Наталья Головина
Ещё несколько лет назад выпуском компьютерных программ для детей в нашей стране всерьёз мало кто занимался, найти достойную обучающую детскую игру было очень сложно. Сегодня рынок мультимедиа представлен уже не одним десятком дисков отечественных производителей. Обучающую программу для ребёнка сейчас можно приобрести в любом мультимедийном магазине – выбор большой.
Как сориентироваться в этом море предложений? Вот мы и хотим поделиться опытом, а для начала – рассказ о программах по подготовке ребёнка к школе.
Головина
библиограф отдела
«Медиацентр» ЦСДШБ,
г. Озёрск,
Челябинская обл.
НАШ ОТДЕЛ вот уже более пяти лет целенаправленно работает с родителями будущих первоклассников, предлагая им только проверенные игры, которые по достоинству были оценены педагогами и воспитателями.
В основном такие программы рассчитаны на детей от 4 до 7 лет. Как правило, в их основе лежит «квест» – мультипликационный «интерактив», включающий в себя несколько логически связанных мини-игр-уроков. Нужно отметить, что это наилучший способ обучения малышей, так как мультипликационные персонажи не дают уставать, даже загадывая загадки или строя головоломки.
Все программы качественно и красочно выполнены и несут в себе определённый целенаправленно обучающий смысл. В процессе этих игр малыш, решая интересные головоломки и задачки, помогая героям в их приключении, находя ответы на вопросы, незаметно для себя выучит буквы и цифры, освоит начала счёта, научится читать. А кроме того, разовьёт логическое мышление и мелкую моторику рук.
Алик : Скоро в школу / Silcom. – М. : Руссобит-М, 2001. – 1 CD-ROM
Диск разработан специально для будущих первоклашек и нацелен на обучение основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, а также обучение числам, развитие логического мышления. Главный персонаж – симпатичный щенок, который в весёлой игровой форме помогает детям осваивать всё это. Он и учитель, и помощник, с ним можно и поиграть, если надоело заниматься. Основной упор в программе сделан на числах. Задачек на счёт больше всего: то нужно успеть сосчитать точки на спинках божьих коровок, то лягушек, сидящих на листьях кувшинок, – только успевай! За каждый правильный ответ в виртуальный альбом наклеивается виртуальный же стикер, а когда все места, отведённые под стикеры, будут заполнены, щенок Алик торжественно отведёт ребёнка-игрока в Школу.
Антошка : Невероятное сафари / Compedia Ltd. – М. : Руссобит-М, 2003. – 1 CD-ROM
Отличная детская игра из серии «Обучение с приключением»! Рыжий непоседа Антошка знакомится с животным миром планеты и узнаёт, что животные делятся на группы или классы: рыб, птиц, насекомых, млекопитающих, пресмыкающихся. Ребёнок через множество игр узнает отличительные признаки животных и познакомится с их образом жизни. Узнает, что такое «Красная книга» и почему надо охранять окружающую среду.
Артур : Конкурс добрых дел / Mindscape. – М. : Бука, 2003. – 1 CD-ROM. – (Букашка)
Артур : На работу с родителями / Mindscape. – М. : Бука, 2003. – 1 CD-ROM. – (Букашка)
Артур : Строим домик на дереве / Mindscape. – М. : Бука, 2003. – 1 CD-ROM. – (Букашка)
Учёба может быть весёлой! Подтверждение тому – программы серии «Играйте и учитесь вместе с Артуром». Они позволяют сочетать приятное с полезным – узнавать новое, приобретать полезные умения и при этом развлекаться. Игры разработаны при участии профессиональных педагогов, воспитателей и детских психологов и предназначены для обучения маленьких детей всем необходимым школьным навыкам – от чтения и счёта до решения несложных задачек. Уникальные возможности этих игр позволяют удовлетворить быстро меняющиеся запросы ребёнка. Играя с Артуром, он будет заниматься географией, математикой, творчеством; научится мыслить логически, читать, считать, рисовать, сочинять простые мелодии…
У любознательного малыша появится новый друг – Артур, с которым он, учась и играя, проведёт немало весёлых минут и при этом отлично подготовится к школе и получит необходимые навыки общения.
В поисках Немо : Подводная школа / Buena Vista Games, Inc. – М. : Новый диск, 2006. – 2 CD-ROM
Приключения героев суперпопулярного мультфильма продолжаются! На этот раз у ребёнка есть возможность не просто повеселиться: он пройдёт курс наук в подводной школе! Ему предстоит состязаться в арифметике с угрями, играть в подводный боулинг с медузами и в чехарду с морскими черепахами, фотографировать разнообразных подводных жителей и помогать учёному скату мистеру Рэю. Можно будет собирать красивые ракушки и жемчуг, а также встретиться с интересными морскими обитателями: желтоголовыми собачками, морским драконом и даже с рыбой-ананасом! Выполняя задания, малыш повторит буквы, цифры, названия цветов, получит представление о геометрических фигурах, освоит устный счёт и простейшие математические действия. Каждый новый уровень усложняет задания!
Волшебный букварь / Young Genius. – М. : Акелла, 1998. – 1 CD-ROM
В этой программе использована концепция «чтение через письмо». Она помогает ребёнку научиться читать и писать. Основная идея этой программы – сделать чтение и письмо увлекательной игрой с «живыми», «говорящими» буквами. Малыш оказывается в сказке, где компьютерные тролли дают ему пояснения и задания, за правильно написанное слово показывают красочные картинки с этим словом и предлагают разные игры. В режиме обучения ребёнку предлагается выполнить те или иные задания, которые помогут ему научиться читать. Режим обучения имеет несколько уровней сложности. Самый простой уровень – знакомство с алфавитом. На более высоких уровнях предлагаются слова с всё более сложным правописанием. Задания, которые предстоит выполнять ребёнку, таковы: найти букву на экране; поставить пропущенную в слове букву; напечатать букву или слово и т.д. Если задание выполнено, то малышу прочитают слово и покажут красочную фотографию или картинку. В свободном режиме ребёнок может писать любые буквы и слова, какие ему захочется.
Детская домашняя академия : Уроки азбуки. Уроки математики. – М. : Зареалье, 1996. – 1 CD-ROM
Основным отличием этих программ является то, что создатели – научно-производственное объединение «Зареалье» – продумали оригинальный интерфейс, предполагающий обучить ребёнка не только азам математики, но и пользованию компьютером. Программы разработаны таким образом, что при «общении» ребёнка с компьютером после загрузки диска нет необходимости в помощи взрослых, даже если малыш не умеет читать. Компьютер сам покажет и расскажет ребёнку всё, что нужно.
Программы включают большое количество анимационных сюжетов. «Уроки азбуки» – ещё и большое количество стихотворений русских поэтов. Задания, направленные на усвоение и закрепление пройденного материала, позволят ребёнку быстро и эффективно, а самое главное, без участия взрослых запомнить буквы русского алфавита, цифры, освоить простые арифметические действия.
Дракончик Гоша спасает черепах / Scholastic Inc. – М. : Бука, 2000. – 1 CD-ROM. – (Букашка)
Дракончику Гоше нужна помощь. Полный эффект присутствия, обеспеченный особым подходом (участие играющего в событиях признают все герои игры, они «смотрят» на него, разговаривают, обращаются к нему с вопросами), помогает ребёнку полностью погрузиться в сюжет. Это, в свою очередь, помогает ребёнку выполнять задания, проходить тесты, учиться читать и писать, не замечая «обучающего» характера упражнений и чувствуя себя не учеником, а хозяином положения. Отличная, яркая графика, огромный объём анимации, несколько десятков персонажей, задания, которые можно выполнять снова и снова. За время игры ребёнок научится оперировать числами, легко распознавать буквы, быстро читать простые слова, распознавать и сопоставлять цвета, формы и объёмы, узнает, что такое рифма (и даже поупражняется в стихосложении), усвоит основные нормы общения. С таким багажом можно смело идти в первый класс!
Клиффорд готовится к школе / Scholastic Inc. – М. : Новый диск, 2001. – 1 CD-ROM. – (Clifford)
День рождения Клиффорда / Scholastic Inc. – М. : Новый диск, 2001. – 1 CD-ROM. – (Clifford)
В Америке уже много лет радует своих маленьких друзей очаровательный пёс Клиффорд, вместе с ним они растут и познают мир. Сегодня Клиффорд пришёл и к нашим детям. Действие игр происходит на Птичьем острове, где обитает весёлая собачья компания и их друзья – ребята Эмили и Чарли. В играх три уровня сложности. При желании одно и то же задание можно выполнять несколько раз: на каждом уровне существует несколько комбинаций игры. По мере того как ребёнок справляется с заданиями, он автоматически переводится на более сложный уровень. Программа даёт возможность ребёнку не только весело провести время в компании Клиффорда и его друзей, но и улучшить навыки чтения, счёта, логических рассуждений и творческой работы.
Лунтик / PIPE studio. – М. : 1С-Паблишинг, 2007. – 3 CD-ROM
Лунтик – маленькое пушистое существо, свалившееся с Луны на Землю. Милый, дружелюбный инопланетянин открывает для себя земной мир. Друзьями Лунтика становятся пчела, паук, кузнечик и жаба. Вместе они попадают в удивительные и поучительные ситуации, из которых можно вынести полезный урок. Попав в красочный мир Лунтика и его друзей, ребёнок сможет научиться:
- складывать, вычитать, сравнивать числа и определять время по часам – Лунтик. Математика для малышей;
- разбирать буквы, слоги и ударения, а также развить навыки чтения – Лунтик. Русский язык;
- решать забавные задачки и головоломки, развивающие память, внимание и логическое мышление, – Лунтик. Развивающие задания для малышей.
Маленькие драконы : Путешествие в страну знаний / Scholastic Inc. – М. : Новый диск, 2005. – 1 CD-ROM
Добро пожаловать в мир драконов! Маленькие братья и сёстры дракоши Кэсси – Джейми, Зузу и Вэл – очень хотят научиться летать, но им необходимо помочь заработать особые знаки драконов и подготовиться к воздушному испытанию. Если ребёнок захочет им помочь, его ждёт интереснейшее приключение, в котором кроме дракончиков он встретит прекрасную Принцессу, мистера Чистюлю, неуклюжего гиганта Мунгуса и многих других сказочных героев.
Весёлые задания с симпатичными героями помогут развить логическое и пространственное мышление, внимание, память и навыки счёта, умение сравнивать и классифицировать предметы. Ведь даже самая увлекательная игра способна многому научить!
Незнайкина грамота : сборник образовательных игр для малышей. – М. : Бука, 1998. – 1 CD-ROM
Все игры сборника разрабатывались в тесном сотрудничестве со специалистами в области дошкольного воспитания на основе научных исследований и методических разработок. Подобранные игры охватывают практически всю сферу знаний, от арифметики до географии, с поправкой, конечно, на возраст. В то же время игры облечены в чрезвычайно «детскую» форму, так что во многих случаях образовательный элемент совершенно не заметен.
Весело и с интересом ваш ребёнок научится ориентироваться на плоскости, представлять различные пространственные положения объекта после его мысленного поворота, разовьёт координацию «глаз-рука», а заодно и мелкую мускулатуру рук и пальцев, быстроту реакции, внимание, логическое мышление, наблюдательность и сообразительность. Кратко перечислим игры:
1. «Качели» – понятия «равно», «тяжелее», «больше», «меньше». Навык – перетаскивание объекта мышкой.
2. «Колобок» – провести Колобка по дорожке. Навыки – перетаскивание объекта мышкой, координация и точность движения руки.
3. «Карнавал» – одеть кукол. Навык – отработка двойного щелчка мышью.
4. «Счёт» – счёт прямой, обратный, последовательный, нечётный ряд.
5. «Климат» – знакомство детей с картой земного шара.
6. «Карта» – запоминание некоторых обозначений на географической карте.
7. «Мазай» – развитие памяти, способности к предсказанию, логического мышления; движения на скорость.
8. «Морозко» – по появляющимся частям рисунка выбрать, кто же нарисован. Развитие памяти, выбор отличительных признаков объекта.
9. «Охота» – успеть «сфотографировать» зайчика. Развитие интуиции и скорости реакции.
10. «Клад» – запомнить, «куда» и «сколько» нужно сделать шагов, чтобы откопать клад. Развивает память, способность делать быстрые пометки на бумаге.
Тим и Тома в старом замке : Подготовка к школе / United Soft Media Verlag GmbH. – М. : Новый диск, 2005. – 1 CD-ROM. – (Тим и Тома ; вып. 7)
Увлекательная игра, рассчитанная на детей 5–7 лет, позволит дошкольникам освоить знания, которые помогут им успешно учиться в школе. В старом замке ребят ждёт встреча с загадочным волшебником, весёлыми принцессами, добрыми привидениями и другими сказочными персонажами. По дороге им предстоит разгадать множество загадок.
Исследуя вместе с героями диска таинственный старый замок, ребёнок сможет попутно приобрести или отработать навыки, связанные со следующими нужными для подготовки к школе вещами: знакомство с алфавитом, составление слов из букв и слогов, подбор рифм, словарные слова (русский язык); знакомство с простейшими геометрическими фигурами, числовые последовательности, сложение и вычитание в пределах 100, сравнение чисел (математика).
Грамотное сочетание весёлой, красочной игры и учебно-развивающего материала порадует как родителя, так и ребёнка.
Учим буквы : мультфильм с интерактивными играми / Студия BergSound, IDEX Creative Team. – М. : Новый диск, 2005. – 1 DVD. – (Готовимся к школе ; вып. 1)
Это первая обучающая программа из серии «Готовимся к школе», превращающая учёбу в увлекательное путешествие по сказке. В основе сюжета лежит история о капризном и беззаботном Зайчишке, который не только не хотел учить буквы, но и не понимал, зачем ему эта наука. По сути, новая программа представляет собой интерактивный букварь с обширными мультипликационными фрагментами. Помогая Зайчишке, ребёнок выучит буквы, научится складывать из них слова, а также писать печатными буквами и прописью.
Процесс проверки обучения осуществляется в программе в трёх независимых разделах: «Изучаем буквы», «Повторяем буквы» и «Составляем слова».
В первом разделе для каждой из букв русского алфавита показываются картинки с предметами, название которых начинается с этой буквы; демонстрируется правильное написание, после чего ребёнку из множества картинок предлагается выбрать правильные – соответствующие изучаемой букве. Таким образом, последовательно изучаются все 33 буквы. Второй раздел – для тех, кто прошёл первый уровень. Гораздо интересней угадывать буквы, прячущиеся в середине слова. Вставляя пропущенные буквы в слова, ребёнок повторяет и закрепляет пройденный материал. Третий раздел программы учит составлять из букв слова.
Учим цифры : Мультфильм с интерактивными играми / Студия BergSound, IDEX Creative team. – М. : Новый диск, 2005. – 1 DVD. – (Готовимся к школе ; вып. 2)
Второй выпуск серии «Готовимся к школе» посвящён основам математики. Диск содержит познавательный и увлекательный мультипликационный фильм, снятый в лучших традициях советской школы мультипликации.
Программа работает по такому же алгоритму, как и предыдущая. Её героями являются всё те же весёлые сказочные звери – Заяц, Филин и другие. Только на этот раз они познакомят ребёнка с цифрами и научат складывать и вычитать их. После этого «учителя» предложат ребятам закрепить свои знания, решая примеры – от самых простых, представленных в наглядной форме, до более сложных (заданий с двузначными числами).
Учимся читать / А. И. Синицын. – М. : Новый диск, 2005. – 1 CD-ROM
Программа-тренажёр в игровой форме познакомит ребёнка с буквами и научит читать. Авторы красочной развивающей игры взяли за основу методику показа букв с одновременным произнесением звуков. Благодаря данной методике у ребёнка не возникнет трудностей в составлении простых слов, и он с удовольствием начнёт читать.
Игровые задания будут интересны как малышам, которые только начинают изучать буквы, так и детям, которые уже немного знают алфавит. На первом этапе ребёнку предстоит познакомиться с буквами, затем – научиться отличать одни буквы от других и, наконец, составлять слова из букв и читать их.
Программа составлена с учётом особенностей восприятия детей дошкольного возраста – озвучена приятным женским голосом, выполнена в простых ярких цветах, текст написан крупным шрифтом. Все задания хорошо проиллюстрированы, снабжены приветливыми комментариями и подсказками.
Нельзя забывать о том, что всё хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Обязательно нужно помнить о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: в 3–4 года ребёнок может находиться у компьютера 15–20 минут, в 5–6 лет – 25 минут, в 7–8 – 30 минут. Слишком длительное нахождение за компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребёнка от виртуального мира.
В нашем отделе эти правила строго соблюдаются, что очень ценят родители. У многих дома есть компьютер, но нет возможности, а часто решимости «регулировать» своего ребёнка.
Конечно, предложения производителей по обучающим играм не заканчиваются только подготовкой к школе, есть игры, рассчитанные и на углублённое изучение школьных предметов, и на помощь в самостоятельном изучении некоторых из них. Но об этом мы поговорим в другом обзоре.