Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2008

Елена Иванова

Как писать о конференции, программа которой представляет собой 260-страничную книгу? Прибавьте к этому ещё энное количество часов неформального общения за чашечкой кофе с важными, нужными, интересными, необычными людьми. И тогда, возможно, вы поймёте, почему год от года на Крымской конференции мы бегаем всё быстрее и быстрее. Может быть, в этом рецепт вечной молодости конференции и её участников? Хм, интересная мысль... Тогда главе оргкомитета Якову Леонидовичу Шрайбергу стоит непременно запатентовать это его изобретение как самый удивительный способ сохранения молодости.

фото1

Оркестр перед началом

Международную конференцию «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире, науки, культуры, образования и бизнеса» традиционно открыл генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России, председатель оргкомитета Международной конференции «Крым» Яков Леонидович Шрайберг. Его доклад – как увертюра. С одной стороны, это вступление к форуму, задающее определённый настрой и тональность для большой и серьёзной работы. С другой – это самостоятельная «пьеса» программного характера, в которой глубоко, всесторонне анализируется состояние дел и перспективы развития библиотек.

Ежегодный доклад Я. Л. Шрайберга «Библиотеки в условиях правовой и технологической эволюции процессов общественного развития» читайте в этом и следующих номерах нашей газеты.

Велико желание подробно пересказать вам всё то, что было увидено и услышано в Крыму. Но понимаю, насколько тщетны будут эти усилия. Поэтому выделю наиболее значимые темы, некоторые направления «повышенного внимания», которые обсуждаются сегодня в профессиональном сообществе.

ИФЛА в Крыму. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) в рамках конференции «Крым 2008» провела свой форум. На специальных сессиях выступили старший советник по стратегической политике ИФЛА Стюарт Хамильтон (Гаага, Нидерланды) и член комитета ИФЛА по свободному доступу к информации и свободе выражения (FAIFE), член постоянного комитета ИФЛА по справочному обслуживанию, представитель Парламентской библиотеки Канады Фрэнсис Кирквуд (Оттава, Канада). Представители ИФЛА пригласили участников конференции обсудить возможности участия библиотек и библиотекарей в общественной деятельности; вопросы свободного доступа к информации и свободе выражения; проблемы цензуры Интернета и фильтрации интернет-ресурсов, защиты авторских прав и ряд других тем.

Надо сказать, что встреча не стала формальным мероприятием. Обсуждение вылилось в заинтересованный разговор, в ходе которого рассматривались, например, такие вопросы:

фото2

Гимн конференции в исполнении оргкомитета

Заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки Владимир Руфинович Фирсов представил отечественный опыт в этом направлении. Он подчеркнул, что в России действует субъективный подход: чаще всего информация фильтруется без предварительного обсуждения с пользователями и специалистами, на основании представлений о добродетели отдельных работников технических служб. Владимир Руфинович напомнил собравшимся о том, что в кодексе этики российского библиотекаря записано: библиотекарь не должен фильтровать информацию.

В аудитории прозвучали слова о бесцельности и бессмысленности запретов. Современный человек, используя Интернет, должен выработать собственный «кодекс самурая» – свой личный нравственный кодекс. А как быть с детьми?.. Здесь не всё так просто.

Обсуждение проблем фильтрации будет продолжено на следующей конференции.

Нам интересно узнать и ваше мнение на этот счёт – пишите, делитесь мыслями, опытом, сомнениями! Как знать, возможно, именно ваши идеи лягут в основу проблемных круглых столов на будущих профессиональных форумах!

Авторское право. Эта тема непосредственно или рефреном обсуждалась сразу на нескольких секциях и семинарах, что лишний раз подчёркивает её значимость для библиотек. Вопросы соблюдения норм авторского права и проблемы защиты интеллектуальной собственности касаются библиотек всех видов, от больших национальных – до маленьких школьных. Именно поэтому на нашу «детскую» секцию был приглашен Фрэнсис Кирквуд. Представитель ИФЛА обозначил особенности и трудности библиотечного подхода в соблюдении норм авторского права. Фрэнсис предложил детским и школьным библиотекарям присоединиться к обсуждению данной темы и подробнее рассмотреть её на следующий год в рамках работы секции.

фото3

Парад в честь открытия

Чтение. Целый ряд мероприятий на конференции был посвящен вопросам поддержки чтения.

В ходе работы круглого стола «От издательства до библиотеки: влияние на круг чтения» рассматривались пути организации межотраслевого взаимодействия и продвижения совместных проектов для повышения читательской и культурной компетентности населения. На форуме была представлена программа «Большое чтение – диалог культур». Ведущий специалист по проблемам чтения В. Д. Стельмах прочла лекцию на тему «Эксплуатация книги в изменяющемся пространстве культуры», которая вызвала неподдельный интерес в аудитории. Равнодушных не осталось, все с энтузиазмом обсуждали затронутые Валерией Дмитриевной вопросы.

И конечно же, о чтении говорили детские и школьные библиотекари. В рамках работы «детской» секции состоялась специальная сессия «Чтение детей и подростков в современном мире». На ней звучали выступления об опыте преодоления кризиса чтения в детской библиотеке, о сайтах детских библиотек как инструментах продвижения чтения.

Никого не оставили равнодушными вопросы, обсуждаемые на круглом столе о современной детской книге. Это мероприятие вела учёный секретарь Свердловской областной библиотеки для детей и юношества М.В.Ивашина. А участвовали в разговоре школьные и детские библиотекари, учителя, писатели. Страсти кипели нешуточные, почти гамлетовские: «Читать? Или не читать? Вот в чём вопрос!» А если читать, то что, про что и каких авторов. Очень ярким было выступление главного редактора газеты «Литература» С. Волкова. Он говорил о приобщении к чтению с позиции педагога-практика. Знаете, получается весьма интересная картина. Мы, сотрудники библиотек, думаем, что работаем в области поддержки чтения в унисон с учителями, и особенно в поддержку словесников. Как оказалось, это не совсем так. Иногда – совсем не так. И чтобы дети хотели и любили читать, ждёт нас с вами «дальняя дорога» – к подробному разговору со словесниками о стратегии и тактике «книгопродвижения». Именно потому следующее направление «повышенного внимания» – сотрудничество.

фото4

Главный доклад конференции. Докладчик – глава оргкомитета Я.Л.Шрайберг

Сотрудничество, межотраслевое взаимодействие, совместные проекты. Нет, секции с таким названием не было. Но слова эти звучат всё чаще и настойчивее. Они, похоже, многими уже выстраданы. К совместной работе стремятся все: книгоиздатели хотят сотрудничать с библиотекарями, детские библиотекари – со школьными, школьные – с детскими, библиотеки – с общественными организациями, библиотекари – с педагогами, педагоги – с библиотекарями. Список продолжать? Поверьте на слово: одно из самых популярных слов на конференциях последнего года – «сотрудничество».

В рамках нашей секции была организована отдельная сессия под названием «Школьные и детские библиотеки: точки взаимодействия». На ней мы узнали о системе профессиональной поддержки школьных библиотекарей в Латвии, о деятельности школьных библиотек России и Украины, об опыте работы областной юношеской библиотеки Караганды. А потом координатор проектов некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» А.В.Лисицкий провел ситуационную игру «Выстраиваем сотрудничество детских и школьных библиотек». Он предложил школьным библиотекарям представить себя детскими библиотекарями и определить, для чего им нужны школьные библиотеки. Детским библиотекарям предстояло ощутить себя специалистами школьных библиотек и понять, для чего им нужны детские библиотеки. А управленцы должны были на время (жаль, что только воображаемо!) стать школьными библиотекарями и выяснить, для чего им нужны руководители отделов образования и методисты. Вот что у нас получилось.

Первая группа. Школьные библиотекари представили себя детскими библиотекарями и определили, для чего им нужно сотрудничать со школьными библиотеками.

  1. Осуществление интеграции.
  2. Создание общего культурного и образовательного пространства.
  3. Корпоративная деятельность по различным направлениям (использование интеллектуального и ресурсного потенциала, экономия средств).
  4. Совместное обучение / повышение квалификации детских и школьных библиотекарей.
  5. Использование общего профессионального методического инструментария.
  6. Рациональное использование материально-технической базы.
  7. Взаимодействие со всем школьным сообществом (дети, учителя, родители).
  8. Поддержка субкультуры детства.

Вторая группа. Детские библиотекари представили себя специалистами школьных библиотек и определили, для чего им нужно сотрудничать с детскими библиотеками.

фото5

Информация – на любом поле

  1. Методическое сопровождение учителей, школьных библиотек.
  2. Использование ресурсов в досуговой деятельности.
  3. Информационная поддержка образовательного процесса.
  4. Финансовая выгода.
  5. Пиар-стратегия (более высокий уровень этой работы и широкий охват аудитории).
  6. Стимулирование читательской активности.
  7. Использование личных контактов в сфере культуры.
  8. Раскрытие творческих способностей ребёнка.
  9. Использование материально-технической базы.
  10. Релаксация ребёнка (в детской библиотеке «возвращают в детство»).
  11. Школьный библиотекарь на деле становится частью общего библиотечного сообщества.
  12. Помощь при организации электронного каталога в школьной библиотеке (в перспективе – ведение сводного каталога).
  13. Повышение квалификации (участие в семинарах и т. д.).
  14. Помощь в оформлении выставок.
  15. Развитие инновационной деятельности.

Третья группа. Управленцы представили себя школьными библиотекарями и определили, для чего им нужно сотрудничать с управленческим персоналом.

  1. Повышение квалификации, решение кадровых вопросов.
  2. Обоснованное бюджетное финансирование (школы обосновывают свои текущие и особые потребности – управленцы способствуют получению средств).
  3. Лоббирование интересов школьных библиотек на уровне власти.
  4. Создание нормативно-правовой базы для школьных библиотек.
  5. Пиар-интересы школьных библиотек.
  6. Поддержка крупных проектов, целевых программ для школьных библиотек.
  7. Социальная работа в поддержку школьных библиотек.
  8. Методическое и консультативное сопровождение деятельности школьного библиотекаря.
  9. Поддержка работы школьного библиотекаря через издательскую деятельность.
  10. Поддержка развития инновационной деятельности школьного библиотекаря.

Как видите, в игре родилось много интересных идей. И вывод был очевиден – взаимодействие необходимо. Все участники игры поняли, насколько они важны, интересны и значимы друг для друга: школьные библиотеки – для детских библиотек, детские библиотеки – для школьных библиотек, работники управляющих и методических структур – для школьных библиотек. Жаль, в аудитории не было учителей. С ними о сотрудничестве мы обязательно поговорим на следующей конференции, организовав для этого специальное мероприятие.

фото6

На школе библиотечного лидерства: ведущий А.Лисицкий (справа) и директор ГПИБ М.Афанасьев

Педагоги, директора школ, откликнитесь! Мы ждём ваших предложений о совместных проектах, общих направлениях работы с детскими и школьными библиотекарями. У нас много общих тем: информатизация школ и создание в них общей информационно-образовательной среды, продвижение чтения, развитие критического мышления, воспитательная работа. Мы готовы организовать открытую трибуну – для разговора, полемическую группу – для обмена мнениями, круглый стол – для выработки методики общей работы. Сделать это можно как на страницах нашей газеты, так и в рамках работы Крымской конференции.

На Крымской конференции есть ряд традиционно востребованных, популярных секций: автоматизированные системы и технологии, электронные библиотеки, интернет-технологии. Вопросы, рассматриваемые на этих заседаниях, для кого-то – старт, отправная точка в развитии. Для них на конференции регулярно проходят такие мероприятия, как школа-семинар ИРБИС, презентация новых возможностей АИБС «МАРК– SQL» и другие обучающие классы. А кто-то из участников – уже «свой среди своих». И таких год от года всё больше, крымский форум – хороший университет. Говорю это со знанием дела – проверила на себе.

…А между тем конференции исполнилось пятнадцать лет. И это, знаете ли, не шуточки. Что пожелать, поздравляя с юбилеем? Организаторам – сил и желания создавать одну из самых удивительных конференций. Участникам – радости ежегодных встреч с друзьями, коллегами. Всем остальным – приехать в Крым в следующем году и убедиться в правдивости моих слов. Удачи!

Фото Ирины Коткиной