Татьяна Степанова
Итоги исследования «Влияние чтения художественной литературы на развитие речи учащихся»
ПРЕАМБУЛА
Степанова
главный библиотекарь
Центра научно-методической,
экспериментальной
и исследовательской
работы ПОБДЮ
им. В.А.Каверина
Обратимся к публикации «Нужна ли литература в школе?» («Литература», № 2/2003).
Из ответов учащихся московской школы № 22:
«Литература даёт нам образцы правильной русской речи. Куда она подевалась сейчас? Мы – носители языка. А если послушать разговор современных подростков и убрать из их лексикона слова-паразиты вроде “как бы” рекламные лозунги – “оттянись со вкусом”, “сникерсни” и тому подобное, бранные слова, то ничего не останется, а следовательно, не останется и мысли.
А СМИ? Такое количество иностранных слов, употребляемых вместо всем понятных русских, что создается впечатление, будто дикторы сошли со страниц грибоедовской комедии. Почему-то А. С. Пушкин, в совершенстве знавший французский, не говорил на “смеси французского с нижегородским”. А если сократить количество часов на уроки литературы, то говорить будет один учитель, а мы замолчим, времени на споры и рассуждения не останется».
«Литература развивает речь, делает её богатой, учит пользоваться различными стилистическими приёмами».
Другая картинка. Сцена из телевизионной передачи «Последний герой». Участница игры, в самом начале из неё выведенная, рассказывает, как ей было обидно, одиноко, как хотелось, чтобы справедливость восторжествовала… Сочувствующий ей товарищ по игре – солист популярной музыкальной группы – по ходу разговора повторяет на все лады одно слово: блин… блин… блин… В этом «блине» – всё: сочувствие, уважение, сопереживание, радость. Может быть, действительно, одного «блина» достаточно, чтобы выразить всю гамму чувств?!
Наконец, третья картинка. В отделе искусств библиотеки проводится музыкальный вечер в честь юбилея М. П. Мусоргского. Певцы исполняют песни и романсы. Какой шквал чувств, переживаний, мечтаний обрушивается на слушателей через великолепные тексты…
ИССЛЕДОВАНИЕ
Перенесём место действия в Псков, в областную библиотеку для детей и юношества, где было задумано и проведено исследование «Влияние чтения художественной литературы на развитие речи учащихся».
Рабочая гипотеза исследования:
По наблюдениям библиотекарей, современные подростки утрачивают культуру речи. Их разговор полон примитивных штампов. Происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи. При посещении библиотек подростки не умеют точно формулировать запрос. По причине недостаточного словарного запаса им трудно образно выражать эмоции, высказывать самостоятельные суждения.
Цель: изучить взаимосвязь чтения художественной литературы и уровня развития речи учащихся 9-х классов, умения свободно написать о прочитанном, творческого воображения.
Задачи:
- выявить «репертуар» чтения и уровень культуры речи участников исследования,
- распространить полученную информацию среди детских библиотекарей региона,
- на основании выводов исследования обсудить в профессиональном сообществе региона возможность влияния библиотек на формирование навыков культуры чтения и, как следствие, культуры речи читателей-подростков.
Респонденты получили анкету следующего содержания:
Внимание!
При ответах на вопросы анкеты просьба рассказать о книге из круга свободного чтения (не по школьной программе)
Дорогой читатель!
Вспомни, пожалуйста, какую художественную книгу ты недавно прочёл, и поделись своим мнением о ней.
- О какой книге ты напишешь? (Автор, название.)
- О чём эта книга? (Передай содержание книги в нескольких предложениях.)
- Объясни, почему книга так называется.
- Продолжи фразу: «Читать книгу мне было интересно потому, что…»
- Главный герой книги – какой? Постарайся подобрать как можно больше определений.
- Что он делает в книге? Подбери как можно больше глаголов.
- Представь, что у тебя появилась возможность встретиться с автором книги. Какие вопросы ты задал бы ему?
Мы очень тебе благодарны. Твои библиотекари
В исследовании приняли участие 67 человек (41 девочка, 26 мальчиков) – учащиеся 8–9-х классов образовательных средних школ и технического лицея г. Пскова.
Круг чтения
Произведения русской классической литературы назвали 7 человек, произведения современной русской литературы – 27 человек, зарубежной литературы ХIХ–ХХ вв. – 30 человек, научно-популярные книги – 3 человека.
Самыми «читаемыми» авторами оказались:
Д. Донцова (5 человек).
В. Иванова (2).
Сёстры Воробей (2).
Д. Емец (2).
Дж. Роулинг (3).
Д. Р. Толкин (2).
А. Дюма – (2) («Королева Марго», «Граф Монте Кристо»).
Д. Дефо (2) («Приключения Робинзона Крузо»).
А. С. Пушкин (2) («Капитанская дочка»).
Среди произведений русской классики названы: «Гроза» А. Н. Островского, «Слепой музыкант» В. Г. Короленко, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
Из научно-популярных книг названы «Энциклопедия цирка», «Юрист на дому», «Раскрепощённый менеджер».
Мотивация чтения
Анализ ответов на вопрос 4 «Читать книгу мне было интересно потому, что…» позволил определить градацию мотивов и причин чтения:
– интересная книга (16 человек);
– захватывающая, захватывающий сюжет, «захватила дух» (13);
– в ней много приключений (6);
– весёлая, присутствует юмор (5);
– люблю читать фантастику (3);
– люблю читать детективы (3);
– увлекательный сюжет, увлекательная (3);
– читается на одном дыхании, невозможно остановиться (2);
– с каждой главой события развивались всё необычнее (2).
Кроме того, были такие ответы:
– люблю читать книги из серии «Любимые книги девочек»;
– может многому научить;
– показывает отношение людей друг к другу;
– раскрывает проблемы молодёжи;
– учит дружбе, добродушию и мудрости;
– книга о школе, об учениках;
– люблю читать этого автора;
– о ней было много хороших отзывов;
– много интригующих моментов.
Мотивация выбора книги для чтения и последующей её оценки определена и интересом детей к той или иной профессии (виду деятельности):
– мне нравится читать о законах;
– книга о милиции, милиционерах как о честных и неподкупных защитниках страны;
– работаю в цирке, встретила много знакомых фамилий из цирковой истории;
– там было много магии.
Ответы на вопрос «О чём эта книга?» дают возможность определить темы, проблемы, жанры, интересующие детей – участников анкетирования:
– о любви – (тема) (13 человек);
– приключения – (жанр) (10);
– детективная история – (жанр) (7);
– о борьбе добра со злом – (проблема) (5);
– фантастика – (жанр) (5);
– поучительная, о жизни, может многому научить – (проблема) (5);
– показывает отношение друг к другу – (проблема) (2);
– о магии – (тема) (2).
Читательский диапазон
Ответы на вопрос анкеты «Представь, что у тебя появилась возможность встретиться с автором книги. Какие вопросы ты задал бы ему?» позволяют судить о читательском диапазоне подростков. Их интересуют многие стороны жизни и творчества писателя:
– сюжет художественного произведения
(15 человек). «Откуда берёте сюжеты? Почему сюжет именно такой?»
– герой художественного произведения (14). «Какого героя стремились создать? Почему герои книги – две девочки?»
– перспективы творчества, планы на будущее (12). «Сколько хотите написать книг? Напишете ли ещё такие замечательные романы?»
– личная жизнь писателя (12). «Случались ли с Вами такие истории, как в Ваших книгах?», «Я бы расспросила о её жизни, любви»
– замысел книги (11). «Почему он решил написать эту книгу?», «В каком году написал этот роман и в связи с каким событием?»
– прообраз героя, прототип (6). «С кого вы “взяли” персонаж Гарри? Или вы его выдумали?»
– осмысление названия книги (6). «Почему книга так называется?», «Откуда берёте названия для своих книг?»
– жанр книги (5). «Почему пишете романы, а не сказки?», «Вы пишете только рассказы?»
– круг чтения писателя (4). «Какая ваша любимая книга?», «Каких авторов сами любите читать?»
– отношение автора к собственной книге (3). «Понравилось ли Вам самому Ваше произведение?»
Участников исследования также интересуют:
– тема художественного произведения;
– история выхода книги в свет;
– смежные виды искусства («Не будет ли снят фильм по сюжету книги?»);
– осмысление псевдонима;
– черты характера человека, их формирование;
– черты характера самого писателя;
– чувства писателя во время работы над произведением;
– воспитательная роль книги.
Следует ещё добавить: девять человек ответили, что они не задали бы писателю никаких вопросов при возможной встрече («нет вопросов», «не задал бы»), а трое – что сказали бы писателю «спасибо».
Культура речи
Проверялась нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определённый исторический период. Качества нормативности речи: точность, ясность, чистота.
Точностью речи (её соответствие мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания) отличились 25 подростков.
Ясность речи (её доходчивость и доступность для тех, кому она адресована) присутствует у 26 человек.
Чистоту речи (её незасоренность внелитературными элементами – диалектными словами, просторечной лексикой, уместность использования в ней опредёленных языковых средств в конкретной ситуации речевого общения) можно было наблюдать в ответах 25 человек.
Логическая стройность речи наблюдалась у 22 человек.
Проанализируем художественную выразительность речи:
– употребление метафор (железное терпение, железная леди) – 3 человека;
– сравнение (с голубыми, как море, глазами) употребил 1 человек;
– исконно русские слова высокого стиля – очаровательная улыбка, очаровывает, великодушие, великодушный, добродушие, сия история – употребили 4 человека;
– фразеологизмы (устойчивые сочетания слов – влюбиться с первого взгляда; постоять за себя; ни во что не ставят; бороться с искушениями; читается на одном дыхании; порхала, как бабочка; обидчик получил по заслугам) встретились в ответах 14 человек.
Уровень богатства словаря мы проанализировали по ответам подростков на вопросы «Главный герой книги – какой? Подбери как можно больше определений» и «Что он делает в книге? Подбери как можно больше глаголов».
Для характеристики героини было подобрано 65 определений, в том числе затрагивающих:
– социальную принадлежность (бедная) – 1 человек;
– внешность (красивая) – 5, (привлекательная) – 2;
– черты характера – 63.
Названы следующие черты характера и внешности (по убывающей):
умная – 10 человек, добрая – 7, красивая, смелая, весёлая, интересная, добродушная, кроткая, сообразительная, внимательная, ответственная, наивная, загадочная, дружелюбная, жизнерадостная, великодушная, ласковая, бесстрашная, милая, отзывчивая, нежная, женственная, интеллигентная, честная, заботливая, порядочная, скромная, благородная, решительная, робкая, любопытная, находчивая, задушевная, смешная, забавная, озорная, глупая и др.
Для характеристики героя было подобрано 88 определений, в том числе затрагивающих:
– социальную принадлежность (богатый) – 1 человек;
– внешность (высокий, невысокий, голубоглазый, мускулистый, стройный) – 2;
– черты характера – 81.
Подобраны следующие определения, характеризующие героя (по убывающей):
умный – 18 человек, добрый – 13, смелый – 10, сильный – 6, весёлый – 5, справедливый – 5, отзывчивый – 4, мужественный – 4, любознательный – 4, находчивый, красивый, преданный, храбрый, честный, доверчивый, верный, рассудительный, отважный, смешной, воспитанный, благородный, гордый, порядочный, волевой, терпеливый, целеустремленный, трудолюбивый, уверенный, спокойный, общительный, настойчивый, хитрый, галантный, обаятельный, правильный, сообразительный.
Таким образом, первые качества, которые ценятся в герое или героине, – это ум и доброта.
Для характеристики действий героини было подобрано 84 глагола, в том числе затрагивающих физическую и профессиональную деятельность, а также соответствующих интересам и поступкам. Основные действия: влюбляется, расследует, живёт, играет, веселится, борется, танцует, работает.
Для характеристики героя было подобрано 103 глагола, также затрагивающих физическую и профессиональную деятельность и соответствующих интересам, поступкам. Основные действия: любит, влюбляется, играет, путешествует, учится, спасает, спит, сражается, борется, убивает, веселится, сбегает, врёт, читает, живёт.
Таким образом, главные действия героев и героинь – любит и влюбляется.
Нарушение языковой нормы
Использование молодёжного сленга (5 человек): деловая героиня; прикольная ситуация; пытается завоевать парня; всегда куда-нибудь влипает; любит влипать во все истории
Нарушение лексической нормы (4 человека): несмотря на все проказности (проказы) судьбы; захватительная (захватывающая) история двоих влюблённых; директриса (директор); выдержанная (сдержанная) героиня; делает (показывает) большие способности.
Нарушение морфологической нормы: неуместное и частое использование указательных местоимений (12 человек) – такая, такие; частый повтор личных местоимений (10) – он, она, её, они; частый повтор слов (6) – влюбляется, девочка (нет замены на синонимы, личные местоимения).
Нарушение норм орфографии
- Правописание словарных слов: аккуратный, ресницы, впоследствии, поколение, инопланетянин.
- Правописание собственных имен существительных: Джульетта, Гринёв.
- Правописание частицы не с глаголами: не знает, не получается (5 человек).
- Правописание -ться, -тся в глаголах.
- Правописание местоимений и наречий, образованных с помощью суффиксов -то, -нибудь.
- Правописание приставок на з и с: сделано, мировоззрение, расследует.
- Правописание подчинительного союза потому что (2 человека).
- Правописание наречий, образованных приставочно-суффиксным способом: по-моему, по глупости.
- Правописание н и нн (давно заброшенный сад; влюблённых).
- Правописание наречия всё равно.
- Правописание вводного слова в общем (3 человека).
Нарушение норм пунктуации (типичные ошибки)
- Тире между подлежащим и сказуемым (2 человека).
- Обособленные определения, выраженные причастным или деепричастным оборотом (2).
- Выделение на письме вводных слов запятыми: на мой взгляд; по-моему; к сожалению (2).
- Постановка запятой в сложноподчинённом предложении (22).
САМОЕ ПРИЯТНОЕ И ИНТЕРЕСНОЕ
Хочется привести примеры ответов читателей, которые порадовали.
«Я больше всего люблю читать романы, так как сама очень романтичная».
«Обожаю читать иронические детективы, меня привлекают интригующие казусы, которые происходят с героями, к счастью, всегда разрешимые».
«Люблю сюжеты, в которых участвует ребёнок. В жизни дети не всегда могут постоять за себя, а в книгах у них это часто получается, как, например, у Гека Финна. Начнёшь читать – не оторваться».
«Девочка в книге похожа на меня, её ежедневные проблемы сходны с моими. Книга читается на одном дыхании, невозможно остановиться».
«Я была бы очень счастлива встретиться с автором книги, но, наверное, не стала бы задавать вопросов, а просто поблагодарила бы за книгу».
Самым глубоким вопросом показался следующий: «Почему граф Монте Кристо так и не простил Мерседес?» В нём мы видим сопереживание героям, размышление об их судьбах… Девочка сумела оценить не только динамичность и увлекательность сюжета, она проникла в глубинную суть поступков героев, в результате она сочла несправедливым отношение главного героя к женщине, которая была его первой любовью.