Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2008

Сергей Махотин

Книга

Брандт Л.В. Браслет 2 : Три повести
и два рассказа / Ил. Клима Ли. –
СПб. : ДЕТГИЗ, 2008

ЭТУ книгу хочется рекомендовать людям, к которым относишься с уважением. Я так и поступал. И через несколько дней – удивлённые и взволнованные голоса в телефонной трубке: «Настоящая проза! Почему я раньше ничего о Брандте не слышал?»

Действительно, почему?

Редактор книги Д.Б. Колпакова с горечью пишет в послесловии: «Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга не смогла нам помочь – не нашла ни книг, ни статей о жизни и творчестве замечательного писателя Льва Владимировича Брандта. Не нашла, потому что нет о Льве Брандте ни книг, ни статей».

Изданный ДЕТГИЗом «Браслет 2» заслуживает уважения уже тем, что Лев Брандт снова вернулся к читателю.

В сборнике три повести и два рассказа. Рассказ «Фаина» публикуется впервые. Начинается он так:

«Фаиной они назвали индюшку. Они – это муж и жена. Он – Пётр Петрович, она – Пелагея Васильевна».

Что-то гоголевское услышалось мне в этом скупом начале повествования. Но главные герои вовсе не беззаботные старосветские помещики, а эвакуированные в приволжский городок несчастные люди. Их родной дом – под немцами, их дети ушли в партизаны, и живы ли, нет – неизвестно. Индюшка, купленная на базаре как обычная домашняя птица, становится родным существом. Со своим характером, привычками, готовностью пожертвовать собой ради спасения гусят, которых она считает своими индюшатами. Никого она не спасла. Не могут и старики ничем помочь своим детям. Чувство беспомощности перед неотвратимой бедой одно на всех. Страшнее этой беспомощности ничего нет.

«Белобрысый парень удил рядом рыбу, глядел на стариков и улыбался.

Трагедия Льва Брандта в том, что, будучи настоящим художником, он был и настоящим гуманистом и в творчестве своём от этой позиции он никогда не отступал. Вот только время, в которое выпало ему жить и творить, было совсем негуманным.

Г.С.Семёнов, поэт, журналист, педагог

– Отчего они плачут? – спросил кто-то.

Белобрысый оскалил редкие белые зубы и ответил:

– Несчастье у них, индюшка в реке утопла – вот и горюют…»

Лев Владимирович Брандт не прожил и пятидесяти лет. Воевал на Гражданской войне. На Великой Отечественной был контужен. Меж­ду двумя войнами учёба в Ленинграде и арест. Книгу «Браслет 2» (с замечательными, надо сказать, иллюстрациями Клима Ли) очень уместно дополняют «Материалы к биографии Льва Брандта»: воспоминания Е.А.Прониной, с которой писатель отбывал ссылку в Кировской области, рассказы журналиста Н.В.Теребинской, литературоведа Т.Ю.Хмельницкой, поэта Г.С.Семёнова, письмо Брандта к Виталию Бианки. Всё это очень ценные исторические и литературные свидетельства. Писателя знали и ценили современники. Его талантом восхищались Михаил Зощенко и Ольга Берггольц. По двум повестям («Остров Серафимы» и «Браслет 2») были сняты кинофильмы, которые до сих пор многие помнят. Кто-то из критиков даже сказал, что Браслет входит в избранную тройку русских лошадей вместе с Изумрудом Куприна и Холстомером Толстого.

Одно из лучших произведений Льва Брандта – повесть «Пират», открывающая книгу. Повесть о волке. И человеке. Почти притчевая проза, не утратившая остроты и сегодня. Сегодня, может быть, особенно.

Сам писатель выразил идею повести, а одновременно и своего творчества так:

«В наше время, когда очень многие стремятся повернуть жизнь назад, вдвойне приятно сделать из волка собаку. Потому что тот, кто может сделать из волка собаку, всегда сильнее того, кто стремится сделать из собаки волка…»