Ольга Иванова
Клуб чтения для детей младшего школьного возраста
Летние каникулы – особый период в работе библиотек, особенно детских. Библиотеки создают летние клубы, объединения книголюбов, готовят циклы мероприятий в рамках программ летних чтений. Всё это направлено на привлечение к чтению, и в первую очередь к чтению для удовольствия.
Иванова
ведущий библиограф
детской библиотеки № 9
ЦБС г. Пскова
ВЕСНОЙ 2006 года в нашей библиотеке возникла идея создания «Летнего клуба чтения Любознайки». Эта идея имела свое развитие и продолжение.
Работа по привлечению детей к чтению достаточно сложна и требует тщательной подготовки. Вот основные этапы, ставшие подготовительными:
- Оформление книжной выставки «Большой сказочный юбилей года» на младшем абонементе.
- Создание картотеки-викторины «Сказка за сказкой».
- Проведение на Неделе детской книги игровой программы с элементами театрализации «Охотники за сказками».
- Выпуск практического пособия для школьников младшего и среднего возраста «Большой сказочный юбилей года», который позволил юному читателю встретиться с любимыми героями сказок, познакомиться с ещё неизвестными ему сказками и узнать истории их создания, а также увлекательно провести время, потому что его ожидали викторины и кроссворды.
Весь накопленный материал по юбилейным сказкам было решено использовать в организации мероприятий в период летних каникул. Оставалось избрать форму. Сложность в том, что летом у детей сфера интересов перемещается в большей степени к спорту, развлечениям и в определённой мере пропадает тяга к чтению. Поэтому необходимо организовать работу по привлечению к чтению таким образом, чтобы дети в максимальной степени получали удовольствие. Возраст младших школьников предполагает использование элементов соревнования, игры, активное творческое участие каждого. Было решено: «Летний клуб чтения Любознайки» появится в библиотеке!
В основе любой идеи, проекта лежат цели (для чего это нужно?) и задачи (как этого нужного достичь?).
Цели
– Привлечь младших школьников к книге, чтению.
– Показать, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс; привить любовь к чтению.
– Научить разбираться в тексте, анализировать его.
Задачи
– Воспитание потребности в чтении как источнике радости общения и знаний.
– Воспитание эмоционально-образного восприятия содержания произведений.
– Развитие фантазии, речи.
– Побуждение детей к активному «общению» с книгой.
– Создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения.
Основная идея «Летнего клуба чтения Любознайки»: организация чтения детей с использованием элементов соревнования и привлекательной атрибутики.
Наша библиотека на время летних каникул предложила юным читателям отправиться в страну Сказки, а там… Большой сказочный юбилей. Читая книги, каждый ребёнок может без труда просто перенестись, вообразить себе этот мир и увидеть всё, что там происходит… Его ожидают встречи с любимыми героями сказок, новые знакомства, увлекательные викторины и кроссворды.
Почему мы выбрали такое название: «Летний клуб чтения Любознайки»? Кто такой Любознайка? Любознайка – это мальчик, который стремится узнать как можно больше об окружающем мире. И имя его означает «любовь к знаниям». Любознайка приглашает всех ребят нашей библиотеки в путешествие по страницам детских книг. Кроме того, Любознайка – это логотип нашей библиотеки. Поэтому у ребят этот мальчик ассоциируется главным образом с нашей библиотекой. И клуб организован именно здесь.
В организации деятельности клуба мы выделили 4 основные ступени.
I ступень. Июнь. Первый месяц каникул вводит ребят в мир юбилейных сказочных книг. Для того чтобы дети узнали об открытии клуба, была проведена следующая работа: мы разместили новостную информацию на сайте ЦБС, оформили на информационном стенде нашей библиотеки в рубрике «Разноцветный календарь» рассказ-приглашение.
В результате ребята узнали о проведении литературной игры в рамках «Летнего клуба чтения Любознайки».
Правила игры
- В литературной игре на равных условиях участвуют дети младшего и среднего школьного возраста.
- С 1 по 15 июня необходимо зарегистрироваться (стать членом «Летнего клуба чтения Любознайки»).
- Помощник в литературной игре – практическое пособие «Большой сказочный юбилей». В нем – информация о книгах-юбилярах, а также конкурсные вопросы викторин и кроссворды.
- Свои успехи на дистанции чтения необходимо отмечать в информационном листе, который получает каждый участник «Летнего клуба чтения Любознайки».
- Для того чтобы стать победителем, нужно набрать как можно больше баллов. Каждый участник игры выбирал сам, как это сделать.
Поскольку одна из целей клуба – показать, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс, мы выбрали активные формы работы с детьми:
– кто хочет блеснуть эрудицией, разгадывает кроссворды, отвечает на вопросы викторин;
– кто любит рисовать, может попробовать себя в качестве художника-иллюстратора;
– кто предпочитает проявить себя в литературном творчестве, может написать стихотворение, письмо любимому герою, отзыв о прочитанной книге.
Все эти виды деятельности предполагают осмысленное прочтение, побуждают детей к активному «общению» с книгой.
Кроме того, в июне была проведена литературная игра «Лукоморские чудеса» (по сказкам-юбилярам А. С. Пушкина). Цель: познакомить детей со сказками-юбилярами А. С. Пушкина. Состоялись также литературный круиз по стране Сказки и презентация практического пособия «Большой сказочный юбилей года».
Результат: определились участники летнего клуба чтения.
Один из важных этапов – регистрация детей в клубе. Каждый участник получил индивидуальный информационный лист. Он содержит информацию об участнике клуба. На развороте листа находится информация о правилах литературной игры. Так, здесь, например, предложен список книг-юбиляров. Ребята сами выбирают, какую книгу они хотят прочитать, отмечают галочкой в первой графе. Остальные графы предназначены для выставления баллов по различным видам деятельности участников: викторина, рисунок-иллюстрация, стихотворение, письмо любимому герою, отзыв о прочитанной книге.
После этого был объявлен старт чтения книг-юбиляров.
II ступень. Июль. Самый разгар лета, период активного чтения и творчества. В течение июля и августа сотрудниками библиотеки была организована индивидуальная работа с участниками «Летнего клуба чтения Любознайки»:
- Руководство детским чтением: рекомендательные беседы, консультации. В рекомендательном списке для прочтения были предложены произведения одиннадцати авторов. В зависимости от возраста и интересов можно было выбрать сказку для творческой работы.
- Своевременное заполнение информационных листов детей.
III ступень. Август. Лето близится к концу. Самостоятельная работа ребят – оформление творческих работ.
IV ступень. Сентябрь. Подведение итогов. На заключительном заседании «Летнего клуба чтения Любознайки» ребята представили свои творческие работы, состоялось награждение победителей. Результат превзошел ожидания. Ребята с удовольствием представили свои работы, с интересом рассказали о том, как они трудились над ними. Одна из участниц клуба написала:
– Мне понравилось отвечать на вопросы викторин, рисовать, писать письма героям книг. Я хочу, чтобы игра продолжалась…
А мы решили проводить заседания клуба не только в период летних каникул, но и на всех остальных каникулах. Таким образом, в течение года проходит 4 тематических заседания.
В 2007/2008 году «Летний клуб чтения Любознайки» работает под девизом «Читаем с удовольствием».
Заседание клуба №1: «Кузька и Компания» (к 35-летию книги Т. И. Александровой «Кузька»).
В программе:
- Выставка-юбилей книги «Домовёнок Кузька и компания».
- Литературная игра «Загадочные существа: домовые, лешие, гномы и прочие…» (приняли участие команды «Нафаня» и «Вуколочка»).
- Просмотр мультфильма «Возвращение Домовёнка».
- Литературная игра «С днём рождения, Кузька!».
Каждый участник игры получил «Волшебный сундучок», где выставляются все заработанные баллы. Почему? У Кузьки был волшебный сундучок: нарисуешь, положишь в сундучок, и тот расскажет по рисунку сказку.
Татьяна Александрова хотела, чтобы все любили и умели сочинять сказки… Для того чтобы стать победителем игры, нужно набрать как можно больше баллов. Каждый участник игры выбирает сам, как это сделать:
- кто хочет блеснуть эрудицией, отвечает на вопросы викторины по сказке «Кузька»;
- кто любит рисовать, может попробовать себя в качестве художника-иллюстратора (нарисовать иллюстрацию к сказке);
- кто предпочитает проявить себя в литературном творчестве, может написать стихотворение, письмо Кузьке, отзыв о прочитанной книге; кроме того, можно сочинить сказку о новых приключениях Кузьки.
Заседание клуба № 2: «Волшебный мир В. Гауфа» (180 лет сказке «Карлик Нос»).
В программе:
- Презентация информационно-познавательного буклета В. Гауф «Карлик Нос»: «Юбилей книги – 180 лет».
- Просмотр мультфильма «Карлик Нос».
- Викторина по сказке.
Заседание клуба № 3: «Сказки былых времён…» (310 лет сборнику сказок Ш. Перро «Сказки матушки Гусыни»).
Любознайка, который живёт в нашей библиотеке, всегда предлагает ребятам провести летние каникулы весело и с пользой. А помогут в этом книги. Всех желающих ждут интересные встречи с героями знаменитых сказок и поучительных историй, викторины, кроссворды и, конечно же, призы. Очередное путешествие в увлекательный и интересный мир сказки ждёт юных читателей!
Победители летнего конкурса – 2008