Татьяна Рязанцева
Как всё до боли знакомо: закрутивший тебя водоворот дел, работа, взятая домой (ну почему бы карточки не порасписывать!), бесконечные «новые вводные», вал документации, самоирония и чуть-чуть самолюбование (ну кто тебя пожалеет, если сам себя не пожалеешь). Это про кого? Про Вас, дорогая моя коллега Татьяна Владимировна, заведующая библиотекой гимназии № 11 города Анжеро-Судженска? Нет, это про меня – главного библиотекаря ЦГДБ им. А.П.Гайдара Татьяну Валерьевну Рудишину, задыхающуюся от дел, заданий, обещаний, обязательств, падающих со всех сторон...
А правы ли мы, возводя чуть ли не в ранг добродетели наши бесконечные работы сверх меры, сверх силы, сверх здравого смысла? Мы можем сколько угодно посмеиваться над собой и сочувствовать с пониманием коллеге. Но, расписывая очередной журнал по вечерам, мы же крадём такие дорогие минуты и часы общения у своих самых близких и у самих себя.
Что-то неправильно в нашем королевстве, если ситуация аврала повторяется изо дня в день.
Дорогая моя коллега Татьяна Владимировна! А давайте попробуем – и Вы, и я – учиться отсекать второстепенное, иногда говорить «нет», что-то кому-то переадресовывать. Давайте договоримся, что прочитанная на досуге задушевная книжка, просмотренная умная передача, да просто прогулка в осеннем парке даст нам (и, в конечном счёте, нашим читателям) гораздо больше, чем наше хроническое состояние полустресса от «груды дел, суматохи явлений». Давайте попробуем чуточку больше любить себя. И непременно об этом потом друг другу расскажем.
Рязанцева
заведующая
библиотекой
гимназии № 11
г. Анжеро-Судженск,
Кемеровская область
Обычный понедельник. По дороге в школу прокручиваю в голове возможные варианты развития рабочего дня. Но, как это часто бывает, «человек предполагает, а Бог располагает». С утра расписала в электронный каталог (ЭК) газету «Классное руководство и воспитание школьников» и подумала, что пока всё идёт по плану. Но тут в библиотеку пришла директор гимназии. Папки со школьной документацией подвергаются редактированию, а потому нужно по периодическим изданиям посмотреть, какие бывают локальные акты в образовательном учреждении. (И, конечно, срочно! – как всё, что исходит от администрации.) Вот уже два года, как в программе MARC–SQL мы расписываем газеты и журналы в БД «Периодические издания». Если книгу с помощью систематического каталога легко отыскать, то по картотекам периодики выполнить тематический запрос сложнее. А потому БД «Периодические издания» – это предмет нашей постоянной заботы. С её помощью список литературы на тему «Локальные акты» был составлен за 15 минут.
Заодно необходимо было просмотреть «Положение о библиотеке» – нет ли необходимости его изменить и дополнить.
Ещё не ушла директор, а уже вошла завуч по дополнительному образованию. Школа готовит документы на конкурс лучших школ России в рамках национального проекта «Образование». Один из пунктов – статьи о школе, учениках и учителях в периодической печати за два последних года. Летопись школьных событий, хранение и систематизация музейных экспонатов, регистрация всех публикаций о школе – это тоже наша забота. Около часа ушло на подбор материала, его ксерокопирование и датирование.
Секретарь принесла две новые книги, купленные специально для библиотеки. Обе книги – это рекомендации по подготовке учителя к конкурсу «Учитель года». Всё время, пока они срочным порядком оформляются, заносятся в документы и в ЭК, над душой стоит учительница, участник нынешнего конкурса.
Сплошным потоком идут читатели. 71 посетитель за день. Питекантроп, неандерталец и другие древние люди. Сравнить алмаз и графит, фосфор красный и белый. Вода как экологический фактор. Климат Анжеро-Судженска. Всё это детские запросы. Хорошо, что библиотека имеет доступ в Интернет: частенько никаких других источников информации у нас просто нет, или они очень скудны.
А ещё в течение дня нужно срочно(!):
1) закончить оформление выставки к юбилеям Стендаля и Байрона;
2) расписать в ЭК последний номер журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»;
3) распечатать карточки и расставить их в картотеки;
4) просмотреть сданные книги и «подлечить» то, что ещё поддаётся лечению; заменить отсутствующие или испорченные страницы (ох уж этот пубертатный период, не дающий подростку думать ни о чём, кроме своего непокорного тела, заставляющий его комментировать иллюстрации в книге);
5) внести сведения о составленных за день справках в тетрадь (ох уж эти бесконечные отчёты, анализы и мониторинги!);
6) обработать формуляры;
7) внести выдачу в базу данных.
Это хорошо, что в библиотеке нас работает двое, иначе в конце рабочего дня не просто уставали бы – замертво падали!
По дороге домой забираю школьную почту. У меня есть вечер, чтобы её просмотреть. Отметить, какие статьи и кому рекомендовать, что и как расписать в первую очередь. Некоторые статьи приходится ксерокопировать, а то уйдет журнал «в люди», где потом материалы возьмёшь.
Дома заканчиваю и сценарий урока по внеклассному чтению для Фестиваля педагогических идей, а потом бегу на почту его отправлять.
Рабочий день заканчивается ночью. А завтра… завтра будет завтра.