Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2008

Наталья Волкова

Главное, чем знаменита эта библиотека, – музей «Двух капитанов», самого известного романа Вениамина Каверина. Об этой стороне жизни библиотеки и о том, зачем вообще библиотеке эта работа, рассказывает её директор.

МОСТИКИ ИНТЕРЕСА

фото1

Памятник двум капитанам у здания библиотеки

Ведущее направление деятельности Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В. А. Каверина на протяжении последних 25 лет связано с увековечением памяти писателя – земляка, имя которого носит библиотека. Именно ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – системной, ежегодной, многоплановой, которая осуществлялась и осуществляется в виде разработки и реализации проектов, поиска новых методик, привлечения многочисленных партнёров… Результатом этой деятельности стало создание новых информационно-образовательных ресурсов в библиотеке, инновационных культурных площадок, продуктов в поддержку детского чтения, формирование у юных псковичей патриотических чувств, любви к отечественной литературе.

Что может дать душе человека чтение художественного произведения? Какова возможная роль в этом процессе детского библиотекаря? Приобщая ребёнка к чтению, библиотекарь не просто открывает ему мир информации. Одновременно библиотекарь начинает кропотливую работу по защите души ребёнка, предоставлению пищи для ума и сердца, способствует самореализации личности, повышению её жизнестойкости. Нация нуждается не в бездушных прагматиках, а в личностях мечтающих, дерзающих, творящих, вдохновлённых и озарённых. Личностях с одинаково развитыми полушариями головного мозга: левого, отвечающего за «рацио», и правого, ведающего творчеством, аналоговым мышлением.

Всё это так. Да вот только очень не просто привить хороший литературный вкус молодому человеку, потребности которого развращены многочисленными явлениями массовой культуры, чтением книг-однодневок, не оставляющих ничего в духовном багаже. Многолетняя работа с темой «В. А. Каверин» позволила специалистам библиотеки не только ввести читателей в мир знакомых литературных текстов, творческую мастерскую автора художественного произведения, но и выстроить те самые профессиональные «мостики», которые позволяют расширить круг читательских интересов подростка, мир его интересов.

Вот хронология этой деятельности:

ВЕРНОСТЬ. ОТВАГА. ЧЕСТЬ

фото2

Наша библиотека переписывалась с Вениамином Александровичем с 1984 года. Мы получили в дар книги, страницы рукописей. В 1986 году В. Каверин приезжал в Псков на 200-летие школы №1, бывшей мужской гимназии, где он учился. Это был последний визит писателя в город детства и юности. Тогда, во время посещения нашей библиотеки, в книге почетных посетителей он оставил запись: «От души рад, что удалось побывать в вашей библиотеке. С первого взгляда видно, что она ведётся разумно, и недаром дети и подростки моего родного города любят её и ценят». В те же дни в библиотеке состоялась встреча писателя с авторами будущего памятника героям романа «Два капитана» Сане Григорьеву и капитану Татаринову. Молодые петербургские скульпторы Михаил Белов и Андрей Ананьев показали Вениамину Александровичу эскиз проекта, на котором Каверин оставил автограф: «Мне кажется, этот проект прекрасно передаёт содержание и нравственную цель моего романа “Два капитана”».

14 января 1988 года Каверин пишет письмо ректору Ленинградского института имени Репина П. Т. Фомину: «Не могу передать вам то глубокое чувство признательности, которое испытываю я, думая о том, что моя шестидесятилетняя упорная и, смею сказать, честная работа будет увековечена таким бесценным подарком, как памятник героям моего романа “Два капитана”».

фото3

Интерьер музея

Писателю не суждено было дожить до установки памятника. Его открытие состоялось в июле 1995 года и стало большим праздником для псковичей, и прежде всего для автора идеи, бывшего директора библиотеки, заслуженного работника культуры Российской Федерации Аллы Алексеевны Михеевой, мастеров – отливщиков скульптур (рабочих Псковского машиностроительного завода), историков, краеведов, читателей и сотрудников библиотеки.

…Стремительно идущий вперёд к совершенно ясной для него цели Саня Григорьев и романтичный, возвышенный, приподнятый на пьедестал капитан Татаринов, очень похожий на знаменитого исследователя Севера О. Шмидта, теперь приветствуют жителей города, читателей нашей библиотеки.

В марте 1996 года в библиотеке начал работу литературно-патриотический клуб «Два капитана», объединивший детей и взрослых: писателей и поэтов, историков и краеведов, моряков и лётчиков, полярных исследователей и учёных… Цель клуба – воспитание патриотизма на основе изучения истории российской армии и флота, военных традиций защитников Отечества, подвигов современников. Девиз клуба – «Бороться и искать, найти – и не сдаваться». Гимн – песня «Прощайте, скалистые горы». Лейтмотив всех заседаний – «Верность. Отвага. Честь». Форма проведения заседаний – встречи представителей разных поколений, посещение музеев боевой славы, воинских подразделений. На заседаниях клуба речь идёт о предметах, чрезвычайно важных для современной молодежи: о России, её истории, об освоении Севера, о мужестве и благородстве, чести и достоинстве. В 2006 году клуб отметил своё десятилетие. Место заседаний, своеобразная кают-компания клуба – помещение музея романа «Два капитана». В клубе встречаются люди разных возрастов и профессий: ветераны Великой Отечественной войны, военные пенсионеры, участники полярных экспедиций, моряки-пограничники, подводники, офицеры-десантники, военные лётчики, писатели, работники культуры и искусства. Юными членами клуба стали учащиеся школ города.

клуб

Стали традиционными выездные заседания клуба на базе Учебного центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации (г. Остров), 334-го Берлинского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка (г. Псков), 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (музей 6-й роты). Трижды члены клуба инициировали региональные акции по сбору книг для экипажа большой атомной подводной лодки «Псков».

За период с 1996 года клуб воспитал более 500 псковских подростков и юношей от 14 до 17 лет. Многие выпускники клуба избрали военную и смежные профессии. Среди них уже есть ветераны чеченской войны, отмеченные военными наградами. Некоторые из членов клуба служат в воинских частях на территории области. Они не прерывают связи с клубом и приняли эстафету по патриотическому воспитанию молодежи.

Новые друзья библиотеки приносили в дар уникальные предметы. Мы стали обладателями вещей, как бы иллюстрирующих страницы романа «Два капитана». Капитан I ранга В. В. Иванов подарил нам секстант, фрагмент полярной печки экспедиции Джексона с Земли Франца-Иосифа (именно к ней, как мы помним, предполагал прийти штурман Климов в надежде встретить людей), глобус звёздного неба. Военные лётчики полярной авиации преподнесли в дар шлем лётчика, штурвал самолета. Ученый-гляциолог, профессор, полярник Л. Н. Говоруха подарил фотографии Севера периода Великой Отечественной войны, образцы минералов Антарктиды. Благодаря дружбе с экипажем подводной лодки «Псков» и её командиром, капитаном I ранга В. А. Ковалёвым, у нас появились материалы о современном Северном военно-морском флоте. Руководитель поисковой общественной организации «След “Пантеры”» Н. А. Горбачёв принес в дар библиотеке предметы, имеющие отношение к периоду Великой Отечественной войны. После смерти писателя продолжалась переписка с его родственниками. От них мы получили в дар личные вещи Вениамина Александровича, книги, предметы, окружавшие Каверина в период работы. Так складывалась коллекция.

МУЗЕЙ РОМАНА. РОМАНТИКА МУЗЕЯ

Надо сказать, что идея создания музея в библиотеке зрела давно. В период подготовки к столетию писателя, летом 2001 года, было принято решение об открытии музея романа «Два капитана», разработана соответствующая концепция.

При разработке концепции музея были определены его целевые установки:

Обозначены и направления работы музея:

Создание музея вошло в план мероприятий, проводимых к 1100-летию со дня первого упоминания Пскова в летописи, и профинансировано Министерством культуры Российской Федерации и администрацией области.

Почему это музей романа?

фото4
фото5
фото6

Экспонаты музея

Кому, как не библиотекарям, работающим с подростками, знать, как упал интерес к чтению художественной литературы у юных! Именно поэтому одним из главных направлений нашей работы должно стать возрождение культуры чтения, как главной составляющей национальной культуры России, – с одной стороны. С другой – мы, взрослые, обязаны, если ратуем за духовное возрождение России, предоставить молодёжи некие образцы героев, которые позволили бы формировать молодому человеку собственную модель поведения. Творчество В. А. Каверина обладает огромным потенциалом нравственного воздействия на молодёжь в плане возрождения патриотических ценностей как составляющих российской национальной идеи. Образцом человека-патриота могут стать для молодёжи как литературные персонажи романа В. А. Каверина «Два капитана», их реальные исторические прототипы, так и современные представители профессий, связанных с защитой Родины.

В чём феномен романа, задуманного автором как роман о современнике (современнике, живущем в 30-е годы ХХ века)? Здесь уместно сказать, что само создание романа было гражданским подвигом Каверина, поскольку этот герой тяжёлого для страны времени, Саня Григорьев, задуман как борец с предательством, доносительством, подлостью. В романе проводятся прямые аналогии с известным многим литераторам текстом И. Мандельштама – стихотворением «Мы живём, под собою не чуя страны…». Оно имеет строку: «Его толстые пальцы, как черви, жирны», и всем известно, что автор подразумевал пальцы Сталина. У Каверина при описании главного отрицательного героя, Николая Антоновича, мы читаем: «Он слушал их, шевеля толстыми пальцами, напоминавшими мне каких-то волосатых гусениц…»

Романтические образы Татаринова, стремящегося во имя любви к женщине и к России изучить открытые им земли и доставить материалы о них на Большую землю; Климова, побуждающего своих друзей, тех, кто потерял веру в победу, стремиться вперед, бороться… Они будоражат воображение, исподволь внушая читателю мысль о торжестве доброго, прекрасного, о силе человеческого духа.

Благодаря этому удивительному тексту сформировались характеры поколения молодых людей 50–70-х годов прошлого столетия. Но позже, в период девальвации всего и вся, в сложнейшие (с точки зрения определения «что такое хорошо, и что такое плохо») 80–90-е годы новые мальчишки и девчонки продолжали если не читать, то с упоением следить за событиями киноповествования о Сане Григорьеве.

В чем же секрет популярности? Мне кажется, что дело в точном совпадении фабулы произведения, строя его литературных образов с бесконечной верой детей в торжество справедливости. Подлость должна быть наказана – вот о чем мечтается мальчишкам и девчонкам, очень рано, к сожалению, встречающимся сейчас с проявлениями предательства, бесчестности в реальной жизни. Может быть, именно поэтому так легко и радостно, как нечто давно ожидаемое, была воспринята ими современная музыкальная версия романа – мюзикл «Норд-Ост».

Торжественное открытие музея состоялось 18 апреля 2002 года. Под звуки детского духового оркестра первые посетители переступили его порог и оказались в удивительном мире – мире Литературы, Творчества, Истории.

СУМКА ПОЧТАЛЬОНА И РУЛЬ ПОДЛОДКИ

В центре экспозиции – мачта, на которой развевается парус с так хорошо известным девизом: «Бороться и искать, найти – и не сдаваться!»

Тематические блоки музея позволяют проследить и историю возникновения замысла романа, и его прообразы (исторические, географические, прообразы главных героев), окунуться в атмосферу разных исторических периодов, имеющих отношение к повествованию (губернский Псков; далёкий 1912 год, когда отправились в плавание Брусилов и Седов, Великая Отечественная война…), и увидеть многочисленные издания романа на языках народов мира.

Но роман существует не только в виде книжного блока. Роман в произведениях искусства – ещё один раздел музея. Были экранизации, стоит перед библиотекой памятник литературным героям. Композитор Григорий Шантырь написал одноимённую оперу, а популярные авторы Алексей Иващенко и Георгий Васильев – мюзикл.

На одном из кнехтов – большая сумка почтальона. В ней – литературные творческие работы детей области. Теперь они будут собираться здесь, и читатели библиотеки смогут познакомиться с первыми литературными опытами своих ровесников. На стене – большая карта Севера. На ней проложены маршруты и Брусилова, и Седова, и капитана Татаринова. С помощью корабля и самолётика на магнитах можно самостоятельно «совершить» и эти походы, и другие (Дежнева, Русанова, других исследователей Севера).

Экспонаты музея позволяют рассказать о современной российской авиации и военно-морском флоте: о дивизии подводных лодок в Видяево, о больших атомных подводных лодках «Псков», «Курск», о лётчиках полярной авиации. В день открытия музея летчики Островского авиационного учебного центра подарили бесценные экспонаты: материалы о выдающемся лётчике Северного военно-морского флота Тимуре Апакидзе, трагически погибшем в 2001 году.

Фонды пополняются, реализуется концепция, ищутся и находятся новые экспонаты. Так, в экспозиции, посвящённой прообразам романа, появились лётные рукавицы и очки военного лётчика 1930-х годов, а рядом – бурки лётчика дальней авиации – тоже тех далёких лет, в которые летал и мечтал об утверждении справедливости Саня Григорьев. Здесь же – портрет Самуила Клебанова. Его не было на момент открытия музея. Получить этот экспонат удалось после продолжительной переписки с внучатым племянником Клебанова, который готовит книгу о лётчике, «научившем Саню летать». В день открытия музея лётчики Островского авиационного учебного центра привезли в дар обломки самолёта Апакидзе, штурвал самолёта, материалы о легендарном герое. Чуть позже в пространстве музея появились новые экспонаты: телефон с подводной лодки «Псков», фрагменты руля торпеды и корпуса подводной лодки «Курск», ноктоус и другие.

С марта 2003 года информация о музее отражается на сайте библиотеки, и это одна из самых посещаемых страниц!

Вот уже два года заседания клуба «Два капитана» проходят в помещении музея. И как светятся глаза мальчишек, когда здесь проходят встречи с писателями и поэтами, ветеранами войн, лётчиками, моряками, членами общественного объединения «След «Пантеры»»!

Разработан долгосрочный региональный проект поддержки детского литературного творчества «Сумка почтальона», в рамках которого совместно с писательской организацией, школами области проводятся областные конкурсы детского литературного творчества, проводится исследование неизвестных страниц истории Псковщины, изучается и постигается Книга как явление культуры. Вот тематика конкурсов: «История Пскова глазами детей» (2002), «Я – писатель и поэт, художник и краевед» (2003), «Эхо прошедшей войны» (2004), «Страна моей мечты» (2005), «Любимая книга детства» (2006), «Семейная реликвия» (2007), «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество…» – к 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина (2008).

Надо сказать, что конкурс имеет две номинации: литературную и художественную. Вторая предполагает, что участник в рамках заданной темы должен нарисовать различные элементы книги. Это не только ещё раз обращает детское внимание на книгу как явление культуры, но и объединяет под эгидой конкурса вокруг каждой местной библиотеки педагогов общеобразовательных школ и преподавателей детских художественных школ, работающих вместе с детьми во имя Её Величества Книги.

фото7

Роман с продолжением

Как тут не вспомнить слова В. Каверина, с которыми он обратился к псковским читателям в 1986 году, в дни Недели детской книги: «Дорогие мои земляки! Желаю вам побольше читать. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает и которыми умеет пользоваться в жизни. Литература делает человека интеллигентным, развивает в нём чувство красоты и понимания жизни, раскрывает перед читателями сердца людей. На свете есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем любые телевизионные передачи. Желаю вам счастья, счастья, которое не падает с неба, а добывается с помощью труда, внимания и терпения…»

Создание музея не только определило новые перспективы в деятельности библиотеки по патриотическому воспитанию юных, но и стало ресурсом поддержки и развития творческой деятельности читателя-ребенка. За создание музея и работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения библиотека в 2003 году была внесена в «Золотую летопись славных дел к 1100-летию Пскова».

У библиотеки большие планы. Есть направления поиска дополнительных материалов. Будет дорабатываться методика экскурсионной работы, обновляться экспозиция.

Очень хочется, чтобы многочисленные читатели, гости библиотеки, посетители музея под влиянием экскурсии проникались духом романтики и героизма, трепетного отношения к истории страны, её литературе и культуре. И чтобы девиз Сани Григорьева стал побудительным мотивом их жизни, лакмусовой бумажкой для «определения себя» в таком очень непростом современном мире!

Мы благодарны всем, кто помог нам в создании музея. Племяннику Вениамина Каверина Юрию Давидовичу Зильберу, детям писателя – Наталье Вениаминовне и Николаю Вениаминовичу Кавериным, сотрудникам Псковского музея-заповедника, Музея Арктики и Антарктики, псковским краеведам. Без их участия, поддержки, понимания многое из задуманного не удалось бы осуществить.