Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2008

Людмила Сухова

По страницам наших газет за июль 2008 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Галеев К. Ксенофобия или патриотизм? / К. Галеев // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 33–39. – (Материалы. Межличностные конфликты).

Статью можно использовать как материал для дискуссий о том, чем патриотизм отличается от ксенофобии.

Горбунов В. Выше, дальше, сильнее! / В. Горбунов // История. – 2008. – № 13. – С. 8–20. (История XX века. Забытый сюжет).

Материал можно использовать для подготовки интегрированного урока по истории и обществознанию, для внеклассного мероприятия на тему «Развитие и роль спорта в XXI веке».

Григорьева Н. О дружбе и друзьях: Классный час. 3 класс / Н. Григорьева // Начальная школа. – 2008. – № 13. – С. 15–18. (Учителю на заметку).

Дорожкина Н. «Анна на шее» и Георгиевский кавалер: Из истории российских наград / Н. Дорожкина // История. – 2008. – № 13. – С. 43–45. (Олимпиады, тесты, конкурсы).

Викторина с использованием информационных технологий; может быть проведена на предметной исторической неделе.

Игры для классного «огонька» [по материалам сайта http://rukh.hole.ru] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 13. – С. 11–15. – (Материалы. Игры).

Игры на знакомство [по материалам сайта http://www.igrobank.ru] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 13. – С. 8–9. – (Материалы. Игры).

Игры на сплочение коллектива / [по материалам сайта http://vojatik.narod.ru] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 13. – С. 10. – (Материалы. Игры).

Как нескучно ехать в автобусе [По материалам сайта http://vojatik.narod.ru] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 13. – С. 6–7. – (Материалы. Игры).

Кидямкина Е. С. Экологический вечер «Природа просит помощи» / Е. С. Кидямкина // Биология. – 2008. – № 14. – С. 13–15. (Я иду на урок).

Козьменко Г. Урок-путешествие по окружающему миру / Г. Козьменко // Здоровье детей. – 2008. – № 14. – С. 22–25. – (Урок здоровья).

Тема урока: «Здоровый образ жизни».

Малюшкова Л. Ю. Конкурс эрудитов: 6–7-е классы / Л. Ю. Малюшкова // Биология. – 2008. – № 14. – С. 41–42. – (Я иду на урок).

Пчелов Е. «Настроение было светлое» / Е. Пчелов // История. – 2008. – № 14. – С. 4–18. – (История XX века. Мастерская историка).

Этот и ещё ряд материалов номера можно использовать для подготовки уроков, дискуссий, конференций и факультативных занятий на тему: «Российская империя на закате своей истории. Судьба царской семьи».

Романникова М. Классы, свободные от курения, разыграли призы / М. Романникова // Здоровье детей. – 2008. – № 14. – С. 12–15. – (Пульс событий).

О подведении итогов городской профилактической программы для подростков «Соревнование классов, свободных от курения».

Сулейманова Г. Играем и повторяем / Г. Сулейманова // История. – 2008. – № 13. – С. 38–40. – (Педагогика и история. Олимпиады, тесты, конкурсы).

Описание игр: «Реки в истории человечества», «Запад–Россия», «Увековеченные имена в истории России».

Фокусы на школьном празднике [по материалам сайта http://rukh.hole.ru] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 13. – С. 34–37. – (Материалы. Праздники).

Для успешного проведения праздников в коллекцию классного руководителя стоит включить и забавные фокусы. Показать фокусы может группа учеников по очереди или какой-то определённый ученик. Активное участие в таком празднике многим ребятам покажется заманчивым…

А ещё лучше открыть во время классного «огонька» Школу юного фокусника, когда кто-то из учеников сначала показывает другим детям фокусы, а потом раскрывает их секреты. Ведь умение удивить других несложным фокусом поможет вашим ученикам и в гостях, и в дружеской компании.

Чугунова Н. Безопасное лето: Классный час в форме устного журнала / Н. Чугунова // Здоровье детей. – 2008. – № 14. – С. 34–38. – (Образ жизни).

Цель: формирование навыков безопасного поведения школьников в период летних каникул.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Башкирова Е. Найди клад: Тренинг общения / Е. Башкирова // Школьный психолог. 2008. – № 13. – С. 34–37. – (Наши дети).

Этот тренинг создавался для детей-сирот. Им, оставшимся без поддержки родителей, как никому другому, важно научиться дружить, найти себе верных друзей. Однако и обычным детям будут полезны эти занятия. Ни для кого не секрет, что современные дети в большинстве своём дружить не умеют. Они перестали играть всем двором, практически не гуляют со сверстниками, редко ходят друг к другу в гости.

Цели: сплочение участников; осознание неизмеримой ценности дружбы.

Вираховская Н. Мосты понимания: Психологическая акция для младших подростков / Н. Вираховская // Школьный психолог. – 2008. – № 13. – С. 38–39. – (Психологические технологии).

Храмова Л. Как помочь инопланетянину / Л. Храмова // Школьный психолог. – 2008. № 13. – С. 46–47. – (Игротека).

Задачи занятия: развитие навыков сотрудничества, групповой сплочённости; развитие умения слушать и выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

ПОДРОСТОК

Корчагина Ю. Загадочная болезнь девушек-подростков / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 14. – С. 39–42. – (Вместе с психологом).

О нервной анорексии и фанатическом стремлении к стройности.

Ювакаева Ю. Интимный вопрос / Ю. Ювакаева // Здоровье детей. – 2008. – № 14. – С. 3–5. – (Репортаж).

Секс присутствует в нашей жизни, и обходить эту тему в воспитании молодёжи нельзя. Иначе какой-нибудь менее стеснительный «доброжелатель» по-своему просветит доверчивого подростка. Этой проблеме и был посвящён круглый стол «Подростковая сексуальность и репродуктивное здоровье молодёжи как факторы, влияющие на национальную политику», который состоялся в РИА «Новости».

ВСЕ ВМЕСТЕ

Новцева Т. Папа, мама, я – дружная семья!: 2008 год – объявлен Годом семьи / Т. Новцева // Начальная школа. – 2008. – № 13. – С. 38–43. – (Праздники).

Сценарий праздника.

Пильщикова Е. День семьи / Е. Пильщикова // Начальная школа. – 2008. – № 13. – С. 44–47. – (Праздники).

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Гаврилова Т. Я – уникальная и неповторимая личность: Занятие для младших подростков / Т. Гаврилова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 24–26. – (Материалы. Профилактика конфликтов).

Цели: познакомить учащихся с понятием «толерантность»; показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны; учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя; формировать позитивное отношение к другим людям; повысить самооценку учащихся.

Дьячкова С. Как противостоять проявлениям нетерпимости в общении? / С. Дьячкова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 40–48. – (Материалы. Межнациональные конфликты).

Предлагаем вниманию читателей цикл занятий, посвящённых противостоянию бытовой ксенофобии. Эти занятия можно использовать на классных часах, посвящённых этнической и религиозной толерантности; они являются завершающей частью элективного курса для старшеклассников «Разум против предрассудков: преодоление этнической и религиозной нетерпимости», подготовленного сотрудниками Научно-методического центра «Гуманист» (Москва). С полной программой курса можно ознакомиться, обратившись к авторам по электронной почте luhovic@mail.ru

Дьячкова С. Нация и национальные отношения: Новый подход к воспитанию толерантности / С. Дьячкова, В. Луховицкий // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 15–18. – (Материалы. Самоопределение).

Леонтьева О. Шаг в прошлое / О. Леонтьева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 4–5. – (Идеи. Профилактика конфликтов).

Что может сделать классный руководитель, чтобы у его учеников развивалось терпимое отношение друг к другу, к людям с ограниченными возможностями, представителям различных культур? Очень мало… и очень много.

Об одном проекте, который был организован совершенно случайно, но его результат превзошёл все ожидания взрослых. Возможно, эта история напомнит читателям о важных событиях их личного опыта и даст начало новым проектам, развивающим в детях терпимость и взаимопонимание.

Майсак Н. Прощать – значит любить…: Разработка занятия для учащихся 11-го класса Н. Майсак // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 19–23. – (Материалы. Профилактика конфликтов).

Цель: подготовить старшеклассников к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимость другого.

Степанов С.… Да не судимы будете / С. Степанов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 12–14. – (Материалы. Самоопределение).

К вопросу о толерантности.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Резапкина Г. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения / Г. Резапкина // Школьный психолог. – 2008. – № 13. – С. 17–32. (Методическая копилка).

Часть третья «Диагностика познавательной сферы».

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Артемьева Т. Агрессия: Проявление агрессивности у подростков 11–12 лет, занимающихся спортом / Т. Артемьева // Спорт в школе. – 2008. – № 14. – С. 35–45. – (Методика. Проектная деятельность школьников.).

Можно предложить проектную работу ученикам, увлекающимся спортом. При этом тема должна быть связана с их прямым увлечением. Предложенная работа интересна тем, что в ней существует не только реферативная, но и практическая часть.

Воронцов А. Педагогические условия реализации адаптационного периода в первом классе школ развивающего обучения / А. Воронцов // Начальная школа. – 2008. – № 13. – С. 32–35. – (Система Эльконина–Давыдова).

Вавилов А. Перегрузка учителя – перегрузка учеников.: Как это ликвидировать / А. Вавилов // Управление школой. – 2008. – № 13. – С. 22–26. – (Тема номера. Оплата труда.).

Глава разработки ГУ–ВШЭ, выполненной по заказу Министерства образования и науки РФ и посвящённой НСОТ и нормативно-правовому финансированию школы в рамках КПМО.

Жаринова Т. А. Экологические декады по предметам естественного цикла: Методика проведения / Т. А. Жаринова, И. В. Кудрявцева, Е. В. Амелина // Биология. – 2008 – № 13. – С. 34–35. – (Педагогический марафон 2008).

Карнавал [по материалам сайта http://rukh.hole.ru] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 13. – С. 21–25. – (Материалы. Праздники).

Карнавал в классе можно устроить не только по случаю Нового года. Карнавальный праздник – яркое и необычное завершение учебного года, оригинальная форма проведения «огонька». А подготовка к этому мероприятию станет такой же незабываемой, как и сам карнавал. Главное – поощрять неожиданности и импровизацию.

Коновалов А. Модель школьной службы примирения / А. Коновалов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 27–28. – (Материалы. Межличностные конфликты).

Цель службы примирения – ограничить административно-наказующие реакции взрослых и агрессивные реакции подростков на конфликтные ситуации и заменить их на переговоры и восстановительные действия в максимальном числе случаев.

Коновалов А. Создание школьных служб примирения в новом городе: Механизм и основные этапы / А. Коновалов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 29–32. – (Материалы. Межнациональные конфликты).

Коновалов А. Трудности внедрения нового подхода: Школьные службы примирения / А. Коновалов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 9–11. – (Идеи. Межличностные конфликты).

Конструирование конкурсных программ [по материалам сайта [http://www.igrobank.ru] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 13. – С. 18–19. – (Материалы. Конкурсы).

Красникова И. «Из детства – в отрочество» / И. Красникова // Управление школой. – 2008. – № 13. – С. 36–47. (Школьный уклад. Заместителю директора по ВР).

Программа воспитательной работы с разновозрастными детскими коллективами (6-й и 8-й классы). Она затрагивает поразительно широкий спектр тем: от борьбы учеников с ленью и завистью – до прав гражданина России. Из опыта муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска.

Кузнецова О. Слушай музыку… правильно / О. Кузнецова // Здоровье детей. – 2008. – № 14. – С. 16–21. – (Взгляд физиолога).

В нашем сложном мире любое явление можно направить и в положительную, и в отрицательную сторону. Музыка – не исключение.

Кукольный театр в классе [по материалам сайта http://rukh.hole.ru] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 13. – С. 26–31. – (Материалы. Праздники).

Создание кукольного театра способно увлечь ребят не только в летнем лагере. Это необычный вариант внеклассного мероприятия или проекта, рассчитанного на весь учебный год. В кукольном театре можно разыгрывать множество пьес, а потом показывать их младшеклассникам. Так что театр может стать и формой шефской работы.

Максулов Р. Школьная служба примирения: задачи и возможности / Р. Максулов, А. Коновалов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 14. – С. 6–8. – (Идеи. Межличностные конфликты).

В 2001 году Центр «Судебно-правовая реформа» впервые в России начал создавать школьные службы примирения и осуществлять образовательную и методическую поддержку этой деятельности. Как разрешить конфликтную, а то и криминальную ситуацию в школе, чем традиционный подход к подавлению конфликта отличается от «восстановительного», что может предложить российским школам система служб примирения и как создать такую службу в вашем городе.

Миронова Ю. В. Озеленение школьных помещений: Методические рекомендации / Ю. В. Миронова // Биология. – 2008. – № 13. – С. 36–40. – (Педагогический марафон 2008).

Рослова А. Проектная деятельность: мода или всерьёз и надолго? / А. Рослова // Математика. – 2008. – № 13. – С. 2–3.

Савенков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании / А. Савенков // Математика. – 2008. – № 13. – С. 3–8.

Сайбединов А. Между знанием и искусством: О балансе естественно-научного и художественно-эстетического блоков в содержании образования. / А. Сайбединов // Управление школой. – 2008. – № 14. – С. 12–13. – (Школьный уклад. Позиция).

Слуцкий О. Дискотека: Советы по проведению / О. Слуцкий [по материалам сайта http://www.imppulse.ru] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 13. – С. 32–33. – (Материалы. Праздники).

Популярное праздничное мероприятие в средней и старшей школе – дискотека. Но зачастую она пускается учителями на самотёк, а потом дети разочарованы скучным и незадавшимся вечером. И всё-таки школьную дискотеку можно подготовить и провести таким образом, что она станет для ребят источником незабываемого веселья. Советы опытного диджея и вожатого летнего лагеря, приведённые в статье, помогут вам в этом.

Ступницкая М. Учимся работать над проектом / М. Ступницкая // Спорт в школе. – 2008. – № 14. – С. 3–13. – (Методика. Проектная деятельность школьников).

Сырицына С. Воспитать учёного: О системе организации научно-исследовательской деятельности в начальной школе / С. Сырицына // Управление школой. – 2008. – № 14. – С. 27–28. – (Проекты и исследования. Опыт).

В приложении даны: «Положение о НОУ начальной школы «Эврика»; «Права и обязанности членов НОУ»; «Положение о научно-практической конференции «Я – исследователь»; «Положение о проведении Дня науки» и др.

Театральный конкурс в классе [по материалам сайта http://www.imppulse.ru] // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 13. – С. 20. – (Материалы. Конкурсы).

Театральный конкурс – выигрышное и увлекательное мероприятие. Но мысли о репетициях, костюмах, сложностях подготовки нередко останавливают классного руководителя. «И так дел невпроворот, справлюсь ли?..» – задумывается он. Однако театральное представление может оказаться чистой импровизацией, весёлой игрой. Главное – подобрать удачный сценарий. Он совсем не обязательно должен выглядеть как «пьеса». В качестве сценария подойдёт и сказка, и басня, и прозаичная история. Если ваши ученики загорятся идеей театра, предложите им самим найти для себя подходящие роли. Начните с объявления в классе конкурса на лучший сценарий для театральной импровизации.

ИМЕНА

Виноградова Н. Кацусика Хокусай (1760–1849) / Н. Виноградова // Искусство. – 2008. – № 13. – С. 2–4.

Дмитренко С. Поющие у трона / С. Дмитренко // Литература. – 2008. – № 13. – С. 4–5. (Листки календаря).

К 265-летию со дня рождения Г. Р. Державина;

к 115-летию со дня рождения В. Маяковского;

к 70-летию со дня рождения Е. Евтушенко.

НА ЭКСКУРСИЮ

Каргаполова Н. Хранилище исторической памяти / Н. Каргаполова // Искусство. – 2008. – № 14. – С. 2–6.

Один из материалов специального выпуска «Государственный исторический музей».

Соколовский А. Созидание пространства: 125 лет – главному историческому музею страны / А. Соколовский // История. – 2008. – № 13. – С. 4–7. – (Вестник «Истории»).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Аромштам М. Когда отдыхают ангелы / M. Аромштам // Литература. – 2008. – № 14. – С. 39–42. – (Детское чтение).

Фрагмент из романа, который получил Большую премию на конкурсе «Заветная мечта».

Антология классических и неклассических текстов о педагогике: Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам // Первое сентября. – 2008. – № 13–14. – С. 2–47. – (Педагогическая антология).

В антологии собраны тексты сорока двух авторов – известных педагогов, философов, психологов, писателей, их размышления о человеке, о природе воспитания, о том, какой должна быть школа.

Уколова М. Необыкновенное путешествие обыкновенного мальчика в страну психику: Книга для любознательных школьников 9–12 лет и взрослых детей любого возраста / М. Уколова // Школьный психолог. – 2008. – № 14. – С. 2. – (Книга в газете).