Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2008

Школьные библиотеки России находятся сейчас действительно на пороге нового витка своей истории. Задача – ни много ни мало – стать фактическими центрами информационного обеспечения учебного процесса. Сейчас это уже возможно. В школы поступил программный комплекс «1С:Управление школой», в том числе АИБС «1С:Школьная библиотека». Существенное отличие нынешней ситуации от положения, которое было при предыдущей попытке информатизации школьной библиотеки, состоит в том, что теперь библиотекарь не один перед лицом программного продукта. И директору школы, и бухгалтеру нужно плотно заниматься этим вопросом. Назначат ответственного за внедрение, который волей-неволей и библиотеку не оставит своим вниманием.
В большинстве школ, по нашим сведениям, ознакомление с пакетом «Первая помощь» пока происходит на стадии рассматривания коробки, когда директор школы или заместитель по информатизации выносят её к народу. Но уже пора действовать. Понятно, что тяжело, понятно, что быстро опускаются руки при первом же непонимании, казалось бы, простейшей операции. Именно поэтому газета планирует публикацию материалов, посвящённых внедрению АИБС «1С:Школьная библиотека».
Для начала представляем вам интервью с заместителем директора фирмы «1С» Павлом Геннадьевичем Гудковым.

Гудков

Школьные библиотеки России получили новую программу «1С:Школьная библиотека». До этого многие библиотекари потратили немалые усилия на то, чтобы освоить АИБС МАРК–SQL. Редакцию нашей газеты завалили вопросами типа: «Я ввела книги в электронный каталог, прошла дистанционное обучение (в НПО “Информ-система”), получила сертификат. Была готова полностью внедрить программу МАРК–SQL в свою работу. А сейчас нас заставляют переходить на программу “1С: Школьная библиотека”, мотивируя это совместимостью… Что делать?» Что можно ответить школьным библиотекарям?

В вопросе затронуты два важных аспекта:

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» все школы России действительно получили возможность использовать АИБС «1С:Школьная библиотека», входящую в состав программного комплекса «1С:Управление школой». АИБС «1С:Школьная библиотека» – инструмент для автоматизации текущей деятельности библиотекаря. Он позволяет превратить школьную библиотеку из традиционного книгохранилища в информационный центр школы (оснащённый современной компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением для учёта и работы с фондом), который содержит не только издания на традиционном бумажном носителе, но и электронные издания и другие единицы хранения на соответствующих современных носителях информации. При этом у библиотекарей и руководства школы есть право выбора: использовать АИБС, поставленную в рамках приоритетного национального проекта, или продолжать работать с той системой, которая применялась ранее. До последнего времени в подавляющем большинстве школьных библиотек не использовались вообще никакие информационные системы, потому основная проблема, которая решалась посредством данной поставки, – предоставление возможности внедрения современной и эргономичной системы автоматизации деятельности библиотеки в школах, готовых к этому и желающих этого.

Говоря о совместимости программных продуктов, нужно преж­де всего отметить особенность сегодняшнего дня информатизации образования: в результате многолетних непрерывных экспериментов достигнуто определённое единство в видении основной цели разработки и внедрения ИКТ в деятельность школы. Для большинства специалистов, вовлечённых в решение данных проблем, эта цель сегодня, так или иначе, ассоциируется с решением задачи построения единого информационного пространства образовательного учреждения (информационной образовательной среды).

В процессе формирования информационного образовательного пространства школы становится очевидной возрастающая роль библиотеки как структуры, интегрирующей все информационно-образовательные ресурсы, стимулирующей информационные взаимосвязи участников образовательного процесса, обеспечивающей информационный обмен между образовательными, информационными и административными структурами общеобразовательного учреждения.

Программа «1С:Школьная библиотека», используя встроенные механизмы обмена библиографическими данными с внешними электронными каталогами и АИБС, с одной стороны, и механизмы обмена данными с системой административного управления и управления деятельностью общеобразовательного учреждения «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» – с другой, на данный момент способна дать именно такое решение. «1С:Школьная библиотека», являясь максимально простым, мотивационно востребованным и в то же время профессиональным инструментом, обеспечивает не только повышение эффективности и оперативности внедрения АИБС в школьных библиотеках, но и его корректную интеграцию в единое образовательное пространство школы, а также предоставляет возможность использования внешних библиотечных ресурсов.

Процесс создания информационной среды требует, помимо прочего, интеграции программно-технологических решений. АИБС «1С:Школьная библиотека» построена на технологической платформе «1С:Предприятие», лежащей в основе целого комплекса программ «1С:Управление школой». Использование комплекса программ на единой платформе позволяет автоматизировать все основные направления деятельности школы, а также обеспечивает эффективный обмен данными между информационными системами, позволяющий избежать повторного ввода данных вручную. Комплекс программ, построенный на основе единой платформы, значительно легче обслуживать, чем разрозненные программы.

1С

Кто является разработчиком программы и консультациями каких профессиональных библиотекарей они пользовались при разработке? (Библиотечная общественность должна знать своих героев!)

Программа «1С:Школьная библиотека» задумывалась в начале XXI века в ходе Федерального инновационного проекта развития образования (ИПРО), в рамках которого во многих регионах создавались информационные центры по работе с учебниками. Тогда и началась разработка автоматизированной информационно-библиотечной системы «1С:Школьная библиотека», частью которой стал модуль автоматизированной обработки данных книгообеспеченности и формирования на этой основе заказа на недостающую литературу. Разработчик системы – фирма «Март» – изначально создавала систему для школьной библиотеки и неопытного пользователя, каким и являлся школьный библиотекарь. Это выгодно отличало данную АИБС от других подобных систем, которые создавались путём «урезания» больших библиотечных систем и сохраняли при этом высокие требования к ИКТ-компетенции пользователя. При создании АИБС «1С:Школьная библиотека» был использован опыт специалистов ГНПБ им. К.Д.Ушинского, Российской национальной библиотеки, школьных библиотекарей, учителей, методистов.

В программе «реализованы» блоки, рассчитанные на четыре группы пользователей: библиотекарь, читатель, преподаватель и администратор. Функциональные возможности программы, соответствующие реальным задачам библиотекаря, читателя и преподавателя, на сайте описаны отчетливо. А вот позиция «администратор» – это что такое? Означает ли это, что необходимо иметь дополнительную единицу в штате библиотеки, и каковы функции администатора?

Здесь имеется в виду администратор программы, функции которого может выполнять любой квалифицированный пользователь: сам библиотекарь, зам. директора по информатизации или, например, преподаватель информатики. Дополнительную штатную единицу для этого иметь необязательно. Пользователь «администратор» имеет доступ ко всем функциям программы, в том числе к системе администрирования, позволяющей управлять интерфейсами и правами пользователей, проводить регламентные операции с информационной базой (например, резервное копирование, обновление конфигурации и т.д.).

В случае необходимости осуществления функций администрирования системы, а также при первичной настройке и вводе данных можно обращаться к партнёрам фирмы «1С». Мы формируем среди своих партнёров сеть центров компетенции по образованию, одной из задач которых является поддержка работы образовательных учреждений с программным комплексом «1С:Управление школой», включая АИБС «1С:Школьная библиотека». Партнёры фирмы «1С», получившие статус центров компетенции по образованию, предоставляют услуги по внедрению комплекса, в том числе осуществляют его установку, обучение пользователей, оказывают помощь при первичном вводе данных, в случае необходимости дорабатывают решение с учетом специфики образовательного учреждения, помогают школам переходить на новую систему оплаты труда в рамках нормативно-подушевого финансирования. Консультации по содержательным вопросам, касающимся структуры программы, разрешения нестандартных ситуаций, оказывает разработчик программы – фирма «Март».

Самое трудоёмкое в любой библиотечной программе – первичный ввод информации в электронный каталог, создание библиографической записи. Работа с полями в АИБС МАРК–SQL оказалась для многих библиотекарей достаточно сложной процедурой. А в вашей программе даже «расширен состав полей и подполей формата». Это не усложнило работу?

Главная функция каталогов вообще и электронного каталога в частности – информационно-поисковая. Чем тщательней и по­дробней прорабатывается описание документов (изданий) на этапе ввода информации, тем точнее будет реализован поиск.

Однако заполнение всех обла­стей и элементов библиографической записи не является обязательным, достаточно оформить основное библиографическое описание (ГОСТ 7.1–2003). Эта возможность в программе предусмотрена. В данном случае библиотекарь школы сам решает вопрос о полноте данных, т.е. о включении конкретных полей в электронный каталог.

Мы хорошо знаем, как сложно первичное заполнение каталога. Совместно с Российской книжной палатой и Русской школьной библиотечной ассоциацией нами подготовлен электронный каталог для школьных библиотек, содержащий библиографические данные по учебной литературе для школ, детской художественной и научно-познавательной литературе – около 20 тысяч наименований. Библиографические описания книг из этого каталога в формате RUSMARC загружаются в АИБС «1С:Школьная библиотека». Кстати, библиографические описания книг в формате RUSMARC также можно «скачать» из внешних электронных каталогов, например из сводного каталога библиотек Роcсии.

Среди нового в конфигурацию программы включена «методическая поддержка библиотекарей». Что имеется в виду?

Имеется в виду нормативный и справочный материал, включённый в справочную систему программы. Кроме того, в рамках методической поддержки пользователей в помощь освоению ими специфики и приобретению навыков работы с программой «1С:Школьная библиотека» в учебном центре «1С» организованы учебные курсы для библиотекарей и методистов: http://www.1c.ru/rus/partners/training/uc1/course.jsp?id=233.

Мы готовы рассматривать варианты обучения для групп библиотекарей и методистов в регионах.

Как водится, программа поставлена в школьные библиотеки России без сопровождения. А вопросов возникает множество. Куда конкретно библиотекари могут обратиться?

Программа развивается и совершенствуется. Выпускаются обновления с новым «функционалом» и дополнительными возможностями, делающими её ещё более удобной для пользователя.

Со своими вопросами пользователи могут обратиться на единую линию консультаций пакета «Первая помощь 1.0» по тел. 8 (800) 333 80 80, а также – на сетевой форум на сайте «1С»: http://www.obr.1c.ru/forum/thread.jsp?id=194.

Также рекомендуем пользователям обращаться за услугами в центры компетенции по образованию (ЦКО) и к другим партнёрам фирмы «1С». Список ЦКО опубликован по адресу: http://www.1c.ru/rus/partners/cko.jsp. Полный список партнёров фирмы «1С» можно посмотреть по адресу: http://www.1c.ru/rus/partners/search.htm.

Беседовала Ольга Козлова


Страшно видится, а сделается – слюбится.

Русская народная пословица