Татьяна Рудишина
Привыкли мы, что художник-иллюстратор – это имя прилагательное, в смысле, что он как бы прилагается к автору текста. Даже если иллюстратор сам Гюстав Доре. Нас, правда, на кафедре детской литературы и работы с детьми Московского государственного института культуры учили, что у книги для детей непременно два автора – писатель и художник. Они и запоминались парами: Чуковский – Конашевич, Маршак – Лебедев, а если брать более позднее время, Токмакова – Токмаков.
Увы, сегодня имя художника редко бывает на слуху. Хуже того, иллюстрации к одной книжке рисуют в унифицированном стиле несколько художников, чьи имена не всегда в выходные данные книги попадают. А тут – небывалый случай. В новой книге стихотворений для детей «Тумбер-Бумбер» Юнны Мориц, которая вышла в совсем молодом и пока ещё малоизвестном издательстве «Папа Карло», художнику книги посвящено стихотворение. Причём не вообще художнику, а конкретному – Евгению Антоненкову, соавтору Юнны Петровны. Оно так и называется «Художник»:
По улице Поэтской
Походкой молодецкой
При дождевой погоде,
А также снеговой,
Идёт, как все мальчишки,
Художник этой книжки
С глазами голубыми,
С весёлой головой.
И никаких сомнений,
Зовут его Евгений,
Он двигает ушами
Фантазии живой,
Зовут его – Художник
Евгений Антоненков,
Сто красок и оттенков
С весёлой головой, –
При дождевой погоде,
А также снеговой!
А в жаркую погоду
Он весь ныряет в воду,
Он с кисточкой ныряет, и вместе им видней
Сто красок и оттенков,
Которыми играет
Художник Антоненков,
Река и всё, что в ней.
Тогда его одёжка
Отдельно загорает,
Рисуя рукавами
Картину жарких дней.
Но из реки немножко
Виднеется обложка,
Художник Антоненков –
Написано на ней.
Вы обратили внимание, что этот самый Евгений Антоненков «двигает ушами»? А умеет он это делать, осмелюсь предположить, ещё со времени предыдущей работы над текстами Юнны Мориц, когда ими, поэтом и художником, сотворялась книжка «Двигайте ушами» (М. : РОСМЭН, 2003). В ней поэт рассказывает, зачем надо двигать ушами. Антоненков это двигание поддерживает, иначе он бы не поместил портрет Юнны Петровны (между прочим, очень похожий на оригинал) на ионическую колонну с канелюрами:
Только двигая ушами,
Я могу стихи писать,
А не двигая ушами,
Начинаю угасать.
Если уши, словно груши,
Вдруг повисли на плечах,
Значит, носит эти уши
Тот, кто творчески зачах.
Пони двигают ушами,
И котята, и щенки.
Потому что их ушами
Тоже пишутся стишки!
Зебра двигает ушами,
Словно листьями дубрав,
Так же двигает ушами
Ослик, мышка и жираф.
Я чешу их за ушами
В те особенные дни,
Когда двигаю ушами
Даже лучше, чем они!
Чтобы, двигая ушами,
Я могла стишки писать,
Меня тоже за ушами
Надо ласково чесать!
А вообще-то поэт Юнна Мориц – сама замечательный художник. Только никогда до самой последней книжки сама свои произведения не иллюстрировала. Но в 2005 году в издательстве «Время» вышел сборник её стихов «По закону – привет почтальону», где в оформлении была использована её графика. Из издательской аннотации: Благодаря уникальности своего таланта, Юнна Мориц превращает цвет и линию в язык своей поэзии, в такие стихи, – и в этом её принципиальное отличие от «рисующих писателей». Так ли это, судите сами:
Я написала женщину на чёрном,
И вся она – из листьев и цветов,
В её пространстве, ярко освещённом,
Мерцают волны в зареве портов,
Где я была в другом тысячелетье,
Где оттиск мой остался на песке, –
Как волны, как цветы, как листья эти
Остались чудом у меня в руке.
Прощай, моя красавица на чёрном,
В тебя влюблён один заморский гость,
Он ходит за тобой котом учёным
И улыбается во всю зубную кость.
А ты ему подмигиваешь листиком,
Где нет зрачка, но обитает глаз.
Он думает, дурак, что это – мистика,
А это – взгляд, преследующий нас.
Рисунки Евгения Антоненкова и Юнны Мориц