Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2008

Ирина Шарапова

Обзор выставок, представленных на конкурс профессионального мастерства в ПОБДЮ

Публикуемый материал можно смело отнести к актуальной в наше время технологии – проектной деятельности, в данном случае в методической работе.
Известно, что смотры-конкурсы являются эффективнейшей формой повышения квалификации библиотекарей. Они требуют от разработчиков и организаторов немалых интеллектуальных и энергетических вложений.
Порадовало в условиях конкурса наличие материального вознаграждения победителей.
Интересным и важным представляется и пункт в критериях оценки «наличие профессиональных находок, инновационных приёмов, отступление от стереотипов».
Именно это, кажется, и подтолкнуло участников к неограниченному полёту фантазии в работе над выставками.
Этот материал по сути представляет собой методические рекомендации по организации выставок, только поданные не в традициях жанра, а живо и эмоционально, с желанием донести до коллег найденные инновационные элементы. Для методистов также станет ценным список литературы по теме «Выставка», имеющийся в конце публикации.

Ольга Козлова

Шарапова
Ирина Юрьевна
Шарапова

ведущий методист центра
научно-методической,
экспериментальной
и исследовательской
работы ПОБДЮ
им. В.А.Каверина

ДАВАЙТЕ замолвим о выставках слово… И пусть это слово будет благодарным, потому что в каждой библиотеке страны, независимо от её статуса и величины фонда, выставочная работа была и остаётся одним из самых интересных направлений. Если перефразировать известную поговорку «по одёжке встречают», то можно сказать, что библиотечная выставка – это наша одежда для всех, кто приходит в библиотеку. Первое впечатление о библиотеке и умении библиотекаря представить книгу складывается у читателя (пользователя) при знакомстве с книжными выставками.

На протяжении последних десяти лет тема выставок не сходит со страниц профессиональной печати. Библиотеки накапливают свой уникальный опыт, осваивают новые формы работы, находятся в постоянном поиске новых решений и идей. Особенно полезно использовать потенциал выставочной работы в детской библиотеке, так как «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (К. Д. Ушинский). Для детей наглядность играет важную роль, поскольку восприятие ребёнка носит наглядно-образный характер. А потому использование наглядности в библиотечной работе с детьми – это разговор с ребёнком на понятном ему языке.

Одним из методов совершенствования выставочной работы являются смотры-конкурсы. Такие смотры-конкурсы библиотечных выставок проводятся ­повсеместно. Их цель – стимулирование профессионального мастерства библиотекарей. Для конкурса разрабатываются положения, оговаривающие методику его проведения, критерии отбора и оценки выставок, представленных на конкурс.

В целях активизации творческого потенциала сотрудников, выявления и распространения инновационных форм работы администрацией Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В. А. Каверина был объявлен смотр-конкурс на лучшую библиотечную выставку.

Условия конкурса

1. В конкурсе принимают участие все отделы библиотеки. Участники самостоятельно выбирают тематику выставки с учётом приоритетов деятельности отдела и библиотеки.

2. Участники конкурса, оформив выставку, приглашают членов жюри для личного знакомства с ней, проводят презентацию-защиту своих работ, ведут учёт эффективности выставки.

3. По окончании работы выставки зав. отделом сдаёт документацию по выставке (схему, описание по матрице, список литературы, фотоматериалы, сведения о книговыдаче и сопутствующих мероприятиях, отзывы пользователей) в жюри.

4. Победители конкурса, занявшие первые три места, получают материальное вознаграждение.

5. По окончании конкурса его материалы передаются на хранение в центр научно-методической, экспериментальной и исследовательской работы ПОБДЮ им. В. А. Каверина. Лучшие работы будут использованы для издания сборника методических материалов для библиотек области.

Критерии оценки:

– актуальность темы;

– уникальность заявленной темы и представленных материалов;

– соответствие тематики специфике деятельности отдела, учёт интересов групп пользователей;

– творческое самовыражение авторов выставки;

– наличие профессиональных находок, инновационных приёмов, отступление от стереотипов.

фото1

Выставка в отделе старших школьников

Участвуя в конкурсе, сотрудники библиотеки проявили максимум фантазии, творческой энергии, инициативы. Каждая выставка, представленная на суд жюри, была по-своему уникальна. Сегодня, по мнению В. Вяткиной существует 73 вида выставок. И это не предел. Библиотекари-практики совершенствуют, шлифуют мастерство выставочной работы. На свет появляются новые идеи и, соответственно, новые виды выставок.

Презентацию выставки, организованной отделом комплектования и книгохранения «Книжные сокровища», приурочили к общероссийскому Дню библиотек. На выставке были представлены книги разных лет из коллекции библиотеки. Выставка была ориентирована прежде всего на специалистов, но оказалась интересна и читателям библиотеки. Целевое назначение выставки: ознакомление сотрудников с изданиями, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.

Книжная выставка состояла из следующих разделов:

1. Книжные сокровища (стенд с буклетами).

2. Они были первыми (первые книги библиотеки).

3. Раритеты библиотеки.

4. Знаменитые люди – библиотеке (книги с автографами).

5. Книга сегодня (новинки).

В наше время можно часто услышать мнение, что книга как источник информации теряет своё значение. На смену ей пришли электронные носители информации. Но, подержав в руках издание 1890 г. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона), понимаешь, что ничто не способно заменить книгу. «Книга линейна, как человеческая жизнь. Книга даёт человеку ощущение таких понятий, как Судьба, Неотвратимость, Рок, Бог (кому что ближе), таких понятий, которые недоступны ни животным, ни компьютеру, к которым нас никогда не приведёт Интернет с его абсолютной свободой…»; «компьютер – полезен, а книга – прекрасна». Это лишь некоторые из высказываний наших коллег. Выставка «Книжные сокровища» явилась несомненным подтверждением правильности таких высказываний. После ознакомления с выставленными книгами осталось замечательное «послевкусие», как после прочтения интересной книги. Другого не могло и быть.

Истинным праздником стала презентация тематико-дидактической выставки отдела искусств «Об искусстве рококо и о барокко…». Что это было? Бал-маскарад, карнавал… Трудно определить. Но это был праздник в стиле рококо и барокко.

Выставка является частью проекта «От античности до модерна» – электронного навигатора-справочника по атрибуции стилей искусства.

Целевое назначение: системное ознакомление со стилями барокко и рококо посредством информационных, визуальных, интерактивных и игровых методов.

Первая часть выставки – «Галантный стиль» – располагалась в арт-салоне и была представлена репродукциями картин художников классического рококо и барокко, с одной стороны, и живописными работами учащихся ДШИ, демонстрирующими видение стиля, – с другой. Перед открытием выставки состоялось выступление квартета музыкантов-преподавателей ДШИ (фортепиано, виолончель, скрипка, флейта). Исполнялась музыка французских композиторов XVII века.

Вторая часть выставки была представлена в читальном зале отдела искусств и включала два раздела (соответственно, барокко и рококо) книг, альбомов, репродукций иллюстраций, нотных сборников.

Биографическое обеспечение: справочные издания, специально подготовленная картотека, включающая полный объём литературы на выбранную тему, имеющейся в библиотеке.

Для создания более глубокого эмоционального впечатления в оформлении выставки использованы:

Все работы выполнены учащимися и преподавателями ДШИ.

В ходе презентации выставки были использованы и интерактивные, игровые приёмы и методы: аукцион «Характеристика стиля», «Язык мушек» как элемент придворного этикета, фотосессия.

фото2
фото3

Выставка методического отдела

Выставка явилась подлинным украшением библиотечного пространства, выполняя при этом главную функцию – информационную. Материал представлен с максимальной полнотой, ярко, стильно, образно. И как итог – первое место в конкурсе.

В России принята Национальная программа поддержки и развития чтения, а 2008 год объявлен в России Годом семьи. В Псковской области 2007 год был Годом чтения. Многие библиотеки выбирают работу по семейному чтению как приоритетное направление деятельности. Задача регионального методического центра – предложить интересные решения, касающиеся развития интереса к чтению у подрастающего поколения. Идея организации выставки у сотрудников центра научно-методической, экспериментальной и исследовательской работы появилась как результат поиска таких решений. Эффективным способом сплочения семьи, передачи семейных традиций и нравственных ценностей является семейное чтение. Выставка-ностальгия «Хорошие книги живут долго» предполагала демонстрацию возможностей использования семейных книжных собраний как элемента культурной памяти семьи, а также ознакомление с правилами отбора книг в домашнюю библиотеку.

Разделы выставки:

– «Семейная реликвия» (книги из домашних библиотек сотрудников библиотеки и читателей); принцип отбора книг – хронологический, каждая книга должна иметь свою историю и входить в круг чтения нескольких поколений семьи;

– «Поколение next выбирает» (рейтинг лучших книг, по мнению детей и подростков Псковской области);

– «Как собирать домашнюю библиотеку» (тематическая выставка, на которой представлен буклет, разработанный и изданный отделом).

При оформлении выставки были использованы предметы быта 50–60-х годов ХХ века: статуэтки, игрушки, зелёная лампа, часы, салфетки (филейные и ришелье), а также атрибуты современной молодежной субкультуры: «фенечки», браслеты, бейсболка, компьютерные диски. На стенде, также входящем в пространство выставки, были помещены фотографии из семейных альбомов, школьные грамоты, пионерский галстук, значки и открытки. В качестве звукового фона использовалась запись инструментальной музыки.

Презентация выставки состоялась дважды. 15 мая, в Международный день семьи, её участниками стали учащиеся профессионального лицея. Перед ребятами выступили библиотекари с рассказом о семейных библиотеках, состоялся диалог о месте чтения в семьях участников мероприятия. Затем прошла вторая презентация, приуроченная ко Дню матери. К первой презентации среди читателей юношеского возраста предварительно проводился письменный опрос «Какие книги есть в твоей домашней библиотеке и какие книги ты хотел бы передать своим детям?». «Входным билетом» на вторую презентацию был листок с ответом посетителя выставки о любимых книгах семьи.

Интерьер помещения соответствовал стилю 1950-х годов. Кабинет отдела на время презентации выставки превратился в обычную для тех лет коммунальную квартиру. Мероприятие прошло в форме чаепития: с домашним печеньем, баранками, конфетами-подушечками, душистым чаем. Участниками презентации стали специалисты ПОБДЮ, преподаватель Псковского педагогического университета. Наряду с сотрудниками методического отдела в мероприятии принял участие известный краевед-исследователь Н. Ф. Левин. Он рассказал о семейных библиотеках псковичей в дореволюционное время.

Начать собирать домашнюю библиотеку никогда не поздно. О том, как это правильно сделать, рассказала сотрудница отдела, представив буклет «Как собирать домашнюю библиотеку». В буклете родителям и юным читателям предлагаются советы по созданию домашних библиотек от педагога С. Л. Соловейчика и известного библиотековеда Э. Р. Сукиасяна. Завершением выставки стала викторина, в которой присутствующим предлагалось закончить общеизвестную фразу о книге одним словом (см. приложение 1).

Выставка соответствовала всем заявленным критериям оценки. Сотрудниками отдела была создана прекрасная атмосфера большого, уютного дома, где царит Книга. На память о встрече всем присутствующим подарили книжные закладки. Душевно, эмоционально, актуально. Жюри отметило выставку вторым местом в смотре-конкурсе.

Прославленная и любимая старшим поколением читателей книжная серия «Жизнь замечательных людей» была представлена на выставке-познании «Летопись столетий» отделом справочно-библиографической и информационной работы.

Целевое назначение выставки:

– содействие нравственному воспитанию подрастающего поколения;

– развитие (пробуждение) у юношества интереса к чтению историко-биографической литературы;

– раскрытие фонда библиотеки.

Книжная серия «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) – это издательский феномен. Такого серийного издания в других странах нет. Это интеллектуальный феномен. Это история человечества в лицах, история науки, техники и культуры. Это чтение внимательное и поучительное в смысле воспитания и формирования новых поколений. Жизнь замечательных людей, их труд, борьба, победы и поражения – это гигантский опыт жизни для последующих поколений.

Разделы выставки:

– история серии «Жизнь замечательных людей»;

– исторические деятели;

– учёные;

– деятели искусства и литературы;

– библиография.

Презентация выставки состоялась с участием студентов Псковского государственного педагогического университета, факультета начального образования. Студенты рассказали, как повлиял на их мировоззрение пример жизни и творчества выдающихся людей. Беседа-обзор по книжной серии ЖЗЛ содержала информацию об истории создания серии, её первых выпусках и издателях, а также о том, как пользоваться справочно-библиографическим аппаратом к серии.

На выставке, помимо книг серии ЖЗЛ, были представлены цитаты, буклеты, эмблемы, иллюстрации, портреты, предметы и аксессуары.

Завершающим моментом стала викторина «Назови книгу», суть которой заключалась в следующем: ведущая показывала предмет, который по смыслу подходил к содержанию той или иной книги о замечательной личности. Присутствующим предлагалось назвать выдающихся представителей соответствующего вида деятельности. Таким образом было «обыграно» несколько предметов:

– глобус;

– головной убор академика;

– гусиное перо;

– веер;

– штурвал;

– мольберт;

– орден, медаль.

В конце презентации всем предлагалось в качестве угощения яблоко – плод познания.

Алгоритм выставки: соединение книги, читателя и библиотекаря в едином интерактивном пространстве. Важным моментом является вовлечение в программу непосредственно читателей, студентов. Восприятие материала читателями юного возраста идёт гораздо позитивнее, если информация исходит от ровесника. Жюри по достоинству оценило идею возрождения интереса к серии ЖЗЛ через выставку (тоже второе место).

Многие читатели, приходящие в библиотеку, имеют свое хобби и с радостью откликаются на предложение библиотекарей представить предмет увлечения на выставке. Подобные выставки являются украшением пространства библиотеки, создают ощущение комфорта, привлекают яркостью и уникальностью выставленных работ. Выставка может быть как самостоятельным мероприятием, так и частью большого мероприятия по народному творчеству.

Отдел обслуживания юношества пригласил на выставку-хобби «Умелые руки не знают скуки», организованную для начинающих и опытных рукодельниц.

Все представленные на выставке предметы (свитер; картина, вышитая лентами; игольница; мягкая игрушка; скатерть; шляпка) выполнены руками библиотекарей. Каж­дый вид рукоделия представлен проиллюстрированным изданием, где есть подробные инструкции и цветные фотографии, на которых наглядно показана техника каждого вида.

Окружающий мир полон чудес. С первых минут жизни нас удивляет масса происходящих вокруг явлений. Да и сам факт рождения, появления на свет – разве это не чудо? Тематическая выставка-путешествие «Мир загадок и чудес» поможет окунуться в таинственный мир, раскрыть многие тайны, познать необъяснимое. С выставкой можно было ознакомиться в отделе обслуживания старших школьников.

Целевое назначение: активизировать роль научно-популярной книги в организации учебной деятельности и досуга.

Краткая концепция выставки:

– создание привлекательного образа отдела библиотеки как динамичного пространства для активного участия в событии;

– привлечение внимания и интереса читателей к книге;

– наглядное представление многообразия литературы по теме;

– развитие познавательного интереса, творческой активности читателей;

– включение элементов игры.

Разделы выставки:

– «Таинственный мир»;

– «Нераскрытые тайны»;

– «Чудеса архитектуры»;

– «Реальность или миф?»;

– «Чудеса природы»;

– «Загадки и символы».

Необычно оформлен заголовок выставки (в форме арки), и это, несомненно, является творческой находкой. Включение в оформление выставки колонн позволяет точечно сфокусировать внимание на более интересных фактах («Знаешь ли ты…»). Для привлечения внимания читателей интерактивная часть книжной выставки «Раскрой загадки пирамиды» представлена в форме макета пирамиды с кроссвордом.

Одним из специальных дней, установленных по инициативе ООН, является Международный день животных (4 октября, с 1931 г.). Тематическая выставка «Братья наши меньшие», представленная отделом литературы на иностранных языках, была приурочена к этому дню.

Разделы выставки:

– «Литература о животных на французском и норвежском языках»;

– «Животные в художественной литературе»;

– «Ребятам о зверятах. Животные в сказках»;

– «Выучи, как мы называемся. Словари с картинками»;

– «Скажи, как нас зовут. Книги о собаках на немецком языке». Фотовыставка;

– «Братья наши меньшие». Энциклопедия «Британика».

Очень удачно использовано небольшое пространство отдела: выставка разбита на несколько частей. На стеллаже с литературой на немецком языке представлены три прекрасные книги о собаках, а также энциклопедия «1001 чудо из мира животных».

На стеллаже с литературой на французском языке представлены произведения для детей, в том числе знаменитая в своё время книга О. Перовской «Ребята и зверята» на французском и английском языках.

фото4
фото5
фото6

Выставка отдела искусств

И наконец, на переносном стенде – энциклопедия «Britannica», где в доступной форме можно прочитать о многом, в том числе и о различных животных.

Профессиональной находкой можно назвать создание интер­активного уголка, где с помощью словарей ребятам предлагается перевести и выучить названия животных. Читатели отметили актуальность темы и яркое, красочное оформление выставки. Главное же – чувства, пробуждаемые представленными книгами: любовь к братьям меньшим, добро, чуткость, ответственность. Профессионально, информативно, познавательно.

Аура волшебства была создана выставкой «Новогодние узоры» в отделе обслуживания дошколь­ников и младших школьников. Для маленьких читателей выставка была необыкновенно привлекательной: помимо ярких и праздничных книг о Новом годе и Рождестве, там можно было увидеть предметы, непосредственно связанные с этим чудным праздником (ёлочка, Дед Мороз, сказочный олень, игрушки и др.). Пространство выставки было усыпано конфетти, словно снегом. Не обошлось и без вкусных неожиданностей: ребят угощали конфетами.

Выставка соответствовала интересам и ожиданиям самых маленьких читателей. Своим появлением она как бы приблизила наступление самых любимых и ожидаемых праздников – Нового года и Рождества. Материал представлен ярко, по-детски празднично. Выставка создала атмосферу радости. Уходя, каждый из присутствующих унёс с собой чувство соприкосновения с волшебством.

В отделе краеведческой литературы можно было ознакомиться с тематической выставкой «Псковские писатели и поэты – детям». Жанр детской литературы среди псковских авторов представлен немногочисленными изданиями (в краеведческом отделе всего 10 книг) и именно поэтому является малодоступным для большинства жителей области. Целевое назначение выставки: пробудить интерес к детской литературе Псковского региона.

На выставке представлены: книги, детские рисунки [после краткого обзора выставки ученикам 6-го класса было предложено нарисовать любой понравившийся сказочный персонаж из книг «Королева Журавлиное Перо» (Ю. Люлюкин) и «Сказки Псковской области»], цитаты о детстве, игрушки.

Выставка имела успех у школьников и студентов. Ребята отмечали живую, художественную речь библиотекаря. Помимо устного обзора, посетителям выставки была предоставлена возможность тут же посмотреть книги, ознакомиться с их содержанием. Таким образом, выставка оказалась познавательной, актуальной и прекрасно представленной.

Конкурс завершён… Что он дал коллективу? Прежде всего, в ситуации профессионального соревнования, более того, оговорённого премиального фонда, активно заработала фантазия специалистов. Мы наблюдали, как от одной представленной на суд жюри выставки к другой происходил обмен опытом, анализировались методические и тактические ошибки. И вот уже каж­дый новый участник конкурса обязательно подготавливает красочные приглашения посетителям… Причём меняется и совершенствуется их форма, тщательно отрабатываются тексты… Мы учились друг у друга, создавали новые методики, приобрели ценнейший опыт. А суммированный опыт, творческие находки транслировались специалистам библиотек области! И это – самое главное, поскольку центральная библиотека региона – это, прежде всего, площадка для апробирования новых методик работы. И в том числе такой традиционной формы работы, как организации выставочной деятельности. Надеемся, что наш опыт будет интересен коллегам.

Ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно. Выставка – это всегда творчество и возможность соединить в единое целое библиотекаря, книгу и читателя.

Существует устойчивое мнение, что выставка – это взгляд на мир человека, подготовившего её. Это – выражение мировоззрения её творца, его жизненного опыта. Только тогда, когда присутствует личностное начало, выставка будет иметь успех.

«Выставка представляет собой общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое» (О. П. Зыков). Разделяя это авторитетное мнение, желаем нашим коллегам новых интересных идей, творческих находок и, соответственно, ярких, неординарных выставок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Викторина «Закончи афоризм, посвящённый книге и чтению»

1. Самая увлекательная охота – охота на (книгу)

2. Дом без книги подобен телу без (души)

3. Книги – корабли (мысли)

4. Не красна книга письмом, красна (умом)

5. Золото добывают из земли, а знания из (книги)

6. Человек без книги, как птица без (крыльев)

7. Напрасный труд – удить без крючка и учиться (без книги)

8. Недочитанная книга – не пройденный до конца (путь)

9. Не на пользу читать, коли только вершки (хватать)

10. Коллекция книг – тот же (университет)

11. Книга – маленькое окошко, через него весь мир (видно)

12. Книга – лучший (товарищ)

13. Книга в счастье украшает, а в несчастье (утешает)

14. Испокон веков книга растит (человека)

15. Всем хорошим во мне я обязан (книгам)

16. Худая грамота – человеку (пагуба)

17. Кто много читает, тот много (знает)

18. Книга – твой друг, без неё как без (рук)

19. Прочёл новую книгу – встретился с (другом)

20. Дом без книги – день без (солнца)

21. Нет умного соседа, с книгой (беседуй)

22. Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают (знания)

23. В книге ищи не буквы, а (смысл)

24. Книга подобна воде – дорогу пробьёт (везде)

25. Книга поможет в труде, выручит в (беде)

26. С книгой жить – век не (тужить)

27. Хорошая книга ярче звёздочки (светит)


Библиография

Библиотека в школе. – 2006. – № 13.

Тема номера – «Выставка со всех сторон».

«Выставка – это прежде всего идея» : Из опыта работы Омской ОЮБ// Творческий поиск в повседневности: опыт работы юношеских библиотек России. – М. : РГЮБ, 2003. – С. 56–60.

Вяткина В. В. Методика образно-диалоговой выставочной работы в библиотеках для детей/ В. В. Вяткина// Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 77–81.

Вяткина В. В. Организация книжных выставок – это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. – 2003. – № 7. – С. 37–44.

Голдина И. И. Нетрадиционная выставка – это современно!/ И. И. Голдина// Библиотека. – 2003. – № 1. – С. 23–24.

Гольман О. Ю. Нетрадиционные выставки/ О. Ю. Гольман// Новая библиотека. – 2006. – № 1. – С. 21–24.

Горобченко Э. Н. Содружество прекрасных муз: из опыта выставочной работы / Э. Н. Горобченко // Библиотека. – 2003. – № 4. – С. 57–62.

Денисьева Р. А. Книжная экспозиция в модернизации обслуживания пользователей/ Р. А. Денисьева; Псковск. ОУНБ// Библиотека XXI века: библиотечное обслуживание : сб. мат. науч.-практ. конференции. – М., 2003. – С. 215–217.

Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская – СПб. : Профессия, 2004. – 224 с. – (Серия «Библиотека»).

Зыков О. П. Выставочная работа публичных библиотек: опыт практического пособия / О. П. Зыков. – Л., 1990. – 55 с.

Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах / Е. Б. Кузнецова; Архангельская ОДБ им. А. П. Гайдара. – Архангельск, 2003. – 43 с.

Мезрина Е. Н. Книжная выставка в ракурсе фирменного стиля библиотеки / Е. Н. Мезрина // Библиотека XXI века : библ. обслуживание : сб. мат. науч.-практ. конференции. – М., 2003. – С. 215–217.

Мелентьева Ю. П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания. Библиотечное обслуживание как процесс социализации личности / Ю. П. Мелентьева. – М. : Изд-во ин-та психологии РАН, 1999. – 160 с.

Олвуд Д. Выставки: планирование и дизайн. Руководство для деловых людей, дизайнеров, устроителей и участников выставки/ Д. Олвуд, Б. Монтгомери; пер. с англ. – Лондон, 1989; Новосибирск, 1991. – 154 с.

Семяновская А. П. Книжная выставка/ А. П. Семяновская// Школьная библиотека. – 2007. – № 1. – С. 66–68.

Скидан Л. С. Несколько идей для книжных выставок / Л. С. Скидан // Читай-город. – 2005. – № 8. – С. 135–141.

Справочник библиотекаря. – СПб. : Профессия, 2000. – 426 с.

Тимофеева С. А. Мы все спешим за чудесами: оригинальные варианты книжных выставок/ С. А. Тимофеева // Читаем. Учимся. Играем. – 2004. – № 2. – С. 68–73.

Тумарь В. Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений/ В. Н. Тумарь // Библиотека. – 2003. – № 2. – С. 78–79.

Чиркова Я. Всё в книге – повод для выставки / Я. Чиркова// Библиотека в школе. – 2006. – № 13. – С. 2–5.


Всякая птица своим пером красуется.

Русская народная пословица