Книги финского художника Маури Куннаса известны и, что даже более важно, любимы во многих странах мира. Куннас наглядно доказывает, что в каждой шутке есть доля истины. Его иллюстрации не только забавные, но и познавательные – их можно рассматривать часами, открывая всё новые и новые детали. Все книги художника – весёлые, а за хорошую шутку ему прощают посягательство даже на национальные культурные реликвии. Ну кому бы ещё позволили перерисовать по-своему национальный финский эпос «Калевала», превратив всех персонажей в собак? Только Куннасу!
На русском языке вышли в 2008 году две книги Маури Куннаса: «Викинги идут!» и «В гостях у Санта-Клауса»1. Художник приехал представлять их на книжную ярмарку «Non/Fiction». Вот и у наших читателей появилась возможность с ним встретиться и поговорить.
Вы автор книг для детей, а каким было Ваше детство?
Родился я в местечке Ваммала, на северо-западе Финляндии, недалеко от города Тампере. Я третий, самый младший ребёнок в семье. Мой отец был столяром и зарабатывал на жизнь тем, что делал деревянные игрушки (машинки, паровозики, лошадки). Я до сих пор помню сладкий запах деревянной стружки и шум шлифовальной машины. Мне тоже частенько давали в руки молоток и рубанок, но я был абсолютно непригоден к столярному делу. Даже забить гвоздь было для меня большой проблемой. К счастью, никто особо меня не заставлял. Раскрашивали игрушки в доме, на втором этаже, который также служил и своеобразным складом. Особенно искусно управлялась с кисточками мама.
Подобных мастерских в деревне было немало, неподалёку от нас располагалась сапожная мастерская, а чуть дальше – небольшой цех по изготовлению зеркал. Думаю, именно потому, когда я делал книжку о Санта-Клаусе, мне было совсем не трудно представить себе, как протекают его деревенские будни, – ведь всё это я уже видел в детстве.
Я хорошо запомнил рождественские праздники, которые всегда проходили в доме бабушки Жозефины, маминой мамы. Там собиралась вся семья: дяди, тёти, внуки, племянники. Шуму и веселья было предостаточно, пели, танцевали, играли в разные игры. Для нас, детей, конечно, главным являлись подарки. Незабываемый рождественский подарок – деревянная лошадка, сделанная отцом. На ней была самая настоящая кожаная попона.
Почему Вы решили стать художником? Был ли это для Вас трудный выбор?
Можно сказать, что я родился художником, поэтому проблема выбора передо мной даже не стояла, работа сама выбрала меня. В 1975 году я закончил художественно-графическое отделение Университета искусства и дизайна Хельсинки. Уже в студенческие годы стал подрабатывать в газете, рисовал комиксы и карикатуры. После окончания университета сначала поработал год в одной рекламной компании, а затем снова вернулся в газету. Первая детская книжка, написанная и проиллюстрированная мной, вышла в 1979 году, это была «Финская книга гномов». А с 1984 года детская литература и книжки-картинки стали для меня основной работой. На карикатуры не оставалось времени, ведь создание одной детской книжки занимает от шести до девяти месяцев напряжённой работы.
Какой из Ваших книг Вы отдаёте предпочтение?
Мне нравятся весёлые и забавные истории. Пожалуй, самые смешные из моих книг – это «Истории дедушки-вампира» и
«12 подарков Санта-Клаусу». А самый важный герой, конечно, господин Хаккарайнен (козёл-лунатик), ведь он есть практически на всех иллюстрациях. Господину Хаккарайнену посвящены две отдельные книжки «Спокойной ночи, господин Хаккарайнен» и «Алфавит господина Хаккарайнена».
А как рождалась книжка о Санта-Клаусе?
К Санта-Клаусу я всегда относился с уважением. Помню, в детстве он в дом обычно не заходил, обменивался парой фраз с отцом на крыльце, отдавал подарки и спешил дальше. Если честно, то я всегда этому радовался, потому что выступать перед ним, петь песню или читать стих мне совсем не хотелось – я был очень стеснительным мальчиком. Но однажды он всё-таки решил зайти. Я перепугался до смерти, залез под кровать и ни под каким предлогом не соглашался оттуда выползать. Эх, если бы я тогда знал, что потом мне придется его рисовать, то обязательно хоть одним глазком на него бы взглянул!
Итак, как выглядит Санта-Клаус, я не знал, а потому пересмотрел множество рисунков, сделанных другими авторами, прежде чем определился с тем, каким же будет мой главный герой. Вместе с моей женой Тарьей мы составили план будущей книги, затем я сделал эскизы разворотов, определив тем самым их последовательность. Только после этого можно было приступать к основной работе: я рисовал, а Тарья помогала раскрашивать рисунки.
Работа доставляла мне истинное удовольствие. Она была увлекательной, но в то же время – ответственной. Я старался, чтобы всё, рассказанное о Санта-Клаусе, выглядело логичным и правдоподобным. Особенно тяжело было объяснить, как он успевает раздать подарки всего за одну ночь. Тут уж было не обойтись без знания географии и традиций других народов. Конечно, далеко не весь собранный мною материал о Санта-Клаусе смог уместиться в одной книге. Но, к счастью, в историях о Санта-Клаусе и Рождестве всегда должно оставаться место для тайн и загадок.
Какие моменты в работе Вам нравятся больше всего? Какой процесс для Вас интереснее – написание текста или создание рисунков?
Больше всего мне нравится процесс раскрашивания. А вот сопоставить работу писателя и иллюстратора очень сложно. Мне доставляет удовольствие и то, и другое. Я счастлив, что могу заниматься тем, что мне нравится. Но работать приходится действительно очень много и чаще всего в одиночку, что, конечно, не всегда хорошо. Работаю я дома, на первом этаже. Так что от дома до работы всего семь метров. Да и издательство тоже недалеко.
Вы по-прежнему работаете карандашом или уже перешли на компьютер?
Без карандаша и бумаги далеко не уедешь. Для меня это основные рабочие инструменты. Компьютер помогает обработать рисунок. А уж вёрстка без компьютера теперь практически невозможна.
Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время?
В своё время я был яростным поклонником «Битлз» и продолжаю им оставаться. Собираю старые записи, пластинки, интервью, книжки о них. Музыка 1960-х – это моя музыка, в молодости мы с друзьями даже основали свою музыкальную группу, она называлась «Дзампс». Не так давно решили вновь собраться и поиграть вместе, как в старые времена. Так увлеклись, что теперь встречаемся регулярно, даже концерты уже были. Ещё мне нравится изучать историю. Но чаще всего, если выдаётся свободное время, я просто ленюсь и ничего не делаю.
Есть такое выражение: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как Вы думаете, правомерно ли оно для книжек-картинок?
Я бы сказал, что плохим рисунком можно испортить даже хороший текст.
Над чем Вы работаете в настоящий момент?
Это секрет!
Материал подготовлен
на основе опубликованных
интервью М. Куннаса.
Перевод Анны Сидоровой
1 См. рец. на книгу в «БШ» № 23/2008.