Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2008

Серия блицинтервью в антрактах конференции

Открытые столики у кофейни на набережной в Судаке – одно из самых рабочих мест конференции «Крым». Здесь назначают деловые встречи, чтобы договорить о чём-то после заседания, приходят в себя после напряженной дискуссии, берут интервью и обсуждают планы на будущее.
Вот и мы именно здесь встречали значимых людей из библиотечного мира и задавали им одни и те же вопросы. А ответы получались очень разные. Таких интервью могло быть и больше. Но... не все приходят пить кофе в одно и то же время.

рисунок1

Борис Степанович ЕЛЕПОВ, директор Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

Возможно ли современное образование без библиотеки?

При той системе образования, которая сейчас существует в России, – к этому всё и идёт. На самом деле без глубокой проработки книг, дающих серьёзные научные знания, обойтись невозможно. А значит, не обойтись и без библиотек, в которых собраны такие книги.

Интернет чаще всего даёт поверхностную информацию, которая не заставляет человека думать.

Может ли школьная библиотека быть вовлечена в партнёрские отношения с так называемыми большими библиотеками? Если да, то каким образом, если нет, то почему?

Обязательно должна быть вовлечена! У нашей библиотеки, например, очень хорошие и продуктивные отношения сотрудничества с библиотеками школ, колледжей.

На мой взгляд, молодёжь сегодня очень любознательна. Они часто и много работают с информацией. И те ресурсы, которые им предлагают библиотеки, они вряд ли смогут получить в Интернете.

Как Вы считаете, дети понимают, что информацию высокого качества они могут получить только в библиотеке?

Не все. Но определённый оптимизм у меня по этому поводу есть.

А какой резон большой библиотеке возиться со школьной?

Резон самый простой – мы готовим себе читателей. Дети из школ и школьных библиотек придут уже как студенты, аспиранты в нашу библиотеку. Всё очень просто.

Какова сейчас основная тенденция (одна, если можно) развития библиотек или основная проблема в этом развитии?

Основная проблема – это, конечно, законодательная база. Это пресловутый 94-й закон.

рисунок2

А основная тенденция – какая?

Библиотеки должны быть значимым и востребованным институтом, в котором книги и информационные технологии дополняют друг друга.

В будущем библиотека станет лишь посредником между человеком и информацией или, кроме того, будет сохранять и развивать функции культурного центра?

Задача библиотеки – это в первую очередь воспитание человека и лишь потом – удовлетворение его информационных потребностей. Это совершенно разные вещи, и нельзя их смешивать. Поэтому, на мой взгляд, библиотеки всегда будут центрами культуры.

* * *

Яков Леонидович ШРАЙБЕРГ, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России, президент Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Международная ассоциация ЭБНИТ), вице-президент Российской библиотечной ассоциации.

Возможно ли, по Вашему мнению, современное образование без библиотеки?

Конечно нет, как может быть современное образование без библиотеки!

Почему нет, если существует великое множество разнообразных современных ресурсов и без библиотек?

Во-первых, современные информационные ресурсы, которые действительно нужны и важны, как правило, генерируются или предоставляются в библиотеках. Во-вторых, библиотеки дают систематизированные знания. В-третьих, библиотеки давно уже стали партнёрами университетов в достижении целей образования (особенно это касается университетских библиотек). В четвертых, как говорят эксперты, библиотеки сегодня – это действительно ячейки информационного общества, и одна из их целей – повышение информационной грамотности населения. Все перечисленные доводы подтверждают неоспоримость утверждения: никакого образования без библиотек быть не может.

Может ли школьная библиотека быть вовлечена в партнёрские отношения с так называемыми большими библиотеками? Если да, то, каким образом, если нет, то почему?

рисунок3

Для такого взаимодействия должна быть причина. Например, если разработаны специальные проекты, имеющие какую-то конкретную цель. Так, если школа имеет определённую профориентацию – она работает с тем вузом, который входит в эту систему профориентации. Тогда и оправданно, и необходимо использование информационных ресурсов вуза ещё в школе с целью подготовки будущих студентов.

Какова сейчас основная тенденция (одна, если можно) развития библиотек или основная проблема в этом развитии?

Работа с электронными изданиями – в широком смысле. Сюда входит и обеспечение лицензионного доступа к существующим электронным коллекциям, и создание собственных собраний с учётом действующего законодательства, и в целом вопросы формирования и управления фондом с учётом нарастающей экспансии электронных публикаций.

В будущем библиотека станет лишь посредником между человеком и информацией или, кроме того, будет сохранять и развивать функции культурного центра?

Функции культурного центра в библиотеке будут всегда. Посреднические функции может выполнять не только библиотека. А местом культурного общения и работы с печатными изданиями всегда была и останется библиотека. Как сказал поэт Владимир Вишневский, «как хорошо, что в XXI веке всё так же пахнут библиотеки».

* * *

Александр Иннокентьевич ОГАЙ, генеральный директор издательства «Профессия»

Возможно ли, по Вашему мнению, современное образование без библиотеки?

Я думаю, нет, это очевидно. Ни один, даже самый умный студент не может найти всю необходимую литературу самостоятельно.

Интернету доверять нельзя, это просто непрофессионально, нет абсолютно никакой гарантии, что учащийся получит там достоверную информацию.

Может ли школьная библиотека быть вовлечена в партнёрские отношения с так называемыми большими библиотеками? Если да, то каким образом, если нет, то почему?

рисунок4

Я считаю, что может и должна. Потому что ресурсы их неравноценны. Школьная библиотека не может выполнять все образовательные запросы своих читателей. Поэтому школьная библиотека должна обращаться за помощью в большие библиотеки, которые могут помочь ей своими ресурсами, своими связями, своими полномочиями.

А большим библиотекам школьные, к сожалению, фактически не нужны. Хотя это самая первая библиотека и именно в ней формируется читатель – в культурном контексте развития личности. В школьных библиотеках идёт формирование контингента читателей больших библиотек. Если связи в работе между библиотеками не будет, все окажутся в проигрыше – читатель будет теряться на пути. Поэтому нельзя рассматривать работу библиотек в отрыве друг от друга. Нужно сообща воспитывать в читателях привычку пользоваться библиотеками – любыми, всегда.

Какова сейчас основная тенденция (одна, если можно) развития библиотек или основная проблема в этом развитии?

Ощущение, что основная проблема библиотек – это деньги. Их распределение, получение и так далее. В ряде библиотек сейчас деньги есть. При этом – есть деньги, нет денег – проблема остаётся.

Огорчает то, что библиотека не участвует в развитии книжного рынка, не влияет на него. Сегодня книжный рынок формируется вне мнения и участия библиотек.

Нам хочется, чтобы такого участия было больше, что позволит издательствам формировать издательскую политику в разных жанрах, направлениях.

На всех проводимых библиотечной общественностью мероприятиях мы устраиваем круглые столы с обсуждением этих вопросов, приглашаем библиотекарей к дискуссии. Прекрасно понимаем, насколько важен такой диалог между представителями издательств и библиотекарями, насколько конструктивным он может быть. В дискуссиях рождаются интересные идеи, здравые предложения о том, как может формироваться рынок.

Но, честно признаемся, мы в самом начале пути, это самые первые шаги совместной работы издателей и библиотекарей.

Вы готовы прислушиваться к мнению представителей любых библиотек, даже самых малых, например школьных?

Наш основной клиент – это простая библиотека. Мы приглашаем к разговору федеральные и региональные библиотеки, школьные и вузовские, библиотеки предприятий. Мы готовы работать с любыми библиотеками.

* * *

Андрей Викторович ЛИСИЦКИЙ, руководитель проекта «Школа библиотечного лидерства» некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», кандидат культурологии.

Возможно ли, по Вашему мнению, современное образование без библиотеки?

Нет, невозможно совершенно. Вопрос в другом – какая библиотека, в какой форме она используется. Я считаю, что это может быть электронная библиотека, это может быть библиотека – читальный зал как место коммуникации студентов.

При этом надо отметить, что в сознании молодёжи, студенчества роль библиотек, к сожалению, постепенно утрачивается. В регионах это менее заметно, там библиотека продолжает оставаться местом коммуникации и получения информации. В столице, где есть альтернативные площадки для получения полезной информации, позиции библиотек более ослаблены.

Думаю, библиотеке сегодня нужно продвигать себя как место общения, где образование осуществляется не в смысле учёбы, а в смысле обмена идеями, знаниями, информацией. Сегодня очень важная часть образования – это именно общение. Вузы – это более формальная площадка, библиотека может дать неформальный уровень общения плюс к этому предоставить полезные образовательные ресурсы.

Может ли школьная библиотека быть вовлечена в партнёрские отношения с так называемыми большими библиотеками? Если да, то каким образом, если нет, то почему?

Школьные библиотеки могут быть интересны большим библиотекам с точки зрения ретрансляции каких-то крупных сетевых инициатив. Например, когда в большой библиотеке реализуется проект, который распространяется на множество площадок, в том числе и на школьные библиотеки. Это может иметь несомненный исследовательский эффект.

Школьные библиотеки могут быть интересны большим с точки зрения отражения мнений, суждений как конечные точки обратной связи.

рисунок5

В целом же, на мой взгляд, важно не то, большая библиотека или маленькая, а то, какие люди в ней работают. Даже самая маленькая библиотека может рождать такие примеры деятельности, которые и в большой библиотеке вполне применимы.

Какова сейчас основная тенденция (одна, если можно) развития библиотек или основная проблема в этом развитии?

Попытка мучительно приспособиться к меняющемуся миру, иногда не понимая, что это за мир, что с ним делать. Это очень сложный процесс.

Он удачно протекает?

Не совсем, скорее – с переменным успехом.

В будущем библиотека станет лишь посредником между человеком и информацией или, кроме того, будет сохранять и развивать функции культурного центра?

Противоречия нет, и то и другое будет востребовано. Культурная функция библиотеки заключается, на мой взгляд, в «переваривании» информации в нечто особое: в культурные продукты, в знания. Недаром сейчас развиваются рекомендательные сервисы. Когда ты не можешь самостоятельно сделать выбор, специалисты на основании твоего читательского пристрастия тебе что-то рекомендуют. А можно идти и дальше: предлагать человеку технологии, позволяющие информацию «переплавлять» в знания. Как это делать – для меня пока вопрос.

Вопросы задавала Елена Иванова

Рисунки Нины Колосковой