Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2008

Татьяна Круглова

Клуб чтения для детей младшего школьного возраста

ИДЕЯ

Круглова
Татьяна Эдуардовна
Круглова

главный
библиотекарь центра
научно-методической,
экспериментальной
и исследовательской
работы ПОБДЮ
им. В.А.Каверина

Создавая в 2002 году на базе библиотеки музей романа «Два капитана», инициативная группа сотрудников разработала такой важный документ, как Концепция музея. Создатели музея хорошо запомнили один из постулатов социокультурного проектирования: «Технологически правильно составленный проект несёт в себе потенциал дальнейшего развития». Поэтому Концепция музея содержала пункты, позволяющие библиотеке позиционировать себя как организатора поддержки детского творчества на территории региона. Это направление деятельности получило статусное оформление в виде долгосрочного проекта «Сумка почтальона». «Сумка почтальона» – это и предмет из экспозиции музея, и архив детских творческих работ, и система ежегодно инициируемых областной библиотекой для детей и юношества им. В. А. Каверина региональных конкурсов детского творчества. Конкурсы проводятся уже пятый год, и расширение их географии, состава возрастных групп, улучшение качества творческих работ – всё это свидетельствует об успехе.

Проект не мог быть реализован без привлечения широкого круга партнёров. Естественно, что первыми стали библиотеки муниципальных образований. Их участие определило двухэтапное проведение конкурсов, уровень муниципальный и региональный. На муниципальном уровне конкурс – это ещё одна из возможностей для библиотек показать себя институтами, активно участвующими в социальной жизни района. По результатам конкурса областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина направляет благодарности главам муниципальных образований, учителям, библиотекарям, родителям победителей, публикует обзорные статьи, распространяет информацию о конкурсе через сайт библиотеки. Эта деятельность библиотеки содействует повышению статуса территории и престижа её руководителей. Кроме того, такая стратегия положительно сказывается на муниципальных библиотеках. Таким образом, проект «Сумка почтальона» – это ещё и многоуровневый способ воздействия на широкие круги общественности и власти с целью формирования положительного отношения к библиотечным начинаниям.

КОНКУРС – 2008. ХРОНИКА

фото1

Сумка почтальона

27 мая 2008 года в Псковской областной библиотеке для детей и юношества им. В. А. Каверина состоялось традиционное награждение победителей областного конкурса «Семейная реликвия». Это уже пятый конкурс в рамках долгосрочного проекта поддержки детского творчества «Сумка почтальона». Он отличался от ранее проведённых широкой аудиторией участников. Свои произведения посылали и дети, и молодёжь, и целые семьи. Значительно расширились географические рамки участников. На конкурс поступило 227 работ из всех районов Псковской области, а также из других регионов: из города Тверь, из Краснодарского края.

В чём же секрет успеха? Возможно, в заявленной теме?

Есть ли у вашей семьи семейная реликвия? Храните ли вы где-то в шкафах старые пожелтевшие кружева, которые сплела ваша прабабушка, или сентиментальную картинку, вышитую вашей мамой? Или фронтовые письма родственников и их награды? А может быть, вы храните сундук, в котором собиралось приданое невесты? Семейной реликвией может стать любой предмет, который хранит память о ваших предках. Истории, связанные с такими вещами, передаются из поколения в поколение и незримыми нитями связывают людей в общность, которая называется семьёй, родом, поколением, народом.

Волна за волной катились по Псковской земле вражеские нашествия, социальные бедствия, и каж­дая волна уничтожала частичку народной памяти. Сколько бережно хранимых вещиц пропало во время Великой Отечественной!

Есть и другие причины утраты – предметы старины сейчас активно скупаются. Участник конкурса Лёня Захаров и его мама Лариса Владимировна из посёлка Локня пишут: «Часто в газетах видишь объявления о покупке предметов старины, в частности, самоваров. Прочитаешь да и задумаешься: “Продашь вещь – будут деньги. А что потом? Не будет ни денег, ни вещи”. Да и как можно продать свою память, часть своего детства, как можно обидеть память о своих умерших родственниках? Нельзя разбогатеть на продаже своей памяти. Избавишься от памяти своих предков, потом твои дети также избавятся от тебя. Это очень страшно – не попытаться сохранить то, что сохранить можно».

фото2

Диплом 1-й степени в художественной номинации

Объявляя тему очередного областного конкурса детского творчества, его организаторы очень сомневались, что получат много конкурсных работ. И ошиблись! Оказалось, что умеют люди хранить семейные реликвии. Библиотекари получили замечательные рассказы о прялках, самоварах, старинных книгах, иконах, вышивках, письмах, фотографиях, наградах и других вещах, хранящихся у людей. Некоторые вещи относятся к XVIII–XIX векам.

Жюри оказалось перед непростой задачей – отобрать самые лучшие работы в двух номинациях – литературной и художественной. Казалось, что все работы одинаково достойны высокой оценки. Критерием оценки жюри сделало не только литературные достоинства произведений, но и знание семейной истории и особое, бережное отношение к семейной реликвии.

Жюри было большим и представительным. В него вошли поэт В. И. Фокин, кандидат педагогических наук, преподаватель Псковского государственного педагогического университета и автор книг о детской литературе В. Н. Бредихина, преподаватель кафедры библиотековедения Псковского колледжа культуры и искусств Т. Т. Мангова, библиотекари областной библиотеки для детей и юношества им. В. А. Каверина. Художественную номинацию оценивали преподаватели Детской школы искусств и библиотекари отдела эстетического воспитания.

О ЧЁМ ПИСАЛИ?

Победителем в художественной номинаци стала Ольга Селинская, ученица 11-го класса школы № 2 г. Невеля с картиной «Бабушкина машинка». Это необыкновенно поэтичное произведение. На швейную машину как бы ложится прозрачная розовая вуаль, и видится она сквозь туманную даль детских воспоминаний нарядной, красивой и доброй, какой, вероятно, была и бабушка Ольги. Вторую премию получили Николай Николаев из Себежа за картину «Икона» и Даниил Нелюбов из Острова за рисунок «Мой дед лётчик». Островская детская школа искусств несколько лет подряд становится лидером по количеству детей, участвовавших в художественной номинации конкурсов проекта «Сумка почтальона».

Хранительницами домашнего очага, любви, семейных традиций и нравственных законов народа по праву называют русских женщин. Они сумели пронести всё лучшее, что накоплено предками через годы войн, голода, разрухи, политических перемен. Русская женщина, неутомимая труженица и созидательница, достойна самых лучших слов, самого доброго отношения во все времена.

Недаром большинство детских конкурсных работ посвящено тем реликвиям, которые связаны с женскими занятиями.

фото3

«Сейчас в деревне стоит и находится в рабочем состоянии старинная швейная машинка. На ней шьют бабушка и мама, да и мне бабушка частенько разрешает сшить на ней что-нибудь для моих кукол. Машинку купил мой прадед для своих дочерей. У него было 3 сына и 5 дочерей. Когда стали подрастать старшие дочери и нужно было шить для них одежду и готовить приданое, и была сделана эта покупка». Так рассказывает о семейных реликвиях Екатерина Царёва, ученица Лавровской средней школы Печерского района. Она стала победительницей в литературной номинации и получила первую премию. Свою работу она написала вместе с мамой, Надеждой Николаевной, достойной хранительницей женских семейных реликвий. Литературное произведение Екатерина назвала «Из глубины веков». Эта работа отличается не только хорошим литературным языком, но и явственным бережным отношением к наследию предков, интересом к истории своей семьи. Чувствуется, что семейные реликвии рода Царёвых попадут в хорошие руки и будут переданы по наследству новым поколениям. В качестве эпиграфа к своему литературному произведению «Семейная реликвия» Екатерина Румянцева, ученица 6-го класса Локнянской средней школы, нашла удивительно мудрые слова писательницы Надежды Большаковой: «Мы ведь часто думаем, что родители, дедушки, бабушки у нас вечные, и всё откладываем на потом, а потом не бывает». Екатерина решила не откладывать на потом слова любви и признательности своим предкам. «Прабабушка вышла замуж за Евстафия Михайловича Боткина. Постепенно обжились, построили дом, завели хозяйство, родились дети. Детей было много: семь своих и приёмная девочка. Всех надо одеть, и всех выручала машинка… А потом машинка досталась моей бабушке Нине, затем моя мама училась на ней шить. И что удивительно! За все эти годы машинка ни разу не ломалась!.. Мне кажется, что старая швейная машинка чем-то похожа на мою прабабушку Катю. Всю жизнь она трудится, надежная и терпеливая… Мы с моей бабушкой и относимся к ней как к одушевлённому предмету: всегда скажем ей спасибо, похвалим её. Относимся к ней с почтением, как к старейшему члену нашей семьи». В оформлении работы Катя использовала отсканированные кружевные изделия своей прабабушки.

«Жизнь устроена так, что люди живут настоящим, мечтают о будущем, вспоминают прошлое. Память о прошлом немного горчит, как полынь. Она подёрнута голубоватой дымкой минувшего, будоражит нас и влечёт», – начинают свой рассказ «Семейные реликвии моего села» Игорь Быстров, ученик 8-го класса Славковской средней школы Порховского района, и его бабушка Фатина Михайловна. Игорь и его бабушка провели настоящее расследование и сумели талантливо и живо рассказать нам о людях и семейных традициях села Скрипово. Замечательные слова заключают этот рассказ: «Я видел, как молодеют лица стариков, когда они вспоминают прошлое, как разглаживаются морщинки на их лицах. Наблюдая это, я пришёл к выводу, что память о прошлом живёт и бережно хранится в народе. Наверное, память стала силой, хранящей наши семьи и их традиции. А до тех пор, пока всё это живо, будем жить и мы как народ, как национальность. Сохраняя память, мы сохраняем нашу семью, национальную культуру, родную страну».

Любовь к месту, где ты родился, где прошла жизнь твоих предков, где дорог и знаком каждый камень, – это основа высокого чувства патриотизма.

«Родовая печина» – так назвал свою конкурсную работу Сергей Романцев, ученик 8-го класса Вязовской средней школы Новосокольнического района. Печина – это место, где в доме находилась печь, и сам дом, сосредоточие смысла семейной жизни. Родовая печина приковала сердце Сергея к родной земле и семейным ценностям.

фото4

Работа Даши Бредихиной

Слово «семья» заключает в себе мысль о продолжении человека в его детях. Поэтому семью Марины Матвеевой, студентки факультета начального образования Псковского государственного педагогического университета, можно считать дважды семь «я». В ней на сегодняшний момент четырнадцать детей. И эту эстафету материнства мама Марины, Галина Петровна Матвеева, приняла от своей матери, Евдокии Сысоевны Кириченко. В семье бабушки было 13 детей и всех их надо было вырастить и воспитать. Этот подвиг материнской любви в своё время государство отметило орденами и медалями и орденом «Материнская слава», вручёнными Евдокии Сысоевне. Любовью и уважением к маме и бабушке наполнен рассказ Марины.

Оригинальную творческую работу «Семейная реликвия семьи Трофимовых» представила на конкурс ученица 10-го класса Пустошкинской средней школы Дарья Трофимова. Она рассказала о нескольких дорогих для неё вещах, оставленных на память предками из рода Заленских, происходящих из Старого Изборска, и родом Трофимовых. О каждой вещи Даша рассказывает подробно и интересно. Самое ценное то, что в создании работы участвовала вся семья Трофимовых: Игорь Вячеславович, Людмила Владимировна и десятилетний Глеб.

Несомненным литературным талантом порадовало жюри творчество Дарьи Филимоненко, ученицы 11-го класса Церковищенской средней школы Усвятского района. Даша назвала свое произведение «Есть женщины в русских селеньях». Это рассказ и об иконе, передававшейся в семье из поколения в поколение, и о трудных и прекрасных судьбах русских женщин – Анастасии Жолудевой и Веры, её дочери. Замечательными стихами заканчивается эта работа:

Родная бабка за рекой
Бежит навстречу мне и маме –
И машет, машет нам рукой.
Простая, милая, родная…
Остановись, прекрасный миг…
И пусть давно тебя нет с нами,
Как наяву твой светлый лик.

Зрелой, умной, гражданственной личностью можно назвать Анастасию Горяеву, ученицу Усвятской средней школы, автора рассказа «Фотографии из старого альбома». Это настоящее исследование, посвященное истории русско-японской войны 1905 года и участия в ней предка Анастасии Семёна Фёдоровича Федоренко.

Удивительно бережное отношение к семейным реликвиям отличает семью Марины Охотниковой, ученицы 10-го класса Локнянской средней школы. Главной хранительницей является её бабушка Валентина Киприяновна Фролова. Это она рассказала внучке историю своей семьи. А руководила работой Марины её мама, учительница начальных классов.

Среди работ есть одна, которую жюри оценивает очень высоко, хотя многим она покажется очень простой. Эту работу прислала нам из города Твери девочка Даша Бредихина, ученица коррекционной школы. Называется она «Кукла детства» и, кроме литературной части, содержит рисунок этой куклы. По словам её учительницы, Светланы Суворовой, для Даши участие в конкурсе – настоящий прорыв к творчеству, к людям.

По результатам конкурса в библиотеке была организована выставка, которая работала всё лето. Читая литературные произведения, рассматривая рисунки и фотографии, открываешь для себя мир русской семьи с её бережным отношением к традициям, с особым духом почитания памяти предков, с радостями и бедами простых людей.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта iNDIVIDUAL. На страницах интернет проекта iNDIVIDUAL собрано большое количество полезных и интересных статей о психологии, отношениях и многом другом. Одна из последних публикаций расскажет о том, что может сделать современная швейная машинка с компьютеризированными способностями. А так же к Вашему вниманию публикации о готовке, способах оформления интерьера, экономии бюджета семьи, и другие материалы о домашнем быте и хозяйстве. Посетить интернет проект iNDIVIDUAL можно по адресу http://individual.su/