Людмила Сухова
По страницам наших газет за май 2008 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Алёшин С. И. Своя игра : Внеклассное мероприятие для старшеклассников / С. И. Алёшин, С. В. Расторгуева / Физика. – 2008. – № 10. – С. 12–14. – (Выпуск № 2 Республики Коми).
Безуч К. Е. Эрудицион «По следам мифических животных» : Интегрированный урок биологии и МХК / К. Е. Безух, Н. В. Киселёва // Биология. – 2008. – № 9. – С. 7–12. – (Я иду на урок).
Сценарий урока-игры (подготовка, оформление, правила проведения, вопросы для команд).
Белоусова Л. Химия – жизнь / Л. Белоусова // Здоровье детей. – 2008. – № 10. – С. 27–28. (Технология).
Разработка интеллектуального марафона.
Вовк P. M. Физический марафон : Сценарий городской игры, 7-й класс / P. M. Вовк // Физика. – 2008. – № 10. – С. 15–16. – (Выпуск № 2 Республики Коми).
Волков В. Спортивный праздник «Я выбираю жизнь!» / В. Волков // Спорт в школе. 2008 – № 9. – С. 18–20. – (Методика. Внеклассные мероприятия).
Сценарий мероприятия с участием учащихся, родителей, учителей. Праздник является итоговым мероприятием антинаркотической недели «Молодёжь за мир без наркотиков».
Егорова И. И. Школьные радиопередачи о русской речи / И. И. Егорова // Русский язык. 2008. – № 9. – С. 40–45 – (Учение с увлечением).
Проект радиопередачи «Поговорим по-русски» стал победителем конкурса проектов теле- и радиопередач о русском языке, который проводился в Псковской области.
Ермакова Т. Правонарушения и юридическая ответственность / Т. Ермакова // История. – 2008. – № 9. – С. 45–46 – (Я иду на урок).
Методическая разработка урока обществознания может пригодиться и при подготовке внеклассного мероприятия.
Крылова О. Хочу всё знать : Интеллектуальная игра / О. Крылова // Начальная школа 2008. – № 9. – С. 32–37. – (Учимся играя).
Сценарий игры для учащихся начальной школы.
Куликов И. В. Астрономический бой : Урок-игра, 11-й класс, или внеклассное мероприятие для учащихся, интересующихся астрономией / И. В. Куликов // Физика. – 2008. – № 10. – С. 9–11. – (Выпуск № 2 Республики Коми).
Потапова Е. А. Космическое путешествие : Сценарий игры, которую проводят старшеклассники для семиклассников / Е. А. Потапова // Физика. – 2008. – № 10. – С. 25–27. (Выпуск № 2 Республики Коми).
Соломенцева О. Как переплетают книги? / О. Соломенцева // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 11–12. – (Я иду на урок).
Сценарий занятия для учащихся начальной школы.
Федотова Ж. Историческая викторина / Ж. Федотова // Начальная школа – 2008. – № 9. – С. 30–31. – (Учимся играя).
Сценарий игры для учащихся начальной школы.
Шестакова Е. Цветики-цветочки / Е. Шестакова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 38–41. – (Материалы. Классный час).
Разработка классного часа, который можно проводить с детьми любого возраста, учитывая особенности конкретного класса.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Барковская Е. Тепло для родителей : Занятие для родителей с элементами тренинга / Е. Барковская // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 6–7. – (Вместе с родителями).
Цель: знакомство и сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семье.
Дубровская А. Школа молодого родителя / А. Дубровская // Школьный психолог. – 2008. № 10. – С. 8–11. – (Вместе с родителями).
Методы работы с семьёй.
Иваницкая Е. «Считаете ли вы допустимым?..» : Большинство родителей даже не замечают, как переходят границу, за которой они начинают оправдывать насилие в отношении собственных детей / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 18. – (Детный мир. Территория риска).
Корчагина Ю. Темперамент вашего ребенка / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 10. – С. 38–42. – (Вместе с психологом).
О четырёх типах темперамента у детей. Тест «Определяем темперамент своего ребёнка».
Одинокая И. Идеальные родители : Тематический вечер / И. Одинокая // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 12–15. – (Вместе с родителями).
Цель: познакомить родителей с современными психологическими подходами к воспитанию ребёнка.
Осипова Е. Психологическая игра «Женсовет» : Принципы воспитания ребёнка в неполной семье / Е. Осипова // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 24–27. – (Вместе с родителями).
Пекарская В. По праву рождения : Собственное Я человека возникает и развивается только через любовь, отданную ему в детстве / В. Пекарская // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С 19. – (Детный мир. Психология взросления).
Чистаева Н. «Чтобы в семье всё было хорошо» : Детские советы родителям / Н. Чистаева // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 19. – (Детный мир. Психология взросления).
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Борисова Е. Шаги к уверенности : Тренинговое задание для учащихся 7–8-х классов / Е. Борисова // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 36. – (Психологические технологии).
Цель: формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед агрессивным и неуверенным.
Ершова А. Дело вместо рефлексии : О чём стоит помнить, обращаясь к психологу / А. Ершова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 17–18. – (Идеи для самоопределения).
Корчагина Ю. Откуда берутся трудные дети? / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. № 9. – С. 32–35. – (Вместе с психологом).
Пытаясь объяснить поведение ребёнка, особенно если оно отклоняется от принятой нормы, мы задаёмся вопросом: в чём тут причина – в неправильном воспитании или плохой наследственности?
Липская Т. Готовимся к ЕГЭ : Тренинг для старшеклассников / Т. Липская, О. Кузьменкова // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 20–23. – (Методическая копилка).
Описание занятий: «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?», «Как справиться со стрессом на экзамене», «Способы снятия нервно-психического напряжения», «Уверенность на экзамене».
Порошенко Е. Семейные конфликты и пути их разрешения : Занятие по культуре семейных отношений с учащимися 10-го класса вспомогательной школы / Е. Порошенко // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 41–42. – (Личный опыт).
Ракова О. Особая миссия : Тренинг для старшеклассников / О. Ракова, А. Раков // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 11–14. – (Личный опыт).
Сакович Н. Ромео и Джульетта: любовь с продолжением / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 45–47. – (Игротека).
Сценарий игры для старшеклассников. Цели и задачи: содействие формированию семейных ролей (образов мужа, жены).
ВСЕ ВМЕСТЕ
Азаренок Е. 40 и я – это семья : Единый день психологии в школе / Е. Азаренок // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 16–17. – (Вместе с родителями).
Название Единого дня психологии «40 и я – это семья» – символично. «40» – это номер могилёвской школы, а под «Я» там понимают каждого ученика школы и его родителей.
Галкина Г. Посмотрите направо / Г. Галкина // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 46–47. – (Игротека).
Игра для вожатых и подростков в первый день заезда в лагерь.
Сырицына С. На солнечной полянке / С. Сырицына // Здоровье детей. – 2008. – № 10. – С. 32–34. – (Вне урока).
Сценарий игры для учащихся начальной школы и родителей.
ПРОБЛЕМА
Меланченко Е. Школьная дезадаптация: методы работы с особым ребёнком : Увидеть проблему – это только начало. Самое важное – понять, что конкретно мешает ученику адаптироваться к школьной жизни / Е. Меланченко // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 11–12. – (Школьное дело. Учебная тревога).
В образовательных учреждениях появляется всё больше детей, которым чрезвычайно тяжело адаптироваться к условиям школьной жизни.
Как педагог может помочь таким детям?
Признаки, характерные для гиперактивных учеников и детей со сниженной активностью.
Семченко К. Неуправляемые, агрессивные, девиантные... : Такими могут стать даже самые дружелюбные дети. Но в чём причина этого превращения? / К. Семченко // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 9. – (Школьное дело. Задача на понимание).
ПОДРОСТОК
Алейникова И. «Назло папаше отморожу уши» / И. Алейникова // Управление школой. – 2008 – № 9. – С. 34–35. – (Партнёрство. Трудные подростки).
Ученики с проблемами терзают родителей, изводят учителей. Вполне объяснимо, что из среды, где он неуспешен, ребёнок стремится вырваться и найти такое окружение, где он перестанет считаться «трудным». В московском центре «Перекрёсток» уверены, что возвращать «блудных сыновей» следует по чёткой схеме. Школа и семья в ней непременно задействованы.
Барковская Е. Современный подросток – кто он? : Психологический практикум / Е. Барковская // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 18–23. – (Вместе с родителями).
Цель: оказание помощи родителям в общении с подростком.
ОСОБЫЕ ДЕТИ
Ключарева Н. Не врать, не лукавить. Не пытаться показаться лучше, чем ты есть : «Я не воспитываю детей. Я воспитываю себя», – говорит Василий Сидны. Он создал театр, в котором находят себя дети, не прижившиеся в школе, беспризорники, сироты, инвалиды // Н. Ключарева // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 4. – (Защита детства. Репортаж).
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Резапкина Г. Уроки самоопределения : Четырнадцатые занятия в 6–9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 41–47. – (Профориентация школьников).
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Алексеева Т. Перспективы конкурса «Самый классный классный» : Задачи и роль учителя в зеркале конкурса / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 8–11. – (Профессиональная жизнь).
Алексеева Т. Я не одинок : Воспитание чувства принадлежности к коллективу на примере организации школьного музея / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 15–16. – (Идеи для общешкольной работы).
Битянова М. Легко ли воспитать «удобного» учителя? / М. Битянова // Управление школой. – 2008. – № 9. – С. 25–27. – (Наука управлять. Коллектив).
Как понять, в каком направлении надо развиваться; как подготовить коллектив к переменам; насколько способны коллеги к восприятию новых идей и выработке собственной позиции по отношению к инновациям...
Можно ли составить портрет учителя развивающегося учебного заведения, и что нужно при этом учитывать? Какие условия нужно создать, чтобы воспитать «удобного» для школы учителя?
Витковский А. Чтобы итоговый педсовет был эффективным, нужно проводить обсуждение в контексте программы развития школы / А. Витковский // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 8. – (Школьное дело. Ориентиры).
Галатонова В. «Психологическая подготовка к ЕГЭ»: Семинар для педагогов / В. Галатонова, Т. Богачёва, М. Чибисова // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 24–30. – (Методическая копилка).
Гаркуша Н. Не формировать, а поддерживать : Классный руководитель – центральная фигура воспитательного и образовательного процесса / Н. Гаркуша // Здоровье детей. – 2008. – № 9. – С. 27–28. – (Учительская).
Приведён план работы классного руководителя школы № 17 г. Старый Оскол Белгородской области.
Державин В. Детско-взрослая экспертиза: взгляд учителя / В. Державин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 23–27. – (Идеи. Анализ результатов работы).
Кто такой эксперт? Человек, который точно знает, что нужно делать, как и почему именно так и никак иначе.
Кто может быть экспертом (человеком, оценивающим результаты) работы школы?
Для многих людей нет сомнения: анализировать и оценивать школу должны только эксперты-профессионалы, в число которых могут войти управленцы и методисты различного уровня, а также психологи и учёные.
А.Н.Тубельский предложил проводить детско-взрослую экспертизу и вовлёк в эту работу учеников и учителей не только своей школы, но и школ, входящих в Ассоциацию демократических школ России.
Ерёмина О. О правилах и процедуре проведения ЕГЭ : Тест / О. Ерёмина // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 31–32. – (Методическая копилка).
Тест может использоваться в работе как с учащимися, так и с педагогами и родителями. Он предназначен для того, чтобы в простой и эмоционально комфортной форме проверить степень знакомства с процедурой проведения ЕГЭ.
Калужская М. Как мы изобретаем велосипед, или организация проектно-исследовательской работы в гимназии «Корифей» / М. Калужская // Управление школой. – 2008. – № 9. – С. 12–16. – (Проекты и исследования. Опыт).
Научно-методическая работа применительно к каждой конкретной школе – понятие устаревшее и не отражающее сути изменений, происходящих сегодня в системе образования. Следует заменить его на другое, современное и мобилизующее, коим является проектно-исследовательская деятельность.
Кожурина Л. Безопасный и открытый школьный мир : Могут ли взрослые сделать его таким? / Л. Кожурина // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 7. – (Школьное дело).
Куценко Е. Увидеть точку роста в ситуации профессионального кризиса : Это возможно, если воспользоваться технологией «открытое пространство» / Е. Куценко // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 10. – (Школьное дело. Встречный курс).
Ленартович А. Что мешает школе стать ближе к ребёнку : Пять внутренних преград, которые необходимо преодолеть / А. Ленартович // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 9. – (Школьное дело. Задача на понимание).
Никитенко С. Единая информационная среда в управлении ОУ: проблемы, решения, перспективы / С. Никитенко // Управление школой. – 2008. – № 9. – С. 39–44. – (Информатизация. Перспективы развития).
Каковы перспективы школ в плане информационного обеспечения? Чего ждать, на что надеяться? Предлагаемый обзор поможет разобраться в этих вопросах.
Новикова Т. Инструмент профессионального развития : Зарубежная практика работы с портфолио педагога / Т. Новикова, М. Пинская, А. Прутченков // Управление школой. – 2008. – № 9. – С. 20–24. – (Наука управлять. Карьера учителя).
Петренко Н. Типы классных руководителей : Личные особенности как основа педагогической работы / Е. Петренко // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 19–21. – (Идеи для самоопределения).
Примерное положение о классном руководстве в образовательных учреждениях системы московского комитета образования // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 30–31. – (Материалы для размышления).
Тубельская Е. Проходим программу начальной школы... по «Робинзону Крузо» : Явные и скрытые образовательные эффекты необычного педагогического проекта / Е. Тубельская, Т. Меньшова // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 13. – (Школьное дело).
Как построить работу школы вокруг какой-нибудь грандиозной идеи, например коллективного проживания интересной книги?
Чегодаева Н. Турслёт для начальной школы / Н. Чегодаева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 36–37. – (Материалы. Общешкольное мероприятие).
Как проводят турслёты в московской Школе самоопеределения.
Чибисова М. Мифология ЕГЭ: способы работы с негативными установками / М. Чибисова // Школьный психолог. – 2008. – № 9. – С. 19. – (Методическая копилка).
НА ЭКСКУРСИЮ
Соловей Е. Секрет интересной экскурсии / Е. Соловей // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 31–35. – (Материалы. Экскурсии и музеи).
Зачем мы ездим с детьми на экскурсии, посещаем музеи? Многие учителя не раздумывая ответят просто: «Чтобы дети получили знания».
В московской Школе самоопределения к этой работе относятся по-другому...
ИМЕНА
Дмитренко С. Мидас метафор / С. Дмитренко // Литература. – 2008. – № 9. – С. 6–7. (Листки календаря).
К 75-летию со дня рождения Андрея Вознесенского.
Лебёдушкина О. Место среди мироздания : 26 мая Людмила Степановна Петрушевская отметила свой юбилей / О. Лебёдушкина // Первое сентября. – 2008. – № 10. – С. 21–22. – (Идеи. Судьбы. Времена).
Московская М. Подвиг начинается с себя : Рауль Валленберг и его след в истории / М. Московская // Библиотека в школе. – 2008. – № 9. – С. 36–38. – (Разговоры после уроков. Истории без обложки).
О ток-шоу «Рауль Валленберг: и один в поле воин» и книге Дага Себастьяна Аландера «Рауль Валленберг. Пропавший герой».
Шеваров Д. Лауреат Солженицынской литературной премии 2008 года писатель Борис Екимов: «Люди сами находят ответы в книге...» / Д. Шеваров // Первое сентября. – 2008. – № 9. – С. 21 – (Идеи. Судьбы. Времена).
ЧАС ЧТЕНИЯ
Мяэотс О. Подростки. В ожидании счастья / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2008. № 9. – С. 22–25. – (Остров сокровищ. Книжная лоция).
Обзор современных книг о современных подростках.
Мяэотс О. Рецепт выживания / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2008. – № 9. – С. 28. – (Остров сокровищ. Книга подана).
О книге К. Нёстлингер «Само собой и вообще».
Мяэотс О. Самая плохая ведьма / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2008. – № 9. – С. 27. – (Остров сокровищ. Книга подана).
О серии книг «о самой плохой ведьме» знаменитой английской писательницы Джилл Мерфи.