Людмила Сухова
По страницам наших газет за сентябрь 2008 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Бабина Е. И. Познание мира через языки: (26 сентября – Европейский день языков)/ Е. Бабина // Английский язык. – 2008. – № 17. – С. 4–9. – (Methods of Teaching).
Праздник проводится в виде небольшого соревнования, которое сопровождается информацией из истории возникновения Европейского дня языков, об известных полиглотах, данными о распространении и использовании иностранных языков.
Баграмян А. Ю. Классный час: как мы говорим: (О речи школьников) / А. Ю. Баграмян // Русский язык. – 2008. – № 18. – С. 13–15. – (Развитие речи).
Берштейн А. Головоломка по имени «Россия»: Этой теме может посвятить классный час учитель-историк / А. Берштейн // История. – 2008. – № 18. – С. 28–29. – (Прямая речь).
Беспалая Е. Два Воина: О русско-турецкой войне 1806–1812 гг. в романе «Война и мир»/ Е. Беспалая // История. – 2008. – № 18. – С. 18–27. – (Забытый сюжет).
Материал рекомендуется для подготовки интегрированного (история + литература) урока по теме: «Внешняя политика до Отечественной войны 1812 г.».
Быков М. «От абстракции – к человеку»: Основы театрального тренинга для детей / М. Быков // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 18. – С. 12–13. – (Школьный спектакль).
Васильева Т. А. Судьба, достойная изумления: Урок-спектакль о Жанне д’Арк / Т. А. Васильева // История. – 2008. – № 17. – С. 38–42. – (Я иду на урок).
Гаряева М. «Что значит быть свободным?»: Открытый час-диспут для старшеклассников / М. Гаряева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 17. – С. 21–24. – (Материалы. Классный час).
Гурин Ю. Счастливая отметка: Игра для младших классов / Ю. Гурин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 17. – С. 36. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).
Леонтьева О. Век учись… Чему?/ О. Леонтьева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 17. – С. 25–28. – (Материалы. Классный час).
Разговор с людьми разных профессий. Какие умения, знания помогли им сделать карьеру.
Материал может быть использован для обсуждения как на классном часе, так и на родительском собрании.
Никитина А. Праздник театра в школе: Зачем нам театральный фестиваль и как его сочинить?/ А. Никитина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 18. – С. 35–40. – (Школьный спектакль).
Организация детского фестиваля – один из самых эффективных путей к встрече юных актеров с новыми зрителями. Для детей это возможность расширить и обогатить свой собственный зрительский опыт, посмотреть работы ровесников, поучаствовать в обсуждении впечатлений и результатов. Небольшой фестиваль можно организовать не только внутри школы (между классами или разновозрастными группами), но и внутри отдельного класса.
Сырицына С. В путь-дорогу собирайтесь!: Игра для младших классов / С. Сырицына // Здоровье детей. – 2008. – № 17. – С. 34–37. – (Вне урока).
Фролова С. Словесный поединок: Интеллектуальная игра. 3–4 классы / С. Фролова // Начальная школа. – 2008. – № 17. – С. 40–43. – (Учимся играя).
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Безруких М. М. Проблема леворуких детей / М. М. Безруких, Е. Ушакова // Здоровье детей. – 2008. – № 17. – С. 12–13. – (Взгляд физиолога).
Корхонен Э. Сексуальное воспитание: Искусство общения и основы здорового образа жизни / Э. Корхонен // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 17. – С. 13–35. – (Материалы. Родительское собрание).
Как дети, так и подростки имеют право на получение информации, которая касается их здоровья и благополучия. Исследования говорят о том, что подобные знания укрепляют в подростках чувство ответственности, поддерживают процесс их развития, а также охраняют и укрепляют их здоровье. Роль школы, системы здравоохранения и других официальных инстанций, оберегающих здоровье молодёжи, сегодня более важна, чем когда-либо раньше, поскольку противовесом им являются средства массовой информации с сильным коммерческим и сексуальным уклоном.
Нодель Ф. Не ошибиться на старте: Размышления в год семьи / Ф. Нодель // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 17. – С. 29–32. – (Материалы. Родительское собрание).
Насколько же важно как можно раньше выбрать профессию, подходящую именно тебе, осознанно полюбить её, обнаружить соответствующие способности и, развив их, добиться заслуженного успеха! Как страдаем мы подчас от людей «не на своём месте», не желающих, да и не способных профессионально и с энтузиазмом выполнять свои обязанности! И как редко задумываемся, что ошибку в выборе профессии можно было предотвратить ещё в начале пути, будь взрослые внимательнее к подросткам.
Сырицына С. Берегите детей! / С. Сырицына // Здоровье детей. – 2008. – №18. – С. 30–34. – (Вне урока).
Об особенностях детской психологии в условиях передвижения, о роли личного примера родителей, о конкретных правилах поведения на проезжей части – обо всём том, чему надо постоянно учить ребёнка с ранних лет.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Вираховская Н. В сопровождении гида-переводчика : Общая логика работы с пятиклассниками / Н. Вираховская // Школьный психолог. – 2008. – № 17. – С. 10–13. – (Метод в теории и на практике).
Корчагина Ю. Спасаем неблагополучную семью / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 18. – С. 35–39. – (Вместе с психологом).
Отчего так трудно работать с неблагополучными семьями? Как строить работу с неблагополучной семьей?
Нилова И. Знатные сыщики, или сбежавшая невеста: Ролевая игра / И. Нилова // Школьный психолог. – 2008. – № 17. – С. 46–47. – (Игротека).
Цель: тренировка навыка распознавания невербальных сигналов, формирование навыков делового общения (общение как метод решения задачи в ограниченное время), тренировка лидерского самопредъявления.
ВСЕ ВМЕСТЕ
Крылова Н. «Встаньте, дети, встаньте в круг» : Круг как свободная ассоциация детей и взрослых / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 2–4. – (Идеи. Соуправление).
Малыхина М. Классное общение / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2008. – № 17. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Командные подвижные игры.
Малыхина М. Юные футболисты / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2008. – № 18. – С. 47–48. – (Игровая площадка).
Азы футбольного мастерства.
Машковцев А. Турслёт как межпредметный проект / А. Машковцев // Спорт в школе. – 2008. – № 17. – С. 32–37. – (Методика. Внеклассные мероприятия).
Как сделать туристический слёт большим общешкольным мероприятием? Одним из путей решения проблемы является работа в рамках большого междисциплинарного проекта, в который может быть вовлечено несколько учителей-предметников.
ПОДРОСТОК
Корчагина Ю. Что подросток видит в зеркале? / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 17. – С. 38–42. – (Вместе с психологом).
Одна из основных проблем, волнующих подростков, – это оценка своего внешнего вида: лица, фигуры, физических данных.
Многие из них словно постоянно задают себе вопрос: «Насколько я соответствую представлениям о красоте, принятым в моей среде и в современном мире?»
От степени удовлетворенности подростков (особенно девушек) своей внешностью зависят и многие другие качества личности – жизнерадостность, открытость, общительность. Подростки, негативно оценивающие свою внешность, более склонны к депрессии и тревоге.
Можно ли помочь юношам и девушкам справиться с подобными переживаниями и обрести увренность в себе?
ОСОБЫЙ РЕБЁНОК
Степанов С. Грани одарённости: гипотезы и факты / С. Степанов // Школьный психолог. – 2008. – № 18. – С. 2–4. – (Наши дети).
Савенков А. Развитие исследовательских умений школьников / А. Савенков // Школьный психолог. – 2008. – № 18. – С. 19–30. – (Методическая копилка).
Щебланова Е. Неравномерность развития одарённых детей : Школьные трудности при нарушениях внимания / Е. Щебланова // Школьный психолог. – 2008. – № 18. – С. 34–39. – (Вместе с учителем).
ПРОБЛЕМА
Иванова Е. Не читают. Кто виноват и что делать? : Выступление на круглом столе «Чтение и грамотность: социокультурный аспект» в рамках XIII конференции РБА / Е. Иванова // Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – С. 10–14. – (Особая полоса. О чём говорят).
Маркова А. Ещё раз о курении : По определению экспертов ВОЗ Россия занимает первое место по распространённости курения среди подростков / А. Маркова // Здоровье детей. – 2008. – № 18. – С. 12–13. (Медкабинет).
Ненюкова О. Трудный класс / О. Ненюкова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 17. – С. 40–41. – (Материалы. Самоопределение).
Что такое «трудный класс»: штамп, приговор, симптом? На самом деле это большая головная боль учителей, родителей и школьных психологов. Разумеется, класс не становится трудным в одну секунду. Это как-то накапливается со временем! Учились, ленились, ссорились-мирились – хлоп… «трудный класс». Раз долго копилось, следовательно, быстро и не поправишь. И напрасно ждать от психолога, что он, как волшебник, скажет правильные слова и на месте «трудного» появится… «суперкласс». И всё же практика работы показывает, что «трудным» можно вполне эффективно помогать, – особенно если рассматривать эту «трудность» как симптом нарушений в процессе школьной адаптации класса как целого организма. Оказывается, многое психологами уже изучено, классифицировано, объяснено и даже, можно сказать, найдены способы «борьбы».
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Муратова А. Проектирование образовательной среды предпрофильной подготовки / А. Муратова // Управление школой. – 2008. – № 18. – С. 15–19. – (Профильное обучение. Выбор).
Сартан Я. Профиль с учётом обстоятельств / Я. Сартан // Управление школой. – 2008. – № 18. – С. 11–14. – (Профильное обучение. Практика).
Разработка профильной школы с учётом местной ситуации и запросов ребят. Из опыта работы школы № 1 в посёлке Матвеев Курган Ростовской области.
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Безруких М. М. Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении / М. М. Безруких // Начальная школа. – 2008. – № 17. – С. 35–39. – (В союзе с психологией).
Богомолова Л. Юридическая тренировка соискателя / Л. Богомолова// Управление школой. – 2008. – № 18. – С. 38–39. – (Правовой практикум. Защита диссертации).
Советы школьной администрации и учителям, пожелавшим получить учёную степень.
Гилядов С. В мир науки – на мотоцикле / С. Гилядов // Управление школой. – 2008. – № 18. – С. 20–25. – (Проекты и исследования. От замысла – к открытию).
Об организации и осуществлении проектно-исследовательской деятельности.
Программа элективного курса «Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию».
Гин А. Конструктор урока / А. Гин // Математика. – 2008. – № 17. – С. 12–13. – (Предлагаю коллегам).
По материалам книги: Гин А. Приёмы педагогической техники. – М. : Вита-Пресс, 2007.
Дудрова В. Экзамен в форме защиты реферата/ В. Дудрова // Математика. – 2008. – № 17. – С. 21–22. – (Проверка знаний).
Калужская М. Классное руководство как часть общешкольной системы / М. Калужская, Л. Шавкунова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 17. – С. 14–20. – (Идеи. Школа).
Колосова Е. Тьюторство в образовательной среде школы / Е. Колосова // Управление школой. – 2008. – № 17. – С. 32–35. – (Тема номера. Образовательная среда).
Как сделать школьное пространство более эффективным? Можно ли создать такую образовательную среду, в которой будет интересно, комфортно и продуктивно учиться и работать как воспитанникам, так и педагогам? Может ли современная школа предоставить «свободу учиться»? Не на словах, а на деле помочь каждому ребенку в становлении неповторимой индивидуальности?
Конева О. Детско-взрослая академия : Дополнительное образование как система воспитания / О. Конева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 17. – С. 37–39. – (Материалы. Дополнительное образование).
Лобашева Н. Анализ и планирование воспитательной работы в школе / Н. Лобашева // Управление школой. – 2008. – № 18. – С. 7–9. – (Наука управлять. Опыт).
Невозможно представить себе жизнедеятельность образовательного учреждения без определения конечных результатов работы, без попытки определить, каким будет завтрашний день для коллектива, как станет выглядеть школа через год-два, какими окажутся её выпускники, то есть без планирования.
Мифаева Ю. Уроки по созданию чудовищ : Класс можно превратить в студию спецэффектов, а из учеников сделать профессионалов этого ремесла / Ю. Мифаева // Управление школой. – 2008. – № 17. – С. 36–38. – (Тема номера. Образовательная среда).
Создатель класса визуальных эффектов и дизайна не преследует цели сделать из детей художников. Главное для него – научить их творчески подходить к решению проблем.
Михайлова Н. Работаем не напрасно : Из опыта работы по организации ученического самоуправления / Н. Михайлова // Управление школой. – 2008. – № 18. – С. 27–29. – (Школьный уклад. Гимназическая республика).
Никитина А. Театр в школе – зачем и как? : История и перспективы / А. Никитина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 18. – С. 46–48. – (Школьный спектакль).
Орленко С. Феномен профессионального выгорания учителей / С. Орленко // Здоровье детей. – 2008. – № 17. – С. 30–33. – (Учительская).
Полынцева И. Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни : Педагогический консилиум / И. Полынцева // Управление школой. – 2008. – № 18. – С. 2–3. – (Наука управлять. Мероприятие).
Степанов С. Жизнь по расписанию: плюсы и минусы управления временем : Счастливые часов не наблюдают / С. Степанов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 17. – С. 42–48. – (Материалы. Самоопределение).
Нехватка времени – одна их главных учительских проблем. Даже если удаётся справляться с рабочими обязанностями, большинству педагогов всё же недостает времени на семью, на общение с собственным ребёнком, на решение бытовых проблем. А уж о том, чтобы увлекательную книгу не спеша почитать или в кино сходить, многие, наверно, и мечтать перестали. Современные системы организации времени, казалось бы, могут помочь справиться с этими трудностями. Но они не учитывают индивидуальные психологические особенности людей и поэтому далеко не всегда «работают». Что важно знать, чтобы правильно организовать своё время? Об этом – в статье известного психолога.
Сумарокова И. 15 процентов проблемы : Алгоритм деятельности педколлектива со слабоуспевающими учениками / И. Сумарокова // Управление школой. – 2008. – № 18. – С. 4–6. – (Наука управлять. Помощь).
Сысова Т. В поисках истины : Содержание современного патриотического воспитания / Т. Сысова// Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 17. – С. 8–13. – (Идеи. Патриотическое воспитание).
О целях и задачах патриотического воспитания.
Современные методы патриотического воспитания.
Практикум по созданию плана проведения месячника патриотической и спортивно-массовой работы.
ИМЕНА
Варламов А. Легенда / А. Варламов // Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – С. 36–38. (Книжные палаты. Недетское чтение).
О писателе Борисе Екимове; в этом году ему вручена литературная премия А.Солженицына.
Дмитренко С. Почему не рассорились Иван Сергеевич и Лев Николаевич / С. Дмитренко // Литература. – 2008. – № 17. – С. 4–5. – (Листки календаря).
К 180-летию со дня рождения Л.Н.Толстого;
к 190-летию со дня рождения И.С.Тургенева.
Елифёрова М. Слуга Бога / М. Елифёрова // История. – 2008. – № 18. – С. 8–17. (Анфас и профиль).
О Томасе Море.
Порядина М. Времена и нравы / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – С. 41–42. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 135-летию со дня рождения В.Шишкова;
к 135-летию со дня рождения И.Шмелёва;
к 165-летию со дня рождения Г.Успенского.
Порядина М. Свободная душа / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2008. – № 18. – С. 38–39. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 525-летию со дня рождения Мартина Лютера.
ЧАС ЧТЕНИЯ
Бухина О. Горы, люди, тигры / О. Бухина // Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – С. 21–22. – (Остров сокровищ. Капитанский мостик).
Об Уильяме Сарояне и его книгах.
Валикова Д. С «Поэтическим классом» в кармане / Д. Валикова// Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – С. 31. – (Книжные палаты. Книга подана).
О книжной серии «Поэтический класс» (уже вышли: «Стихи о Москве», «Стихи о родителях», книжки о временах года).
Махотин С. Сделать из волка собаку / С. Махотин // Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – с. 23. – (Остров сокровищ. Капитанский мостик).
О книге Л.Брандта «Браслет 2».
Мяэотс О. Все на свете – чьи-то дети : Знакомство с поэтом Галиной Дядиной / О. Мяэотс // Библиотека в школе. – 2008. – № 17. – С. 26–27. – (Остров сокровищ. Ром поэзии).
О Галине Дядиной и её стихах.
Сухарев С. Здесь вам не причинят никакой пользы / С. Сухарев // Библиотека в школе. 2008. – № 17. – С. 28–30. – (Остров сокровищ. Читатель – читателю).
О книге А. Жвалевского и И. Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда».