Татьяна Рудишина
Краеведение в детской библиотеке: проблемы, направления, опыт
Выступление автора.
Фото Л.Муравьёвой
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ деятельность в детской библиотеке имеет свои давние традиции, и можно говорить о сложившейся, но продолжающей постоянно развиваться системе библиотечного краеведения для детей и подростков.
Для «детского» библиотечного краеведения характерны те же черты (основные направления, проблемы, формы и методы), что и для «взрослого». В то же время есть существенные различия. Краеведение в детской библиотеке носит не только информационный, но и педагогический, воспитательный характер. И здесь в большей степени характерны игровые формы работы, включая разнообразные театрализации, исторические реконструкции, познавательные игры и конкурсы. Однако, при всей разности, у библиотечной краеведческой работы с детьми и подростками и краеведением взрослых библиотек немало общего.
В сферу краеведения входит и изучение своего города, улицы, дома. Интерес к своей малой родине, знание её истории в контексте истории страны, умение показать и рассказать о достопримечательностях своего района и города – важнейшие элементы патриотического воспитания современного подростка. В условиях мегаполиса, каковым является Москва, умение адаптироваться через познание городской среды в её историческом развитии – это своеобразное «приручение города», которое, в свою очередь, помимо познавательной, выполняет и социально-психологическую функцию.
Краеведческая работа – одно из ведущих направлений и для детских библиотек крупных городов, и для библиотек маленьких сёл и деревень, где библиотека «взрослая», она же и «детская», она же подчас и школьная, а нередко – клуб. И абсолютно каждый опыт краеведческой работы ценен, важен, неповторим.
Краеведение – один из главных компонентов патриотического воспитания, с одной стороны, а с другой – через краеведение мы выходим и на историю, и на литературу, и на искусство, и на архитектуру, и на этнографию. Список можно продолжать.
Рассмотрим некоторые тенденции библиотечного краеведения в детских библиотеках Москвы.
Краеведческая работа со школьниками в ХХ веке в столице активизировалась дважды – в 1947 и в 1997 годах, когда отмечались 800- и 850-летие Москвы. Краеведение было повсюду и во всём, тем паче в детских библиотеках. 1947 год – времена почти былинные, от них остались рассказы очевидцев-краеведов да любопытнейшая методическая литература. К тому же в каждой библиотеке появилась книжка Натальи Петровны Кончаловской «Наша древняя столица» (кое-где хранится первое, подарочное, крупноформатное издание поэмы).
1997 год у нас на памяти, поэтому проанализировать, что изменилось в краеведческой работе детских библиотек за десятилетие, было бы и логично, и своевременно.
Первое, что следует отметить: в Москве появились два специализированных структурных подразделения в детских библиотеках ЦБС. Это не просто углубленная краеведческая работа, характерная для целого ряда библиотек. Это непременно выделенный специализированный фонд, справочный аппарат на него, выделенное помещение и сотрудник, специализирующийся именно в данном направлении. Если речь идёт о специализированном структурном подразделении, нам кажется, что четыре указанных условия необходимо соблюдать (или хотя бы стремиться к этому).
Процесс появления краеведческих подразделений не может и не должен носить массовый характер. Обе краеведческие структуры сложились в ЦБС «Кунцево»: в ЦДБ № 17 «Смена» и детской библиотеке-филиале № 22, носящей имя историка-краеведа Ивана Егоровича Забелина. Несколько слов о составе специализированного краеведческого фонда. Он включает: книги историко-краеведческого содержания (Москва, районы Западного административного округа); отраслевые энциклопедии и справочники; картографические издания; периодические издания; информационно-библиографические материалы (тематические пресс-дайджесты, информдосье). А также открытки (современные и исторические виды Москвы), постеры (печатные копии работ русских и зарубежных художников), видеокассеты (основу коллекции составляет серия «100 фильмов о Москве»); собрание компакт-дисков, посвящённых Москве; игры (настольные), посвящённые Москве. На пополнение фонда раритетными изданиями выделяются средства. Соответственно в остальные детские библиотеки краеведческие источники информации поступают, но уже выборочно.
К 850-летию Москвы детские библиотеки города шли на особом подъёме, отсутствие литературы восполнялось скрупулёзным изучением материалов в периодических изданиях. Широкое распространение получили библиотечные дайджесты. За минувшее десятилетие отсутствие краеведческой литературы с лихвой восполнилось новыми книгами о Москве, книжный голод был утолён. Однако перед библиотекарем сегодня встала другая задача – качественной оценки всего того, что было издано. На поле краеведческой литературы попало много книг-компиляций с «тиражируемыми» ошибками (переходящими из издания в издание). Особенно этим грешит многочисленная учебно-методическая литература.
С появлением в библиотеках современных информационных технологий и разнообразной множительной техники на новый виток поднялся издательский процесс. В библиотеках стали готовиться и выпускаться (в отдельных случаях – типографским способом, если находились средства) разнообразные по жанру издания: путеводители по отдельным уголкам Москвы, справочные краеведческие произведения печати, библиографические пособия, очерки, рассчитанные на читателя-ребёнка, краеведческие календари и другие. Кстати, в отдельных случаях средства на издание краеведческой продукции библиотек выделяла управа, на территории которой библиотека и находится. В исключительных случаях это был социальный заказ местных властей. Пионерами в этом направлении выступают опять-таки ЦБС «Кунцево», детская библиотека-клуб № 147 управы «Можайская», с которой у библиотеки сложились давние прочные партнёрские отношения.
Уроки москвоведения – ещё одно направление краеведческой библиотечной работы с детьми. Оно возникло на гребне подготовки к 850-летию Москвы, вошло региональным компонентом во все школьные программы всех «параллелей». И вначале, пока не были наработаны методики, не сложилась линия учебников, да и программы были весьма вариативны, уроки москвоведения часто велись библиотекарями, причём именно детских библиотек, потому что там оказалось больше источников информации. Да и привычка библиотекарей детских библиотек в короткие сроки осваивать новый для себя участок работы сыграла здесь не последнюю психологическую роль. Однако по мере удаления от юбилейного года уроки москвоведения начали подобно шагреневой коже сжиматься. Уже не шла речь об уроках во всех «параллелях». Чаще они стали носить факультативный характер, становиться элективным курсом. Тем временем появлялось всё больше и больше учебников, программ и методик, не всегда качественных, о чём уже шла речь.
Сегодня проведение уроков московедения – это удел школы. Однако в ряде библиотек практикуется следующий опыт: зачётные уроки или защита творческих проектов проходят не в классе, а в стенах библиотеки, при этом они носят игровой характер. В ЦДБ № 17 «Смена» ЦБС «Кунцево» практикуется проведение уроков москвоведения в краеведческой медиатеке, причём урок ведет школьный учитель, а библиотека, заранее зная тему, готовит весь иллюстративный и дидактический материал. В расписание уроков московедение ставится последним часом, нередко делаются сдвоенные уроки, чтобы учащиеся с учителем успели добраться до библиотеки. Не всё просто, но выполнимо, если есть желание учителя, с одной стороны, и высокий потенциал библиотеки – с другой, чтобы было ради чего менять привычный ритм учебного процесса.
Напомним, что наш город Москва из незаметного поселения Северо-Восточной Руси возвысился сначала до центра Великого княжества Московского, со 2-й половины ХV в. стал столицей единого Российского государства, с перенесением столицы в Петербург сохранял значение второй столицы, горел, сопротивлялся, возрождался, а с марта 1918 года вновь стал столицей.
Однако что касается тематики краеведческой работы, то за последние годы она несколько сузила свой спектр и приблизилась к «чистому» краеведению, когда в сферу краеведа входит не весь город со всем его богатством истории и культуры, а лишь история своего района, управы. По сути дела – тех маленьких деревень и сёл, которые раньше находились на месте района, где расположена библиотека. И такие темы, как «История московского меценатства», «История московского транспорта», «Театральная Москва» (и прочие подобные), то есть «сквозные» темы, редко рассматриваются в библиотеке.
Оптимальной формой работы с юными краеведами в детской библиотеке являются кружки и клубы. В программу таких кружков вписываются и игровые программы. Об одной из них – программе-долгожителе – несколько слов.
ЦГДБ им. А.П.Гайдара реализовала в течение 10 лет (1992–2002) игровую программу, рассчитанную на библиотечный актив школьных и детских библиотек. Игровая стихия, если ею заниматься увлечённо, преодолевает любые межведомственные барьеры, когда таковые возникают на пути контактов библиотек разных систем и ведомств.
Программа эта называлась МКМ (Московский краеведческий марафон). В марафоне принимали участие школьники двух возрастных категорий: среднего и старшего школьных возрастов. Соответственно, работа велась по этим двум категориям. Участники младшей возрастной группы, пройдя через ступени своей игры, переходили в игру старшей группы. Старшие, уже будучи студентами, перейдя в разряд ветеранов, помогали готовить команды, проводить игры, а в некоторых исключительных случаях присоединялись к играм старшеклассников, тем самым поднимая планку.
Программа младшей группы (4–7-е классы) включала в себя поэтапное хронологическое и топографическое изучение истории города на фоне истории страны; программа старшей возрастной группы больше связана с архитектурой, литературой, искусством.
Разработка программ осуществлялась в творческой лаборатории методического отдела Центральной городской детской библиотеки им. А.П.Гайдара, а подготовка школьников к конкурсу проводилась силами библиотекарей – детских или школьных.
Участие в конкурсах интеллектуального марафона требует от библиотекаря серьёзной подготовки, выражающейся в подборе и изучении литературы, организации экскурсий и посещении музеев. Неформальный характер программы предполагает выход за рамки традиционной работы библиотекаря. Приходилось обучать детей этикету, бальным танцам, готовить костюмы, соответствующие определённой эпохе. Во время подготовки нам приходилось обращаться к приёму «погружения в эпоху» в ходе ролевой игры.
Примерить платье, а вместе с ним и ход мыслей, и строй речи, и чувства молодого дворянина ХVIII–XIX веков – такая блестящая возможность не часто выпадает современному подростку. Окунуться в атмосферу петровской ассамблеи, бала екатерининской поры, стать участником московского бала первой четверти ХIX века не раз доводилось нашим конкурсантам.
Программа младшей возрастной группы – «Москва. Год за годом. Век за веком» – включала поэтапное изучение года в хронологической последовательности:
1-й год – «От возникновения до Ивана Грозного».
2-й год – «Москва времён Ивана Грозного».
3-й год – «Москва от смутного времени до Петра Первого».
4-й год – «Россию поднял на дыбы».
Программа старшей возрастной группы – на учебный год: или одна большая тема, или несколько (до пяти тем), объединённых внутренней логикой или произвольно.
Так, программа «Прогулки по Замоскворечью» включала темы:
- Храмы Замоскворечья.
- Третьяков и Бахрушин – меценаты Замоскворечья.
- Александр Николаевич Островский – Колумб Замоскворечья.
- Прогулки по Пятницкой улице.
«Николаевская Россия»:
- Исторический ракурс.
- Лермонтовский разговор.
- Архитектурный облик двух столиц Николаевской России.
«Серебряный век в Москве»:
- Зодчие московского модерна.
- Клан Рябушинских.
- А.П.Чехов и Серебряный век.
«Прощай, ХХ век!»:
- Архитектура от авангарда до застоя.
- Москвич Булат Окуджава – человек ХХ века.
- Москва глазами Михаила Булгакова, Юрия Трифонова, Анатолия Рыбакова.
В круг интересов «старшей игры» входили следующие направления:
- Писатель в Москве, писатель о Москве (Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Чехов, Лермонтов, поэты Серебряного века, Цветаева, Маяковский, Окуджава, Высоцкий).
- Московские храмы (история отдельных монастырей, история старообрядчества, храмы определенного района города).
- Белые пятна Москвы (храм Христа Спасителя, Красные Ворота, храм Успения на Покровке).
- Московские меценаты (Третьяков, Бахрушин, Морозовы, Мамонтов, Рябушинские, Щукины).
- Прогулки по улицам города (Арбат, Тверская, Пречистенка, Остоженка, Пятницкая, московские бульвары).
- История московской власти.
Во многих краеведческих кружках и клубах в детских библиотеках проводятся тематические занятия и игры. А всего (на сезон 2007/2008) в городе работает 16 подобных кружков. Некоторые из них с большой историей – «Басманники» (ЦДБ № 61 ЦБС № 1 ЦАО), «Крылатич» (ЦДБ № 17 «Смена» ЦБС «Кунцево» ЗАО).
Двенадцать лет, начиная с 1996 года, для детских библиотекарей Москвы, в сферу профессиональной деятельности которых входит краеведческое направление, проводятся занятия краеведческого спецкурса, который по окончании занятий трансформировался в краеведческий спецсеминар. Это отдельная большая тема разговора. Об опыте работы данного семинара был опубликован материал на страницах газеты «Библиотека в школе» (№ 20–2007).
Краеведение неисчерпаемо. И если говорить о проекте, над которым мы работаем сегодня, то это анализ художественной литературы для детей и подростков по теме «Герои книг живут в Москве» (о чём можно прочитать в том же указанном выше номере газеты «Библиотека в школе»).