Яков Шрайберг
Ежегодный доклад конференции «Kрым», год 2008-й*
2. ИКТ, технические суперновинки и поможет ли нам технический прогресс справиться с информационной экспансией?
Следует опасаться ненужных новшеств,
и особенно если они продиктованы
здравым смыслом.
Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании
в 1940–1945 гг. и в 1951–1955 гг.
Человеку не хватает мудрости
успокоиться на достигнутом.
Даниэль Дефо, английский писатель XVII–XVIII вв.
Перефразируя слова Даниэля Дефо, можно сказать, что в современном информационном мире именно мудрость, ум и гений человечества позволяют техническому прогрессу совершать чудеса, и в первую очередь упомянем некоторые уже анонсированные достижения в миниатюризации средств ИКТ, так важных сегодня для информационно продвинутого пользователя библиотек и электронных ресурсов.
– Такие желанные для многих смартфоны ipod – ёмкость памяти этих устройств возрастёт в 150 тыс. раз выше сегодняшней (удельная плотность 500 тыс. Гбайт вместо 3,3 Гбайт на кв. дюйм); размер самого устройства не изменится.
– Ноутбук (Apple) толщиной 1,94 см легко помещается в конверте для бумаг формата А4.
– Мобильный МР3 плеер Cube3 компании MobiBlu (объём 1 куб. дюйм), цветной дисплей для подкастов или видеоинформации – самый маленький в мире.
– Флэш-память Super Talent, 12,4 х 3,4 мм, в водонепроницаемом корпусе, объём 8-16 Гб, аналоги уже продаются в Москве.
– Японская компания Buffalo выпустила миниатюрную сетевую систему хранения данных LinkStation Mini объёмом 1 Тб (размеры 13 х 8 х 4 см), вес 500 г.
– Фирма Sony выпустила самый тонкий в мире экран толщиной 0,2 мм по технологии OLED (organic light emitting diode), которая идёт на смену ЖК-технологиям.
Миниатюризация в области средств ИКТ использует самые совершенные технологии, в том числе и нанотехнологии.
По некоторым прогнозам, в ближайшее десятилетие ежегодный объём рынка нанотехнологий в мире составит: по наноматериалам – 340 млрд долларов, в электронике – 300 млрд, в медицине – 180 млрд, в энергетике – 45 млрд. При этом правительства ряда стран, в том числе и России, уже выделили из бюджета большие средства и объявили программы по исследованиям и практическим работам в этой области. Сегодня нанотехнологии – одна из ключевых тенденций развития аппаратной части ИКТ.
Вообще, уровень ИКТ и рейтинги стран в соответствии с этим уровнем – очень полезная оценка, вопрос – как считать. В первом мартовском выпуске газеты «PC Week» за этот год приведены данные оценки Лондонской школы бизнеса, и, в частности, Россия набрала 6,11 балла по десятибалльной шкале, опередив такие страны, как Индия и Китай. Это – показательный и оптимистический результат, но не надо забывать, что методики оценки уровня развития ИКТ используют разные схемы для развитых и развивающихся стран, и если бы этот рейтинг определялся по первой схеме, то результат России был бы много ниже.
Это ведь очень важно для развития библиотечно-информационной инфраструктуры, да и для общества в целом, знать уровень развития ИКТ в стране и правильно оценивать национальные реалии. В оценках развитых стран давно уже не учитывают количество телефонов, каналов Интернета, доступность Интернета из дома, число домашних компьютеров и т. д. Это – давно пройденный этап, и уровень развития ИКТ в развитых странах оценивают по таким параметрам, как, например, число 3G телефонов, используемых населением, распространённость Интернет-банкинга, выручка от веб хостинга на душу населения и др.
Уровень развития ИКТ в стране – очень важный параметр, характеризующий состояние общества, и в частности – уровень развития информационного общества. И библиотечный сектор играет в этом свою роль. Одним из наиболее достоверных критериев оценки считается предложенный известным британским аналитическим центром The Economist Intelligence UNIT индекс e-readiness (индекс готовности общества к электронным технологиям и электронному окружению). Этот аналитический центр использует данные многих аналитических и статистических агентств, а сам индекс рассчитывался на базе 100 количественных и качественных показателей, сгруппированных по шести взвешенным категориям:
– уровень развития ИКТ-инфраструктуры;
– бизнес-климат в стране;
– цифровая грамотность;
– правовая поддержка;
– политика государства в областях, связанных с использованием ИКТ;
– практическая польза, которую получает бизнес и население от внедрения ИКТ.
Сергей Карелов, эксперт газеты «PC Week», анализируя в конце 2007 г. индексы e-readiness за 2006 и 2007 гг., связывает низкое место России с отсутствием в стране равных условий конкуренции в ИКТ-бизнесе и реальным отсутствием программных, неизменных и общих для всех «правил игры» в бизнесе в целом.
Если в 2006 г. Россия была на 52-м месте, то в 2007 г. – уже на 57-м; правда, Украина – на 60-м, Казахстан – на 64-м и Азербайджан – на 68-м; в то время как первые места устойчиво держат Дания, США, Швеция, Гонконг, Швейцария, Сингапур, Великобритания. И хотя 7 февраля 2008 г. Президент России подписал основополагающий документ для страны – «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации», в этом документе нет раздела, посвященного новым «правилам игры» ИКТ-бизнеса. Видимо, правы те эксперты, которые утверждают, что каждая страна, возможно, имеет то информационное общество, которое заслуживает. В то же время нижеследующий список показывает, какие основополагающие документы, нацеленные на поднятие уровня информационности российского общества, были приняты в Российской Федерации за последние 1,5–2 года:
– Государственная программа по созданию технопарков в сфере высоких технологий.
– Федеральный закон о льготном налогообложении экспортно-ориентированных компаний отрасли ИКТ.
– Продолжение осуществления проектов по Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (до 2010 г.).
– «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации».
– Федеральные целевые программы «Нанотехнологии», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» и др.
– Вступление в силу 4-й статьи Гражданского кодекса Российской Федерации и ряд других.
– Послание Президента Федеральному Собранию.
Видимо, этого мало, видимо, более сильные экономические и социальные мотивы нужно затронуть, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Маленький пример. В стране 49,5 тысяч общедоступных библиотек (из 130 тысяч, имеющихся в Российской Федерации). В это число входят все муниципальные, областные, федеральные и другие библиотеки, прямо или косвенно находящиеся под эгидой Министерства культуры страны. Сколько из них имеют компьютеры? – Всего 17%! А сколько – доступ в Интернет? – Вообще около 7%, при этом больше трети – совсем не имеют телефонной связи или имеют с ней проблемы. Нужны ли еще слова? 8-й год информационного века нового тысячелетия!
Сегодня по удельному производству электроники на душу населения США опережает Россию в 90 раз, Япония – в 80, западноевропейские страны – в 40. Но определённые сдвиги уже есть, ожидается, что к 2011 г. за счёт более серьёзных инвестиций, в том числе государственных, ситуацию удастся поправить, и технологическое отставание в области микроэлектроники России удастся минимизировать, причём, что главное, – за счёт собственной элементной базы. Давайте заставим себя в это поверить!
Сфера ИКТ сегодня в мире столь бурно развивается, что на перечисление только программно-технических новинок потребуется несколько дней, поэтому я опускаю этот интереснейший и познавательный сегмент рынка ИКТ (всё равно в библиотеках используется лишь мизерная часть появляющихся новинок, прежде всего, конечно, по финансовым соображениям) и постараюсь лучше кратко проанализировать главные тенденции и проекты развития данной сферы. Это, безусловно, важнее.
Как я уже говорил в прошлом году, аналитики прогнозируют скорое наступление информационного беспредела – из-за огромного количества ежедневно генерируемой цифровой информации, хранимой и передаваемой по каналам связи
(160 экзабайт в 2007 г.); к 2010 г. прогноз составляет почти 1000 экзабайт. Устройства хранения информации не успевают за её ростом. Информации столь много вокруг, её становится невозможно даже оценить, и проблема с её хранением грозит вылиться в информационный коллапс.
Другая, уже хорошо известная, но продолжающая усугубляться проблема есть проблема неравномерности расширения цифрового пространства: на долю развивающихся стран сейчас приходится лишь 10% информации, но зато рост этого показателя увеличивается на 30–40% быстрее, чем в Америке и Западной Европе. Однако имеется одно важное уточнение: это улучшение, как правило, происходит за счёт неструктурированных данных – цифровых изображений, музыки, голосовых пакетов, что уже сейчас в общем объёме составляет 95% всей генерируемой цифровой информации в Интернете. Но эту проблему всё же можно решить: в конце концов, есть средства, позволяющие перевести неструктурированную информацию в структурированную, есть метаданные, с помощью которых её можно описать, и т. д.
Первая обозначенная нами проблема гораздо важнее: что делать с лавинообразным мировым потоком цифровой информации и как библиотекам строить свои цифровые архивы в условиях информационного беспредела и «перенаселения» Интернета?
Специалисты в области ИКТ и управленческий персонал уже несколько лет озабочены всерьёз и срочно разрабатывают различные методики упорядочения технологии и критериев отбора для хранения информации: хранить нужно то, что нужно хранить; схемы хранения «на всякий случай» или «пусть будет, может, потом пригодится» уже не актуальны и даже вредны. Чтобы информационное пространство в 2010 г. не захлебнулось, надо срочно работать уже сейчас.
Все генераторы цифровой информации и, конечно же, библиотеки должны по-новому взглянуть на создаваемый и хранимый цифровой контент, повысить его динамичность, устранить ненужное дублирование и больше времени уделять вопросам оптимизации хранения и управления информацией. Технический прогресс, конечно, поможет с реализацией хранения, но главное – оптимальное управление лавинообразными информационными потоками.
Весной этого года директор Центра цифровой трансформации при Университете штата Пенсильвания (США) опубликовал свой прогноз относительно главных технологий (точнее сказать, социотехнологических блоков) предстоящего десятилетия (2008–2018 гг.) и выделил 10 главных:
– Новый физический уровень; это, по сути, новшество ИКТ-революции: вычислительные комплексы, мобильная связь, миниатюризация средств ИКТ и др.
– Опутывание Всемирной паутиной – постоянное присутствие в Интернете, главным образом, молодёжи до 30 лет в основном как потребителей видео- и аудиоинформации, музыки, различных чатов и т. д.
– Расширение использования новых компьютеров и интернет-технологий в медицине, в том числе и для создания взаимозаменяемых элементов организма.
– Более высокий уровень интеграции технических и коммуникационных средств – подключение к Сети видеокамер, транспортных систем и массы других устройств и гаджетов.
– Тесное переплетение и постоянное присутствие таких понятий, как риск, доверие, адекватность, безопасность, защита, в информационном и вообще человеческом общении людей.
– Новые схемы управления потоками данных, финансовые потоки в Сети, общественный контроль и личная жизнь – всё это поставит в центр внимания общества ближайшее десятилетие.
– Человеческие периферийные устройства: привычные нам клавиатура и мышь уступят место трёхмерным сенсорным манипуляторам и даже мысленным приказам компьютерам.
– Нововведения в образовательных процессах, связанные с необходимостью подготовки молодёжи к новым, пока ещё неясным виртуальным профессиям (соответственно, потребуется изменение организационной структуры образовательной системы).
– Изменение критериев оценки истины, и главное – изменятся авторитеты: блоги, социальные сети и безграничный цифровой контент приведут к утрате легитимности традиционных инстанций.
– «Силиконовые эмоции»: меняется природа взаимоотношений и проявление чувств – между людьми появляется множество технических посредников, в первую очередь компьютеров и средств связи.
Можно по-разному относиться к вышесказанному прогнозу, особенно к некоторым его компонентам, но в целом, мне кажется, автор охватил всё существенное и, главным образом, соединил технологическую и социальную составляющие. А это особенно важно, причём необходимо подчеркнуть, что уже невозможно рассматривать отдельно эволюцию аппаратно-программных средств, эволюцию ИКТ и Интернета: всё переплелось, всё охвачено Интернетом, всё конструируется, производится и эксплуатируется для Интернета, с учётом Интернета, и вся IT-индустрия сегодня не то что неразрывно связана, просто практически отождествляется с эволюцией Интернета и физическим присутствием Сети практически во всём.
Конечно, во многих отраслях человеческой деятельности изменения происходят медленно и легко поддаются прогнозу, но только не в сфере высоких технологий (IT-отрасль). История
IT-отрасли полна примерами революционных перемен, причём регулярно случающихся. Например, в начале 1990-х развивались технологии работы с электронной почтой, а через 3–4 года уже совершенно новое направление – World Wide Web (WWW) – в корне изменило характер IT-бизнеса. Но и это продолжалось недолго: в 2000 г. и последующих годах стал меняться сам характер присутствия в Интернете – на смену статичным страницам приходят динамичные и взаимосвязанные сайты на базе сервисно-ориентированных технологий и технологий Web 2.0. А дальше что? Год прошедший принёс немало инноваций в IT-область, и некоторые из них сулят стать очередным прорывом в этой области, просто первое время они обычно незаметны или их не замечают, а потом, образно выражаясь, рвут волосы на голове. Классический пример: гигант и лидер компьютерного рынка фирма IBM не стала разрабатывать универсальное системное ПО, уступив это компании Microsoft, и оставила в стороне интересы своих пользователей (чего, кстати, не сделала компания Apple, оставив за собой и «железо», и «софт»). Мало кто понял огромные перспективы WWW, даже Билл Гейтс их проморгал (вообще история о том, почему всё же фирма IBM уступила Microsoft право разработки операционных систем и фактически породила империю Билла Гейтса, покрыта завесой, и всю правду, наверное, никто и не узнает).
Кстати, к своему 15-летнему юбилею работы в России (2007 г.) московское представительство Microsoft подошло с рекордным показателем динамики развития бизнеса: по сравнению с 2006 г. бизнес компании в нашей стране вырос на 107%, и годовой объём бизнеса по оценкам экспертов составляет порядка 1 млрд долларов. Интересны данные по основным показателям роста бизнеса Microsoft в России в 2007 г.:
– общее число работников представительства – 500;
– продано более 3,1 млн лицензионных копий Windows, из них 521 тыс. – Vista;
– продано 400 тыс. пакетов Microsoft Office 2007;
– самым значительным стал рост продаж операционных систем для мобильных устройств – 148% (по данным «PC Week», № 35, сентябрь 2007).
В целом в мире компания Microsoft ведёт сегодня очень наступательную политику на всем фронте ИКТ. Не останавливаясь в развитии своего лидерства в области системного ПО, компания неожиданно для многих в середине прошлого года продемонстрировала новейшую разработку – компьютер Surface, который представляет собой стол с мультисенсорной поверхностью, выполняющей функции системного блока, монитора, клавиатуры и мыши, причём работать могут сразу несколько пользователей. По словам Билла Гейтса, Surface «обладает отличной интуицией и распознаёт любое желание пользователя».
Но и это не всё. Microsoft уже присматривается к Google и пока активно начала скупку акций других интернет-компаний.
Тем не менее, как это ни странно, но некоторые инновации, вокруг которых сегодня много шума, могут уйти в тень, тогда как кажущиеся пока неперспективными другие новинки способны открыть новые пути развития ИКТ.
Кратко оценив часть этих новинок 2007 г. представлением суперразработок в миниатюризации ИКТ в начале данного раздела, завершим его представлением ряда крупных системных решений и технологий, особенно важных для библиотечно-информационного пространства.
1. Уже отмеченная нами тенденция коммуникативности: мобильный телефон–смартфон– iPhone–ЭЧУ–ноутбук – «всё в одном и в миниатюре» – продолжает активно развиваться.
2. Открытые социальные сети – первые разработки носили закрыто-корпоративный характер, однако в прошедшем году появились открытые платформы Facebook, Open Social (предложение Google) и Open ID, причём, благодаря последнему проекту, появилась возможность связать их между собой, это – очень серьёзная новая интернет-технология, объединяющая сразу несколько крупных современных тенденций развития ИКТ и информационного общества в целом:
– открытость сетей коммуникаций;
– открытый доступ к информации;
– корпоративность;
– однократность входа и учёта.
Социальная сеть – это специализированный интернет-сервис для поиска коллег, друзей, родственников, для налаживания деловых контактов, для неформального общения интернет-пользователей.
Социальные сети становятся одним из важнейших сегментов Интернета и, в частности, активно развиваются в Рунете (виртуальном пространстве, примерно соответствующем бывшей территории СССР. – Прим. ред.).
Несколько примеров. Более 8 млн пользователей ожидает собственная социальная сеть Росбизнесконсалтинга «Вспомни. ру»; сеть оформлена в стиле советского ретро 1980-х годов и предлагает поиск старых друзей, коллег, родственников, событийной информации. Огромную популярность получили сеть «Одноклассники. ру», сеть «МойКруг. ру» и ряд других. Крупнейшие интернет-холдинги, и прежде всего «три кнопки Рунета» – Rambler, Yandex, Mail.ru, серьёзно «инвестируют» социальные сети, предлагая им свою рекламу и получая доступ к информации их пользователей.
3. Новые веб-приложения, к которым надо отнестись серьёзно, это очень серьёзный прорыв в области интернет-технологий, в первую очередь AJAX (Asynchronous Java Script + XML), Flex, JSON (JavaScript Object Notation), они дают возможность пользователю работать с веб-приложениями как с настольными программами (пример – виджеты, о которых я уже упоминал).
Для справки: AJAX – основанный на стандартах язык, позволяющий разрабатывать насыщенные веб-интерфейсы, которые совершенно одинаково функционируют в любом браузере, созданном с соблюдением стандартов. Этот язык использует давно известные инструменты и позволяет с их помощью создавать интерактивные веб-приложения. Adobe Flex (Flex) – создает такие веб-приложения, которые могут применяться не только в среде браузера; эти платформы используют ещё и технологии, и средства, не связанные с Интернетом.
Другой пример – приложения Google, такие как Google Aps или Google Street View, которые показывают, как успешно можно сочетать веб-среду с привычными функциями пользовательского интерфейса.
4. Повышение внимания к защите информации, шифровка требуемых сегментов информации – пример фирмы Cisco, которая в 2007 г. совместно с фирмой RCA предложила систему шифровки для хранения информации в корпоративных сетях. Это – один из примеров хорошей организации системы защиты и неслышного управления ею. Фирмы опасаются за безопасность своей информации, и не зря: всё большая доступность интернет-ресурсов открывает дорогу для всяческих несанкционированных входов, и эта проблема становится сегодня также одной из ключевых.
5. Семантическая сеть. Несмотря на то что создатель WWW Тим Бернерс-Ли еще в 1998 г. выдвинул идею семантических веб-технологий (рис. 8), только в прошлом году появились первые продукты и производители, такие как Joost (онлайновый видеосервис) и Geolines (картографическая система).
Основная идея технологий семантического Web состоит в том, чтобы позволить хранить в Интернете не только документы, но и сведения об их смысле. Для этого информация о смысле документов добавляется в описание самих веб-страниц на языке, который легко обрабатывается компьютером, как html (уже существуют семантические языки разметки, такие как Resourсe Description Framework, Web Ontology Language, Topic Maps) и др. Данная технология представляет новые пути развития информационного и вообще любого бизнеса, которые могут привести к значительному росту доходов (пока пользуется менее 1% от целевой аудитории в Интернете). Говоря упрощенно, семантический Web позволит рассматривать Интернет в целом как базу данных, c которой могут работать любые существующие и новые приложения. Семантический Web начинает пользоваться большой популярностью, некоторые называют его Web 3.0, он уже поддерживает стандарты RDF, OWL, SPARQL и уверенно завоёвывает интернет-пространство. Прогноз настолько оптимистичен, что в ближайшее время может произойти смена парадигмы WWW.
3. И всё же ещё об Интернете
Вы еще не успели об этом подумать,
а оно уже есть в Интернете.
Народная мудрость
Народная мудрость подтверждает истинную «народность» Интернета: Глобальная Сеть стала всемирной единой коммуникационной средой, без которой сегодня немыслима дальнейшая эволюция человечества. Прошедший год ещё больше расширил пользовательский сегмент Сети, лавинообразно увеличиваются число сайтов и объёмы электронных ресурсов; в геометрической прогрессии растёт трафик в Сети. Основу информационного пространства в подавляющем большинстве составляют музыка, видео, игры, чаты, электронная почта и, конечно же, спам. Некоторые аналитики считают, что 90% трафика в Сети составляет спам, но серьёзно никто с ним не борется. Почему же? Одна из причин – спам мешает пользователям, но особенно не мешает провайдерам: представьте себе Интернет как дорогу с двумя одинаковыми полосами – туда и обратно. Так вот, оттуда пользователи выгружают мегабайты и гигабайты, а туда посылают лишь килобайты команд, и эту пустую дорогу как раз и используют спамеры (рис. 9). Но это уже ненадолго.
Рис. 8. Вот он, основатель WWW
и семантического Web Тим Бернерс-Ли;
К Интернету активно начинают подключаться разнообразные гаджеты (мобильные телефоны, МP3 плееры, навигаторы, органайзеры, цифровые фотоаппараты и др.), и их уже миллионы; они не только выгружают информацию из Сети, но и отправляют её на всевозможные мультимедийные сайты (FaceBook, YouTube, MySpace и др.), и это одна из нарастающих тенденций современного Интернета – выставление на всеобщее обозрение своих фотографий, видео, музыки, а вовсе не библиотечных каталогов. Для справки – компания YouTube была основана в 2005 г., и на сайте можно бесплатно смотреть и загружать разные видеоролики; число просмотров достигает 100 млн в сутки. В конце 2007 г. компанию YouTube купил Google и начал активно готовить русскоязычную версию сайта; версия уже работает и обеспечивает более 600 тыс. русскоязычных посетителей в сутки.
Трафик в Интернете начинает расти лавинообразно, причём уже в обоих направлениях, а впереди нас ждёт интернет-видео с высоким разрешением (гигабайтные файлы), и вообще телекомпании поняли, что смогут гораздо больше зарабатывать, если будут продавать не телепередачи, а рекламу, а свои передачи распространять через Сеть. Новое оборудование уже начинает не успевать обеспечивать требуемую пропускную способность, спрос на услуги высокоскоростного «железа» и провайдеров магистральных каналов очень велик. Таким образом, первый прогноз на ближайшее будущее: «ездить» по Интернету будем, как по московским автострадам в час пик, пока производители аппаратно-программных средств и информационные менеджеры не оптимизируют процессы обработки информационных потоков и загрузки каналов Сети.
Второй прогноз – никуда не деться от экспансии мобильного и беспроводного Интернета; в аукционах на лицензирование частот беспроводных каналов уже начинают участвовать интернет-компании, в частности Google, в дополнение к известным грандам, таким как AT&T, Verizon, Comcast и др. Желание Google понятно: несмотря на наличие самой большой в мире базы знаний (более 60% рынка поисковых услуг), она зависит от других компаний в области доступа к Интернету, и не может, в частности, пока обслуживать пользователей с их мобильных телефонов.
Рис. 9. Интернет как дорога
с двухсторонним движением
На недавно завершившемся в США аукционе по продаже частот спектра 700 МГц лицензию на блок «С» – беспроводную сеть национального масштаба – выиграл не Google (редкое поражение интернет-гиганта за последние годы). Победитель – Verzon Wireless, далее идут AT&T и другие компании. И хотя Google в число победителей аукциона не вошёл, компания добилась своей цели: победитель обязан будет создать открытую широкополосную сеть, в которой смогут работать любые устройства, в том числе и на платформе Google Android (операционная система Google для мобильных телефонов). Мобильный Интернет вступает в новую фазу, и к этому необходимо быть готовым, в том числе и держателям в Сети библиотечных каталогов и баз данных.
Третий прогноз – всё больше будет открытых технологий, открытых ресурсов, открытых средств программного обеспечения, распространяемых в Интернете, и об этом мы поговорим отдельно. Пока – маленький пример. Недавно тщательно защищенный iPhone фирмы Apple был взломан в Германии для запуска Skype и другого ПО поставщиков. Apple собралась применить санкции, а германский суд обязал всех местных операторов открыть все iPhone, продаваемые в стране. И разработчики тут же стали готовить новые приложения. Продолжается экспансия программного обеспечения с открытым кодом, в том числе и прикладных систем, которые вовсю примеряются к библиотекам, но здесь не так всё просто и однозначно.
Четвёртый прогноз – несмотря на лавинообразные потоки, захламляющие Интернет, всё же свобода обмена и передачи информации является одной из наиболее значимых особенностей Интернета. Чтобы не превратить Глобальную Сеть в общемировую помойку, необходимо соблюдать определённые правила, следовать общепринятым социальным регуляторам поведения.
И хотя пока эффективность таких рекомендаций невысока, тем не менее перспективно мыслящие люди верят в цивилизованный путь развития Интернета и разрабатывают различные схемы и кодексы поведения в Интернете. Да, сегодня забота о будущем социальной окраски Интернета беспокоит многих, и один из кодексов поведения в Сети, опубликованный в конце 2007 г. в журнале «Компьютер Пресс», я хочу вам предложить.
- Отвечать за свои слова.
- Не писать ничего, что не сказали бы лично.
- Перед руганью связываться приватно.
- Принимать меры против нападок на других.
- Не допускать анонимных комментариев.
- Игнорировать провокаторов (trolls).
- Поощрять исполнение правил.
- Не раскрывать источники.
- Быть разумным в удалении комментариев.
- Не причинять вреда.
Рис. 10. Кодекс поведения в Интернете
Да, это, конечно, хорошие слова, но, как говорил Марк Твен, «если бы все люди думали одинаково, никто не играл бы на скачках».
Привычно стало говорить о статистике Интернета, хотя уже в скором будущем это должно потерять свою актуальность в силу расширяющейся повседневности Сети. Темпы роста числа пользователей и объемов ресурсов Интернета стабилизировались и уже не поражают воображение. Эксперты в США считают хорошим показателем информационности общества в стране, если более половины жителей являются пользователями Сети. В мировом рейтинге в лидерах продолжают оставаться Дания, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Исландия, где Сетью пользуется около 80% жителей, чуть меньше эта цифра в США, Канаде, Южной Корее, Австралии; всего в мире насчитывается порядка
Рис. 11. Европейские страны с наибольшим использованием Интернета (www.antula.ru)
1,5 млрд пользователей. Относительно размера российской интернет-аудитории мнение неоднозначно и разброс здесь большой. Так, на уровне руководства страны озвучивались цифры – до 40 млн человек, в то время как Яндекс и Рамблер фиксируют не выше 30 млн, а зарубежные агентства, в частности Gallup Media, считают, что цифры тут ещё меньше. Всё, конечно, зависит от методики расчёта, от учёта публичных компьютеров в гостиницах и интернет-кафе, не говоря уже о мобильном Интернете. Тем не менее прогресс в России налицо, и можно с уверенностью утверждать, что население страны на 20–25% интернетизировано. Более того, даже по этим оценкам, Россия по абсолютным цифрам занимает 11-е место в мире по числу интернет-пользователей и 5-е место в Европе (по состоянию на май с. г., рис. 11) и одно из первых мест в мире по темпам развития сегмента широкополосной связи для населения страны.
Тем не менее в библиотеках страны ситуация оставляет желать лучшего. Если не иметь в виду крупные федеральные, областные и университетские библиотеки, то в целом даже стыдно называть тот процент «интернетизированных» библиотек из 130 тысяч, имеющихся в стране (ещё занимая должность первого вице-премьера, Д.А.Медведев недавно назвал цифру 9%). И это при огромных темпах роста интернет-индустрии. Видимо, географическое отдаление, труднодоступность и хроническое недофинансирование не скоро позволят серьёзно улучшить эти параметры. Остаются надежды на широкополосную связь, беспроводные технологии и целевые программы. И это – реальные прогнозы: национальный проект «Образование» подключил к Интернету десятки тысяч школ, и школьным библиотекам стала доступна Сеть; в концу 2007 г. было зарегистрировано более
3 млн домашних широкополосных подключений, а динамика беспроводного Wi-Fi1 доступа в России весьма показательна (рис. 12).
Рис. 12. Динамика изменения числа хот-спотов2 в России в 2003–2007 гг., в тысячах
(Компьютер-Пресс, февраль 2007 г.)
Библиотечно-информационному и особенно издательско-книготорговому сообществу необходимо знать ещё о некоторых особенностях современной жизни Сети, в частности Рунета. Компания Google, о которой я ещё скажу позже, познавая российский рынок, многие вещи ещё не освоила, но в целом можно отметить три негативных момента, имеющих отношение к интернет-бизнесу:
– недовольство пользователей интернет-магазинами и интернет-торговлей в целом по следующим причинам:
- несоответствие указанной на сайте цены реально требуемой для оплаты сумме,
- недостаточная компетентность персонала интернет-магазинов,
- отсутствие возможности приобрести товар по кредитной карте или в кредит,
- слабая логистика;
– слаборазвитая система электронных платежей и электронной коммерции в целом;
– плохая защищённость коммерческой информации, мошенничество и ненадёжность интернет-посредников и даже поставщиков товаров и услуг.
Но есть и очень любопытные факты. В мире, по данным онлайн-исследования агентства Nielsen, покупки в интернет-магазинах делают 85% пользователей Сети (900 млн человек). Лидерами интернет-покупок являются Южная Корея (99%), Великобритания, Германия, Япония (97%); покупают чаще всего авиабилеты, DVD, одежду, книги, продукты. Но что интересно, то же агентство Nielsen утверждает, что несмотря на недовольство интернет-магазинами, 77% пользователей Рунета имеют опыт онлайнового шопинга, а лидерами продаж являются книги! Вот данные этого же источника в виде графика (рис. 13.).
Рис. 13. Самые популярные товары в Российской интернет-торговле (источник – Nielsen)
При этом, естественно, самый популярный способ оплаты в России – наличные при получении (около 60% опрошенных), а с помощью карточек удалось расплатиться примерно 20%, но для этого им пришлось в большинстве случаев самим приезжать в офисы поставщиков.
Общество, насыщаясь Интернетом, стало более жёстко выдвигать требования к Сети и сетевому окружению. Конечно, трудно согласиться с выступлениями или статьями на тему «Интернет – угроза обществу», «Интернет – нужна цензура», «Интернетом нужно управлять» и т.д. Мы хорошо знаем многие недостатки Интернета, мы должны учитывать их и бороться с ними, но мы также хорошо знаем, что такое запреты и цензура, и помним знаменитое изречение Джона Гилмора: «Интернет рассматривает цензуру как повреждение на линии и ищет обходные маршруты». При всём многообразии достоинств и недостатков, вспомним три главные добродетели Интернета:
- он никому не принадлежит,
- им могут пользоваться все,
- каждый может улучшить его – и будем радоваться, что у нас в информационном веке есть такой соратник, помощник и друг!
Продолжение – в следующих номерах.
* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в №18–2008.
1 Wi-Fi – стандарт оборудования беспроводной связи.
2 Хотспот – точка беспроводного общественного Wi-Fi доступа.