Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2008

Ольга Иванова

Клуб чтения для детей младшего школьного возраста

Летние каникулы – особый период в работе библиотек, особенно детских. Библиотеки создают летние клубы, объединения книголюбов, готовят циклы мероприятий в рамках программ летних чтений. Всё это направлено на привлечение к чтению, и в первую очередь к чтению для удовольствия.

Иванова
Ольга Николаевна
Иванова

ведущий библиограф
детской библиотеки № 9
ЦБС г. Пскова

ВЕСНОЙ 2006 года в нашей библиотеке возникла идея создания «Летнего клуба чтения Любознайки». Эта идея имела свое развитие и продолжение.

Работа по привлечению детей к чтению достаточно сложна и требует тщательной подготовки. Вот основные этапы, ставшие подготовительными:

  1. Оформление книжной выставки «Большой сказочный юбилей года» на младшем абонементе.
  2. Создание картотеки-викторины «Сказка за сказкой».
  3. Проведение на Неделе детской книги игровой программы с элементами театрализации «Охотники за сказками».
  4. Выпуск практического пособия для школьников младшего и среднего возраста «Большой сказочный юбилей года», который позволил юному читателю встретиться с любимыми героями сказок, познакомиться с ещё неизвестными ему сказками и узнать истории их создания, а также увлекательно провести время, потому что его ожидали викторины и кроссворды.

Весь накопленный материал по юбилейным сказкам было решено использовать в организации мероприятий в период летних каникул. Оставалось избрать форму. Сложность в том, что летом у детей сфера интересов перемещается в большей степени к спорту, развлечениям и в определённой мере пропадает тяга к чтению. Поэтому необходимо организовать работу по привлечению к чтению таким образом, чтобы дети в максимальной степени получали удовольствие. Возраст младших школьников предполагает использование элементов соревнования, игры, активное творческое участие каждого. Было решено: «Летний клуб чтения Любознайки» появится в библиотеке!

В основе любой идеи, проекта лежат цели (для чего это нужно?) и задачи (как этого нужного достичь?).

эмблема клуба

Цели

– Привлечь младших школьников к книге, чтению.

– Показать, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс; привить любовь к чтению.

– Научить разбираться в тексте, анализировать его.

Задачи

– Воспитание потребности в чтении как источнике радости общения и знаний.

– Воспитание эмоционально-образного восприятия содержания произведений.

– Развитие фантазии, речи.

– Побуждение детей к активному «общению» с книгой.

– Создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения.

Основная идея «Летнего клуба чтения Любознайки»: организация чтения детей с использованием элементов соревнования и привлекательной атрибутики.

Наша библиотека на время летних каникул предложила юным читателям отправиться в страну Сказки, а там… Большой сказочный юбилей. Читая книги, каждый ребёнок может без труда просто перенестись, вообразить себе этот мир и увидеть всё, что там происходит… Его ожидают встречи с любимыми героями сказок, новые знакомства, увлекательные викторины и кроссворды.

Почему мы выбрали такое название: «Летний клуб чтения Любознайки»? Кто такой Любознайка? Любознайка – это мальчик, который стремится узнать как можно больше об окружающем мире. И имя его означает «любовь к знаниям». Любознайка приглашает всех ребят нашей библиотеки в путешествие по страницам детских книг. Кроме того, Любознайка – это логотип нашей библиотеки. Поэтому у ребят этот мальчик ассоциируется главным образом с нашей библиотекой. И клуб организован именно здесь.

В организации деятельности клуба мы выделили 4 основные ступени.

I ступень. Июнь. Первый месяц каникул вводит ребят в мир юбилейных сказочных книг. Для того чтобы дети узнали об открытии клуба, была проведена следующая работа: мы разместили новостную информацию на сайте ЦБС, оформили на информационном стенде нашей библиотеки в рубрике «Разноцветный календарь» рассказ-приглашение.

В результате ребята узнали о проведении литературной игры в рамках «Летне­го клуба чтения Любознайки».

Правила игры

Поскольку одна из целей клуба – показать, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс, мы выбрали активные формы работы с детьми:

– кто хочет блеснуть эрудицией, разгадывает кроссворды, отвечает на вопросы викторин;

– кто любит рисовать, может попробовать себя в качестве художника-иллюстратора;

– кто предпочитает проявить себя в литературном творчестве, может написать стихотворение, письмо любимому герою, отзыв о прочитанной книге.

Все эти виды деятельности предполагают осмысленное прочтение, побуждают детей к активному «общению» с книгой.

Кроме того, в июне была проведена литературная игра «Лукоморские чудеса» (по сказкам-юбилярам А. С. Пушкина). Цель: познакомить детей со сказками-юбилярами А. С. Пушкина. Состоялись также литературный круиз по стране Сказки и презентация практического пособия «Большой сказочный юбилей года».

Результат: определились участники летнего клуба чтения.

Один из важных этапов – регистрация детей в клубе. Каждый участник получил индивидуальный информационный лист. Он содержит информацию об участнике клуба. На развороте листа находится информация о правилах литератур­ной игры. Так, здесь, например, предложен список книг-юбиляров. Ребята сами выбирают, какую книгу они хотят прочитать, отмечают галочкой в первой графе. Остальные графы предназначены для выставления баллов по различным видам дея­тельности участников: викторина, рисунок-иллюстрация, стихотворение, письмо любимому герою, отзыв о прочитанной книге.

После этого был объявлен старт чтения книг-юбиляров.

II ступень. Июль. Самый разгар лета, период активного чтения и творчества. В течение июля и августа сотрудниками библиотеки была организована индивидуальная работа с участниками «Летнего клуба чтения Любознайки»:

  1. Руководство детским чтением: рекомендательные беседы, консультации. В реко­мендательном списке для прочтения были предложены произведения одиннадцати авторов. В зависимости от возраста и интересов можно было выбрать сказку для творческой работы.
  2. Своевременное заполнение информационных листов детей.

III ступень. Август. Лето близится к концу. Самостоятельная работа ребят – оформление творческих работ.

IV ступень. Сентябрь. Подведение итогов. На заключительном заседании «Летнего клуба чтения Любознайки» ребята представили свои творческие работы, состоялось награждение победителей. Результат превзошел ожидания. Ребята с удовольствием представили свои работы, с интересом рассказали о том, как они трудились над ними. Одна из участниц клуба написала:

– Мне понравилось отвечать на вопросы викторин, рисовать, писать письма героям книг. Я хочу, чтобы игра продолжалась…

А мы решили проводить заседания клуба не только в период летних каникул, но и на всех остальных каникулах. Таким образом, в течение года проходит 4 тематических заседания.

В 2007/2008 году «Летний клуб чтения Любознайки» работает под девизом «Читаем с удовольствием».

Заседание клуба №1: «Кузька и Компания» (к 35-летию книги Т. И. Александровой «Кузька»).

В программе:

Каждый участник игры получил «Волшебный сундучок», где выставляются все заработанные баллы. Почему? У Кузьки был волшебный сундучок: нарисуешь, положишь в сундучок, и тот расскажет по рисунку сказку.

Татьяна Александрова хотела, чтобы все любили и умели сочинять сказки… Для того чтобы стать победителем игры, нужно набрать как можно больше баллов. Каждый участник игры выбирает сам, как это сделать:

Заседание клуба № 2: «Волшебный мир В. Гауфа» (180 лет сказке «Карлик Нос»).

В программе:

Заседание клуба № 3: «Сказки былых времён…» (310 лет сборнику сказок Ш. Перро «Сказки матушки Гусыни»).

Любознайка, который живёт в нашей библиотеке, всегда предлагает ребятам провести летние каникулы весело и с пользой. А помогут в этом книги. Всех желающих ждут интересные встречи с героями знаменитых сказок и поучительных историй, викторины, кроссворды и, конечно же, призы. Очередное путешествие в увлекательный и интересный мир сказки ждёт юных читателей!

фото1

Победители летнего конкурса – 2008