Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2008

Татьяна Степанова

Творческая лаборатория «Из детства в юность» собирала библиотекарей области, работающих с юношеством, в течение трёх лет (2006–2008) и была посвящена профессиональным размышлениям о возможностях библиотеки и практическому изучению методик работы по социализации старшеклассников.

Степанова
Татьяна Алексеевна
Степанова

главный библиотекарь
центра научно-методической,
экспериментальной
и исследовательской
работы ПОБДЮ
им. В.А.Каверина

Формирование социальной, культурной ориентации молодой личности – весьма сложный, долговременный процесс, требующий серьёзной, целенаправленной работы. Важную роль в этом, наряду с родителями, школой, ближайшим окружением, средствами массовой информации, играют библиотеки.

В основном это был постоянный состав разных категорий специалистов библиотек: директор ЦБС, заведующие и библиотекари отделов обслуживания центральных библиотек, заведующие сельскими филиалами.

Обратимся к терминам.

Творческая лаборатория – одна из эффективных форм профессионального обучения, посвящённая обсуждению проблемы и поиску оптимальных решений с тем, чтобы употребить их в практической работе. Занятия проводятся по принципу сочетания лекций, консультаций с деловыми играми и другими активными методами. Творческая лаборатория предполагает постоянную обратную связь с её участниками, которая выражается в подготовке самостоятельной творческой работы по итогам каждого этапа обучения и зачётной работе на завершающем этапе.

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания), а также за счёт восприятия одобрения (неодобрения) окружающих, так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда).

Молодое поколение формирует будущую модель социальных отношений, культуры, экономики. Поэтому нас не может не волновать положение молодёжи сегодня, социальная уязвимость, известная незащищённость, смещение жизненных ценностей и ориентиров. Современные условия становления личности молодого человека осложняются ещё и такими факторами, как серьёзные изменения в сферах образования, трудоустройства, семейного воспитания, средств массовой коммуникации и т.д. Это ведёт к ещё большей дезориентированности молодежи в реальном мире.

Цель библиотек – помочь молодому человеку найти своё место в обществе, сформировать собственное «я», стать цельной личностью.

Что касается взаимоотношений молодёжи и библиотеки (которая традиционно играла значительную роль в жизни и становлении личности молодого человека), то и они в настоящее время претерпевают значительные изменения. Кризисные отношения в сфере библиотечного дела, ломка ценностных ориентиров в среде молодёжи ведут к пересмотру в целом работы библиотек с молодёжью, и в частности работы в помощь социализации молодёжи. Помочь личности в преодолении жизненных и житейских трудностей и проблем – т.е. в социализации – вот суть взаимоотношений библиотекаря и читателя, особенно юного, находящегося в начале жизненного пути, на первых стадиях социализации. Очевидно, что влияние библиотеки на пользователя носит именно социализирующий характер и полностью отвечает определению социализирующего воздействия.

В основе деятельности библиотек в помощь социализации – обеспечение максимально полного доступа к информации. Полная и доступная информация имеет жизненно важное значение для социализации в юношеском возрасте.

Основными ступенями социализации личности большинство исследователей считают:

– формирование мировоззрения;

– выбор профессии;

– создание семьи.

Каждая из этих ступеней представляет собой многоаспектную проблему.

Библиотека может:

– использовать широкую информацию (преж­де всего, философского, психологического, естественно-научного характера), художественную литературу;

– организовать серии библиотечных мероприятий информационного и рекомендательного характера, предназначенные как для индивидуального читателя, так и для всех пользователей в целом;

– создать условия для самопознания и реализации потенциала личности: через библиотечное общение, досуговую деятельность, а также через целенаправленное тестирование, например, в целях определения конкретных качеств личности;

– создать в библиотечной среде атмосферу высокой нравственности, выстроить библиотечное общение в соответствии с нормами этики и этикета.

Наибольшей эффективности в работе по социализации молодёжи можно достичь при условии координации деятельности библиотеки с другими социализирующими институтами (семья, школа, СМИ), а также учреждениями, организациями, способными предоставить информацию в помощь социализации молодежи.

Творческая лаборатория есть первый опыт по форме проведения занятий в системе непрерывного образования как для ПОБДЮ, так и для библиотекарей, работающих с юношеством. Программа и разрабатывалась сразу на три года, однако в процессе профессионального общения постоянно делались корректировки. В результате циклы тем распределились следующим образом.

2006 год

«Модель социализации старшеклассников в условиях библиотеки»

Роль чтения в личностном развитии детей и подростков

Формирование у подрастающего поколения патриотизма и гражданской ответственности

Задание первого года занятий – провести исследование среди старшеклассников своего города «Молодёжь ХХI века выбирает…» и обобщить выводы в любой форме: аналитической записки, эссе, стихитворения, статьи для периодики.

2007 год

«Молодое поколение выбирает»
(Нравственные ориентиры. Семейные ценности. Здоровый образ жизни)

Задание второго года – разработать авторскую программу по социализации старшеклассников; тема определяется по выбору участников лаборатории.

2008 год

«Становление»
(Диалог с книгой. Эстетическое воспитание. Общение и культура речи. Ресурсы Интернет для молодёжи. Профессиональное самоопределение старшеклассника)

Обзор программ участников лаборатории

В программах преобладает тема эколого-краеведческого воспитания подрастающего поколения. Были представлены: экологическая программа «Земля просит защиты», эколого-краеведческая программа «Сохрани землю, на которой ты живёшь», краеведческая программа работы с юношеством «Вместе с книгой и компьютером – по родному краю».

Если рассматривать программы с точки зрения практической пользы, которую их исполнение может принести жителям района, то, безусловно, самой актуальной и действенной является программа «Земля просит защиты» Порховской ЦБС.

Она не только ставит своей целью воспитание экологической культуры у молодёжи, но и предлагает систему практических дел, участвуя в которых молодёжь сделает свой город чистым и красивым. В частности, библиотека инициирует проведение акций по уборке мусора. При обсуждении программы возник интересный исторический ракурс: когда-то, в довоенное время, Порховская крепость славилась ещё и великолепным розарием. Может быть, сейчас стоит вспомнить об этом и вовлечь молодёжь в движение «Розовый куст»?

Проблемам социализации личности посвящены программы Островской ЦБС «Служу Отчизне», Пушкиногорской ЦРБ «На пороге семейной жизни» (подготовка старшеклассников к семейной жизни), Печорской ЦРБ «Через книгу – к духовности».

фото1

Участники мастер-класса

Программы, направленные на поддержку ценности чтения, представили Бежаницкая ЦБС и Палкинская ЦБС. Бежаницкая программа «Чтение в семейном интерьере» направлена на поддержку престижа чтения как семейной ценности в группе молодых семейных пар. Программа Палкинской ЦРБ основной акцент делает на работу с молодёжью.

Программа Гдовской ЦРБ «Шедевры на все времена» декларирует своей целью эстетическое воспитание учащихся на основе изучения творчества русских художников XVIII–XIX веков. Программа предполагает проведение цикла бесед с учащимися и написание итогового реферата «Мой любимый художник». Для достижения поставленной цели необходим более широкий спектр мероприятий и расширение круга партнёров библиотеки.

Подошли к концу профессиональные встречи. Мы надеемся, что для библиотекарей области участие в творческой лаборатории – стимул к творчеству и возможность использования новых идей в практике работы своих библиотек. Пусть из мозаичных кусочков изученных тем сложатся программы работы с молодёжью, которые сформируют доверие молодых людей к библиотеке, откроют для них библиотеку как современную, нужную, необходимую территорию не только детства, но и юности. Творческая лаборатория не закрыта, она продолжается…

Приложение

Краткий план практического занятия, посвящённого изучению технологии развития критического мышления, по итальянской сказке «Злая судьба». Стратегия «Чтение с остановками»

Поговорим о воспитании юного человека в условиях библиотеки через общение, об использовании общения как инструмента библиотекаря, как повод поговорить о прочитанном. Предметом общения в библиотеке является всё, что интересует читателей и библиотекарей, о чём они хотят говорить, что помогает определить свои действия и поступки, своё отношение к людям, событиям и фактам. Общаясь, человек приобретает, навыки жить среди людей. Так что самостоятельность феномена общения в библиотеке несомненна.

Одна из популярных современных технологий привлечения к чтению – технология развития критического мышления. Технология предполагает привлечение ваших слушателей (всех!) к участию в мероприятии. На занятии мы познакомимся с одной из стратегий – «Чтение с остановками». Обсудить сказку «Злая судьба» можно также с применением стратегии «ИДЕАЛ». Материал сказки можно использовать при проведении мероприятия, тема которого – выбор жизненной дороги, поиск путей самоопределения, ориентация на активную жизненную позицию.

В общем виде занятие по развитию критического мышления состоит из трёх блоков: вступление (начало разговора, разминка); основная часть (само действие, ради которого все собрались, в нашем случае – чтение вслух с остановками, вопросы и ответы); заключение (рефлексия: итоговые размышления, подведение итогов).

Ход занятия по сказке «Злая судьба»

1. Вступление

Вопросы к аудитории: Верите ли вы в судьбу, в предначертанность жизненного пути каждого человека с самого рождения? (Ответы.) (Участники получают листок с афоризмами). Какой из предложенных афоризмов лучше всего соответствует вашим размышлениям по теме разговора? (Ответы.)

«Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь это долина слёз. Преодолей всё.

Жизнь это борьба. Стань борцом.

Жизнь это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать её.

Это твоя жизнь. Завоюй её» (из философского завещания Матери Терезы).

«Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться!» (Александр Дюма-отец, французский писатель).

«Для внимательного взора судьба – это только развитие характера» (Астольф де Кюстин, французский публицист).

«Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу» (Уильям Теккерей, английский писатель).

«Что бы ни случилось, не теряй бодрости. Помни, что чем труднее и тяжелее обстоятельства, тем необходимее твёрдость, деятельность и решительность и тем вреднее апатия» (Лев Николаевич Толстой, русский писатель).

«Каждый кузнец своей судьбы» (Гай Юлий Цезарь, римский император и полководец).

2. Основная часть. Чтение вслух фрагментов сказки.

Жили когда-то семь сестёр, семь королевских дочерей. Росли сёстры во дворце, не зная заботы и горя. Недаром говорит пословица: богатому да счастливому и свеча, как солнце, светит. Но едва младшей королевне, Сантине, минуло пятнадцать лет, счастье покинуло королевскую семью. На королевство напало вражеское войско. Самого короля взяли в плен, а королеве с семью дочерьми пришлось бежать в чужое королевство и укрыться в глухом лесу, в тёмной хижине, в которой когда-то жил угольщик.

Теперь королевская семья узнала вторую половину пословицы – бедному да несчастному и солнце, как сальная свечка, чадит. Вместо мягких перин и атласных одеял у них были голые доски, чуть прикрытые сухой травой. Вместо золотых и серебряных блюд – одна глиняная миска и восемь деревянных ложек. А в миске иногда похлёбка из грибов, а иногда и вовсе ничего. Так вот и жили.

Однажды вечером к хижине подошла старая-престарая старушка… Королева рассказала старушке обо всём, что случилось с ними за последний год. Старушка выслушала, покачала головой и сказала:

– У одной из твоих дочерей злая судьба. Все ваши несчастья от этого. Пока с вами девушка Сфортуна – девушка Неудача – не ждите удачи.

– У которой же из моих дочерей злая судьба? – спросила королева.

– У той, что спит, скрестив на груди руки, – ответила старушка. – Прогони её, и всё пойдёт хорошо.

Королева вошла в хижину, зажгла свечу и склонилась над детьми. «О Боже!» – чуть не вскрикнула мать: младшая дочь спала, скрестив на груди руки. Королева стала на колени перед её постелью и горько зарыдала. Одна горячая слеза упала на щеку девушки. Она проснулась и услышала, что говорит мать.

– Нет, моя бедная Сантина, никогда я не назову тебя Сфортуной! Ты такая любящая и ласковая, неужели ты и вправду можешь приносить несчастье! Я никогда не прогоню тебя, что бы ни говорила старуха. Лучше мы будем делить с тобой всё, что накличет твоя злая судьба.

Горько было это слышать юной королевне, но она лежала тихо, как мышка, и ничем не показала, что проснулась.

Вопрос. Как вы думаете, что произойдет дальше?

А когда мать, наплакавшись, задремала, Сантина встала, связала в узелок свои нехитрые пожитки, глянула в последний раз на сестёр и мать и покинула хижину.

Всю ночь шла она лесом, а на рассвете вышла на равнину и увидела одинокий дом. Королевна подошла поближе и заглянула в окошко. Она увидела трёх женщин, которые сидели за ткацкими станками и ткали. Нити ложились такими красивыми узорами, что королевна не могла отвести глаз.

Одна из мастериц подняла голову, заметила девушку и пригласила её в дом. Сфортуна тут же принялась за работу: прибрала в доме, развела огонь в очаге, приготовила обед.

Вечером мастерицы собрались в гости, и старшая из них сказала Сфортуне:

– Хорошенько охраняй без нас дом. Ведь пряжа наша сделана из серебра, золота и шёлка, а ткани нам заказал сам король для своей невесты.

Ткачихи ушли, а Сфортуна, переделав все дела, заперла дом и легла спать. Проснулась она ровно в полночь. Кто-то ходил по дому, что-то звякало и шуршало.

– Кто там? – вскрикнула девушка.

В ответ из темноты послышался скрипучий старческий голос:

– Это я, твоя судьба. Утром увидишь, какой хорошенький подарочек я тебе приготовила. – И судьба пронзительно захихикала. Потом всё стихло. Девушка подумала: «Верно, мне это снится».

А утром, когда вернулись домой ткачихи, оказалось, что вся дорогая пряжа спутана и изорвана, а драгоценные ткани изрезаны на куски.

– Ах, негодница! – закричали ткачихи на бедную девушку. – Так-то ты платишь за нашу доброту! Убирайся вон!

И вот снова молодая королевна бредёт, сама не зная куда. К вечеру пришла она в какое-то селение. Хозяин богатого дома пожалел бедную Сфортуну и разрешил ей переночевать в своей лавке, среди бочек с вином. Проснулась она в испуге и вдруг услышала, как кто-то бормочет скрипучим голосом:

рисунок1

А.Стройло. Плывут. Вид Мирожского монастыря

– Десять красных ручейков, собирайтесь в море! Я свое дело знаю, а девчонке от меня не отвязаться.

Громко закричала королевна:

– На помощь! На помощь!

Прибежал заспанный хозяин со свечой. И что же он увидел? Все бочки откупорены, в погребе плещется целое озеро вина, а в лавке никого нет, кроме девушки. Молча вытерпела Сфортуна брань и побои.

Заливаясь горькими слезами, опять побрела королевна куда глаза глядят. К полудню она вышла не берег речки и увидела женщину, стиравшую бельё.

– Э, – сказала женщина, – к прачке Франчиске пришла помощница. Не так ли, девушка?

– Если вы позволите, – ответила Сфортуна, – я охотно помогу вам

Живо пошла у них работа. Солнце ещё не устало припекать, а бельё уже было развешано. Только оно подсохло, Сфортуна уселась на траве и начала его штопать.

– Подумать только, – сказала прачка, – двадцать лет я стираю бельё нашему молодому королю и всегда думала, что никто на свете не может это сделать лучше меня. А теперь вижу, что гожусь тебе в подмастерья. Вот что, дитя, оставайся жить со мной.

– Ах, добрая женщина, – ответила девушка, – я не смею даже переступить порог твоего дома. Моя злая судьба насылает несчастья на меня и на дом, в который я вхожу.

– Ну, это пустяки! – сказала Франчиска. – Судьба, конечно, особа важная. Да ведь и человек не флюгер, чтобы вертеться, куда ветер подует. Посиди здесь, я скоро вернусь.

Вопрос. Как вы понимаете слова Франчиски «человек не флюгер»?

Не прошло и часа, как прачка вернулась. Она принесла два кренделя и узелок. А в узелке были новое платье, новые башмаки, мыло, губка, гребень и целый пузырёк с драгоценным розовым маслом.

– Это подарок твоей судьбе, – скзала Франчиска. – А теперь возьми крендели и иди вниз по течению этой речки. Речка приведет тебя к морю. Там крикни три раза: «Судьба Франчиски!» – тут и покажется моя судьба. Отдай ей один крендель, поклонись от меня да расспроси, как разыскать твою судьбу.

Пошла Сфортуна к морю и вызвала судьбу Франчиски. Та поблагодарила девушку за привет и за крендель и сказала: «Твоя судьба презлая старушонка. Видишь тропинку? Ступай по ней. А уж разговаривай там, как сама знаешь, потому что с ней сам чёрт сговориться не может».

Сфортуна пошла искать свою судьбу. Ох, что у неё за вид! Седые волосы висят грязными космами, крючковатый нос перепачкан в саже, платье изодрано в клочья.

– Зачем пришла? – заворчала старуха? – Когда мне понадобится, я и сама тебя разыщу. Убирайся прочь!

– Я сейчас уйду, дорогая синьора моя судьба. Возьмите только в подарок вот этот крендель.

– Очень мне нужны твои подарки! – сказала судьба, но потянулась за ароматным румяным кренделем.

Тут девушка крепко схватила её за руки и потащила к ручью. Ну и вопила же старуха, когда Сфортуна тёрла её намыленной губкой!

– Не хочу мыться! Не хочу! – кричала она, вырываясь.

Но Сфортуна не обращала внимания. Она чистенько вымыла свою судьбу, причесала её, надела новое красивое платье, обула в новые башмаки и вылила на неё весь пузырёк с розовым маслом.

Ах, какая милая добрая старушка стояла теперь перед ней!

– Умница ты моя, – сказала она Сфортуне. – Так уж повелось, что если у человека злая судьба, он только и знает, что жалуется и клянёт её. Вот она и становится ещё злее.

Вопрос. Согласны ли вы со словами судьбы Сфортуны?

Никому в голову не придёт, что надо самому постараться сделать свою судьбу краше. Теперь у тебя всё пойдет хорошо. Спасибо тебе за подарки, прими и от меня подарочек.

И судьба дала Сфортуне маленькую коробочку. А там лежал кусочек галуна (дорогой шёлковой ткани) длиною с палец.

– Не очень-то щедрая у тебя судьба, – сказала Франчиска, но коробочку спрятала в ящик комода.

А вскоре по всей стране пошёл слух. Молодой король женится на капризной заморской принцессе. Невесте сшили белое шелковое платье, по подолу его обшили галуном. Но вот беда, галуна не хватило, совсем маленького кусочка, этак с палец длиной. И нет такого галуна больше во всём королевстве.

Услышала это Франчиска, достала заветную коробочку и побежала во дворец.

– Ну, нья Франчиска! – воскликнул король. – Ты спасла меня от позора перед заморской принцессой. За это я отвешу тебе столько золота, сколько весит твой галун. Но сколько ни сыпали золота, галун оказывался тяжелей.

– Нья Франчиска, – сказал король, – скажи правду: чей это галун?

Франчиска рассказала о Сфортуне. Король пожелал её видеть. А как только король и Сфортуна увидели друг друга, так сразу влюбились. Тотчас же король позвал своих советников и сказал:

– Вы искали мне невесту за морем. А я нашел её в собственном королевстве.

И приказал готовить всё к свадьбе.

На свадьбу Сантины приехал король, её отец. Оказывается, он бежал из плена, собрал войско и выгнал врагов из своей страны. Приехали мать Сантины и её сёстры. Сидела за свадебным столом, конечно, и нья Франчиска.

А за креслом невесты стояла ещё одна гостья. Она радостно кивала каждый раз, когда слышала смех Сантины. Но никто не видел эту гостью, кроме молодой королевны, потому что это была её собственная судьба.

Вопросы. Верите ли вы в счастливый случай? А достаточно ли только счастливого случая, чтобы изменить жизнь? Какие качества Сфортуны помогли ей? Какие чувства вызывает у вас героиня сказки? Как бы вы сами назвали бы эту сказку?

3. Итоговая рефлексия

Обращение к аудитории. Давайте обобщим основные идеи сказки.

Из ответов участников занятия

«Мне видится в сказке идея взаимопомощи, это гарант отклика окружающих нас людей в те моменты, когда и нам необходимы внимание, совет, поддержка. Помогай другим, и тогда другие будут помогать тебе».

«Жизнь девушки – героини сказки очень напоминает наш сегодняшний мир. Большая конкуренция, ценятся активность, инициатива, образование, умения. Чтобы быть счастливым, достичь того, чего тебе хочется, надо действовать, а не сидеть, сложив руки, пребывая в пустых мечтах и обижаясь на несправедливость судьбы».

«Надо уметь постоять за себя, а не сдаваться сразу, если что-то не получается».

«А я отметила, что эта сказка – о любви. О материнской любви, о дочерней».

Представьте себе, что где-то есть в человеческом облике и судьба каждого из вас. Нарисуйте мысленно, какой вы её видите. Если кто-то хочет, может описать её вслух.

Заключительные слова. Действительно, от самого человека зависит, какой будет его жизнь: скучной или интересной; насыщенной событиями или серой, убогой; яркой или пресной; успешной или заурядной. Идите своей дорогой и не останавливайтесь. Успех сопутствует идущим и ищущим. И никогда не ищите причины, чтобы оправдать свою бездеятельность. Возьмите судьбу в свои руки! Трудитесь, добивайтесь своих собственных удач и гордитесь собой, своими достижениями; всегда помните: каж­дый – единственный, уникальный, у каждого свои таланты, собственный жизненный путь, своя судьба и своё счастье!