Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2008

Яков Шрайберг

Ежегодный доклад конференции «Kрым», год 2008-й*

4. Google = Интернет?

Нас загонят в «тёмный гугл»?
Алексей Орлов,
главный редактор журнала «Мир ПК»

Сегодня про систему Google говорить уже не надо – она говорит сама за себя. Вспомните, ещё год-два назад сколько было статей, докладов и вообще шума по поводу Google? А сейчас, к примеру, на крупнейшем лондонском книжном форуме, о котором я уже упоминал, о Google ни разу не вспомнили не по делу: только о работающих проектах и предложениях. Google становится не просто крупнейшим поставщиком информации в Интернете, не просто крупнейшей интеллектуальной частью Сети, Google становится средой, и не зря знак равенства поставлен в заголовке раздела, правда пока под вопросом.

Когда аспиранты Стэндфордского университета Ларри Пейдж и Сергей Брин основали в 1998 г. компанию, никто и не предполагал, что рождается интернет-монстр. Сегодня уже более 10 тыс. человек работают в компании и более 50 офисов открыто за рубежом, в том числе и в России. Но хотя в России Google – пока ещё не первая поисковая интернет-система, она уже разбила лидерство «трёх кнопок»: будучи на третьем месте в 2007 г., сумела обойти Rambler, и вот как выглядит статистика подсчёта числа посетителей сайтов главных «кнопок» Рунета по состоянию на апрель 2008 г. (рис. 14).

Диаграмма

Рис. 14. Поисковые системы Рунета
(www.antula.ru – 23.05.2008)

Интересные факты выявляют анкетные опросы пользователей Рунета. Так, пока Yandex – безусловный лидер среди поисковых систем в России. Его отметили 78 респондентов, ответивших на вопрос Исследовательского центра портала SuperJob.ru: «Какими поисковыми интернет-системами Вы пользуетесь?» В исследовании, проведённом в феврале 2008 г., приняли участие 10 тыс. интернет-пользователей из всех округов РФ.

Среди плюсов системы Yandex участники опроса чаще всего называли дизайн, удобство в использовании и умеренное количество рекламы.

Поисковую систему Rambler предпочитают люди среднего и старшего возраста, Yandex – интернет-пользователи в возрасте 20–30 лет, а Google больше прочих любит молодежь до 20 лет. Интересно также, что Yandex чаще используют женщины, тогда как среди приверженцев Google заметно больше мужчин.

Сравнение результатов исследования с данными аналогичных опросов, проведённых в 2007 и 2006 гг., показало, что популярность Google за это время выросла более чем вдвое, тогда как Rambler постепенно сдаёт свои позиции. Лидирующее положение Yandex в Рунете в течение последних двух лет остаётся неизменным.

В мире система Google уже в 2006 г. вышла на первое место, обойдя своего главного конкурента – Yahoo! Согласно статистике службы «comScore Networks», в октябре 2006 г. она обработала 45,4% от всех поисковых запросов, сделанных в США, в то время как на долю Yahoo! пришлось лишь 28,2%; похожая ситуация наблюдается и в Европе, где на Google адресуется в 1,6 раза больше запросов, чем на Yahoo!

Итак, компания Google, вырвавшись вперёд, практически по всем параметрам стала безусловным лидером среди интернет-компаний. Разнообразные сервисы Google – от электронной почты до книжных коллекций – привлекли огромную аудиторию, а библиотеки, университеты и издатели просто стали её партнёрами. Известные книжные проекты: Book Search, Book Print, World Digital Library (мировая цифровая библиотека) – привлекли к Google многочисленных партнёров, включая Библиотеку Конгресса США, Российскую государственную библиотеку, Российскую национальную библиотеку, Национальную библиотеку Японии, библиотеки крупнейших университетов США и Европы, издательские и «книгораспространительские» корпорации. Нет сомнения в том, что и в России уже в следующем году Google укрепит свои позиции и завоюет библиотечно-издательский мир. Частично он это уже сделал.

«Самая правильная поисковая машина – та, которая понимает, что ищет пользователь, и даёт ему ровно то, что он ищет» – эти слова Ларри Пейджа, одного из основателей Google, взяты в качестве девиза работы представительства Google в России, как об этом сказал глава представительства Владимир Долгов. В недавнем интервью газете «Взгляд» господин Долгов объявил главной задачей Google Russia продвижение Google как поисковой системы и развитие тех сервисов и проектов, которые доступны в Европе и США. Уже стоит отметить, что, наряду с функциями офисов, Google Russia имеет центры разработки, причём два в Москве и Санкт-Петербурге (кроме России, такое есть из зарубежных представительств только в Израиле). А для российских библиотек и образовательных организаций появляется реальная возможность присоединиться к амбициозным проектам Google.

Итак, Google пришёл в Россию завоёвывать Рунет, пришёл в конце 2005 г. и уже достиг заметных успехов в освоении российского рынка. Необходимо было научить Google говорить по-русски. И это было очень непросто, учитывая морфологическую структуру языка и другие сложности. Необходимо было также адаптироваться к финансово-платёжной системе, изучить систему управления экономикой и многое другое. Сегодня, спустя почти два с половиной года, Google начал осваивать библиотеки. Надо отметить, библиотекам России и СНГ Google будет интересен прежде всего своими книжными проектами – Google Book Search и Google Print. Конечно, пользователи Интернета, работающие в библиотеках, ещё не говорят о поисковой системе Google как об абсолютном лидере в силу вышеуказанной статистики, но и представители Google Russia, и многие библиотечные IT-менеджеры считают, что это лишь дело времени.

Как ни удивительно, но ужесточение законодательной ситуации в России вызвало ещё больший интерес к книжным проектам Google, так как представители крупнейших российских порталов не хотят связываться с проблемами, т.е. нарушать законодательство. Теперь ситуация вокруг электронных библиотек в России изменилась – теперь закон жёстко ограничивает деятельность по созданию электронных библиотек. Теперь, исходя из закона6 , «экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме».

Таким образом, многие электронные библиотеки в Рунете продолжают работать фактически вне закона, в то время как Google позиционирует свой сервис как строго легитимный.

Один из самых грандиозных и амбициозных библиотечных проектов Google – уже упомянутая Мировая электронная библиотека – продолжает развиваться совместно с Библиотекой Конгресса, рядом университетских библиотек США, а теперь и другими крупнейшими библиотеками, в том числе и российскими.

Другой проект: уже сейчас по адресу books. google. ru можно ввести запрос на русском языке и увидеть полный текст книги, причём в привычном читательском формате. Но пока русских книг в Book Search (а именно об этом проекте мы сейчас говорим) немного, и многое будет зависеть от того, как российские издательства (в первую очередь) и библиотеки будут сотрудничать с Google.

В текущем году главный конкурент Google – компания Microsoft запустила новый проект Live Search Books, который имеет две компоненты: библиотечную программу и издательскую программу. Библиотечная программа базируется на фондах ряда крупнейших мировых библиотек и других фондодержателей: Британской библиотеки, Нью-Йоркской публичной библиотеки и др., а издательская программа даёт возможность правообладателю (автору или издателю) представить документ для индексирования. Программа принимает издательские метаданные в различных форматах, в том числе и в ОНИКСе. Специалист легко обнаружит идеологическое и структурное сходство с системой Google Book Search, но эта конкуренция, я считаю, на пользу всем: больше книг будет доступно широкой читательской и библиотечной аудитории.

Нет сомнений, что на нашей конференции мы услышим много новой и интересной информации о работе с Google и о проектах Google, тем более что у нас участвуют известные специалисты: и Кристиан ДиКарло из главного офиса Google в Кремниевой долине (Калифорния), и Джил Сираселла из Бруклинского колледжа (Нью-Йорк). Кстати, я вместе с Джил участвовал в Международной конференции «Google и библиотеки», состоявшейся в марте с. г. в Колумбийском университете в Нью-Йорке, и сам спектр вопросов, характер докладов и острота дискуссии показали особый интерес к Google очень разнообразной аудитории и ещё раз продемонстрировали, насколько Google уже прочно вошёл в интернет-пространство. Вот для примера некоторые из тем обсуждения этой конференции:

Чем хорош Google, что он обещает, чем грозит и чем может быть полезен для библиотек?

Что будет с библиотеками? Что будет с фондами библиотек и доступом к ним после того, как они будут отсканированы в проектах Google, Microsoft, Digital Archive? Кто будет ими владеть? Есть ли будущее у библиотек, библиотекарей и обслуживающего персонала? Что будет с печатными источниками и со всей остальной информацией, которую нельзя будет представить на веб-сайтах? Как Google повлияет на деятельность библиотек России и стран СНГ, в связи с особенностями кириллического и других нероманских алфавитов?

Google продолжает активно входить в разнообразные сферы человеческой деятельности; упомянем только два из его новых проектов, которые уже успели завоевать популярность: Google Earth – карты, навигаторы, планы населённых пунктов и Google Health – средство для создания и хранения медицинских карт и историй болезней в Интернете (соответственно, со всеми степенями защиты информации). Главному конкуренту Google – компании Microsoft приходится нелегко, на этом поле – поле Интернета – приходится всё время догонять, а это не всегда удается.

«Какие ещё особенности работы Google, в частности в России?» – спросили у Владимира Долгова. – Странный вопрос, ну что ещё надо? – И ответ не заставил себя ждать: «Наверное, в офисы других компаний можно приводить собак, а у нас не пробовали».

5. Открытый доступ: год спустя

Кое-что можно открыть женам,
кое-что друзьям, кое-что детям –
ведь все они достойны доверия.
Но всего каждому открывать нельзя.

Древнеиндийское изречение

Как гласит древнеиндийское изречение, «кое-что можно открыть женам, кое-что друзьям, кое-что детям – ведь все они достойны доверия. Но всего каж­дому открывать нельзя». И это в какой-то степени отражает ситуацию в области обеспечения открытого доступа и создания открытых архивов информации. Открытый доступ как идеология и как технология уже прочно вошёл в нашу жизнь, но существенно ничего не разрушил и серьёзно ничего не изменил. Сейчас прошло уже достаточно времени, чтобы оценить количество и качество доступного ресурса, преимущества и проблемы для библиотек при работе с этим ресурсом, оценить круг пользователей и доступность таких известных архивов, как arXiv, Dspace, DOAJ, популярных репозитариев и других систем.

Технологии открытого доступа принесли библиотекам новые возможности для обслуживания своих пользователей, раскрыли богатые информационные хранилища и предоставили возможность оптимизации затрат при формировании электронных ресурсов.

В разных сообществах называют различные причины, побудившие искать новые формы распространения результатов научных исследований, которые и привели к технологии открытого доступа. Как отмечает, например, научный сотрудник Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве Рудигер Фосс (Rudiger Voss) в своем докладе на 28-й конференции ИАТУЛ: «Движение за открытый доступ отражает два фактора современной системы научного общения:

– так называемый «журнальный кризис», связанный с непрерывно растущей стоимостью подписки на научные журналы, что заставляет библиотеки всё больше и больше отказываться от подписки, тем самым ограничивая доступ учёных к важным научным публикациям;

– растущее понимание во всех слоях общества того, что результаты финансируемых из общественных фондов исследований должны быть общедо­ступны. Эта потребность многократно усиливается трансформацией исследовательской деятельности в направлении e-Science, которое характерно глобальным сотрудничеством учёных, связанных крупными научными сетями».

Надо учесть, что технологические достижения последних 15–20 лет также сыграли свою роль. Без технологических продвижений борьба с коммерческими издателями не имела бы такого множества форм. Как правило, документы в открытом доступе представлены исключительно в электронном формате и обслуживание ими ведётся только через Сеть. Более того, зачастую материалы открытого доступа (препринты, отчёты, студенческие работы и дипломы, диссертации и т.д.) никогда не являлись (и не являются) объектом коммерческой деятельности и не страдали от претензий издателей периодики. Поэтому, пожалуй, можно говорить о том, что «журнальный кризис» ускорил появление новых форм распространения научных результатов и сделал необходимость трансформации более заметной, более востребованной. В ежегодном докладе 2007 г. я уже приводил причины и анализировал результаты первого опыта работы систем открытого доступа.

Если ранее знание означало продукт, то сейчас, и тем более в будущем, знание – это сетевое взаимодействие, а библиотеки –  это узлы данной сети.

Но у библиотек возникли свои проблемы, в первую очередь с точки зрения каталогизации ресурсов открытого доступа; не всегда удаётся это сделать полно, оперативно и технологически надёжно из-за частого обновления этого ресурса, особенно его книжных коллекций (например, коллекция электронных книг компании Springer).

К новым проблемам открытого доступа относятся вопросы требуемого лицензирования и ограничения в обмене/использовании электронных файлов, связанные с нормами действующего законодательства. Надо отметить, что ряд IT-топ-менеджеров регулярно выступает за закрепление прав интеллектуальной собственности на содержание баз данных, в том числе и библиотечных, но пока эти попытки им не удаются.

Отметим, что само движение за открытый доступ – это движение «снизу», это инициатива самих учёных и специалистов, это инициатива авторов. Все остальные, в том числе библиотеки, общественные и правительственные организации, подключились позже. Прошедшие 5–7 лет с момента начала этих инициатив показали, что мнения всё ещё разделены. Много публикаций «за», очень интересен опыт, накопленный в разных странах, особенно в части институциональных и тематических репозитариев, но много голосов и «против», причём возражения, естественно, исходят от сообщества издателей и связанных с ними организаций. И что характерно – на семинарах так положительно нами цитируемой Лондонской книжной выставки-ярмарки что в 2007 году, что в текущем, 2008 году имело место фактическое умалчивание этой проблематики.

В Берлинской декларации (октябрь 2003 г.) говорится: «Наша миссия распространения знаний будет выполнена лишь наполовину, если информация не будет широко и легко доступна обществу». Идея открытого доступа и открытых архивов информации как раз и является одним из действенных методов поддержки этой миссии, и радует, что сотни крупнейших университетов Европы и Америки открыли свои фонды и архивы для широкой аудитории. Жаль только, что российское и «СНГ-шное» библиотечно-информационное сообщество делает вид, что всё это происходит на другой планете. Однако прежде всего хочется призвать российское, украинское, белорусское, казахстанское и другие научные сообщества развернуться навстречу открытому доступу, так как содержательная составляющая открытых архивов информации базируется, конечно, на научных публикациях. Открытый доступ – это прежде всего желание учёных, организаторов науки, университетов; библиотеки уже выступают как место, где широкая аудитория может воспользоваться этими результатами. Но, с другой стороны, все библиотеки считают деньги, особенно когда их почти нет, и потому у них (библиотек) появляется уникальная возможность выбора, дополнения, а иногда и просто замены ресурса, предоставляемого своим читателям за счёт оптимального сочетания платного и бесплатного ресурса.

Поэтому впервые на нашей конференции, которая в предыдущие два года начала уделять внимание этой проблематике, и организуется специальный семинар «Открытый доступ к научным ресурсам. Роль библиотек» с участием ведущих мировых экспертов в этой области: Стивена Харнада (Stevan Harnad), Ричарда Джонсона (Richard Johnson), (США), Яна Хегерлида (Jan Hegerlid) (Швеция); и мы уверены, что это даст серьёзный толчок библиотекам в расширении своей деятельности в данном направлении.

Отметим также, что открытый доступ сегодня является основой развития новой электронной науки (e-Science) и новых научных коммуникаций. Как образно высказался Джон Вилбэнкс (John Wilbanks) из Массачусетсского Технологического института (MIT, США), «если ранее знание означало продукт, то сейчас, и тем более в будущем, знание – это сетевое взаимодействие, а библиотеки – это узлы данной сети». Главное в наше время – взаимодействие, коллективные действия, кооперация научных организаций и библиотек. В выигрыше будут читатели и общество в целом.

Окончание читайте, пожалуйста, в следующем номере



* Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в №18, 19–2008.

6 4-я статья нового Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2008.