Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2008

Нина Колоскова

По страницам специализированных периодических изданий I полугодия 2008 года

Ахлебинин А. К. Роль электронных изданий в экологическом образовании / А. К. Ахлебинин, И. В. Карпова // Биология в школе. – 2008. – № 3. – С. 47–48.

Об использовании электронных изданий, способствующих воспитанию правовой культуры в области экологии.

Баранов А. Генная инженерия и биоразнообразие. К доктрине биологической безопасности России / А. Баранов // ЭКОС. – 2008. – № 1. – С. 41–42.

«Обязательное условие поддержания биологической безопасности – создание комплекса мер, направленных на дальнейшее устойчивое существование генетических ресурсов в череде будущих поколений и сохранение генетического разнообразия».

Барахоева И. Б. Экологическое воспитание в начальной школе / И. Б. Барахоев // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 2. – С. 21–25.

«… Для меня доминантная задача экологического образования в начальной школе – формировать уважительное отношение к жизни и ко всему живому, как основы будущего, осознанного ценностного отношения к жизни в целом».

Бударина В. А. Викторина «Знатоки кошек» / В. А. Бударина // Биология. – 2008. – № 14. – С. 24–31.

Мероприятие включает разминку «В гостях у кошки» и раунды : «Исторический», «Зоологический», «Кошачья походка», «Органы чувств кошки», «Кошачий хвост», «Кошачьи уши», «Кошачьи повадки», «Кошачий барометр», «Кошачья география» «Кошка в искусстве», «Поиграем».

Воспитательные ситуации в дошкольном экологическом образовании // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 1. – С. 21–24.

Приведён фрагмент из книги «Уроки экологической этики : теория и практика гуманитарного экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста» (под ред. Вагнер И. В. – Красноярск, 2007).

Вершинина Н. И. Главное в экологическом воспитании – экологическая практика / Н. И. Вершинина и др. // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 1. – С. 32–34.

Авторы материала – участники областной экспериментальной площадки и межрегионального эксперимента «Экология. Здоровье. Школа» считают, что экологическое образование и воспитание в интересах устойчивого развития должно быть представлено, прежде всего, как воспитательный процесс на экологической практике в окружающей среде.

Гончаренко Н. Искусство мусора / Н. Гончаренко // Экология и жизнь. – 2008. – № 6. – С. 88–92.

Для многих представителей искусства XXI века мусор стал одним из важных выразительных средств.

Десять мест на Земле несовместимых с жизнью // Экологические ведомости. – 2008. – № 7. – С. 6.

На нашей планете есть места, «… от которых лучше держаться подальше. Избегать их надо не потому, что там нет ничего интересного, а потому, что пребывание там может быть опасно для жизни. Американский экологический фонд Blacksmith Institute составил список десяти таких мест». В России это города Дзержинск и Норильск.

Дзятковская Е. Н. Экология человека : какие у нас перспективы? // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 2. – С. 11–15.

Академик В.П.Казначеев является основателем всемирно известной научной школы экологии человека. Предлагаемый текст составлен по материалам монографии «Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса ХХI века»».

Ермаков Д. С. Лагерь юных экологов на Вала­аме / Д. С. Ермаков, С. А. Черникова // Экология и жизнь. – 2008. – № 7. – С. 42–45.

Каждое лето ребята из Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга собираются в лагере «Эколята» на острове Валаам, чтобы отдохнуть и многому научиться.

Захлебный А. Н. Куда «идёт» сегодня экологическое образование? / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. –№ 1. – С. 6–10.

О мероприятиях 2007 г. : общественные слушания «Приоритеты экологической политики и гражданское общество», организованные Общественной палатой Российской Федерации (Москва); конференция «Экологическая культура как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач» (Санкт-Петербург).

Ивановский Д. С. Экология души / Д. С. Ивановский // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 1. – С. 35–38.

«Счастливый человек – это человек, видящий мир и себя в нём как единое целое, не деленное на части».

Как у них обходятся с мусором // Экология и жизнь. – 2008. – № 7. – С. 68.

О проблеме утилизации отходов (в частности – пластиковых пакетов) в США, Китае, Великобритании, Ирландии, Италии и других странах.

Карякина Н. И. Зачем предприятию детский экологический центр? / Н. И. Карякина // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 2. – С. 45–49.

В сентябре 2002 года Водоканал Санкт-Петербурга открыл Детский экологический центр.

Кейси С. Океаны продолжают «утопать» в пластике / С. Кейси // Экология и жизнь. – 2008. – № 4. – С. 54–57.

«Совершенно очевидно, что пластик не только загрязняет ландшафт, но и наносит огромный вред экосистеме».

Кидямкина Е. С. Экологический вечер «Природа просит помощи» / Е. С. Кидямкина // Биология. – 2008. – № 14. – С. 13–15.

Мероприятие для самостоятельной подготовки и проведения учащимися средних и старших классов. В разработке использованы стихотворения и фрагменты стихотворений З. Александровой, И. Бунина, И. Никитина, В. Шефнера, А. Плотникова.

Клец Д. Отношение школьников и педагогов к проблемам экологии / Д. Клец, В. А. Лапшов // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 2. – С. 34–37.

В статье представлены результаты межшкольного экологического проекта по вопросу отношения учащихся и педагогов к проблемам экологии. Этот проект выполнен путем анкетирования пяти учебных коллективов г. Саратова.

Конкурс юных лесоводов // ЭКОСинформ. – 2008. – № 6. – С. 57–58.

В мае прошёл финал Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост – 2008». На «Подрост» съехались ребята их 46 регионов России. Материал содержит список победителей.

Корякина Н. Школьники и вода для большого города / Н. Корякина // ЭКОС. – 2008. – № 1. – С. 21–22.

Один из лауреатов «Национальной экологической премии» – проект «Балтийское море – наш общий дом» детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербург».

Кузнецов И. Водные проблемы России / И. Кузнецов // Экология и жизнь. – 2008. – № 5. – С. 24–27.

Очистка воды – одна из самых актуальных проблем XXI века.

Кузнецов И. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей!» / И. Кузнецов // Экология и жизнь. – 2008. – № 7. – С. 76–79.

Стаи бродячих собак превратились в настоящую проблему для крупных городов России и их жителей. О том, как проблема решается в нашей стране, и о зарубежном опыте.

Кульпина Н. С. Всё в наших руках : «Живая глина», фитодизайн и другие увлечения юннатов / Н. С. Кульпина // Экология и жизнь. – 2008. – № 7. – С. 36–39.

О системе дополнительного образования детей в Российской Федерации. О методических приёмах, которые используются в деятельности Московской городской станции юных натуралистов и направлены на повышение эффективности усвоения экологических знаний и умений детьми. А также о педагогических технологиях, повышающих мотивацию обучающихся в этой области.

Лебедева И. И. Сценарий экологического вечера «Судьба Земли в твоих руках» / И. И. Лебедева // Биология. – 2008. – № 14. – С. 10–12.

Литературно-музыкальная композиция для учащихся среднего и старшего возраста. В композицию включены стихотворения и стихотворные фрагменты произведений А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева, С.В.Михалкова, М.А.Дудина.

Летний календарь экологических дат // Биология. – 2008. – № 11. – С. 47–48.

Материал содержит информацию об экологических датах июня. Среди них : 5 июня – Всемирный день защиты окружающей среды; 8 июня – Всемирный день океанов; 17 июня – Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами; 22 июня – День кинолога.

Летний календарь экологических дат // Биология. – 2008. – № 12. – С. 47.

Материал содержит информацию об экологических датах июля–августа : 11 июля – Международный день народонаселения; 6 августа – День действий за запрещение ядерного оружия; 9 августа – Всемирный день коренных народов; 16 августа – Международный день бездомных животных; 27 августа – День Байкала.

Миронова Ю. В. Озеленение школьных помещений / Ю. В. Миронова // Биология. – 2008. – № 13. – С. 36–40.

Материал содержит методические рекомендации по проведению мониторинга «среды обитания» учащихся и привлечению их к озеленению школы, организации зимнего сада. Также представлены списки рекомендуемых и не рекомендуемых растений для озеленения школьных помещений.

О Хартии Земли // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 1. – С. 11–17.

Хартия Земли, или, иначе, Декларация прав Земли, – это документ, который должен сыграть консолидирующую роль для всех народов Земли в деле спасения нашей планеты, сохранения биосферы, спасения человека как биологического вида. Приведён текст документа – Хартия Земли.

Они могут уйти // Экология и жизнь. – 2008. – № 4. – С. 70.

Материал содержит информацию о белых медведях и о стерхах, популяции которых сокращаются.

Петербургская усадьба. Там, где растут экологи // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 1. – С. 39–42.

Детскому эколого-биологическому центру «Петербургская усадьба» (ДЭБЦ) 62 года. В настоящее время здесь занимается 1240 детей в возрасте от 6 до 18 лет, которые обучаются по 44 образовательным программам.

Писарева Л. И. ФРГ : Экологическое образование и воспитание / Л. И. Писарева // География и экология в школе XXI века. – 2008. – № 4. – С. 73–76.

В настоящее время ФРГ по высокому уровню экологического сознания населения, а также системе образования в области защиты окружающей среды признана передовой во всём мире.

Путин объявил 2008 год в России Международным годом планеты Земля // География и экология в школе XXI века. – 2008. – № 4. – С. 79.

В.В.Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации в 2008 г. Международного года планеты Земля».

Рынкевич И. Человек и природа во власти времени / И. Рынкевич // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 2. – С. 52–57.

Педагогический отряд «Параллели» действует в Петрозаводске с 2003 г. Это молодёжная общественная организация, которая занимается разработкой психологических игр и упражнений, проводит лагеря для студентов и старшеклассников. В данном материале представлена новая оригинальная разработка – экологическая программа-тренинг.

Рябенко И. П. О комплексной экспедиции школьников Псковской области «Истоки» / И. П. Рябенко // Биология в школе. – 2008. – № 4. – С. 43–45.

Около 10 лет Псковским областным центром развития одарённых детей и юношества проводится детская комплексная краеведческая экспедиция «Истоки».

Самсонов А. Л. Глобальное влияние мусора / А. Л. Самсонов // Экология и жизнь. – 2008. – № 4. – С. 58–59.

Комментарий главного редактора журнала «Экология и жизнь» к материалу Кейси С. «Океаны продолжают “утопать” в пластике» // Экология и жизнь. – 2008. – № 4. – С. 54–57.

Семь чудес России // География и экология в школе XXI века. – 2008. – № 4. – С. 77–78.

Подведены итоги первого тура конкурса «Семь чудес России» : отобраны победившие 49 чудес из 7 федеральных округов России (перечень приводится). Цель проекта : возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, а также привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории России.

Цели Международного года планеты Земля // География и экология в школе XXI века. – 2008. – № 4. – С. 79.

На совещании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в 2008 год был объявлен Международным Годом планеты Земля. В материалы приведены цели года, заключённые в девизе «Науки о Земле для общества».

Чижик Д. Магия тишины / Д. Чижик // Деловой экологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 56–57.

Всегда ли тишина целительна? Как звуки действуют на организм человека и его психику? Можно ли очистить пространство звуковыми волнами? Что такое музыка сфер?

Швейцария – № 1 в экологии // Экология и жизнь. – 2008. – № 5. – С. 32.

Опубликованы результаты ежегодно составляемого экологического рейтинга стран. В списке из 149 ранжированных по результативности экологической деятельности стран Россия заняла 28-е место. В пятёрке лидеров : Швейцария, Швеция, Норвегия, Финляндия, Коста-Рика.

Экологическое образование на пороге перемен // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. – 2008. – № 1. – С. 3–5.

Перечислены ключевые экологически значимые вехи прошедшего (2007) года.


Мысль в подарок

Экологи полагают, что журавль в небе лучше, чем синица в руках.

Стэнли Пирсон