Людмила Сухова
По страницам наших газет за октябрь 2008 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Алибаева С. Зачем тебе это надо? : Круглый стол о вредных привычках / С. Алибаева // Здоровье детей. – 2008. – № 20. – С. 34–37. – (Конкурс).
Анацко О. Э. Знаешь ли ты экологические маркировки? : Экологическая игра для 5–7-х классов / О. Э. Анацко // Биология. – 2008. – № 19. – С. 18. – (Я иду на урок).
Андросова Ю. Вирус сквернословия : Классный час для старшеклассников / Ю. Андросова // Школьный психолог. – 2008. – № 20. – С. 10–12. – (Наши дети).
Борис М. В. Неделя физики: 07.04–12.04 (понедельник – суббота) / М. В. Борис // Физика. – 2008. – № 20. – С. 12–17. – (Ейский выпуск).
Программа и ход проведения Недели физики для учащихся 7–11-х классов.
Винокурова Н. Патриотизм глазами учащейся молодёжи : Многообразие точек зрения / Н. Винокурова, И. Милюкова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 20. – С. 18–20. – (Материалы. Классный час).
Глебовская Т. В октябре багрянолистном…: Пушкинский Лицей: праздник, который учит / Т. Глебовская // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 19. – С. 28–29. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).
Гренкова Л. Новое поколение выбирает…: Проект инициативного общества учащихся средних и старших классов / Л. Гренкова // Здоровье детей. – 2008. – № 20. – С. 20–26. – (Конкурс).
Проект носит просветительский и практико-ориентированный характер, соблюдая разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Ребята получают возможность реализовать свои творческие потребности путём создания собственной модели здорового образа жизни современного человека.
Зорская Н. Прививка от осенней хандры : Общешкольный праздник юмора / Н. Зорская, Ю. Гурин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 20. – С. 22–23. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).
Коврова Т. В. Продукты питания: съедобны или несъедобны? : Интегрированный урок по экономике и биологии / Т. В. Коврова // Биология. – 2008. – № 19. – С. 12–16. – (Я иду на урок).
Куприянов Б. «Хорошо жить на Востоке» : Сатирические сцены для детского самодеятельного театра / Б. Куприянов // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 20. – С. 30–38. – (Материалы. Школьный спектакль).
Сценарий «Хорошо жить на Востоке» может заинтересовать как участников школьного театра, так и отдельный класс. Предназначен он для учеников старших классов. В ранней юности подростков очень увлекают философские диспуты. Нередко они их воспринимают очень серьёзно. В предлагаемом сценарии парадоксальность восточной мудрости выражена в лёгкой игровой форме весёлого рассказа, даже анекдота.
Малыхина М. Осень в лесу / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2008. – № 19. – С. 47–48. (Игровая площадка).
Описание подвижных игр.
Петухова Л. А. Жвачка: полезная или вредная? / Л. А. Петухова, В. А. Машинистова // – 2008. – № 19. – С. 2–8. – (Человек и его здоровье).
По материалу можно провести интегрированный урок по биологии и химии в форме ролевой игры и классный час.
Троицкий Н. Герои или преступники? : Два взгляда на роль «Народной воли» в истории России / Н. Троицкий // История. – 2008. – № 19. – С. 26–29. – (Диспут).
Материал для подготовки урока, дискуссии, ученической конференции на тему «Террор в России во второй половине XIX в., его последствия. Убийство Александра II».
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Болсуновская Н. Если за столом ребёнок чувствует себя не в своей тарелке / Н. Болсуновская // Первое сентября. – 2008. – № 20. – С. 17. – (Детный мир).
Бревде Г. «И не бывает так, что на улице нет ничего особенного : Записки талантливой бабушки / Г. Бревде // Первое сентября. – 2008. – № 20. – С. 17. – (Детный мир).
Иваницкая Е. Что скрывается за детским упрямством? : Чем более беспричинным оно нам кажется, тем более глубокие причины стоят за таким поведением / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 19. – С. 19. – (Детный мир. Отношения с характером).
Каменский С. «Всё он делает наперекор!» : Почему ребёнок так себя ведёт? И как быть родителям, если он не слушается? / С. Каменский // Первое сентября. – 2008. – № 20. – С. 19. – (Детный мир. Психология детского поступка).
Кантеева О. «Поговорим…» / О. Кантеева, Л. Досова, Д. Гилязтдинова // Управление школой. – 2008. – № 19. – С. 25–28. – (Партнёрство. Дебаты).
Взаимодействие школы с родителями – процесс нелёгкий. И хотя в педагогической практике есть огромный опыт такой деятельности, постоянно меняющиеся социальные условия требуют свежих подходов и форм.
Как реально привлечь отцов и матерей к живому диалогу?
Как сделать встречи с ними более полезными и интересными?
Как направить собрания в русло решения проблем, с которыми сталкиваются в образовательном процессе учителя, родители и дети? Школа № 1 города Черногорска предлагает свой вариант решения.
Никитина О. Самообразование с помощью компьютера / О. Никитина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 20. – С. 6–7. – (Идеи. Родительское собрание).
Не только родители, но и учителя порой настроены против детского увлечения компьютерами, видят в нём лишь помеху и отвлечение от уроков. Между тем компьютер может стать важным помощником в обучении и для школьников, и даже для самих учителей. Всё зависит от подхода, от умения оценить преимущества нового способа работы с информацией.
Обсудить ресурсы и возможности компьютера можно и на родительском собрании, и на классном часе.
Ростова Л. Заставить можно. Но нужно ли? : Помочь ребёнку стать уступчивее получится, если помнить о нескольких несложных, но необходимых правилах / Л. Ростова // Первое сентября. – 2008. – № 19. – С. 19. – (Детный мир. Отношения с характером).
Ростова Л. Попробуем обезвредить вредину : Но начинать надо… с себя / Л. Ростова // Первое сентября. – 2008. – № 20. – С. 19. – (Детный мир. Психология детского поступка).
Сырицына С. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии : Родительский лекторий / С. Сырицына // Здоровье детей. – 2008. – № 19. – С. 18–21. – (Вне урока).
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Корчагина Ю. Родители-алкоголики и их дети. Есть ли надежда? / Ю. Корчагина // Здоровье детей. – 2008. – № 19. – С. 31–35. – (Вместе с психологом).
Наверное, самые большие беды у ребёнка в семье происходят из-за того, что кто-то из близких – мама или папа – злоупотребляют алкоголем. Жизнь в такой семье не только приводит к душевным травмам, но и серьёзным образом сказывается на формировании личности.
В специальной литературе описаны четыре основные роли, которые могут брать на себя дети из семей, где родители злоупотребляют алкоголем.
Колошенко А. Искатель : Игра для учащихся средних и старших классов / А. Колошенко // Школьный психолог. – 2008. – № 20. – С. 46–47. – (Игротека).
Цели: поиск резервов развития класса, выявление неформальных лидеров, выявление индивидуальных особенностей школьников.
Миназитдинова Г. Психологический театр в школе / Г. Миназитдинова // Школьный психолог. – 2008. – № 20. – С. 19–27. – (Методическая копилка).
Разработки мероприятий по профилактике насилия, агрессии среди школьников: «Как помочь ребёнку в ситуации запугивания», «Как справляться с агрессией».
ВСЕ ВМЕСТЕ
Каспарова Ю. Посвящение в туристы : Весёлый праздник на природе / Ю. Каспарова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 20. – С. 24–25. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).
Угарова Л. Давайте познакомимся! : Как сдружить детей, учителей и родителей / Л. Угарова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 19. – С. 19–21. – (Идеи. Работа с классом).
ПОДРОСТОК
Афанасьева С. Общение с неформалом : Тренинговое занятие / С. Афанасьева // Школьный психолог. – 2008. – № 20. – С. 8–9. – (Метод в теории и на практике).
Тренинговое занятие «Общение с неформалом» может использоваться в работе как со специалистами, так и с родителями.
Цель: создание условий для формирования навыков взаимодействия взрослого с подростком-неформалом на основе безусловного принятия и доверия.
Безух К. Выбор за тобой : Модульный курс для подростков 14–17 лет / К. Безух // Здоровье детей. – 2008. – № 19. – С. 37–42. – (Образ жизни).
Винокурова Н. Что нужно подростку для счастья? : Система ценностей современного выпускника средней школы / Н. Винокурова, И. Милюкова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 19. – С. 38–40. – (Материалы. Классный час).
Градусова Г. Между нами, девочками… / Г. Градусова // Здоровье детей. – 2008. – № 19. – С. 22–28. – (Технологии).
Цель практикума – оказать психолого-педагогическую поддержку девушкам 10-х классов в решении жизненных проблем, связанных со здоровьем, общением и социализацией.
Коновалов А. На пути к взрослости : Проблемы социализации подростков / А. Коновалов / Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 19. – С. 5–8. – (Идеи. Самоопределение).
Сунтеева Ж. Психологическая культура в повседневной жизни : Сценарий вечера для старшеклассников / Ж. Сунтеева // Школьный психолог. – 2008. – № 20. – С. 6–7. – (Личный опыт).
Цель вечера: пропагандировать психологическую культуру в повседневной жизни; практиковаться в применении коммуникативных и творческих навыков.
ПРОБЛЕМА
Иваницкая Е. Koгдa семейный круг становится порочным…: Есть ли у подростка шанс из него выбраться? / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2008. – № 20. – С.18. – (Детный мир. Территория риска).
Специалисты научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации вот уже двадцать лет изучают влияние родительской семьи на формирование подростков, ставших правонарушителями. Недавнее исследование, которое было проведено в Воронежском филиале, выявило, что абсолютное большинство нынешних юных правонарушителей – это дети «при живых родителях». Сирот за колючей проволокой оказалось только 3,9%.
ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК
Шумакова Н. Особенности работы с одарёнными детьми : Что нужно знать учителю, чтобы сохранить способности ребёнка и не повредить развитию других сторон его личности / Н. Шумакова // Первое сентября. – 2008. – № 20. – С. 12. – (Школьное дело. Профессиональный интерес).
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Алейникова И. «Директора пускают нас неохотно» : Почему в школах не жалуют специалистов по профориентации? / И. Алейникова // Управление школой. – 2008. – № 20. – С. 11–14. – (Профильное обучение. Проблема).
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Алейникова И. Успешный ЕГЭ – в удобной корзине / И. Алейникова // Управление школой. – 2008. – № 19. – С. 7–10. – (События. Единый экзамен).
О работе круглого стола «Формы и методы работы педагогического коллектива по подготовке и проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ».
Александрова Е. Через игры – к образовательной среде / Е. Александрова // Управление школой. – 2008. – № 19. – С. 29–32. – (Школьный уклад. Вместе с коллегами).
Алибаева С. Каждому – дело по душе : Программа воспитательной работы / С. Алибаева / Здоровье детей. – 2008. – № 20. – С. 27–30. – (Конкурс).
Боровских Г. И. Экологи – географы – исследователи – туристы : О школьном клубе в алтайском селе Топчиха / Г. И. Боровских // География. – 2008. – № 20. – С. 43–44. – (Сельская школа. Внеклассная работа).
Быков М. «От абстракции – к человеку» : Основы театрального тренинга для детей / М. Быков // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 20. – С. 26–29. – (Материалы. Школьный спектакль).
Бурмистрова Н. Изумрудный город Знаек и Пилюлькиных : Воспитательная программа «Друзья Незнайки» / Н. Бурмистрова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 19. – С. 22–23. – (Идеи. Работа с классом).
Гурин Ю. Икс и Игрек : Игра на развитие умения действовать в команде / Ю. Турин // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 19. – С. 26–27. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).
Дашковская О. Каким будет ЕГЭ–2009? : Порядок проведения единого экзамена в следующем году обсудили на коллегии министерства / О. Дашковская // Первое сентября. – 2008. – № 20. – С. 2. – (Политика образования. Тема с продолжением).
Загвоздкин В. Гибкая школа : Общая стратегическая цель как условие системных изменений в сфере образования / В. Загвоздкин // Управление школой. – 2008. – № 19. – С. 14–19. – (Школа и власть. Аналитика).
Обзор источников и аналитических документов, посвящённых проблемам реформирования современного образования на Западе, показывает, что несмотря на все различия и специфику развития в разных странах существует общий консенсус о новом понимании (концепции) образовательного учреждения, а также новом понимании результатов образования…
Кособок М. Социальное проектирование: шаг в реальную жизнь / М. Кособок // Управление школой. – 2008. – № 19. – С. 11–13. – (События. Детские инициативы).
Крылова Н. Воспитание – только творчески : Насколько технологична воспитательная работа? / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 19. – С. 2–4. – (Идеи. Самоуправление).
Кузьмина И. Учитель и ученик: взаимодействие на уроке : Как в нём проявляются ценностные установки педагога? / И. Кузьмина // Первое сентября. – 2008. – № 20. – С. 11. – (Школьное дело. Цели и ценности).
Леонтьева О. Примите меры! : Работа с классом, имеющим проблемы в учёбе и дисциплине / О. Леонтьева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 19. – С. 15–18. – (Идеи. Работа с классом).
Луховицкий В. «Зарница» для нового поколения : Как подготовить военно–спортивную игру / В. Луховицкий // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 19. – С. 24–25. – (Материалы. Внеклассное мероприятие).
Машковцев А. Турслёт учителей: соревнования или отдых? / А. Машковцев // Спорт в школе. – 2008. – № 19. – С. 2–7. – (События. Факты. Комментарии).
Петряева Е. Как повяжешь галстук, береги его : Это важный атрибут внутришкольной проектной деятельности / Е. Петряева // Управление школой. – 2008. – № 20. – С. 16–21. – (Проекты и исследования. Опыт).
Плят И. Педагогический ресурс ролевых игр : Они помогают повысить учебную мотивацию и решить индивидуальные проблемы ребят / И. Плятт // Первое сентября. – 2008. – № 20. – С. 13. – (Школьное дело. Страницы внеклассного времени).
Сырицына С. Разноцветная папка : Рекомендации по планированию воспитательной работы / С. Сырицына // Управление школой. – 2008. – № 20. – С. 30–32. – (Наука управлять. Практика).
Составить план воспитательной работы для человека, не первый год работающего в школе, совсем несложно. Но оформить его можно по-разному. Либо стихийно заводить папки в компьютере и «с колёс» распечатывать информацию по мере необходимости. Либо всё привести в систему и всегда держать «под рукой». Это кропотливая и трудоёмкая работа, но полезная.
Халтаева Д. КПМО в гимназии: проекты, проблемы и пути решения / Д. Халтаева, Е. Петряева // Управление школой. – 2008. – № 19. – С. 20–24. – (Школа и власть. Опыт).
НА ЭКСКУРСИЮ
Алексеева Т. Город в подарок : Образовательное путешествие по Санкт-Петербургу / Т. Алексеева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2008. – № 20. – С. 8–12. – (Идеи. Внеклассная работа).
Маевская О. «И сердце любит и страдает»: М. Ю. Лермонтов в Москве / О. Маевская, Т. П. Янина // История. – 2008. – № 19. – С. 38–42. – (Я иду на урок).
Интегрированный урок–экскурсия (история + литература) по теме «Золотой век русской культуры. Великие русские поэты».
Черкашина И. Ф. Зимние экскурсии / И. Ф. Черкашина // Физика. – 2008. – № 20. – С. 23–26. – (Ейский выпуск).
Зимний день на природе может дать много тем для наблюдения, обсуждения, исследования физических явлений и законов.
ИМЕНА
Белошапкина Я. Орест Кипренский / Я. Белошапкина // Искусство. – 2008. – № 19. – С. 8–11. – (Арт–галерея).
Дьяков Л. Пиранези – мастер декоративного искусства / Л. Дьяков // Искусство. – 2008. – № 19. – С. 21–23. – (Арт–галарея).
Лебедев С. «Читать сатирика перед сном не рекомендуется» : 19 октября исполнилось 90 лет со дня рождения Александра Галича / С. Лебедев // Первое сентября. – 2008. – № 20. С. 21. – (Идеи. Судьбы. Времена).
Перемышлев Е. Если вслушаться в ремарки / Е. Перемышлев // Литература. – 2008. – № 19. – С. 4–5. – (Листки календаря).
К 90-летию со дня рождения Александра Галича.
Порядина М. Подводные части айсбергов / М. Порядина // Библиотека в школе. – 2008. – № 20. – С. 36–38. – (Личность. Календарь круглых дат).
К 150-летию со дня рождения Владимира Ивановича Немировича-Данченко; к 135-летию со дня рождения Валерия Яковлевича Брюсова (1873–1924).
ЧАС ЧТЕНИЯ
Богатырёва Н. «Кыш и Двапотрфеля»: возвращение к читателю / Н. Богатырёва // Литература. – 2008. – № 19. – С. 28–31. – (Детское чтение).
О Юзе Алешковском и его книгах.
Корф О. Разночтение : О книгах Тамары Крюковой / О. Корф // Библиотека в школе. 2008. – № 19. – С. 24–29. – (Остров сокровищ. О чём спорим?).