Ольга Незнанова
Формирование юного читателя как экологически грамотной личности
Незнанова
ведущий библиотекарь
детской библиотеки «РаДуГа»
МУК «Централизованная
библиотечная система».
г. Псков
Детская библиотека с 1998 года носит название «РаДуГа» (эта волшебная аббревиатура означает «Радость Духовной Гармонии») и с 1999 года по совместному решению отдела экологии городской администрации и ЦБС г. Пскова имеет экологическое направление деятельности.
В настоящее время библиотека реализует две программы:
- «И нам дана на всех одна планета хрупкая Земля»,
- «Край родной мой в блеске радуг в свете зорь»,
которые участвовали в реализации муниципальной целевой программы «Организация массовой работы с детьми, подростками, молодёжью по месту жительства».
Библиотека занимается экологическим просвещением детей и юношества, и, следовательно, программы направлены на воспитание природоохранительной культуры молодых, вовлечение детей и молодёжи в дело улучшения экологической ситуации во дворе, городе, регионе.
Среди многих вопросов, решаемых библиотекой «РаДуГа», одним из ключевых является экологическое краеведение.
Программа «Край родной мой в блеске радуг в свете зорь» носит краеведческий характер. Как река начинается с истока, так и познание своего родного края начинается с детства. Каждый ребёнок должен ценить и любить свою малую родину: землю, на которой он родился и живёт, реки и растения, которые его окружают. Только тогда мы сможем сформировать у читателей чувство ответственности за сохранение родного края и раскрыть перед ними острые экологические проблемы города и области. Задача экологического краеведения – расширение влияния библиотечной деятельности через эффективное использование информационных ресурсов, что в итоге может:
– способствовать расширению знаний о природе своего края в прошлом и настоящем;
– помочь выявлению местных экологических проблем через имеющиеся библиотечные ресурсы;
– содействовать становлению экологического мышления, компетентности и гуманного отношения к природе родного края.
Основные разделы программы
- Памятники псковской природы.
- Экологические проблемы Пскова и области и пути их решения.
- Благоустройство и озеленение города.
- Человек – творец прекрасного и живого.
- Природа города и области в творчестве псковских писателей, поэтов и художников.
Учитывая интересы и спрос наших читателей, разработали новый раздел: «Цветами радуги играя, лежит равнина водяная…». Его цель – предоставление полной информации о Псковско-Чудском водоёме природоохранными организациями-партнёрами для популяризации знаний среди различных категорий читателей (детей и взрослых).
В рамках раздела прошла презентация мини-проекта «Великие проблемы реки Великой». Идея данного проекта возникла у читателей-пользователей программы. Проект направлен на привлечение внимания общественности к решению местных экологических проблем реки Великой и осуществление реальной помощи реке, выражающейся в очистке её прибрежных территорий.
Главная цель, которую поставили перед собой сотрудники библиотеки, – формирование активной нравственно-экологической позиции по отношению к природе края. Мы старались привлечь к работе над проектом как можно больше целевых групп с учётом их интересов. Это учащиеся школ, студенты, учителя, родители, специалисты в области экологии и библиотекари. Исследовательская работа позволила пополнить багаж знаний о природе края, расширить опыт практической и проектной деятельности, содействовать в решении экологических проблем реки. Самым увлекательным этапом проекта оказалось оформление полученных результатов исследований. Здесь участники проекта проявили себя настоящими творцами. Привлечение программы Intel «Обучение для будущего» позволило интересно, привлекательно и нестандартно оформить работы. Участниками проекта были представлены различные варианты оформления своих исследований:
– диаграмма, на которой видна доля промышленных и бытовых отходов, собранных на реке во время мониторинга;
– паспорт реки и её физико-географическое описание;
– презентация по исследованию загрязнения реки Великой «Великая тонет в море проблем»;
– папка-дайджест «Ты откуда спешишь сквозь века, Великая – наша река»;
– информационный буклет по теме экологического состояния реки.
Данный мини-проект открыл возможность переноса образования и просвещения в реальную среду жизнедеятельности и широкого доступа к информации. А самое главное то, что мы совместными усилиями, объединив взрослых и юных читателей, реально помогли реке Великой. Наш «Зелёный спецназ» провёл акцию по очистке её прибрежной территории вдоль Ольгинской набережной. На странице сайта ЦБС можно было познакомиться с нашим проектом, а потом – принять в нём участие.
А ещё наша библиотека участвовала в конкурсе малых проектов в рамках реализации Программы управления бассейном Псковско-Чудского озера (Псковской общественной организации «Чудской проект») и за разработку проекта «У Чудского озера зыбкая волна…» получила финансовую поддержку от учредителей конкурса. Итогом работы стало со-
здание электронной папки-дайджеста «У Чудского озера зыбкая волна…», которая стала нашим первым электронным изданием эколого-краеведческой тематики.
Программа «И нам дана на всех одна планета хрупкая Земля» предполагает разнообразные по форме и по экологической тематике мероприятия. Включены в программу и практикумы: творческая лаборатория, мастер-класс.
Проводятся конкурсы творческих работ экологической тематики:
– поделки из природного материала;
– письма писателям-натуралистам;
– письма будущим жителям планеты;
– участие в конкурсах, объявленных различными журналами.
Для поддержки программ в библиотеке создан кабинет экологической информации, оснащённый компьютерами с выходом в Интернет.
Сегодня необходима тесная и повседневная связь библиотек с партнёрами – природоохранными организациями, имеющимися в регионах. Это важно не только для того, чтобы сосредоточить внимание на конкретных острых темах, проблемах, но и для финансового обеспечения некоторых библиотечных акций. Для этого нужно, чтобы природоохранные учреждения видели, что мы действуем в одном направлении и наши акции привлекают внимание общественности к тем задачам, которыми вплотную занимаются они. Существенны подобные контакты и для повышения уровня некоторой «научности» библиотечных мероприятий, посвящённых экологическим проблемам. Подтверждением служат выступления учёных, специалистов в области экологии на библиотечных семинарах, конференциях и на круглых столах. Постоянно развивается и углубляется совместная с природоохранными организациями деятельность.
С целью укрепления партнёрских связей в библиотеке созданы Карта и Картотека экологического взаимодействия с различными организациями в Пскове.
Заключённые с природоохранными организациями договоры и соглашения способствуют повышению статуса и социальной значимости библиотеки, что позволяет вести совместную работу, направленную на конкретные действия в области экологии и получение соответствующих документов и литературы. Все эти организации заинтересованы в качественном и целенаправленном экологическом просвещении населения и оказывают библиотеке посильную финансовую и информационную поддержку (книги, брошюры, буклеты, бюллетени, методические материалы, видеофильмы, фотоработы). В свою очередь, специалисты библиотеки принимают активное участие в конференциях, семинарах, акциях, турнирах, круглых столах, презентациях, которые проводят наши партнёры.
Считаем, что очень важно и в будущем продолжать устанавливать, укреплять и развивать контакты с экологическими организациями. Библиотека способна стать достойным партнёром природоохранных организаций в формировании экологически грамотных личностей.
Библиотека широко практикует составление малых форм библиографических пособий и буклетов, предназначенных для юных читателей и руководителей детского чтения. Появление таких пособий способствует устойчивому интересу читателей к той или иной теме. Так, например, буклет «Мы живём в мире, где есть СПИД» и информационно-методическое пособие «Пусть не страдают больше люди в дыму чадящих сигарет» появились потому, что ежегодно за материалами по данным темам к нам обращаются читатели. Темы отнесены к 7 апреля – Всемирному дню здоровья. В это время в школах проходит Неделя здоровья. На страницах пособий наши читатели найдут полезную информацию для оформления стенгазеты, докладов, а самостоятельно более подробно изучить интересующий их вопрос они могут с помощью рекомендательного списка литературы.
Буклеты: «Мы привыкли что вода – наша спутница всегда», «Великая – чудесный дар природы», «Помнишь ли, вода, своё начало?» – создали в связи с введением в школах нашего города дисциплины «География Псковской области» и выросшим числом запросов читателей по этой теме. Кроме того, в библиотеке мы ежегодно 22 марта проводим мероприятия, посвящённые Всемирному дню воды.
Рекомендательный указатель литературы «Предадимся бегу нетерпеливого коня» (лошади, кони в художественной литературе) был создан, когда по восточному календарю отмечался год Лошади, для наших любознательных читателей, которые уже изучили научно-популярную литературу. Год Лошади закончился, но спрос по этой теме растёт, так как в городе есть ипподром и многие наши читатели занимаются в конноспортивной школе, следовательно, и указатель наш востребован.
Указатель «И тихо так, как будто никогда природа здесь не знала потрясений» проведёт читателя по страницам журнала «Муравейник». Прочитав статьи, можно побывать в литературно-мемориальных музеях писателей, где соединились выдающиеся литературные и природные памятники.
Информационный буклет «Рыбный филин» мы посвятили птице года.
Библиотека постоянно принимает участие в конкурсах. Творческие работы библиотеки неоднократно становились «дипломантами», «лауреатами» и победителями. Так, в этом году библиотека вошла в число победителей Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения.
2008 год стал для нас ещё одной вехой в развитии активного партнёрства. Наше внимание привлёк международный детский экологический конкурс «Зелёная планета». Библиотекари встретились с руководителями Федерального государственного учреждения «Центр лабораторного анализа технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» и Центра по Псковской области, нашли поддержку, понимание и взяли на себя смелость стать организаторами регионального этапа конкурса.
Цели и задачи конкурса мы сочли очень важными (тем более что они созвучны и нашей работе в области экологического просвещения):
- развитие детского сотрудничества в области экологии на основе обмена опытом по осуществлению разнообразной творческой и природоохранной деятельности;
- воспитание у подростков бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям как историческому, культурному и природному наследию;
- формирование у юных экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам, стоящим перед человечеством.
Итоги превзошли все наши ожидания. На региональный этап в Псковской области было представлено 554 работы. Участие приняли детские сады, школы, библиотеки, центр дополнительного образования детей, центр развития творчества детей и юношества и другие, представлявшие 14 районов Псковской области. 26 лучших работ приняли участие в международном этапе в Москве. Одна из участниц – Оля Василькова, 15 лет, представлявшая Усть-Долысcкую сельскую библиотеку «Культура и досуг» Невельского района, стала лауреатом международного этапа.
Сегодня чаще говорят не о том, что сделано, а о том, что станет перспективой всей деятельности. Мы готовы собрать в своём фонде более полный материал о природе Изборского государственного музея-заповедника. Создаём папку-дайджест «Изборско-Мальская долина – жемчужина Псковского края». Приступили к созданию адаптированной программы для дошкольников «A3 и БУКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ». Дошкольные учреждения – первое звено процесса непрерывного экологического образования, в которых необходимо через чтение экологических сказок и рассказов формировать эмоционально-позитивное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, вызывая у маленьких читателей радость, восторг, удивление. Развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что сделает личность духовно богатой, умеющей осознавать свою связь с природой и другими людьми.