудно?
- Что понравилось? Получилось?
- Удовлетворён ли я своей работой на занятии?
- Насколько полезно было занятие?
ХОРОШИЕ ПРИМЕРЫ
Каталоги интернет-ресурсов и отдельные сайты детской тематики:
Каталог детских ресурсов предоставляет более двух тысяч ссылок на сайты о детях и для детей. Авторы постарались сделать каталог простым и понятным, но в то же время наделили возможностями больших «взрослых» каталогов и поисковых систем. Кроме девяти тематических разделов, здесь есть раздел новостей детского Интернета, интерактивные игры, материалы конкурсов, книга друзей, детский чат, форум для детей и их родителей.
Проект создан специально для детского творчества. Размещаются произведения (стихи, рассказы, сказки и т.д.) и изделия прикладного творчества (фотографии), включая коллективные и индивидуальные выставки творчества, а также материалы, помогающие организовать оптимальное взаимодействие между взрослыми и детьми.
http://www.mavicanet.com/directory/rus/5112.html
Многоязычный каталог интернет-ресурсов детской тематики.
http://yaca.yandex.ru/yca/cat/Private_Life/Family/Children/
Каталог сайтов детской тематики.
http://www.dvoeknet.ru/archives/124
Сайт для детей и молодёжи, обучающий создавать интересный контент (видео, аудио, фото и др.) и получать в Интернете пользу для здоровья, ума и карьеры.
Веб-кольцо – это объединение сайтов по определённой тематике. Благодаря простой, удобной и эффективной навигации облегчается поиск сайтов-участников в Сети.
http://portfolio.1september.ru/
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Участвуя в фестивале, учащиеся могут формировать общедоступное портфолио своих работ. Также формируется портфолио педагога, куда входят работы учащихся, выполненные под его руководством.
Поисковая система детских сайтов «АгА» создана в помощь детям для поиска детских ресурсов на просторах Интернета. Очень полезна и родителям, так как содержит много ресурсов, посвящённых воспитанию, здоровью детей и помощи молодым мамам.
Примечание
Все определения здесь были взяты из Википедии, так мы делали на уроке, однако лучше ссылаться на более достоверные, чем Википедия, сетевые словари и энциклопедии.