Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2008

Татьяна Калашникова

Ретроспективный обзор литературы

Татьяна Владимировна
Калашникова

зав. библиотекой Северского
физико-математического лицея,
г. Северск Томской области

Бурное развитие технических средств обучения привело к возникновению нового педагогического понятия – технологии в образовании. Многие теоретики и практики поспешили именно в них увидеть основной путь повышения эффективности обучения, что стало особенно заметно с введением в учебный процесс персональных компьютеров. «Педагогические технологии» объединяют в себе представления о технических средствах и процессе обучения. При этом тот факт, что использование технических средств в обучении повышает «технологичность» учебного процесса, рассматривается многими уже как «эффективность» учебного процесса, но ведь «педагогические технологии» можно также рассматривать как совокупность педагогических методов и приёмов эффективного использования технических средств обучения и воспитания.

Ребёнок, будучи от природы одарённым учеником, в школе постепенно теряет интерес к обучению. Так часто случалось и случается. И дело здесь не в способностях детей, а в организации процесса обучения. С появлением компьютеров общество стало обладать средствами, способными придать этому процессу более естественный характер, в основе которого лежат естественное любопытство детей и средства для удовлетворения этого любопытства.

Знакомство школьников с компьютером, привитие навыков сознательного и рационального использования его возможностей в учебной деятельности, формирование представления об информации как одном из трёх основополагающих понятий (вещество, энергия, информация), на основе которых строится современная научная картина мира, – всё это важный вклад в формирование основ научного мировоззрения.

Прежде чем внедрять в свою работу новые педагогические технологии, необходимо ознакомиться с пособием «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 272 с.).

фото1

Предлагаемое пособие знакомит учителя с методом проектов, обучением в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем ученика», а также с широким применением компьютерных телекоммуникаций и сети Интернет в практике преподавания. Авторы выбрали эти новые «педагогические технологии» из всего многообразия инновационных направлений по двум причинам. Во-первых, потому, что в условиях ещё существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс и могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Во-вторых, потому, что эти истинно педагогические технологии являются гуманистическими не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте. Они обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Это наиболее популярные в настоящее время во всех развитых странах технологии.

В сборнике «Информационные технологии в российском образовании» (Информационные технологии в российском образовании. – М.: Эврика, 2003. – 144 с. – (Библиотека культурно-образовательных инициатив)) представлены материалы федеральных экспериментальных площадок «Эврика», посвящённые широкому спектру проблем, связанных с развитием и использованием информационных технологий (ИТ) в различных образовательных пространствах. Он адресован коллективам инновационных образовательных учреждений, педагогам-экспериментаторам. В сборнике опубликованы материалы на темы:

Два изменения не заметила современная школа: как изменились время и пространство. Время перестало быть единым для всех, унифицированным.

Разговоры о внедрении ИТ в учебный процесс ведутся столько лет, сколько существуют персональные компьютеры. А воз и ныне там. Уж не химера ли это – информационные технологии как часть учебного процесса? Попробуем вместе с автором статьи «Плюс компьютеризация всей страны…» Антоном Уколовым (Уколов А. Плюс компьютеризация всей страны… / А. Уколов / / Лицейское и гимназическое образование. – 2003. – № 8. – С.16-21) взглянуть на эту проблему издалека и с разных точек зрения.

Идея использования компьютеров в учебном процессе возникла ещё тогда, когда они были большими в буквальном смысле этого слова. Уже тогда педагоги задавались вопросом: почему бы не передать компьютеру часть функций преподавателя, например контроль знаний или тренинг конкретных умений и навыков? Об изучении нового материала речь не шла, поскольку выразительные средства машины в те годы не могли конкурировать не только с живым человеком, но и с обычным учебником. Основное достижение тех лет – теоретическое обоснование способов, методов и средств тестового мониторинга в различных областях. Вторая волна интереса к использованию компьютеров в обучении связана с их относительной доступностью. 80-90-е годы прошлого века ознаменовались появлением новых компьютерных средств представления и обработки информации, развитием глобальных сетей. Далее автор говорит также о том, что использование ИТ – не панацея, оно оправдано тогда и только тогда, когда их применение повышает скорость усвоения, объём, качество приобретаемых знаний, умений и навыков по сравнению с классическими образовательными технологиями, способствует более точному формированию понятий и образов, предоставляет учащемуся дополнительные средства для самореализации.

Состоится ли прорыв к новому качеству образования на втором этапе компьютеризации школ? Виктор Яндола, учитель информатики Красногорской школы-интерната в одноимённой статье, опубликованной в журнале «Народное образование», № 1 / 2006, поднимает очень интересную и актуальную тему. Сколько бы ни разрабатывалось компьютерных обучающих (весьма, кстати, недешёвых) программ «вдали от школы», приспособить их к конкретному уроку того или другого учителя нелегко. Но есть у нас в школах немало энтузиастов, которые добровольно и бескорыстно берут на себя эту трудную миссию. Она особенно важна сегодня, когда реализация национального проекта «Образование» требует использования компьютерных технологий на уроках по всем предметам. Энтузиазм педагогов можно использовать и на государственном уровне – было бы желание.

Современное общество можно назвать информационным. Это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главные продукты производства – информация и знания. В сфере образования сегодня можно выделить следующие признаки информационного общества:

– расширяются источники получения знаний;

– образование можно получать в любом возрасте и в любое время;

– местоположение учебного заведения и место проживания обучаемого не имеют особого значения;

– обучаемый может составлять программу обучения в соответствии со своими потребностями и уровнем развития.

Изменения в обществе требуют повысить профессиональную компетентность педагогов, а также корректировать содержание отдельных предметов. Об этом можно прочитать в статье Василия Гофнера «Информационная пассивность учителя», опубликованной в журнале «Народное образование», № 2 / 2005.

Мир меняется, и ничто не остаётся без изменения. Сами события жизни подталкивают к новому мышлению. Необходимо формировать мышление, обращённое в будущее и способное решать задачи развития общества. Использование в процессе обучения новых информационных технологий может выступать в качестве средства организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие творческой, самостоятельно мыслящей, стремящейся к профессиональному непрерывному совершенствованию личности.