Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2008

Людмила Сухова

По страницам наших газет за май 2008 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Алёшин С. И. Своя игра : Внеклассное мероприятие для старшеклассников / С. И. Алёшин, С. В. Расторгуева / Физика. – 2008. – № 10. – С. 12–14. – (Выпуск № 2 Республики Коми).

Безуч К. Е. Эрудицион «По следам мифических животных» : Интегрированный урок биологии и МХК / К. Е. Безух, Н. В. Киселёва // Биология. – 2008. – № 9. – С. 7–12. – (Я иду на урок).

Сценарий урока-игры (подготовка, оформление, правила проведения, вопросы для команд).

Белоусова Л. Химия – жизнь / Л. Белоусова // Здоровье детей. – 2008. – № 10. – С. 27–28. (Технология).

Разработка интеллектуального марафона.

Вовк P. M. Физический марафон : Сценарий городской игры, 7-й класс / P. M. Вовк // Физика. – 2008. – № 10. – С. 15–16. – (Выпуск № 2 Республики Коми).

Волков В. Спортивный праздник «Я выбираю жизнь!» / В. Волков // Спорт в школе. 2008 – № 9. – С. 18–20. – (Методика. Внеклассные мероприятия).

Сценарий мероприятия с участием учащихся, родителей, учителей. Праздник является итоговым мероприятием антинаркотической недели «Молодёжь за мир без наркотиков».

Егорова И. И. Школьные радиопередачи о русской речи / И. И. Егорова // Русский язык. 2008. – № 9. – С. 40–45 – (Учение с увлечением).

Проект радиопередачи «Поговорим по-русски» стал победителем конкурса проектов теле- и радиопередач о русском языке, который проводился в Псковской области.

Ермакова Т. Правонарушения и юридическая ответственность / Т. Ермакова // История. – 2008. – № 9. – С. 45–46 – (Я иду на урок).

Методическая разработка урока обществознания может пригодиться и при подготовке внеклассного мероприятия.

Крылова О. Хочу всё знать : Интеллектуальная игра / О. Крылова // Начальная школа 2008. – № 9. – С. 32–37. – (Учимся играя).

Сценарий игры для учащихся начальной школы.

Куликов И. В. Астрономический бой : Урок-игра, 11-й класс, или внеклассное мероприятие для учащихся, интересующихся астрономией / И. В. Куликов // Физика. – 2008. – № 10. – С. 9–11. – (Выпуск № 2 Республики Коми).

Потапова Е. А. Космическое путешествие : Сценарий игры, которую проводят старшеклассники для семиклассников / Е. А. Потапова // Физика. – 2008. – № 10. – С. 25–27. (Выпуск № 2 Республики Коми).

Соломенцева О. Как переплетают книги? / О. Соломенцева // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 11–12. – (Я иду на урок).

Сценарий занятия для учащихся начальной школы.

Федотова Ж. Историческая викторина / Ж. Федотова // Начальная школа – 2008. – № 9. – С. 30–31. – (Учимся играя).

Сценарий игры для учащихся начальной школы.

Шестакова Е. Цветики-цветочки / Е. Шестакова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 38–41. – (Материалы. Классный час).

Разработка классного часа, который можно проводить с детьми любого возраста, учитывая особенности конкретного класса.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Барковская Е. Тепло для родителей : Занятие для родителей с элементами тренинга / Е. Барковская // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 6–7. – (Вместе с родителями).

Цель: знакомство и сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семье.

Дубровская А. Школа молодого родителя / А. Дубровская // Школьный психолог. – 2008. № 10. – С. 8–11. – (Вместе с родителями).

Методы работы с семьёй.

Иваницкая Е. «Считаете ли вы допустимым?..» : Большинство родителей даже не замечают, как переходят границу, за которой они начинают оправдывать насилие в отношении собственных детей / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).

Корчагина Ю. Темперамент вашего ребенка / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 10. – С. 38–42. – (Вместе с психологом).

О четырёх типах темперамента у детей. Тест «Определяем темперамент своего ребёнка».

Одинокая И. Идеальные родители : Тематический вечер / И. Одинокая // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 12–15. – (Вместе с родителями).

Цель: познакомить родителей с современными психологическими подходами к воспитанию ребёнка.

Осипова Е. Психологическая игра «Женсовет» : Принципы воспитания ребёнка в неполной семье / Е. Осипова // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 24–27. – (Вместе с родителями).

Пекарская В. По праву рождения : Собственное Я человека возникает и развивается только через любовь, отданную ему в детстве / В. Пекарская // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С 19. – (Детный мир. Психология взросления).

Чистаева Н. «Чтобы в семье всё было хорошо» : Детские советы родителям / Н. Чистаева // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Борисова Е. Шаги к уверенности : Тренинговое задание для учащихся 7–8-х классов / Е. Борисова // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 36. – (Психологические технологии).

Цель: формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед агрессивным и неуверенным.

Ершова А. Дело вместо рефлексии : О чём стоит помнить, обращаясь к психологу / А. Ершова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 17–18. – (Идеи для самоопределения).

Корчагина Ю. Откуда берутся трудные дети? / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. № 9. – С. 32–35. – (Вместе с психологом).

Пытаясь объяснить поведение ребёнка, особенно если оно отклоняется от принятой нормы, мы задаёмся вопросом: в чём тут причина – в неправильном воспитании или плохой наследственности?

Липская Т. Готовимся к ЕГЭ : Тренинг для старшеклассников / Т. Липская, О. Кузьменкова // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 20–23. – (Методическая копилка).

Описание занятий: «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?», «Как справиться со стрессом на экзамене», «Способы снятия нервно-психического напряжения», «Уверенность на экзамене».

Порошенко Е. Семейные конфликты и пути их разрешения : Занятие по культуре семейных отношений с учащимися 10-го класса вспомогательной школы / Е. Порошенко // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 41–42. – (Личный опыт).

Ракова О. Особая миссия : Тренинг для старшеклассников / О. Ракова, А. Раков // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 11–14. – (Личный опыт).

Сакович Н. Ромео и Джульетта: любовь с продолжением / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 45–47. – (Игротека).

Сценарий игры для старшеклассников. Цели и задачи: содействие формированию семейных ролей (образов мужа, жены).

ВСЕ ВМЕСТЕ

Азаренок Е. 40 и я – это семья : Единый день психологии в школе / Е. Азаренок // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 16–17. – (Вместе с родителями).

Название Единого дня психологии «40 и я – это семья» – символично. «40» – это номер могилёвской школы, а под «Я» там понимают каждого ученика школы и его родителей.

Галкина Г. Посмотрите направо / Г. Галкина // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 46–47. – (Игротека).

Игра для вожатых и подростков в первый день заезда в лагерь.

Сырицына С. На солнечной полянке / С. Сырицына // Здоровье детей. – 2008. – № 10. – С. 32–34. – (Вне урока).

Сценарий игры для учащихся начальной школы и родителей.

ПРОБЛЕМА

Меланченко Е. Школьная дезадаптация: методы работы с особым ребёнком : Увидеть проблему – это только начало. Самое важное – понять, что конкретно мешает ученику адаптироваться к школьной жизни / Е. Меланченко // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 11–12. – (Школьное дело. Учебная тревога).

В образовательных учреждениях появляется всё больше детей, которым чрезвычайно тяжело адаптироваться к условиям школьной жизни.

Как педагог может помочь таким детям?

Признаки, характерные для гиперактивных учеников и детей со сниженной активностью.

Семченко К. Неуправляемые, агрессивные, девиантные... : Такими могут стать даже самые дружелюбные дети. Но в чём причина этого превращения? / К. Семченко // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 9. – (Школьное дело. Задача на понимание).

ПОДРОСТОК

Алейникова И. «Назло папаше отморожу уши» / И. Алейникова // Управление школой. – 2008 – № 9. – С. 34–35. – (Партнёрство. Трудные подростки).

Ученики с проблемами терзают родителей, изводят учителей. Вполне объяснимо, что из среды, где он неуспешен, ребёнок стремится вырваться и найти такое окружение, где он перестанет считаться «трудным». В московском центре «Перекрёсток» уверены, что возвращать «блудных сыновей» следует по чёткой схеме. Школа и семья в ней непременно задействованы.

Барковская Е. Современный подросток – кто он? : Психологический практикум / Е. Барковская // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 18–23. – (Вместе с родителями).

Цель: оказание помощи родителям в общении с подростком.

ОСОБЫЕ ДЕТИ

Ключарева Н. Не врать, не лукавить. Не пытаться показаться лучше, чем ты есть : «Я не воспитываю детей. Я воспитываю себя», – говорит Василий Сидны. Он создал театр, в котором находят себя дети, не прижившиеся в школе, беспризорники, сироты, инвалиды // Н. Ключарева // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 4. – (Защита детства. Репортаж).

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Резапкина Г. Уроки самоопределения : Четырнадцатые занятия в 6–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 41–47. – (Профориентация школьников).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Алексеева Т. Перспективы конкурса «Самый классный классный» : Задачи и роль учителя в зеркале конкурса / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 8–11. – (Профессиональная жизнь).

Алексеева Т. Я не одинок : Воспитание чувства принадлежности к коллективу на примере организации школьного музея / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 15–16. – (Идеи для общешкольной работы).

Битянова М. Легко ли воспитать «удобного» учителя? / М. Битянова // Управление школой. – 2008. – № 9. – С. 25–27. – (Наука управлять. Коллектив).

Как понять, в каком направлении надо развиваться; как подготовить коллектив к переменам; насколько способны коллеги к восприятию новых идей и выработке собственной позиции по отношению к инновациям...

Можно ли составить портрет учителя развивающегося учебного заведения, и что нужно при этом учитывать? Какие условия нужно со­здать, чтобы воспитать «удобного» для школы учителя?

Витковский А. Чтобы итоговый педсовет был эффективным, нужно проводить обсуждение в контексте программы развития школы / А. Витковский // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 8. – (Школьное дело. Ориентиры).

Галатонова В. «Психологическая подготовка к ЕГЭ»: Семинар для педагогов / В. Галатонова, Т. Богачёва, М. Чибисова // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 24–30. – (Методическая копилка).

Гаркуша Н. Не формировать, а поддерживать : Классный руководитель – центральная фигура воспитательного и образовательного процесса / Н. Гаркуша // Здоровье детей. – 2008. – № 9. – С. 27–28. – (Учительская).

Приведён план работы классного руководителя школы № 17 г. Старый Оскол Белгородской области.

Державин В. Детско-взрослая экспертиза: взгляд учителя / В. Державин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 23–27. – (Идеи. Анализ результатов работы).

Кто такой эксперт? Человек, который точно знает, что нужно делать, как и почему именно так и никак иначе.

Кто может быть экспертом (человеком, оценивающим результаты) работы школы?

Для многих людей нет сомнения: анализировать и оценивать школу должны только эксперты-профессионалы, в число которых могут войти управленцы и методисты различного уровня, а также психологи и учёные.

А.Н.Тубельский предложил проводить детско-взрослую экспертизу и вовлёк в эту работу учеников и учителей не только своей школы, но и школ, входящих в Ассоциацию демократических школ России.

Ерёмина О. О правилах и процедуре проведения ЕГЭ : Тест / О. Ерёмина // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 31–32. – (Методическая копилка).

Тест может использоваться в работе как с учащимися, так и с педагогами и родителями. Он предназначен для того, чтобы в простой и эмоционально комфортной форме проверить степень знакомства с процедурой проведения ЕГЭ.

Калужская М. Как мы изобретаем велосипед, или организация проектно-исследовательской работы в гимназии «Корифей» / М. Калужская // Управление школой. – 2008. – № 9. – С. 12–16. – (Проекты и исследования. Опыт).

Научно-методическая работа применительно к каждой конкретной школе – понятие устаревшее и не отражающее сути изменений, происходящих сегодня в системе образования. Следует заменить его на другое, современное и мобилизующее, коим является проектно-исследовательская деятельность.

Кожурина Л. Безопасный и открытый школьный мир : Могут ли взрослые сделать его таким? / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 7. – (Школьное дело).

Куценко Е. Увидеть точку роста в ситуации профессионального кризиса : Это возможно, если воспользоваться технологией «открытое пространство» / Е. Куценко // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 10. – (Школьное дело. Встречный курс).

Ленартович А. Что мешает школе стать ближе к ребёнку : Пять внутренних преград, которые необходимо преодолеть / А. Ленартович // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 9. – (Школьное дело. Задача на понимание).

Никитенко С. Единая информационная среда в управлении ОУ: проблемы, решения, перспективы / С. Никитенко // Управление школой. – 2008. – № 9. – С. 39–44. – (Информатизация. Перспективы развития).

Каковы перспективы школ в плане информационного обеспечения? Чего ждать, на что надеяться? Предлагаемый обзор поможет разобраться в этих вопросах.

Новикова Т. Инструмент профессионального развития : Зарубежная практика работы с портфолио педагога / Т. Новикова, М. Пинская, А. Прутченков // Управление школой. – 2008. – № 9. – С. 20–24. – (Наука управлять. Карьера учителя).

Петренко Н. Типы классных руководителей : Личные особенности как основа педагогической работы / Е. Петренко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 19–21. – (Идеи для самоопределения).

Примерное положение о классном руководстве в образовательных учреждениях системы московского комитета образования // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 30–31. – (Материалы для размышления).

Тубельская Е. Проходим программу начальной школы... по «Робинзону Крузо» : Явные и скрытые образовательные эффекты необычного педагогического проекта / Е. Тубельская, Т. Меньшова // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 13. – (Школьное дело).

Как построить работу школы вокруг какой-нибудь грандиозной идеи, например коллективного проживания интересной книги?

Чегодаева Н. Турслёт для начальной школы / Н. Чегодаева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 36–37. – (Материалы. Общешкольное мероприятие).

Как проводят турслёты в московской Школе самоопеределения.

Чибисова М. Мифология ЕГЭ: способы работы с негативными установками / М. Чибисова // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 19. – (Методическая копилка).

НА ЭКСКУРСИЮ

Соловей Е. Секрет интересной экскурсии / Е. Соловей // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 31–35. – (Материалы. Экскурсии и музеи).

Зачем мы ездим с детьми на экскурсии, посещаем музеи? Многие учителя не раздумывая ответят просто: «Чтобы дети получили знания».

В московской Школе самоопределения к этой работе относятся по-другому...

ИМЕНА

Дмитренко С. Мидас метафор / С. Дмитренко // Литература. – 2008. – № 9. – С. 6–7. (Листки календаря).

К 75-летию со дня рождения Андрея Вознесенского.

Лебёдушкина О. Место среди мироздания : 26 мая Людмила Степановна Петрушевская отметила свой юбилей / О. Лебёдушкина // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 21–22. – (Идеи. Судьбы. Времена).

Московская М. Подвиг начинается с себя : Рауль Валленберг и его след в истории / М. Московская // Библиотека в школе. – 2008. – № 9. – С. 36–38. – (Разговоры после уроков. Истории без обложки).

О ток-шоу «Рауль Валленберг: и один в поле воин» и книге Дага Себастьяна Аландера «Рауль Валленберг. Пропавший герой».

Шеваров Д. Лауреат Солженицынской литературной премии 2008 года писатель Борис Екимов: «Люди сами находят ответы в книге...» / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 21 – (Идеи. Судьбы. Времена).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Мяэотс О. Подростки. В ожидании счастья / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2008. № 9. – С. 22–25. – (Остров сокровищ. Книжная лоция).

Обзор современных книг о современных подростках.

Мяэотс О. Рецепт выживания / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2008. – № 9. – С. 28. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О книге К. Нёстлингер «Само собой и вообще».

Мяэотс О. Самая плохая ведьма / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2008. – № 9. – С. 27. – (Остров сокровищ. Книга подана).

О серии книг «о самой плохой ведьме» знаменитой английской писательницы Джилл Мерфи.